Тор м4 зенитный ракетный комплекс. Дивизионный автономный самоходный зенитный ракетный комплекс "тор"

Здоровье 19.07.2019
Здоровье

В начале февраля исполнилось 40 лет со дня выхода постановления Совмина СССР о разработке самоходного автономного зенитного ракетного комплекса 9К330 «Тор». За прошедшие годы было создано несколько модификаций этого ЗРК, используемых для защиты различных объектов и войск на марше. Кроме того, параллельно с системой «Тор» создавался частично унифицированный комплекс «Кинжал», предназначенный для вооружения кораблей военно-морского флота.

9К330 «Тор»


Головным разработчиком перспективного зенитного комплекса «Тор» был назначен НИЭМИ Минрадиопрома. Главным конструктором комплекса стал В.П. Ефремов, за разработку боевой машины 9А330 отвечал И.М. Дризе. Разработку зенитной управляемой ракеты 9М330 поручили МКБ «Факел», главным конструктором стал П.Д. Грушин. Кроме того, к созданию различных элементов зенитного комплекса привлекались некоторые другие предприятия оборонной, радиоэлектронной и т.д. промышленности.

Изменения характера предполагаемой войны сказались на требованиях к новому ЗРК. Комплексы для войсковой ПВО должны были бороться не только с самолетами и вертолетами противника. Список целей комплекса «Тор» дополнялся крылатыми ракетами, управляемыми бомбами и другими типами вооружения, пополнявшими арсеналы вероятного противника. Для защиты войск от подобных угроз требовалось использовать новые радиоэлектронные системы. Кроме того, со временем изменились требования по размерам возимого боекомплекта. В итоге было решено строить новый зенитный комплекс на основе гусеничного шасси. Такая базовая техника обеспечивала возможность боевой работы в одних порядках с танками и БМП. Одновременно с этим заказчику пришлось отказаться от требований относительно возможности пересечения водных преград вплавь.

Все основные агрегаты комплекса 9К330 размещались на боевой машине 9А330. В качестве основы для этой машины использовали шасси ГМ-355 Минского тракторного завода. На шасси разместили набор специального оборудования, а также поворотное антенно-пусковое устройство (башню) с набором антенн и пусковой установкой для зенитных ракет. За счет повышения требований по боевым возможностям массу машины 9А330 пришлось довести до 32 т. Тем не менее, 840-сильный дизельный двигатель обеспечивал подвижность на уровне существующих танков и БМП. Максимальная скорость комплекса «Тор» на шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода – 500 км.

На боевой машине 9А330 размещалась станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения (СН), специальная ЭВМ для обработки информации о целях и пусковая установка с восемью ячейками для ракет. Кроме того, на машине присутствовали системы навигации и топопривязки, газотурбинный электрогенератор, аппаратура жизнеобеспечения и т.д.

Для обнаружения целей ЗРК «Тор» использовал когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, работающую в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, расположенная на крыше антенно-пускового устройства обеспечивала одновременный обзор сектора шириной 1,5° по азимуту и 4° по углу места. Увеличение сектора обзора достигалось возможностью использования восьми положений луча по углу места, благодаря чему перекрывался сектор шириной 32°. Очередность обзора секторов определялась специальной программой бортовой ЭВМ.

Станция обнаружения целей могла работать в нескольких режимах. Основным был режим обзора окружающего пространства за 3 с. При этом нижняя часть зоны обзора за это время «осматривалась» дважды. В случае необходимости могли применяться и иные режимы работы СОЦ, в том числе с одновременным обзором нескольких угломестных секторов. Автоматика комплекса 9К330 могла отслеживать до 24 целей одновременно. Обрабатывая координаты обнаруженных целей в разные моменты времени, ЭВМ комплекса могла вычислять до 10 трасс. Информация о целях выводилась на соответствующий экран рабочего места командира машины.

СОЦ и связанная с ней автоматика позволяли засекать самолеты типа F-15 на высотах 30-6000 м на дальностях до 25-27 км (вероятность обнаружения не менее 0,8). Для управляемых ракет и бомб дальность обнаружения не превышала 10-15 км. Имелась возможность обнаружения вертолетов на земле (на дальности до 6-7 км) и в воздухе (до 12 км).

В передней чести башни комплекса «Тор» располагалась фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В обязанности этой системы входило сопровождение обнаруженной цели и наведение управляемых ракет. Антенна СН обеспечивала обнаружение и сопровождение цели в секторе шириной 3° по азимуту и 7° по углу места. При этом осуществлялось сопровождение цели по трем координатам и пуск одной или двух ракет с последующим их наведением на цель. В составе антенны станции наведения предусматривался передатчик команд для ракет.

СН могла определять координаты цели с точностью до 1 м по азимуту и углу места, а также около 100 м по дальности. При мощности передатчика на уровне 0,6 кВт станция могла перейти на автоматическое сопровождение цели типа истребитель на дальности до 23 км (вероятность 0,5). При подлете самолета на 20 км вероятность взятия на автосопровождение увеличивалась до 0,8. СН могла одновременно работать только по одной цели. Допускался пуск двух ракет по одной цели с интервалом 4 с.

