Тарасов николай лазаревич. «Московский любовный треугольник»: какие тайны хранит Спиридоновка Спасение московского художественного

Диеты 29.06.2019
Диеты

Никола́й Ла́заревич Тара́сов (1882 - октябрь 1910, Москва) - меценат, нефтепромышленник–миллионер, московский щёголь и ловелас.
Прославился как меценат. В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов одолжил деньги Немировичу–Данченко, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис.
Николай Лазаревич Тарасов - представитель до безумия богатого армяно–черкесского рода. И при всем том щеголь, богема, спортсмен и любитель прогресса (имел самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле. Немирович–Данченко писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел».

Если бы не богатство, которое губило Тарасова тем, что он ничего не должен был делать, он был бы жизнеспособнее. А одного жизнелюбия, чтобы жить, ему не хватало. Он никому не верил - ни друзьям, ни женщинам, за всяким их отношением к себе видел один стимул - своё богатство.

Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из–за «любовного треугольника».
Его бывшая любовница, актриса Оленька Грибова просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлёва (по его же просьбе), который сильно проигрался в карты. Юнкер обещал застрелиться если Оленька не попросит или Тарасов не даст денег. Ибо карточный долг - вопрос чести.

Тарасов отказал, рассудив, что нет смысла давать денег сопернику. Юнкер застрелился.

На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась и после нескольких мучительных дней умерла в больнице.

Тарасов наблюдал о судьбе Оленьки из газет. Когда же узнал что она умерла, зашел в спальню, накрылся одеялом и выстрелил себе в висок.

Когда слуга Тарасова вернулся домой, то обнаружил тело покойника, гроб и венок. Оказывается подруга Ольги Грибовой заказала гроб и венок на адрес Тарасова в отместку за свою подругу, когда он ещё не знал о смерти своей бывшей любовницы.

Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент сразу после самоубийства. На постаменте лежит мертвое тело с беспомощно откинутой правой рукой. Лицо очень точно сделано с посмертной маски, и кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если посмотреть на могилу сбоку, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами (они изображены в стиле традиционных старинных армянских миниатюр).

Улица Большая Дмитровка, самый центр Москвы, почти каждый дом, из сохранившихся, таит в себе ту или иную историю. Истории могут быть грустными, курьезными или же трагическими. Вот о трагической истории, произошедшей в доме № 9-11 по улице Большая Дмитровка, и пойдет речь. Но сначала немного о том, чем знаменит сей дом, который знают хорошо те москвичи, кто учился в технических ВУЗах и вынужден был выполнять великое множество чертежей. На первом этаже этого дома располагался в советское время знаменитый магазин "Чертежник".

Улица Большая Дмитровка, дом №9. Архитектор А.Э.Эрихсон 1905 г

Первоначально на месте нынешнего дома располагался дом генерала Н.Н. Муравьева. Создавая регулярную русскую армию, Петр Великий стремился перенять многое полезное из армий европейских государств. Одним из этих новшеств было создание квартирмейстерской части, явившейся прообразом современного Генерального штаба. К началу XIX века эта служба претерпела ряд изменений и стала называться по повелению императора Павла - “Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части”.

В конце 1810 года 14-летний студент Московского университета Михаил Муравьев (будущий граф), большой любитель математики, собрал вокруг себя товарищей с близкими ему интересами и организовал с ними Общество математиков. Им же был написан устав общества. Своей целью общество постановило распространение математических знаний путем сочинений, переводов и преподавания. Президентом общества был избран отец Михаила Муравьева - Николай Николаевич. Выйдя в отставку после окончания войны, Н. Н. Муравьев весной 1815 года вновь занялся в Москве у себя на дому преподаванием военных наук. Слушателями его были родственники и близкие знакомые. Узнав об этом, главный квартирмейстер князь Волконский предложил этим молодым людям вступить в колонновожатые.

В 1816 году было официально образовано училище, которое получило официальное название - Московское учебное заведение для колонновожатых. Однако оно оставалось по-прежнему на иждивении Н. Н. Муравьева, который предоставил ему свой каменный двухэтажный дом по Большой Дмитровке № 9, приличную библиотеку, большое количество инструментов и иных учебных пособий. Предоставив свой дом под учебный корпус, сам Н. Н.Муравьев жил в одном из дворовых флигелей, окружавших главное здание. Московское училище для колонновожатых воспитало многих будущих декабристов: И. Б. Абрамова, Н. Ф. Заикина, В. П. Зубкова, П. И. Колошина, А. 0. Корниловича, В. Н. Лихарева, Н. Н. Муравьева, П. П. Титова, А. А. Тучкова, 3. Г. Чернышова, А. В. Шереметева и других. Летом 1826 года по высочайшему повелению училище было упразднено. Причиной его закрытия явилось то, что большое количество выпускников Московского учебного заведения для колонновожатых было привлечено по делу 14 декабря "Декабристов". Из привлеченных осуждено было 13 человек...

С 1818 года, чувствуя нехватку средств для содержания своего любимого детища, Муравьев вынужден был сдавать под Английский клуб свой главный дом, переселив учеников во второй флигель. Английский клуб, находившийся в этом доме видел в своих стенах и А.С.Пушкина и его друзей. Потом клуб переехал и уже в 1903-1905 гг. двухэтажный особняк был перестроен и объединен в единое целое с домом № 11, став доходным домом купца Михайлова. На первом этаже располагался знаменитый меховой салон поставщика Двора Его Императорского Величества купца А.М. Михайлова, продававший горжетки, палантины и кокетливые шапочки, в общем меховые мечты многих женщин...

1910 год... именно в это время и разыгралась та самая трагедия, о которой упоминалось выше. Причиной трагедии стала и любовь и сложные человеческие отношения. Основных действующих лиц всего четверо: директор Барановской мануфактуры Журавлев, московская красавица Оленька Грибова, нефтяной магнат и меценат Николай Лазаревич Тарасов и также меценат, богатый промышленник Николай Павлович Рябушинский.

История не сохранила нам изображения Оленьки Грибовой, но внешность ее типична и пусть условно эта девушка на фото олицетворяет нашу... роковую женщину

Первый персонаж истории был удачливым карьеристом, бонвиваном. Его часто можно было встретить в "Славянском базаре" или же у цыган в "Яре". Оленька Грибова была хорошей знакомой Журавлева, дамой приятной во всех отношениях,. Она была невероятно красива и имела головокружительный успех у мужчин. В салон Оленьки Грибовой были вхожи лишь люди с деньгами и положением, она кружила головы и разбивала судьбы.

Н.Л.Тарасов

"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел".

В.И.Немирович-Данченко о Н.Л.Тарасове

Третий персонаж истории наиболее значителен. Николай Лазаревич Тарасов - представитель богатого армяно-черкесского рода. И при всем при том денди, спортсмен и любитель прогресса (у Тарасова был самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле (угол Петровки и Кузнецкого). Николай Лазаревич, писал изящные стихи. Но, правда, собственной манеры не имел, все больше увлекался подражаниями. К примеру, модному тогда Верлену. Актеру В. Качалову он подарил собственноручно сделанный этюдник "под Коровина". Из множества художников один лишь Бенуа смог разгадать подделку.