При боевой работе на позиции время реакции комплекса составляло 8,7 с, при сопровождении войск и пуске ракеты с короткой остановки этот параметр увеличивался на 2 с. Перевод боевой машины из походного положения в боевое и обратно занимал около трех минут. На загрузку новых ракет в пусковую установку уходило порядка 18 минут. Загрузка боекомплекта осуществлялась при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т231.

Для поражения целей ЗРК «Тор» использовал ракету 9М330. Это изделие выполнено по схеме «утка» и оснащается цилиндрическим корпусом со складными рулями и стабилизаторами. Имея длину 2,9 м и стартовый вес 165 кг, такая ракета несла осколочно-фугасную боевую часть весом 14,8 кг. Интересной особенностью ракет комплекса 9К330 был запуск прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пускового контейнера. Восемь ракет загружались в пусковую установку при помощи транспортно-заряжающей машины.

Ракета 9М330 со скоростью 25 м/с выстреливалась из пусковой установки пороховым зарядом. Затем вертикально стартовавшая ракета производила доворот в сторону цели, запускала маршевый двигатель и направлялась в заданном направлении. Для склонения ракеты на заранее установленный угол (необходимые данные вводились в систему управления ракеты непосредственно перед пуском) использовался газогенератор с набором сопел. Примечательно, что подобный газовый двигатель использовал те же приводы, что и аэродинамические рули. Через одну секунду после старта или при отклонении на 50° от вертикали ракета запускала маршевый двигатель. На дальности 1,5 км от пусковой установки изделие 9М330 развивало скорость до 800 м/с.

Вертикальный старт ракеты с включением двигателя после выхода из пусковой установки и склонения в сторону цели позволила с большей эффективностью использовать возможности твердотопливного двигателя. Поскольку двигатель включается, когда ракета уже наклонилась в нужном направлении, весь его импульс используется для разгона ракеты на почти прямой траектории без значительного маневрирования, связанного с потерей скорости.

За счет оптимизации работы двигателя удалось довести максимальную высоту поражения цели до 6 км и максимальную дальность до 12 км. При этом обеспечивалась возможность атаки цели, летящей на высотах от 10 м. На подобных высотах и дальностях обеспечивалось уничтожение аэродинамических целей, движущихся со скоростью до 300 м/с. Цели со скоростью до 700 м/с можно было атаковать на дальностях не более 5 км и высотах до 4 км.

Обнаружение цели и подрыв боевой части осуществлялся при помощи активного радиовзрывателя. Ввиду необходимости эффективной работы на малых высотах радиовзрыватель мог определять цель на фоне подстилающей поверхности. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77, для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Первый прототип зенитного ракетного комплекса 9К330 «Тор» был построен в 1983 году. В декабре того же года на Эмбинском полигоне начались испытания новой боевой машины. Испытания продлились около года, после чего разработчики занялись доработкой систем и исправлением выявленных недостатков. Постановление Совмина о принятии нового зенитного комплекса на вооружение вышло 19 марта 1986 года.

К серийному производству новой техники были привлечены несколько предприятий. Гусеничные шасси поставлялись Минским тракторным заводом, управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе. Различные комплектующие поставлялись массой иных предприятий. Общей сборкой боевых машин 9А330 занимался Ижевский электромеханический завод.

Серийные комплексы «Тор» сводились в зенитные полки дивизий. В составе каждого полка имелись полковой пункт управления, четыре зенитные батареи, а также подразделений обслуживания и обеспечения. Каждая батарея включала в себя четыре боевые машины 9А330 и батарейный командный пункт. В течение нескольких первых лет службы ЗРК «Тор» использовались совместно с полковыми и батарейными пунктами управления ПУ-12М. Кроме того, на полковом уровне могла применяться машина боевого управления МА22 в связке с машиной сбора и обработки информации МП25. Командный пункт полка мог использовать РЛС типа П-19 или 9С18 «Купол».

Предполагалось, что ЗРК 9К330 будут работать в составе батарей, защищая объекты или войска на марше. При этом, однако, не исключалось использование комплексов «Тор» с централизованным управлением с полкового командного пункта. Структура систем управления определялась в соответствии с предполагаемыми задачами.

9К331 «Тор-М1»

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Целью обновления было повышение боевых и эксплуатационных характеристик комплекса путем использования новых систем и компонентов. К разработке обновленного проекта были привлечены организации, участвовавшие в создании базовой версии «Тора».

При разработке проекта «Тор-М1» серьезным обновлениям подверглись все элементы комплекса и в первую очередь боевая машина. Модернизированный вариант боевой машины получил обозначение 9А331. При сохранении общих особенностей конструкции были введены новые блоки оборудования и заменены некоторые имеющиеся. Машина 9А331 получила новую двухпроцессорную вычислительную систему с большей производительностью. Новая ЭВМ имела два целевых канала, защиту от ложных целей и т.д.

Модернизированная СОЦ имела трехканальную цифровую систему обработки сигналов. Такое оборудование позволило улучшить характеристики подавления помех без использования дополнительных средств анализа помеховой обстановки. В целом, РЛС комплекса 9К331 имеют более высокую помехозащищенность в сравнении с системами базового 9К330.

Была модернизирована станция наведения, «освоившая» новый тип зондирующего сигнала. Целью такого обновления было повышение характеристик СН с точки зрения обнаружения и сопровождения зависающих вертолетов. К телевизионно-оптическому визиру был добавлен автомат сопровождения цели.

Важнейшим нововведением проекта «Тор-М1» стал т.н. ракетный модуль 9М334. Этот агрегат состоит из транспортно-пускового контейнера 9Я281 с четырьмя ячейками и управляемых ракет. Модуль весом 936 кг предлагалось перевозить на транспортных машинах и загружать в пусковую установку боевой машины. Машина 9А331 имела место для установки двух таких модулей. Использование ракетных модулей 9М334 значительно упростило эксплуатацию зенитного комплекса, а именно облегчило перезарядку пусковой установки. На загрузку двух ракетных модулей при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т245 требуется около 25 минут.

Для комплекса «Тор-М1» была разработана зенитная управляемая ракета 9М331. Ракеты моделей 9М330 и 9М331 отличались только характеристиками боевой части. Новая ракета получила доработанную боевую часть с повышенными поражающими характеристиками. Все остальные агрегаты двух ракет были унифицированы. Ракеты двух типов могли использоваться как новыми ЗРК «Тор-М1», так и существующими «Тор». Также обеспечивалась совместимость ракет с корабельным комплексом «Кинжал».

В батареях с ЗРК 9К331 предлагалось использовать унифицированные батарейные командные пункты 9С737 «Ранжир» на самоходном шасси. Такие машины оснащаются набором специального оборудования, предназначенного для приема информации о воздушной обстановке, обработки полученных данных и выдачи команд боевым машинам зенитных комплексов. На индикаторе оператора пункта 9С737 выводилась информация о 24 целях, обнаруженных связанной с «Ранжиром» радиолокационной станцией. Сведения еще о 16 целях командный пункт получает от боевых машин батареи. Самоходный командный пункт может своими силами обрабатывать данные о целях и выдавать команды боевым машинам.

Машина 9С737 «Ранжир» построена на шасси МТ-ЛБу и управляется расчетом из четырех человек. На развертывание всех средств командного пункта требуется около 6 минут.

Государственные испытания обновленного ЗРК «Тор-М1» начались в марте 1989 года. До конца года на Эмбинском полигоне были проведены все необходимые работы, после чего комплекс рекомендовали к принятию на вооружение. Комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. Тогда же началось серийное производство, которое, по известным причинам, шло со сравнительно малыми темпами.

В ходе испытаний было выявлено, что «Тор-М1» с точки зрения боевых качеств имеет только два основных отличия от базового «Тора». Первое – возможность одновременного обстрела двух целей, в том числе двумя ракетами каждой. Второе отличие заключалось в сокращении времени реакции. При работе с позиции оно сократилось до 7,4 с, при стрельбе с короткой остановкой – до 9,7 с.

Первые несколько лет ЗРК «Тор-М1» производились в ограниченных количествах только для вооруженных сил России. В начале девяностых появился первый экспортный контракт. Первым зарубежным заказчиком стал Китай. В 1999 году первые комплексы «Тор-М1» были переданы Греции.

Известно о создании нескольких вариантов комплекса 9К331 на различных базах. Так, боевая машина «Тор-М1ТА» должна была строиться на основе грузовых автомобильных шасси. Комплекс «Тор-М1Б» мог базироваться на буксируемом прицепе. «Тор-М1ТС» разрабатывался в качестве стационарной зенитной системы.

С 2012 года вооруженные силы получают обновленный вариант зенитного комплекса под обозначением «Тор-М1-2У». Планировалось, что такие боевые машины со временем заменят в войсках технику предыдущих модификаций. В некоторых источниках ранее утверждалось, что ЗРК «Тор-М1-2У» способен поражать до четырех целей одновременно.

«Тор-М2Э»

Дальнейшим развитием зенитных комплексов семейства «Тор» стал «Тор-М2Э». Как и ранее, комплекс при обновлении получил новые узлы и агрегаты, что соответствующим образом сказалось на его характеристиках. Кроме того, любопытным нововведением проекта стало использование колесного шасси. Выпускаются боевые машины 9А331МУ и 9А331МК на гусеничном и колесном шасси соответственно.

Одним из главных средств повышения характеристик стала новая щелевая фазированная антенная решетка станции обнаружения целей. Кроме того, теперь для обнаружения целей может использоваться новая оптико-электронная система. За счет серьезного обновления радиоэлектронного оборудования получилось значительно повысить число одновременно отслеживаемых целей и трасс. Автоматика комплекса «Тор-М2Э» может одновременно обрабатывать до 48 целей и рассчитывать 10 трасс, распределяя их по опасности. Станция наведения теперь может обеспечивать атаку четырех целей одновременно при помощи восьми ракет.

Как и ранее, радиолокационные станции и ЭВМ боевой машины могут работать как во время движения, так и на остановках. Поиск ракет выполняется только с места или с коротких остановок. Автоматика имеет т.н. конвейерный режим работы. В таком случае целевой канал после завершения наведения ракеты на цель сразу используется для атаки следующей цели. Очередность атаки целей определяется автоматически, в соответствии с их характеристиками и опасностью.

Боевые машины ЗРК «Тор-М2Э» могут работать совместно в режиме «звено». Две машины такого типа могут обмениваться данными о воздушной обстановке. В таком случае СОЦ двух машин обозревают и контролируют зону большей площади. Поражение обнаруженной цели производится боевой машиной, имеющей наиболее выгодное положение. Кроме того, «звено» сохраняет работоспособность при неполадках с СОЦ одной из боевых машин. В таком случае обе машины используют данные с одной радиолокационной станции.