Но главным увлечением Тарасова все-таки был театр. Получив в наследство состояние отца, Николай Лазаревич отправился путешествовать за границу. В Германии в 1906 году труппа Московского Художественного театра, гастролирующая тогда в Европе, едва не прервала гастроли: у нее не было денег. Николай Лазаревич и его друг Никита Балиев встретились с Немировичем-Данченко и Тарасов одолжил безвозмездно труппе тридцать тысяч рублей. Театр смог продолжить гастроли, а Тарасова и Балиева записали в состав пайщиков и сделали членами дирекции МХТа. По правде сказать, Тарасов любил театр, но актрис - гораздо больше. Был увлечен Алисой Коонен и постоянно раскатывал с ней на своем шикарном авто.

Именно друзья Тарасов и Балиев и начали при МХТ новое дело - открыли кабаре под названием "Летучая мышь", где с конферансом Балиева (и, конечно, на средства Тарасова) устраивались знаменитые мхатовские капустники. Кабаре было закрытым, для своих. Поначалу оно размещалось в подвале доходного дома Перцова (Соймоновский переулок, 1) - этаком теремке, сделанном по рисункам Сергея Малютина. Когда Тарасов и Балиев в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Главным же правилом было остроумно шутить и, естественно, не обижаться на шутки.

Затея удалась. Один из посетителей писал: "Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей. Такое можно встретить только на кипучем карнавале в Италии или веселой Франции ".

Н.П.Рябушинский

Четвертый персонаж, Николай Павлович Рябушинский. Меценат, издатель роскошного журнала "Золотое руно", любитель прекрасного, устраивающий, по слухам, на своей вилле "Черный лебедь" афинские ночи с голыми актрисами. Рябушинский спонсировал в тоже время приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежит фраза:"Богатство обязывает!"

И тут приключилась трагедия. Оленька Журавлева успешно морочила голову и Тарасову и Рябушинскому, но ни тот, ни другой успеха не достигли. Сердце же красавицы завоевал господин Журавлев, он был робок и нежен и не сводил глаз с дамы сердца. И тут господин Журавлев прилично проигрался в карты. Обратился к своей возлюбленной, Оленьке Грибовой с тем, чтобы та одолжила необходимые средства, иначе его ждал страшный скандал за растрауте денег акционеров. Угрожал, что иначе застрелится.

У красавицы денег, не было, и она обратилась за помощью к Николаю Тарасову. Нет, Тарасов вовсе не был до беспамятства влюблен в госпожу Грибову. Но выручать соперника не позволяла честь. Естественно, Тарасов отказал. А Журавлев и вправду застрелился - тоже дело чести. Тарасов вместе с Грибовой отправились на панихиду по директору. После чего Оленька Грибова покончила с собой. Она неумело стрелялась, попала в больницу, но спасти самоубийцу не смогли.

Николай Лазаревич по газетам следил за состоянием Грибовой. И, когда прочитал о ее смерти, то накрылся одеялом (чтобы не слышали соседи) и выстрелил себе в висок. Трагедия же эта разыгралась именно в этом доме на Большой Дмитровке №9, где Николай Лазаревич Тарасов снимал роскошнейше мебелированную квартиру. Тарасов занимал целый этаж, часть аппартаментов выделил другу Никите Балиеву.

После трагедии стали расползаться слухи о том, что застрелился еще и промышленник и меценат Николай Павлович Рябушинский. Но четвертый фигурант не состоялся - Рябушинский тихим образом сидел в Петровском парке, на своей вилле "Черный лебедь", конечно, сильно горевал среди своих роскошных статуй и картин, однако же стреляться и не думал.

Памятник-надробие на могиле Н.Л.Тарасова. Скульптор Н.Андреев

Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал по тем временам шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент самоубийства. На постаменте возлежит мертвое тело с беспомощно откинутой рукой. Разве что пистолета не хватало. Лицо Николая Лазаревича сделано с посмертной маски, но кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если обойти могилу, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами, стилизованными под восточные миниатюры. Памятник окружает высокая кованная ограда из девяти прясел, изготовленная в Венеции, по рисункам Андреева. На пряслах изображен райский сад с павлинами и гроздьями винограда. По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. Большая часть решетки в очень печальном состоянии: часть фрагментов разъята, часть исчезла. Детали памятника можно посмотреть вот тут: Ваганьковское (Армянское) кладбище. Надгробие Н.Л. Тарасова

Н.Ф.Балиев

С прекращением финансирования Балиеву пришлось самостоятельно зарабатывать деньги на содержание "Летучей мыши". Это уже был не закрытый клуб, а общедоступный театр с весьма дорогими билетами.После революции Балиев со своим театром эмигрировал в Америку. Артисты уехали в Париж, где уже назывались "La shouve sourrie" - "Летучая Мышь", а потом с большим успехом гастролировали на Бродвее. Свои восторженные отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин. Однако, по разным причинам, театр перестал существовать. Балиев умер в Нью-Йорке, в возрасте чуть более 60-ти лет.

Вот так выглядел магазин "Чертежник" во времена СССР

Улица Большая Дмитровка, дом № 9. Детали фасада

А дом? А дому в 2003 году исполнилось сто лет и он продолжает поражать московских обывателей своим смелым фасадом, оформленным архитектором А.Э.Эрихсоном в египетском стиле. И жильцы сейчас, как и раньше... богатые и самодовольные, квартиры в доме стоят безумно дорого... все как и было раньше, только вот нет уже ни Н.Л.Тарасова, ни магазина "Чертежник"...

Сворачиваем во дворы с Дмитровки.
Сохранившийся до наших дней трёхэтажный главный дом усадьбы Стрешневых, построенный в 1836 году (основа дома допетровских времен).



В 1833 году в усадебном доме жил под надзором полиции близкий знакомый А. С. Пушкина, член Северного тайного общества Мусин-Пушкин.
в 1866 году в бельэтаже снимал шесть комнат писатель Л.Н.Толстой, работая над романом«Война и мир»
В конце XIX века в строениях усадьбы находились шляпные магазины; квартира Аксакова и контора издаваемой им газеты «Москва»; редакция сатирического журнала «Будильник».

Еще до революции здание застраивается со стороны улицы доходными домами, что и спасает не один дворянский дом от разрушения, но сейчас дом тихо загибается в глубине, несмотря на присутствие мемориальных досок.

Вокруг него - доходные дома 1911-1913гг.

Возвращаемся на улицу.

Дом с фараонами - доходный дом Михайлова (№ 11) - самый известный на улице, построен в 1903г. арх.Эрихсоном.


Известна история, что в 1910г. здесь застрелился некий армянин Тарасов, известный театрал, влюбленный в ктрису Грибову. Она ушла от него, но как-то ей пришлось обратиться за деньгами для другого мужчины. Тарасов отказал (что понятно), тот не смог выплатить долг и застрелился, следом Грибова, ну а следом и сам Тарасов. Такая трагическая история.
Справка: Тарасов Николай Лазаревич (Торосян Никогайос) 1882- 10.1910
Меценат, нефтепромышленник-миллионер, московский щёголь и ловелас.
Выходец из армянской купеческой семьи Торос, которая происходила из Армавира. Имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах, состояние получил в наследство от отца. В Москве "Товарищество мануфактур братьев Тарасовых»" торговало очень успешно и тоже приносило немалые доходы. В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов, будучи в Берлине, одолжил деньги Немировичу-Данченко без всяких условий, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТа и спонсором многих актрис, в том числе Алисы Коонен. В 1908 году вместе со своим другом Никитой Балиевым основал театр-кабаре «Летучая мышь». Они решили подыскать дом для будущего кабаре, и в результате нашли совершенно заброшенное помещение — подвал в доме Перцова недалеко от храма Христа Спасителя на Пречистенке. Когда взломали заколоченную дверь и Тарасов с другом впервые вошли в подвал, оттуда вылетела летучая мышь. Тут же и решили назвать будущее кабаре «Летучая Мышь».

Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из-за любовного «треугольника». Его бывшая любовница, актриса Ольга Грибова (жена магната Грибова) просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлева, содиректора Барановской мануфактуры, который сильно проигрался в карты. Тарасов отказал, и юнкер застрелился. На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась, но неудачно и умерла в больнице. На третий день Тарасов узнал об этом из газет и тоже застрелился. Подруга Ольги Грибовой якобы заказала гроб и венок на адрес Тарасова, когда он еще не знал о смерти своей бывшей любовницы. Слуга нашел тело самоубийцы и уже доставленный гроб. В день смерти Тарасова в МХТ отменили спектакль. (http://armyanskoe.ru/nekropol/view/item/id/177/catid/3)

До революции в доме размещался принадлежащий Михайлову магазин меха, во дворе был меховой холодильник, первый и единственный в России.воздух вентиляции охлаждался артезианской водой, стены камер были облицованы панелями из экзотического пробкового дерева, с третьего по восьмой этаж полностью отсутствовали окна.
После революции, в 1920-м году, «Меховой холодильник» был национализирован и передан в распоряжение Народного комиссариата внешней торговли. Здесь стали не только хранить меха и ковры, но и сортировать и готовить для продажи на экспорт сырье пушнины и выделанные шкурки. Из-за множества видов пушнины и объемов Холодильник называли «Мировой академией пушнины».
Самое удивительное, что Холодильник действует до сих пор. Здесь организовано весьма процветающее производство по пошиву меховых изделий, есть химчистка и, как и прежде, можно хранить меха. Просто зайдите в арку дома 11 и вы увидите: строение 7 с гербами и цифрами «1912».

Напротив с ангелочками №12/1- доходный дом купцов Живаго перестроен по проекту архитектора Эйбушица в 1884 году.

Розовый дом № 16- новодел 2004г, воссоздание фасада 1902г., проживала тут профессорская элита.

Дом, стоявший на этом месте, был построен по проекту архитектора Залесского и инженера Чаплина для размещения архитектурно-технической конторы «В.Залесский и В.Чаплин» и жилых помещений для своих семей. В этом доме в семье Чаплина воспитывался выдающийся русский архитектор Константин Мельников. В 1935 году внучка Чаплина — научный сотрудник Московского зоопарка и будущая известная писательница Вера Чаплина вырастила в комнате коммунальной квартиры № 3 львицу Ки́нули. Эта история стала широко известна и послужила основой повести «Ки́нули».

Зеленый новодел 13/8. Когда-то тут стояла церковь во имя Воскресения что в Скоморошках 16в. в, дом стоит частично на ее основании(хотя это докумантально не подтверждено)

Культовое здание сгорело во время пребывания в Москве наполеоновской армии и после войны его решили не восстанавливать.
В первой трети девятнадцатого столетия на церковной земле священник Беляев строит двухэтажный дом. Третий этаж у здания был надстроен лишь в 1873 году.
Владение часто переходило из рук в руки и в результате обрело историческую ценность.
В разные годы здесь располагались: оптический магазин «Милк и сынъ», который посещал и приобретал там для себя пенсне писатель Чехов; меблированные комнаты под вывеской «Версаль», которые после 1917 года были преобразованы в гостиницу «Спартак».
Самым известным пивным заведением советской эпохи в Москве был бар "Яма", так как располагался в подвале дома. Бар представлял собой так называемую автопоилку: внутри были установлены автоматы, точно такие как со сладкой газировкой. За 20-копеечную монету автоматы наполняли кружку пенным, но сильно разбавленным водой пивом. Но, несмотря на качество напитка, посетителей в баре было в избытке: на входе в бар и внутри к автоматам почти всегда выстраивались очереди

Тут все вспоминают сцену из "Берегись автомобиля", Правда, на самом деле съемки фильма проводились в павильоне "Мосфильма", а не в баре. Но декорации действительно были словно скопированы с зала знаменитой "Ямы".

В 1998 году рядом с домом начали прокладывать подземный коллектор. Из-за производства земляных работ здание начало разрушаться. Для его укрепления строители были вынуждены смонтировать на фасаде стальные балки.
В этом же году мэр города Москвы Лужков подписывает нелепое распоряжение о сносе исторического памятника, но дом продолжал стоять еще семь лет, пока не был найден инвестор.
Разрушили здание и возвели новодел лишь к 2006 году. От былого строения осталась лишь небольшая угловая часть. Таким образом, была реализована технология реставрации по-московски того времени - «реконструкция со сносом».

Напротив - еще одна очень обидная история с провалом грунта, а сбоку - уцелевший особняк.


С 1820-х годов и до недавнего времени на углу Дмитровки и Столешникова стоял невысокий двухэтажный дом №18/10, сохранявший черты послепожарной архитектуры. Он был известен как дом нотного издателя Юргенсона, видного персонажа культурной жизни Москвы второй половины 19 века. В 1861 году он открыл магазин нот и музыкальных инструментов. Впоследствии здесь стал собираться кружок единомышленников, композиторов и музыкантов, в котором участвовали директор Консерватории Н.Рубинштейн и начинающий П.Чайковский. В 1863 году этот музыкальный клуб почтил присутствием Рихард Вагнер.
Старый дом безмятежно дожил до 1998 года, когда его буквально подкосило неожиданное происшествие. Средь бела дня просел грунт посреди Дмитровки, в образовавшийся провал ухнул проезжающий джип и угловая часть дома №18 (по счастью, он был нежилым и в этот день пустовал).
Дом пообещали воссоздать. Вскоре на образовавшемся пустыре появилась новостройка, повторяющая общие очертания прежнего здания, однако с повышением высоты этажей, упрощением декора и совсем иными пропорциями.

Столешников переулок - версии происхождения расходятся: то ли тут жили изготовители столешниц, то ли те, кто шили скатерти.

Правая сторона - новоделы.
Дом №12 - там располагалась канцелярия, где был Пушкин на допросе по поводу "возмутительных стихов". Не уберегло, снесли по распоряжению Лужкова в преддверии 850-летия Москвы "чтобы было красиво".

Дом №14

Слева дом №7, доходник 1903г. с винным магазином прежде.

Дом №9. Дяд Гиляй жил тут долго, любил Столешников за тишину. Это был самый "желтый" журналист 1910-х годов, очень любил приукрасить действительность.

Дом №11 - доходник 1883г.

Дом №16 в стиле Модерн - новодел по образцу 1903г., обращаем внимание на округлое окно. На этом месте находился дом крестьянина Васильева с фотоателье в верхнем этаже (1900—1910)

Новодел 90-х годов в псевдо-псевдорусском стиле, похожий на церкви в Коломенском.

Раньше площади не было, была церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках

Кирпичная церковь была построена в 1620 году как приходская для небольшой слободы столешников-столяров. Трапезная и шатровая колокольня достроены в 1699—1702 годах, примерно того же времени и три придела:мученицы Варвары, Пафнутия Боровского, Николая Чудотворца. В 1836—1841 годах старая церковь была перестроена, трапезная была увеличена. В центральной части церкви, которая была увенчана пятиглавием, между большими апсидами и широкой трапезной, сохранялись части древних стен церкви. Украшением церкви была шатровая колокольня, сохранившая свой изначальный вид
Снесли в 1927., как "мешающую движению".
В 1928г. здесь была стоянка такси. А сейчас поставлена часовня, и это лучше, чем никакого упоминания о снесенной церкви, как много-много где.

(а вы знали, что шатровые церкви запретили в 17в. как языческие? "В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить» . По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого» , во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу")

Сейчас российский кинематограф не балует зрителя хорошими и запоминающимися фильмами, такими, которые хочется пересматривать много раз, потому и тянутся люди к старым советским картинам. Мы наизусть помним все сюжеты, крылатые фразы и, конечно же, любимых актеров. В эпоху СССР мастера перевоплощения еще не получали баснословных гонораров, но зато были богаты на народную любовь. Их судьба зачастую была непроста, им приходилось преодолевать трудности военного времени, постоянного безденежья или проблемы взаимоотношения с властью.

Одной из таких ярких личностей был известный советский актер Грибов Алексей Николаевич. Возможно, не все вспомнят его фамилию, но стоит взглянуть на фото, чтоб вспомнить его знаменитые образы в кино или театре.

Раннее детство

Родился Алексей Грибов в Москве в 1902 году. В официальных источниках семья актера обозначена, как рабочая, ведь его отец был шофером в доме богатых промышленников, а дед всю жизнь работал на железной дороге. Однако в конце 19-го века - начале 20-го такие профессии были чрезвычайно редки, так что мужчины в семье Грибовых отличались смелостью взглядов и стремлением ко всему новому и интересному. Отец Алексея даже принимал участие в автомобильном пробеге Москва - Париж.

Маленький Алеша уже в детстве столкнулся с горем и смертью, его мать умерла, когда ему было всего два года. Отец недолго оставался вдовцом и вскоре в доме появилась другая женщина, приход мачехи мальчик запомнил на всю жизнь, ее появление ассоциировалась у него с апельсинами, которые принесла новая жена Грибова-старшего.

Вскоре в семье родились еще дети, и на Алексея, как на старшего брата, легла большая ответственность. Отец, несмотря на свою высокую квалификацию, часто выпивал и вздорил с хозяевами, и потому семья постоянно переезжала с места на место. Жили небогато, и мальчик уже с детства подрабатывал как у своего отца, так и в других местах. Но мальчик не унывал, актер Алексей Грибов и его семья самой жизнью были научены бороться и, главное, не сдаваться никогда перед трудностями. А вскоре в его жизни появилась отдушина, увлечение, которое с годами стало для него всем.

Зарождение интереса к театру

Благодаря работе отца Алексей часто ездил с ним и его хозяином фон Кнопом за город. Неподалеку от имения находился летний театр, куда мальчик убегал и отдыхал от скуки и рутины родного дома. Там он впервые увидел игру актеров в спектакле "Дети Ванюшина" и, конечно же, влюбился в театр. Поддерживать его интерес помогали и две его тетушки, которые на большие праздники дарили племяннику билеты в театр. Так, актер позже с умиленьем вспоминал случай, когда он попал на показ пьесы "Снегурочка", но не смог досидеть до конца, и позже очень жалел, что не увидел, как тает снежная девочка. Алексей Грибов не довольствовался только лишь просмотром театральных постановок, а ставил сказки и маленькие сценки даже дома с сестрой.

Первая мировая война не обошла стороной и семью будущего актера. Отца призвали на фронт, а шестнадцатилетний Алексей вынужден был пойти на фабрику. Тяжелый труд по 12 часов в день не испугал подростка, он не переставал работать даже после революции, когда фабрика перешла в руки большевиков и вернулся с фронта отец. Более того, Алеша еще успевал участвовать в самодеятельности в клубе молодежи. Наверное, тогда он еще до конца понимал, что театр - это его призвание, но именно здесь, в этой актерской школе он встречает своего будущего наставника, давшего Грибову большой толчок в жизнь.

Начало актерской карьеры

Очень сложно даже талантливому человеку своевременно найти себя и свое призвание. Повезет тому, кто сможет встретить хорошего наставника, того, кто направит тебя в нужно русло. В этом смысле Грибову очень повезло, он попал в учебное учреждение, основателем которого был успешный юрист Вячеслав Барановский. Тот содержал частную школу, где, помимо основного обучения, ставились спектакли по русской классике.

Барановский сразу разглядел в Алеше талантливого человека и принял активное участие в его жизни. Так, мальчик был вхож в семью юриста, Вячеслав Валерьянович занимался с ним по своей особой программе, учил актерскому мастерству и даже забрал юношу с каторжной работы на фабрике, устроив его у себя.

В школе-студии Барновского Алексей Грибов впервыеиграет значительную роль в пьесе "Бедность не порок", и с этого времени уже не видит жизни вне театра. Он с восторгом принимает знания от своего учителя, который, кстати, отнюдь не прочил любимому наставнику актерского пути. Здесь их дороги разошлись, Грибов решает поступать в МХАТ, тогда как Барановский ожидал, что тот будет заниматься наукой.

И Алексей не прогадал, далеко не сразу и очень непросто начиналась его творческая судьба, однако Грибов все же смог доказать, что он совершенно особый актер, с собственной неповторимой харизмой.

Работа в МХАТе

Совсем не сразу достиг своей цели Алексей Грибов, биография его богата и неудачами. Увидев спектакль "На дне" по одноименной пьесе М. Горького на сцене МХАТа, постановщиками которого в то время были прославленные Немирович-Данченко и Станиславский, будущий актёр просто сошел с ума от обуревающей его гаммы чувств. Он видел себя только там, среди великих талантов. Однако первые три попытки поступить в институт не увенчались успехом. Грибов не отчаивался, и благодаря своему упорству не просто попал в ряды актеров этого театра, но и первой же своей ролью он в постановке "Битва жизни" заслужил похвалу самого мэтра Станиславского. Тот назвал его настоящим народным талантом. Правда, наставник увидел в Грибове именно талант комедийного актера, тогда как последний мечтал о драме и высоких чувствах.

Первые несколько лет Алексей играл преимущественно эпизодические роли, но даже небольшому выходу на сцену предшествовала серьезная подготовка. Продержаться все это время Грибову помогала безоговорочная любовь к театру.

В тот период МХАТ был буквально переполнен гениями сцены - Б. Ливанов, Н. Хмелев, В. Качалов. Начинающий актер долго находился лишь в массовке позади признанных авторитетов. Все изменилось в 30-е годы, когда молодое поколение МХАТа постепенно выходило из тени, и Алексею Грибову доверяют уже значимые роли. Так, он играет фактурного Собакевича из "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, Чебутырина в "Три сестры" А. П. Чехова.

На него не обрушивалась баснословная слава, его путь скорее напоминал постепенное восхождение, Алексей Грибов действительно переживал каждую свою роль, в театре его ценили и признавали незаурядный талант. Подтверждение тому пришло несколько позже, когда ему доверили играть самого Ленина, привилегия только избранных и очень удавшихся актеров. Его вождь разительно отличался от предыдущих, несколько очеловеченный, не небожитель.

На одном из спектаклей в зрительном зале оказался бывший наставник Барановский, он был восхищен игрой Грибова, состоялось примирение, и Алексей, как и раньше, стал часто бывать в доме старого друга.

Путь в кинематограф

Фильмы Алексея Грибова известны всем, кто старше 30-40 лет. Да и молодежь, если и не слышала имени актера, сможет без труда узнать его знаменитые роли. В кино он начал сниматься в середине 30-х годов, на первых порах так же, как и в театре, Грибову доставались незначительные и маленькие роли. Но очень скоро фактурная внешность и большой талант актера обратили на себя внимание режиссеров.

Сам Грибов не придавал своему участию в фильмах такого уж большого значения, театр был и оставался его единственной любовью всю жизнь. А широкий зритель узнал об Алексее Николаевиче именно с экранов телевизора.