От «Тора-М1» новый комплекс перенял антенно-пусковое устройство с гнездами для установки ракетных модулей 9М334. Каждая боевая машина перевозит по два таких модуля с четырьмя ракетами 9М331 в каждом. За счет использования уже освоенных ракет характеристики комплекса «Тор-М2Э» остаются примерно на том же уровне, что и в случае с «Тор-М1», однако с поправкой на более совершенное радиоэлектронное оборудование.

Совершенствование электроники позволило заметно поднять максимальные значения дальности и высоты атакуемой цели. Так, цель, летящая со скоростью до 300 м/с, может быть поражена на расстоянии до 12 км и высоте до 10 км. Цель со скоростью до 600 м/с может быть сбита на высотах до 6 км и дальности до 12 км.

В качестве базы для боевой машины 9А331МУ используется гусеничное шасси ГМ-335. 9А332МК базируется на колесном шасси МЗКТ-6922 производства Минского завода колесных тягачей. По желанию заказчика все оборудование зенитного комплекса может устанавливаться на колесном или гусеничном шасси. Все отличия боевых машин в таком случае заключаются только в характеристиках подвижности и особенностях эксплуатации.

Для расширения списка возможных шасси была создана модификация комплексом под обозначением «Тор-М2КМ». В таком случае все агрегаты зенитного комплекса монтируются в модуле, который может быть установлен на любом подходящем шасси, в первую очередь колесном. В 2013 году на аэрокосмическом салоне МАКС демонстрировался образец ЗРК «Тор-М2КМ» на базе грузовика TATA индийского производства с колесной формулой 8х8. Основой для такого комплекса могут быть и иные грузовики.

По данным справочника The Military Balance 2014, в настоящее время на вооружении России имеется не менее 120 зенитных ракетных комплексов семейства «Тор». В настоящее время эта техника эксплуатируется в составе войсковой ПВО вместе с другими комплексами аналогичного назначения. Помимо «Торов» на вооружении состоят комплексы ближнего действия «Стрела-10» и «Оса» разных модификаций. Кроме того, в составе войсковой ПВО имеются комплексы большей дальности, благодаря чему создается эшелонированная система защиты от авиации противника.

Производство и эксплуатация зенитных комплексов семейства «Тор» продолжается. Ведется постепенное пополнение зенитных подразделений новыми боевыми машинами с повышенными характеристиками. Кроме того, комплексы новых модификаций поставляются зарубежным государствам. Так, еще в 2013 году военные Республики Беларусь получили три батареи комплексов «Тор-М2», что позволило сформировать первый дивизион. Производство и поставки систем семейства «Тор» продолжаются. Являясь одними из самых новых комплексов своего класса, «Торы» будут оставаться на вооружении в течение нескольких следующих десятилетий.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Анализ хода вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно показывает возрастающую роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях именно применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Этому способствует стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, новые системы прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить: авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее передовые в технологическом отношении государства активно разрабатывают перспективные системы ПВО. Начиная от тактических комплексов малой дальности, непосредственно прикрывающих войсковые соединения, до стратегических моделей, способных уничтожать воздушные цели на удалении в сотни километров.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, и российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был представлен Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2019 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» - тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой - чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Технические характеристики «Тор-М2У»

Максимальная дальность поражения, км 12
Минимальная дальность поражения, м:
— на высоте 10 метров
— на высоте более 100 метров
1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10 g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания комплекса, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
— по шоссейным дорогам
— по грунтовым дорогам
до 80
до 30
Запас хода по топливу, км 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия:
— температура, °С
— влажность, %
— высота над уровнем моря, м
— скорость ветра, м/с
±50
98
до 3000
до 30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» во вторник, 22 сентября, рассказал о проведении успешных испытаний зенитно-ракетного комплекса малой дальности действия «Тор-М2У» при стрельбе в движении. Испытательные стрельбы с гусеничной машины 9А331МУ из состава ЗРК «Тор-М2У» проводились в Астраханской области. Сообщается, что машины комплекса двигались со скоростью 25 км/ч по степной проселочной дороге. Не останавливаясь, ЗРК «Тор-М2У» смог обнаружить ракету-мишень «Саман», взял ее на автосопровождение, после чего сбил ракету-мишень на удалении более 8 км.

Проведенные в Астраханской области испытания доказали возможность стрельбы с комплекса, находящегося в движении. В итоге это должно дать ЗРК очень важное с точки зрения тактики преимущество, которое в итоге позволит ЗРК «Тор-М2У», сопровождающим военные колонны, отражать воздушные налеты противника в движении. До недавнего времени прикрытие находящихся на марше войск данным комплексом было возможным лишь с короткой остановки, об этом журналистам рассказал Павел Созинов, занимающий пост генерального конструктора концерна.

ЗРК «Тор» (по натовской кодификации SA-15 Gauntlet «Латная рукавица») - это советский и российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, основное предназначение которого - решение задач противовоздушной и противоракетной обороны войск и объектов на уровне дивизионного звена. Комплексы ПВО «Тор» в различных модификациях находятся на вооружении зенитных подразделений ПВО Сухопутных войск с середины 1980-х годов. При этом за минувшие 30 лет данные комплексы неоднократно подвергались модификациям. Комплексы «Тор-М2У» предназначены для организации противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в районах их сосредоточения, во время ведения боевых действий и на марше, защиты узлов связи и командных пунктов, мостов, аэродромов, радиотехнических средств и т.д. от самолетов, вертолетов, радиоуправляемых ракет, корректируемых и планирующих авиационных бомб, БЛА и других элементов современного высокоточного .