Удивительно, но ему доставались с одинаковым постоянством роли как примерных героев, так и людей с мелкой душонкой, бюрократов или завистников. Он не стал заложником одного образа, оттого, наверное, так полюбился всему народу.

В 1939 г. Алексей Грибов сыграл немецкого подпольщика, а в конце 40-х кинозрители увидели его в образе Ворошилова. Еще в первые его годы работы в МХАТе Станиславский предрек ему амплуа комедийного актера, это пророчество вполне оправдалось. Любимые и всем знакомые персонажи из фильма "Шведская спичка", незабвенный начальник строительства Нехода из "Верные друзья" или капитан корабля из картины "Полосатый рейс" - все это работы Алексей Грибова.

Особенно хорошо удавались ему трагикомические роли. В фильме В. Азарова "Взрослые дети" поднимались вечные проблемы непонимания разных поколений. Но одна роль стала особенной для Алексея Николаевича, любой при упоминании его имени сразу вспомнит хитренького Тимофея Храмова из кинокартины "Начальник Чукотки" и его знаменитые изречения.

Все фильмы Алексея Грибова несут положительные эмоции, даже отрицательные персонажи поданы зрителю так, что не оставят равнодушными к переживаниям героя ни одного человека.

Особый типаж

Настоящий актер никогда не выходит на сцену, как на работу, были в истории нашей страны такие таланты, которые буквально жили на сцене и все свои личные трагедии переплетали с конфликтом произведения.

Алексей Грибов почти сорок лет играл недотепу Чебутыкина из пьесы А. П. Чехова "Три сестры", это была его роль, каждый раз выстраданная и вывернутая наизнанку. Ведь внешность, по сути, не позволила бы ему играть героев-любовников или аристократов. Небольшого роста, коренастый, с широким лицом и несколько раздавшейся фигурой. Комичная внешность компенсировалась трагизмом содержания. Каждая роль была разной, но он всегда оставался один и тот же - Алексей Грибов. Фильмы, спектакли с его участием никогда не оставались незамеченными.

Даже его мужики, рабочие, слуги выделялись на сцене, сначала фигурой, потом игрой. А уж его комедийные персонажи в кино мало кто вспомнит без улыбки на лице. Фильмография Грибова Алексея насчитывает более 60 картин, даже в сложное время расцвета социалистической идеологии, когда правила игры для актера диктовала сама партия, ему удавалось привносить самобытность в своего героя, отделить его от массы.

Это был поистине народный характер, это отмечали и критики, и элита, и простой зритель. Недаром у Грибова множество наград и Государственных премий. Даже гастролируя за границей с труппой МХАТа, он оставался русским с головы до ног, зарубежные знатоки кино даже назвали его советским Жаном Гобеном.

Непростой характер

Наши мамы и бабушки без всяких подсказок интернета смогут ответить, кто такой Алексей Грибов. Фото актера в советское время часто встречалось в журналах, газетах или на киноафишах. В СССР люди привыкли относиться к гильдии актеров как к небожителям, про них писали только хорошее, они всегда лучезарно улыбались с экранов телевизоров. Но прежде всего это были просто люди, со своими переживаниями, проблемами и чудачествами.

Многие, кто работал с Грибовым, отмечают его непростой характер, еще Немирович-Данченко говорил, что как актер - он гениален, а вот как человек - непонятно. По воспоминаниям его сына, Алексей Николаевич иногда отличался нетерпимостью, мог быть жесток по отношению к коллегам или даже в семье. Театр занимал его полностью, единственное, что еще интересовало Грибова - это машины, черта, унаследованная от отца и деда. Зачастую был неудержим и азартен, и даже играл на конных бегах, и не всегда удачно для себя.

Еще одна тяжелая черта, доставшаяся от отца - запои. По воспоминаниям родственников, иногда алкоголь завладевал им на несколько дней, но Грибов всегда находил силы вернуться в нормально состояние. Однажды даже такое увлечение спиртным помогло ему найти свою любовь.

Вообще, личная жизнь Алексея Грибова не всем известна, было в ней что-то трагическое. Так, в самом начале войны на улице актер случайно встретил жену своего учителя Барановского, ее муж умер, и она не знала, куда идти и как питаться. Грибов неожиданно женился на женщине гораздо старше себя, поступок странный, если не учитывать, что в то тяжелое и голодное время благодаря такому браку у Барановской появилась возможность получать карточки на питание за Алексея Николаевича.

Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, он встретился уже после войны, и очень скоро у них родился сын, но два сложных характера не смогли существовать долго вместе, и они расстались.

Алексей Грибов, личная жизнь которого с самого начала не была простой, свое последнее счастье нашел уже позже, именно тогда, когда лежал дома, опустошённый после очередного запоя, а из театра приехала машина с очаровательной помощницей режиссера - Натальей Валандиной. Непросто начались отношения этих двух людей. Но все же она стала его третьей женой, выхаживала артиста после тяжелого инсульта и оставалась с актером до конца.

Последний спектакль

Алексей Грибов - актер действительно любимый и по-настоящему народный, все свои силы и здоровье он оставил там, на сцене. На гастролях любимого театра в Ленинграде еще до спектакля артисту стало плохо. Он уже предчувствовал беду и даже поделился своими переживаниями с коллегами, но к врачу не обратился и вместе со всеми вышел на сцену. Это была та самая значимая роль Чебутыкина, он мужественно пытался продолжать играть, но вскоре не смог говорить. Представление прервали, но актер вновь вышел на сцену! По недосмотру или упрямству организаторов спектакль не прекратили, и медики смогли оказать помощь Алексею Николаевичу только спустя несколько часов, когда уже стало очевидно, что организм не сможет восстановиться после тяжелейшего инсульта.

Трудно вообразить, как сложно было артисту вдруг оказаться запертым в своем теле и не иметь возможности заниматься любимым делом. Но в Москве он смог немного восстановиться и даже стал преподавать в школе-студии МХАТа. Алексей Грибов, фильмы и роли в театре которого внесли большой вклад в советский кинематограф, умер 26 ноября 1977 года тихо, перед телевизором, среди близких.

Чтобы перечислить все театральные работы и фильмы с участием Алексея Грибова, понадобится немало времени. Он был по-настоящему трудоголиком. Особенно это его качество ценила Екатерина Фурцева - министр культуры СССР, она даже предлагала ему возглавить МХАТ, от чего актер отказался, подчеркнув, что каждый должен заниматься своим делом.

Примечательно, что Грибов - единственный, кто после Николая Симонова удостоен звания Герой Социалистического Труда, в те времена это была огромная привилегия. Но даже все заслуги не спасали от вездесущей экономии государства. Алексей Николаевич в месяц мог играть спектаклей куда больше уставной нормы, что однажды сильно взбудоражило и рассердило проверяющую комиссию. Они нашли выход - просто распорядились отказать ему в некоторых работах.

Грибов никогда не боялся маленьких ролей, их в его активе было предостаточно, если он чувствовал, что из этого может получиться что-то необычно и значимое - брался за роль. Не пугали его и трудности съемок. Так, в фильме "Смелые люди" он так увлекся игрой, что чуть не свалился с лошади в пропасть.

Вообще, это был актер высшей лиги, с удивительной трудоспособностью и умением показывать на сцене по-настоящему народный характер.

Память актёра

Алексей Грибов, фильмография и театральные работы которого могут послужить примером для любого современного актера, учился у самого Станиславского и Немировича-Данченко и стал настоящим мэтром сцены. Его герои никогда не были проходными или случайными, каждый нес свою философию, был личностью.

Так, редкость для талантливого человека - быть признанным при жизни, Алексею Грибову в этом смысле повезло, он был любим народом, имел десятки премий и заслужил признание коллег по цеху.

Соответствующие почести актёру воздали и после смерти. Могила Алексея Грибоварасположена на Новодевьичем кладбище, любой желающий может почтить здесь память знаменитого актера. В Москве на доме, где когда-то жил артист, установлена мемориальная доска.

Какие тайны хранит Спиридоновка - одна из старейших улиц Москвы? Правда ли, что это место обладает особой энергетикой? И какие известные личности стали жертвами Спиридоновки? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие"

Какие тайны загадки хранит Спиридоновка - одна из старейших улиц Москвы? Правда ли, что это место обладает особой энергетикой? И какие известные личности стали жертвой Спиридоновки? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Осенью 1910 года Москву облетела сенсационная новость: миллионер, меценат, владелец одного из изысканнейших московских особняков на Спиридоновке, ловелас и красавец Николай Тарасов покончил с собой. Первому столичному жениху было всего 28 лет. Московские газеты писали: "Утром, в 10 часов, прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни господина Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина: на кровати в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть. Покойный никаких записок не оставил".

Что подтолкнуло молодого миллионера к последней черте? Почему он нажал на курок? Как связана смерть Тарасова и его родовое поместье на Спиридоновке? И какие еще тайны скрывает эта древняя московская улица?

О загадочном самоубийстве Николая Тарасова судачил весь столичный бомонд. Это и понятно, молодого миллионера называли баловнем судьбы. Он обладал не только огромным состоянием, но и прекрасным вкусом, и считался одним из законодателей московской моды.

"Молодой Тарасов был типичным московским денди, представителем "золотой молодежи" того времени, у него было все самое-самое – один из самых быстрых первых автомобилей в Москве, лучший парфюм, который он сам приготовил в Париже и который существовал только в одном экземпляре", - объясняет москвовед Александр Мишин.

Буквально накануне самоубийства судьба преподнесла Николаю Тарасову щедрый подарок – он унаследовал один из самых роскошных особняков в Москве на Спиридоновке.

"Это была очень дорогая, затратная постройка. Архитектором проекта стал замечательный русский мастер Иван Владиславович Жолтовский, который никогда не изменял своей самой большой любви в этой жизни – стилю классицизма, неоклассицизма", - утверждает Мишин.

Дом на Спиридоновке напоминает дворец, и это не случайно. Иван Жолтовский при строительстве особняка ориентировался на творение знаменитого итальянского мастера Андреа Палладио – палаццо Тьене, построенное в городе Виченце в XVI веке. Внутренняя отделка под стать итальянскому замку. Облицовка первого этажа имитирует гранит, второго – мрамор.

Потолки парадных комнат покрыты фресками – это копии известных произведений итальянских художников: Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо. А заказал эту "сказку былых времен", как назвали особняк в ежегоднике "Московский архитектурный мир" за 1912 год, Гавриил Тарасов, дядя знаменитого самоубийцы.

"Здание это принадлежало богатой армянской семье Тарасянов, которые происходили из города Армавира, торговали ватой. Перебираются в Москву и решают себя увековечить постройкой такого родового гнезда", - рассказывает

Однако особняк на Спиридоновке так и не стал родовым поместьем Тарасовых. Более того, ни один из представителей династии не прожил в этом доме ни дня.

"Есть понимание или ощущение того, что хозяин этого здания всегда очень плохо кончает. Габриель Тарасян, он же Тарасов, так и не пожил в этом здании. Закончили строительство уже тогда, когда он умер, но это была самая невинная и наименее печальная, наверное, часть истории. Буквально через год кончает жизнь самоубийством его наследник", - говорит заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни.

Смерть Николая Тарасова породила множество сплетен. Злые языки поговаривали, что молодой миллионер покончил с собой от скуки, то есть из чистого декадентства, столь модного в те годы.

"Эта пресыщенность, то есть очень ранняя изношенность жизни заставила Тарасова себя вести подобным образом", - считает Александр Мишин.

Однако некоторые специалисты, изучавшие историю знаменитого рода и места, где разворачивалась трагедия, склоняются к другой версии.

"Этот район в Москве традиционно именовался Козьим болотом. Он, как любое болото, был местом с отрицательной энергетикой", - рассказывает Леонид Фитуни.

Впрочем, гиблым местом этот район называли недолго. В 1627 году на Козьем болоте возвели единственный в Москве храм, посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому. Церковь сразу стала очень популярной, а за улицей закрепилось название Спиридоновка. В начале XVII века патриарх Гермоген решил построить здесь резиденцию. Болото осушили, оставив три пруда, которые в народе тут же прозвали Патриаршими.

"Патриаршая слобода, действительно, принадлежала русским патриархам, здесь выращивали овощи, выращивали черных коз, мех которых замечателен – все, что угодно, из него можно сделать", - говорит Мишин.

В 1930 году церковь святого Спиридона была разобрана, а вот другому строению той эпохи повезло больше. На углу Спиридоновки и Гранатного переулка и по сей день размещаются палаты Гранатного двора – один из самых интересных памятников московской допетровской архитектуры.

"Это промышленное предприятие, которое изготовляло то взрывное устройство, которое называлось гранатой. Причем провинция Гранада испанская, плод граната и граната как взрывное устройство в своем старом, первоначальном варианте – это все однокоренные слова. Первые варианты гранаты действительно были похожи, если его разрезать, на плод граната, где роль семян выполняли кусочки свинца. И когда оболочка взрывалась путем поджигания фитиля, вставленного сверху в открытое пространство, это имело очень сильный поражающий характер", - рассказывает Александр Мишин.

Взрывоопасная продукция, которую выпускал Гранатный двор, в итоге сыграла с ним искрометную, но весьма злую шутку.

"В 1711 году Гранатный двор взлетел на воздух, начался сильный пожар, которые, к сожалению, были характерны для Москвы того времени. Как пишут современники, сгорело 200 дворов. И тогда уже Гранатный двор был переведен на окраины Москвы", - поясняет Мишин.

Долгое время считалось, что от Гранатного двора ничего не осталось, но со временем постройки удалось восстановить, в основном, силами сотрудников дизайнерского бюро, арендовавшего полуразрушенное здание около 15 лет назад.

"Это XVII век, и это доказано, в этом доме, во-первых, действительно нашли подлинные образцы изразцов XVII века", - говорит директор школы дизайна Татьяна Рогова.

При расчистке исследователей ждало еще одно не менее интересное открытие. Выяснилось, что Гранатный двор связан подземными коммуникациями с другим районом Москвы.

"У нас стоит маленький павильончик на территории нашего садика, откуда поступает газ к могиле Неизвестного солдата, то есть вечный огонь находится под нашим неусыпным контролем", - рассказывает Рогова.

К началу XIX века Москва расширяется, и некогда болотистый пригород становится одним из центральных районов столицы.

"Во второй половине XIX века здесь жило много студентов. Дело в том, что жилье здесь было достаточно дешевое, плохонькое, но студентам как раз подходившее. И вот этот район Патриарших прудов называли "московским латинским кварталом" по аналогии с Парижем", - утверждает Мишин.

К концу XIX века Спиридоновка - уже одна из самых престижных улиц Москвы, своего рода Рублевка того времени. Здесь строят роскошные особняки представители многих известных московских фамилий – Рябушинские, Беляевы, Морозовы.