Чтобы ЗРК «Тор» не отставали от прикрываемых ими подразделений сухопутных войск, они изначально монтировались на гусеничное шасси, что обеспечивало ЗРК возможность следовать за прикрываемыми частями практически по любому бездорожью. Но вот стрелять на ходу до недавнего времени российские «Торы» не могли. Если существовала опасность воздушного удара противника по колонне войск, совершающей марш, то ЗРК должны были остановиться и ждать, чтобы без проблем провести ракетные стрельбы по обнаруженным целям. В это время сопровождаемая ими колонна могла отойти достаточно далеко, а эффективность ее прикрытия при этом снижалась.

«Научить» ЗРК вести стрельбу в движении оказалось делом далеко не самым простым. Во всяком случае, ни один современный зенитно-ракетный комплекс в мире этого делать не умеет. Поэтому конструкторы концерна «Алмаз-Антей» смогли разрешить, казалось бы, нерешаемую ранее задачу. Благодаря их усилиям «Тор-М2У» в состоянии, не останавливаясь, прикрывать армейские части и подразделения на всем пути их следования к обозначенному местам развертывания и дислокации. При проведении испытаний на полигоне Капустин Яр были задействованы средства и силы самого полигона, а также учебного центра Ижевского электромеханического завода (ИЭМЗ) «Купол», где и изготавливаются сегодня ЗРК «Тор».

Ян Новиков, генеральный директор концерна «Алмаз-Антей», в состав которого входит ИЭМЗ «Купол», отметил, что в рамках проведенных испытаний удалось на практике подтвердить: возможность обнаружения и взятия цели на автоматическое сопровождение в движении; точность и качество сопровождения воздушных целей в движении; безударность выхода зенитной ракеты из контейнера и целый ряд иных технических параметров. По словам генерального конструктора Павла Созинова, специалистам концерна удалось вывести комплекс «Тор» на качественно новый технический уровень своего развития.

Все комплексы ПВО семейства «Тор» используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая была разработана специалистами МКБ «Факел». Данная ЗУР специально создавалась для эффективного перехвата малоразмерных и активно маневрирующих в полете воздушных объектов. Помимо базового варианта размещения боевых средств зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2У» на гусеничном шасси, на рынке предлагаются и другие варианты размещения. В частности на авиасалонах МАКС неоднократно, начиная с 2007 года, демонстрировался вариант комплекса с размещением на колесном шасси повышенной проходимости, базой в этом случае выступало колесное шасси МЗКТ-6922. Использование данного шасси позволяет улучшить условия обитаемости расчета, а также повысить эксплуатационные характеристики комплекса на дорогах с твердым покрытием. Помимо этого, был представлен и вариант комплекса в модульном исполнении, который получил обозначение «Тор-М2КМ».

Разработанный концерном ПВО «Алмаз-Антей» комплекс «Тор-М2У» относится к комплексам противовоздушной обороны малой дальности нового поколения. Комплекс может использоваться для организации ПВО танковых и мотострелковых войск на марше, важных военных и государственных объектов от воздушного нападения противника в пределах своей зоны поражения, в любое время суток днем и ночью, а также в сложной помеховой и метеорологической обстановке. ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение российской армии в 2012 году. Комплекс в состоянии одновременно поражать 4 воздушных цели, находящихся на высоте до 10 километров, 4 зенитными ракетами.

ЗРК «Тор-М2У» в состоянии эффективно бороться на малой дальности со всеми существующими типами современных средств воздушного нападения, в том числе интенсивно маневрирующими, малоразмерными, низколетящими, а также выполненными с использованием технологии «стелс». Комплекс не имеет аналогов среди российских и иностранных ЗРК в данном классе. Высокая степень автоматизации работы позволяет комплексу обнаруживать и ранжировать по степени представляемой опасности 48 воздушных целей. По сравнению с предыдущей версией ЗРК «Тор-М1», количество управляемых ракет, одновременно обстреливающих воздушные цели, удалось увеличить с двух до четырех. Помимо этого более чем на четверть удалось поднять дальность обнаружения воздушных целей (с 25 км до 32 км), а также дальность их поражения (с 12 до 15 км).

Благодаря практически полной автоматизации этот современный ЗРК малой дальности очень эффективен. Боевому расчету комплекса остается только принять решение по уничтожению наиболее опасных объектов воздушного нападения, среди обнаруженных комплексом целей, которые по различным критериям отбираются самой боевой машиной. Такая возможность была реализована с помощью применения современной вычислительной системы. К одним из главных преимуществ комплекса перед иностранными аналогами относят также минимальное время реакции ЗРК, его развертывания, а также возможность уйти из-под возможной атаки со стороны противника. Благодаря достаточно высокой мобильности удается минимизировать риски, как для самого комплекса, так и для его экипажа. Помимо этого, ЗРК «Тор» довольно легко интегрируются в существующие сегодня системы противовоздушной обороны, сохраняя при этом возможность самостоятельного, полностью автономного применения данного зенитно-ракетного комплекса.