"Часто можно в литературе встретить его название – особняк Зинаиды Морозовой. Я думаю, что любая женщина во все времена хотела бы иметь такой свадебный подарок, какой преподнес Савва Тимофеевич Морозов своей супруге Зинаиде Григорьевне", - говорит Александр Мишин.

Женитьбе Саввы и Зинаиды Морозовых предшествовал грандиозный скандал.

"Дело в том, что в старообрядческой среде развод равнялся преступлению худшего пошиба. А помимо того, что Зинаида Григорьевна развелась, для того чтобы бракосочетаться с Саввой Тимофеевичем, он ее еще увел от собственного двоюродного племянника. И отец Зинаиде Григорьевне сказал: "Доченька, я бы лучше тебя в гробу видел, чем при таких обстоятельствах", - объясняет Мишин.

Тем не менее, свадьба состоялась. И здесь, в аристократическом районе Москвы, на Спиридоновке, по проекту архитектора Федора Шехтеля началось строительство особняка, который впоследствии назовут одной из жемчужин русского модерна.

"Отделка шла три с лишним года, и я бы сказал, что это был дом приемов семейства Морозовых. Из молодой, двадцати с небольшим лет девушки стали делать светскую львицу, ей срочно наняли учителей, чтобы они из алмаза сделали бриллиант. Но, как говорится, когда человека чему-нибудь слишком быстро и настойчиво учат, получается, что это видно. Максим Горький так писал, что личные покои Зинаиды Григорьевны с обилием фарфоровых изделий напоминали магазин фарфоровой посуды", - рассказывает Мишин.

Светские рауты в невероятно роскошных интерьерах были лишь одной стороной жизни Зинаиды Морозовой, внешней. В душе же копилась черная обида на мужа. За ее спиной вся Москва судачила о его новом увлечении. Предпринимателя и мецената все чаще видели в компании первой красавицы русской сцены Марии Андреевой. Эту любовную связь считают одной из причин гибели Саввы Морозова.

"Когда Савва Морозов захотел сделать рабочих совладельцами, то есть акционерами предприятия, его сильная, властная мать сказала: "Только через мой труп". И его объявили невменяемым. И люди в это поверили, потому что в семействе Морозовых, к сожалению, душевные недуги коренились. Он с супругой Зинаидой Григорьевной выезжает на юг в Канны, и в мае 1905 года при не совсем ясных обстоятельствах происходит как бы самоубийство. Но есть версия, что это было подстроено большевиками, потому что за несколько месяцев до смерти он застраховал свою жизнь в пользу актрисы Андреевой", - утверждает Александр Мишин.

С особняком Зинаиды Морозовой связана еще одна легенда Спиридоновки. Поговаривали, что вдове мецената буквально в каждом коридоре мерещился призрак покойного супруга.

"Как известно, в Соединенном Королевстве – Великобритании – цена замков всегда увеличивается, если там есть свое привидение. Думаю, что русские люди, как ни странно, более рациональны. Да, она избавилась от этого места, чтобы память о первом супруге ушла в прошлое", - рассказывает Мишин.

Как и Савва Морозов, миллионер Николай Тарасов тоже был большим поклонником театра. Его имя стало известно в артистических кругах Москвы после щедрого подарка, который он преподнес руководителям МХАТа.

"Дело в том, что Николай Лазаревич Тарасов особое внимание уделял Художественному театру. Однажды даже деньгами выручил Станиславского и Немировича-Данченко, когда они на гастролях в Германии попали в долговую яму", - утверждает Александр Мишин.

Тарасов безвозмездно пожертвовал знаменитым режиссерам 30 тысяч рублей, по тем временам немалая сумма. Подарок приняли, а щедрого дарителя сделали пайщиком театра. В результате были спасены не только гастроли, но и репутация МХАТа. С этого момента Николай Тарасов стал одним из главных спонсоров театра. И вместе с деловым партнером и другом Никитой Балиевым начала при МХАТе новое дело – открыл кабаре под названием "Летучая мышь", в котором устраивались знаменитые мхатовские капустники. Когда приятели в первый раз спустились в подземелье, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Впрочем, молодой миллионер увлекался не только сценой и зрелищами, но и актрисами и имел славу штатного столичного сердцееда.

"Его большой любовью была молодая талантливая актриса, протеже Немировича-Данченко, Оленька Грибова", - говорит Мишин.

Роман Тарасова и Грибовой был стремителен и безнадежен. Вскоре красавица завела другого поклонника, который оказался отчаянным картежником и однажды растратил казенные деньги.

"И вот этот деловой человек обратился к Оленьке Грибовой, не сможет ли она занять у Тарасова необходимую сумму денег. Естественно, Тарасов не стал помогать своему, так сказать, конкуренту за сердце актрисы", - рассказывает Александр Мишин.

Никто тогда и предположить не мог, что этот, казалось бы, мелкий неприятный инцидент будет стоить Тарасову жизни.

Инна Андреева на Спиридоновке бывает ежедневно. Сегодня по этой улице пролегает ее путь на работу, в музей Алексея Толстого, а в юности это было просто любимым местом для прогулок.

"Практически улица Спиридоновка начинается с храма Большого Вознесения. Я выхожу из своих ворот и сразу вижу этот храм. И то, что в этом храме венчался Пушкин с Натальей Гончаровой, для меня очень многое значит. Потом начинается мой любимый Шехтель. Русский модерн – это что-то, что, на мой взгляд, просто не поддается всяческим эпитетам", - говорит директор Музея-квартиры А. Толстого Инна Андреева.

Еще одно замечательное творение Федора Шехтеля – особняк представителя богатейшей московской династии Степана Рябушинского. Великолепное здание эпохи зрелого модерна, сооруженное в самом начале ХХ века, соседствует с храмом Большого Вознесения.

АЛЕКСАНДР МИШИН (москвовед): Для любого архитектора решение строить дом, участвовать в проекте постройки, которая находится на углу, это всегда экзамен. Так вот, со своей задачей Шехтель справился совершенно безукоризненно. Дело в том, что ему надо было найти тот объем здания для особняка Рябушинского, который бы соотносился с объемом церкви Большого Вознесения. И вот эти два объема, практически равные по величине, друг другу не мешают, они друг друга дополняют и даже гармонируют.

Строительство особняка Рябушинского было завершено в 1902 году. Эта работа Федора Шехтеля стала настоящей сенсацией. На фоне деревянных построек Спиридоновки того времени он выглядел просто фантастически.

"Дом делился на две половины: нижний, первый этаж был занят хозяином дома, а на втором этаже обитали жена и дети. И своеобразная граница обозначена Шехтелем во внутреннем облике, интерьерах этого дома: если вы попадаете в столовую особняка, то на потолке видите ряску, то есть как будто мы находимся под водой; а второй этаж и те керамические изразцовые цветы, которые мы видим на внешних фасадах, это уже земля; а соединено это все вместе изумительной, единственной в своем роде лестницей – "волна", - рассказывает Александр Мишин.

Особняк удивлял современников не только отделкой, но и своим техническим оснащением. В доме была проложена первая в Москве система кондиционирования. Блюда из кухни в гостиную доставлял лифт. При этом просторный двухэтажный дом был рассчитан на одну семью.

"Степан Павлович Рябушинский, кстати говоря, ему было 26 лет на тот момент, когда он мог позволить себе построить этот дом, был по образованию ученым-археологом, помимо того, что у них было наследственное их дело – хлопчатобумажное производство. Это были талантливые, образованные, высокодуховные люди. Это были предприниматели, люди нового класса", - говорит экскурсовод Музея-квартиры А. М. Горького Юлия Болховитинова.