В настоящее время ЗРК «Тор» пользуются устойчивым спросом на международном рынке и находятся на вооружении многих армий на планете. В частности Греция, Китай, Египет, Венесуэла и Иран имеют на вооружении данные комплексы ПВО. А то, что комплекс получил возможность поражать воздушные цели, находясь в движении, в перспективе только добавить ему популярности на международной арене. Поставляются обновленные комплексы и в российскую армию. Так уже 23 сентября 2015 года появилась информация о том, что подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа, размещенные на островах Курильской гряды, заступили на боевое дежурство на новых ЗРК «Тор-М2У». Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на штаб Восточного военного округа. «В настоящее время дежурство по противовоздушной обороне организовано в составе двух батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2У». Всего в составе российских вооруженных сил находится более 120 комплексов «Тор».

Источники информации:
http://www.rg.ru/2015/09/23/raketi.html
http://army-news.ru/2014/08/tor
http://www.interfax.ru/russia/468606
http://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie_i_voennaya_tekhnika/tor_m2u_nauchili_otrazhat_avianalety_v_dvizhenii_ne_delaya_ostanovok
http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/novosti_vpk/oao_izhevskij_ehlektromekhanicheskij_zavod_kupol_primet_uchastie_v_mezhdunarodnoj_vystavke_kadex_2014/2-1-0-1396

Вступление

Появление нового поколения высокоточного оружия - одна из основных тенденций современного этапа развития вооружений. В числе таких средств поражения - ракеты, управляемые авиационные бомбы, дистанционно пилотируемые летательные аппараты, а так же современные скоростные высоко манёвренные самолёты действующие на малых высотах. Адекватным ответом стали высокоточные зенитные средства, способные уничтожать такие цели. При разработке зенитной ракетной системы особое внимание уделяется автоматизации процессов боевой работы, применению новых средств разведки воздушных целей, поражению целей в минимальные сроки.

Зенитный комплекс ТОР

По техническому заданию зенитная ракетная система ТОР, как средство противовоздушной обороны малой дальности, предназначалось для борьбы с различными типами высокоскоростных маневрирующих воздушных целей действующих на предельно малых и средних высотах.
Боевая машина ТОР оснащена комплексом радиоэлектронного оборудования в составе двух радиолокационных станций кругового обзора с системой опознавания государственной принадлежности и сопровождения целей. А так же оптико - электронной системой обнаружения и сопровождения целей на дальности до двадцати километров. Быстродействующая бортовая вычислительная система предназначена для автоматической оценки степени угрозы, выбора приоритетных целей для обстрела. Высокая степень автоматизации обеспечивает автономную работу боевой машины в автоматическом режиме. Все средства и системы размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости, разработанном минским тракторным заводом. Оно унифицировано с шасси зенитного пушечно - ракетного комплекса ТУНГУСКА. ТОР весит в боевом положении не более тридцати двух тонн.
Твёрдотопливная зенитная ракета вертикального пуска имеет аэродинамическую схему утка. Она размещается в ракетном отсеке боевой машины по четыре ракеты с каждой стороны башни и стартует из него. Вертикальный старт ракеты осуществляется пороховой катапультой с последующим разворотом в направлении цели газодинамической системой, совмещённой с аэродинамическими рулями. Это обеспечивает высокий коэффициент полезного действия двигателя, который запускается на высоте около двадцати метров от земли.


Цели поражаются осколочно - фугасной боевой частью с активным радиовзрывателем. Он обеспечивает подрыв боевой части с учётом скорости и высоты полёта цели это позволяет создать правильную конфигурацию и направление полёта осколочного поля. Это обеспечивает максимальную вероятность накрытия цели и её поражения.
ТОР образца восемьдесят четвёртого года позволял поражать цели летящие со скоростью триста метров в секунду в диапазоне высот 10 - 6000 метров на дальностях то полутора до двенадцати километров. Период реакции от момента обнаружения цели до старта ракеты не превышало двенадцать секунд. Время перевода зенитного комплекса в боевое положение три минуты. Заряжание комплекса ТОР при помощи транспортно заряжающей машины составляет восемнадцать минут.

По фотографиях видно что форма антенны меняется в зависимости от модификации

Зенитный комплекс ТОР-1М

В девяносто первом году появился модернизированный зенитный комплекс ТОР-М1. В состав комплекса входит УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР. Ракеты стали располагаться в специальных сменных модулях на четыре ракеты, что ускорило перезарядку комплекса.

На верхних фотографиях УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР выполненный на базе лёгкого бронированного тягача. На нижней фотографии ракетный модуль на четыре ракеты.

Новая боевая часть обеспечивала более надёжное поражение цели. Новый ТОР был оснащён двухпроцессорной вычислительной системой повышенной производительности. А так же усовершенственой помехозащищённой радио радиолокационной системой на новой элементной базе и средствами автоматизации боевой работы. Минимальная дальность стрельбы уменьшилась с полутора до одного километра. Время реакции уменьшилась с двенадцати до восьми секунд.

Зенитный комплекс ТОР-2

С учётом различных условий эксплуатации на основе базового варианта боевой машины ТОП-М1 с гусеничным шасси была разработана её колёсная модификация в самоходном, буксируемом и стационарном варианте. Теперь основу зенитной системы составляет автономный боевой модуль 9А331МК-1.

Он способен выполнять те же задачи, что и предыдущие комплексы семейства «Тор». И предназначен для защиты важных объектов от удара с воздуха в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Кроме того, вероятно, сохранена возможность сопровождения и противовоздушной обороны войск на марше. Последний вариант зенитного комплекса ТОР-М2КМ состоит из следующих компонентов: автономного боевого модуля 9А331МК-1, зенитного ракетного модуля 9М334, транспортно-заряжающей машины 9Т224К, мастерских технического обслуживания, комплектов запасных частей и такелажного оборудования.
Станция обнаружения целей зенитного ракетного комплекса Тор-М2КМ способна одновременно обрабатывать до сорока восьми целей, десять из которых можно взять на сопровождение с автоматическим определением приоритета. Аппаратура комплекса может наводить ракеты на четыре цели одновременно. Радиолокационная станция комплекса Тор-М2КМ способна находить цели на дальностях до тридцати двух километров. Поражение целей производится на дальностях от одного до пятнадцати километров на высотах в пределах от десяти до десяти тысяч метров. Максимальная скорость атакуемой цели – семьсот метров в секунду. Боевой модуль имеет боекомплект из восьми управляемых ракет 9М331МК-1. На пуск первой ракеты после обнаружения цели (время реакции) уходит не более восьми секунд.

Предназначена для эффективного прикрытия войск, войсковых и административно-промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего от высокоточного оружия (ВТО), а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Мобильная всепогодная система ближнего действия "Тор" осуществляет противовоздушную оборону войск в подвижных формах боя и на марше, а также в районах сосредоточения, защиту наиболее ответственных войсковых объектов (командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов).
Основным элементом ЗРС "Тор" является боевая машина (БМ), в состав которой входят:

Трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) совместно с наземным радиолокационным запросчиком;

Радиолокационная станция сопровождения целей и наведения с фазированной антенной решеткой и системой электронного управления лучом;

Дублирующий телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

Быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;

Аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты (пульт управления) командира боевой машины и операторов;

Система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;

Аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);

Зенитные управляемые ракеты в групповых транспортно-пусковых контейнерах (два контейнера по четыре ЗУР в каждом);

Источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя самоходного шасси;

Аппаратура жизнеобеспечения экипажа;

Вспомогательная аппаратура.

ЗРС "Тор" размещается на одном гусеничном шасси и представляет собой компактную, функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автоном-но или в составе системы ПВО выполнять боевую задачу на всем протяжении современного боя без дополнительной заправки и заряжания и при этом обеспечить круглосуточное (при дозаправке топливом) всепогодное боевое дежурство и сопровождение войск в бою или на марше.
Транспортируется всеми видами транспорта, включая воздушный.

РЛС обнаружения обеспечивает многопарциональный, трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом. Предусмотрены повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной частотной модуляцией, а также режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале.

Применение цифровой обработки сигнала позволяет обеспечить надежную работу в сложных условиях пассивных (естественных и преднамеренных) помех, а также обнаружение как скоростных, так и малоподвижных (до 10 м/с) целей без "слепых скоростей" при непосредственном влиянии подстилающей поверхности.

Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия боевых решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями.

РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных средств.

РЛС сопровождения импульсно-доплеровского типа для обеспечения устойчивого перехода на автосопровождение целей, в том числе скоростных и малоразмерных, снабжена малоэлементной фазированной антенной решеткой. Такое построение антенной системы позволяет обеспечить практически мгновенный (0,6 - 0,8 с) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел целей в секторе ФАР.

Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая моноимпульсная со сжатием импульсов и быстрым преобразованием Фурье обеспечивает не только высокие показатели точности и помехозащиты, но и распознавание класса цели для оптимизации режимов работы системы наведения оружия и боевого снаряжения ракеты.

Ракета (ЗУР) комплекса "Тор" твердотопливная с максимальной скоростью 850 м/с и маневренностью до 300 м/с2 .

Старт ракеты - вертикальный. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР на высоту 15 - 20 м, затем происходит склонение ракеты в сторону цели, после чего запускается маршевый двигатель. На ПУ в постоянной готовности находятся восемь ракет.

Боевое снаряжение ракеты состоит из адаптируемого к условиям боевого применения радиовзрывателя и боевой части осколочно-фугасного типа.

Управление ракетой - радиокомандное. Оно начинается с входом ЗУР в луч ФАР и заканчивается в момент встречи с целью.

Сочетание высокой точности наведения и могущества боевой части позволяют с высокой эффективностью поражать широкий класс целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 10 ед. и малоуязвимых.

ЗРС "Тор" обеспечивает высокую эффективность отражения массированных (в том числе "звездных") налетов противника при высокой степени устойчивости системы ПВО.

Транспортировка, хранение и старт из ПУ боевой машины обеспечиваются транспортно-пусковым модулем (ТПМ) многоразового применения.

В состав комплекса входят боевые средства - боевая машина 9А331 и зенитная ракета 9М330.

Технические средства включают:

Транспортно-заряжающую машину 9Т244;

Транспортную машину 9Т245;

Машины технического обслуживания 9В887;

Комплект такелажного оборудования 9Ф116;

Машину группового комплекта ЗИП 9Ф339;

Автономный электронный тренажер операторов боевой машины 9Ф678.

Кроме того, на базах и арсеналах имеются комплект технологического оборудования 9Ф117 и контрольно-испытательная станция 9В98.

Боевая работа ЗРС "Тор" осуществляется по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения ЗУР Станция обнаружения целей в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цель. Вычислительные средства боевой машины проводят анализ воздушной обстановки, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения. На месте или на короткой остановке станция наведения производит захват цели на ав-тосопровождение, определяет момент запуска ЗУР, выдает команду на ее запуск, захватывает ракету на автосопровождение и автоматически по радиокомандам наводит ее на цель. Для эффективного поражения цели станция наведения осуществляет и управление боевым снаряжением ракеты. Она выдает на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабаты-вания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью и таким образом обеспечивает оптимальное накрытие воздушной цели осколками боевой части. В случае промаха происходит самоликвидация ракеты.

ЗРС "Тор-М1" является модернизированной ЗРС "Тор", обеспечивающей поражение одновременно двух целей, повышение эксплуатационных характеристик за счет размещения ракет в четырехместном транспортно-пусковом контейнере и повышение общей надежности боевой машины, а также совершенствование программного обеспечения и модернизации отдельных систем боевой машины, введение сопряжения с батарейным командным пунктом 9С737М «Ранжир-М1».

ЗРС Тор-М1" имеет ряд преимуществ по сравнению с предшествующими аналогами. Так, в отличие от ЗРС Тор", входящая в состав ЗРС "Тор-М1" боевая машина 9А331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована современная трехканальная система обработки сигналов.

Существенно усовершенствована станция наведения. Система ведет стрельбу как ракетой 9М331, так и ЗУР 9М330. Пуск ракет производится из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых модулей. Вес каждого модуля 936 кг. Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину.

Шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на БМ 9А331 заменено на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.

Зона поражения ЗРС "Тор-М1" примерно такая же, как и у ЗРС "Тор", однако каждая БМ ЗРС Тор-М1" может вести одновременно стрельбу по двум целям.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны конструктивные модификации боевых средств ЗРК - контейнерный, буксируемый и колесный варианты.

Эти модификации ЗРС обладают теми же тактико-техническими характеристиками, исключая мобильность, но несколько дешевле самоходной базовой.

Средства ЗРС "Тор-М1" могут использоваться не только при ведении боевых действий. Многие важные промышленные, особенно экологически опасные объекты (например, АЭС, нефтеносные поля и др.) целесообразно защищать от угрозы терроризма и в мирное время.

ЗРС "Тор-М1" экспортируется в ряд зарубежных стран, где она получила заслуженное признание.

Автономный тренажер операторов боевой машины ЗРК "Тор-М1" (9Ф678) обеспечивает:

Обучение личного состава БМ эксплуатации боевых средств в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе в помехах;

Поддержание постоянной боевой готовности расчетов без применения БМ и авиации;

Объективный контроль функционального состояния операторов.

В тренажере эргономика рабочего места расчета воспроизведена полностью.

Основными средствами тренажера являются:

Датчик воздушной обстановки;

Имитационная аппаратура;

Заимствованная аппаратура БМ 9А331-1 без высокочастотной части с рабочими местами для номеров расчета.

Радиотехническая аппаратура размещается в кузове К4-4320. В передней части расположен главный пульт заимствованной аппаратуры боевой машины с рабочими местами тренируемого расчета.

Тренажер позволяет имитировать разнообразную сложную воздушную
обстановку:

Массированные налеты;

Применение любых современных и перспективных средств воздушного нападения;

Радиоэлектронное противодействие;

Сложные метеоусловия.

Количество имитируемых одиночных целей составляет от 0 до 15, групповых - от 3 до 5 (с числом целей в группе 3 - 5).

Возможны различные варианты тактического построения имитируемых целей и виды их маневра.

Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет создать дуэльный режим имитации боя.

Оценка работы операторов боевых машин ЗРК "Top-M1" автоматизированная.

Для отработки операций алгоритмов работы механиков-водителей ГМ 355, ГМ 355А2 создан тренажер 2У453. В его состав входят рабочее место механика-водителя, стойка аппаратурная, табло индикации операций и «подсказки», комплекты кабелей и ЗИП. Тренажер обеспечивает отработку шести алгоритмов работы механика-водителя в реальном и ускоренном в 10 раз масштабах времени, имитацию 11 неисправностей и других операций.

Основные характеристики:

Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт.

Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление)

Дальность обнаружения целей СОЦ, км

Дальность сопровождения целей, СН, км

Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с

Зона поражения, км:

по дальности

по параметру

Вероятность поражения одной ЗУР

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

Среднее время реакции при стрельбе, с:

с позиции (на стоянке)

с короткой остановки

Минимальное время реакции, с

Средняя скорость полета ЗУР, м/с

Способ наведения

радиокомандный

радиокомандный

Аэродинамическая схема ЗУР

Масса ракеты, кг

Масса боевой части, кг

Канальность по цели

Канальность по ЗУР

Время развертывания (свертывания), мин.

Способ заряжания боевой машины

одиночными ЗУР

модулями по 4 ЗУР

Время заряжания ракет, мин.

Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт.

Максимальная скорость движения, км/ч

Сопрягается с БКП

Боевой расчет, чел.

Год принятия на вооружение



Рекомендуем почитать

Наверх