Есть в особняке и своя особая тайная комната – старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома. Стены и купол покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись.

"Старообрядчество было под запретом до указа Николая II, до апреля 1905 года. Указ-манифест был об уравнении всех религиозных конфессий, а дом был построен раньше. Поэтому молельня тайная, секретная, ни с одной стороны ее не видно. Рябушинские туда поднимались, как минимум, два раза в день", - рассказывает Болховитинова.

Октябрь 1917-го искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, оставив процветающий бизнес, эмигрировали в Европу, а роскошная усадьба на Спиридоновке перешла во владение города.

"Здесь было государственное издательство, был отдел виз и паспортов, сюда приходил Василий Сталин в качестве воспитанника, когда здесь был детский сад для правительственных детей. Здесь был психоаналитический центр с детским домом, лабораторией. И также здесь было общество по культурным связям с зарубежными странами", - объясняет Юлия Болховитинова.

В 1931 году у особняка появился новый хозяин – Максим Горький. Он еще размышлял, покидать ли ему прекрасный остров Капри, а из Москвы уже ползли слухи – для Горького готовят дворец. Пролетарский писатель слал в Россию гневные депеши: "Вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда". Бывший особняк Рябушинского дворцом, конечно, не был, но Горькому все равно не понравился.

"Он сказал так: "Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что". Но потом сказал, что работать можно. Дело в том, что особняк этот считался буржуазным, мещанским. Такое было отношение к этому прекрасному стилю – стилю модерн. Тем не менее, сад вокруг дома, и то, что в то время во флигеле, когда жил писатель, находились редакции журналов-газет, все это позволило ему здесь остаться", - утверждает Болховитинова.

В этом доме писатель часто принимал гостей, иногда до 100 человек в день. Особняк превратился в своеобразный писательский клуб. В 1931 году Горького здесь навещал Бернард Шоу, а четыре года спустя – Ромен Роллан. Впрочем, по этой лестнице поднимались не только знаменитости, но и простые люди, которые привозили живому классику подарки.

"Например, приехали колхозники из Татарии, и действительно привезли интересный подарок. Они привезли ему живую корову. Дело в том, что писатель был болен. Он 40 лет болел туберкулезом, и парное молоко ему было необходимо для улучшения состояния его здоровья. Конечно, Горький был очень растроган этим подарком, но судьба коровы известна – она была отправлена в подмосковный детский сад", - рассказывает Юлия Болховитинова.

В особняке на Спиридоновке Максим Горький прожил пять последних лет жизни. Степана Рябушинского, первого хозяина особняка, он не знал, но с другими представителями знаменитой династии его не раз сводила судьба.

"Так получилось, что в Петрограде был убит Урицкий, а до этого с ним встречался Дмитрий Павлович Рябушинский, один из братьев Рябушинского, который провел месяц в ЧК. И только благодаря хлопотам Горького был выпущен на свободу. Потом он уехал за границу", - говорит Болховитинова.

Горький был знаком и с младшим сыном знатной семьи – Николаем Павловичем Рябушинским, который в начале ХХ века издавал в Москве популярный литературный журнал "Золотое руно". Впрочем, Николай Рябушинский был известен не только успехами на редакторском поприще, но и благодаря многочисленным романам. Тайную страсть он питал и к актрисе Ольге Грибовой, возлюбленной Николая Тарасова.

Сама же Оленька Грибова (так ласково называли актрису поклонники) была страстно влюблена в юнкера Николая Журавлева. Это для него она пыталась занять денег у бывшего любовника Тарасова. Получив отказ, проигравшийся Журавлев застрелился. Вслед за возлюбленным попыталась покончить с собой и Грибова.

"Придя с его похорон, стреляет в себя Оленька Грибова, но стрелять она не умела, прожила еще три дня. И вот в октябре 1910 года москвичи из газет узнают о той драме, которая, можно сказать, на их глазах разворачивалась в связи с любовным треугольником", - рассказывает Александр Мишин.

Но почему свел счеты с жизнью сам Николай Тарасов? Известно, что к моменту этого двойного самоубийства он уже охладел к Грибовой и, более того, был увлечен другой актрисой – восходящей звездой МХАТа Алисой Коонен.

Смерть миллионера будоражила воображение обывателей, порождавшее все новые и новые версии. Тем более, что в этой трагедии было и еще одно странное обстоятельство.

"По иронии судьбы, опять-таки, когда на выстрел прибежал дворник, оказалось, что в квартире уже стоял гроб. То ли сам Николай Тарасов заказал этот гроб, то ли прислала подруга Оленьки Грибовой, намекая на то, чего он достоин", - считает Мишин.

Гроб доставили на Большую Дмитровку – там была квартира Николая. В особняк на Спиридоновке он еще не переехал, так как за права наследства боролись сыновья Гавриила Тарасова.

"Наследники попытались вступить в права, но, оказывается, уже в тот период это было не так просто. Местные власти муниципальные посчитали, что с наследников кавказского хозяина этого здания можно взять больше денег за вхождение в права наследования, чем положено. Пошли судебные процессы, это затянулось, и наследники в юридические права так и не вступили. А дальше революция", - объясняет Леонид Фитуни.

После революции особняк Тарасова, как и остальные усадьбы на Спиридоновке, был национализирован. Сначала здесь располагался Верховный Суд СССР, а после 1937 года – Посольство Польши. С 1941 года переименована и сама улица Спиридоновка. Она стала носить имя писателя Алексея Толстого, который поселился во флигеле особняка Степана Рябушинского.

"Дело в том, что у него было такое, как он считал, достаточно скромное требование для своего жилища – две большие комнаты. Одна – для того, чтобы работать, другая – для того, чтобы принимать пищу и принимать гостей. И как раз получилось так, что именно эта квартира, а предложила ее посмотреть Тимоша, так звали невестку Горького, Надежда Алексеевна Пешкова, он посмотрел, здесь была совершеннейшая разруха, но наметанным глазом он понял, что если что-то разгородить, что-то подправить, получатся те самые требуемые две большие комнаты", - объясняет Инна Андреева.

Писателю, действительно, была нужна для работы большая комната. В его рабочем кабинете стояли сразу четыре письменных стола. Это было необходимым условием для творчества.

"Этот принцип четырех столов кабинетный железный у него совершенно. Он писал всегда стоя, потом переходил к столу с машинкой, перепечатав, потому что он физически не мог править свой текст, написанный от руки. Говорил так, что "рукой писателя водит некто свыше, и то, что написано мною, то гениальное, и исправлению не подлежит". Поэтому, перепечатав текст, он переходил к круглому столику у камина, закуривал одну из своих любимых трубок и тогда уже правил текст, представив себе, что это страничка из рукописи, присланная кем-то из молодых писателей", - рассказывает Андреева.

С героями собственных произведений у Алексея Толстого тоже были особые отношения.

"Ведь об этом уже ходят легенды, что Алексей Толстой, особенно при написании "Петра Первого", так сжился со своими героями, а особенно с Петром Великим, что утверждал, что герои приходили к нему в кабинет, то есть он галлюцинировал героев, он каждому из этих героев придавал свой голос, свой тембр голоса и так далее", - утверждает Инна Андреева.

Часто из-за дверей кабинета писателя доносились женские, мужские и даже детские голоса. Алексей Толстой прекрасно имитировал чужую речь и был мастером розыгрышей.

"Иногда очень нехорошо разыгрывал друзей по телефону, звоня голосом или Микояна, или Сталина. Представляете, какие были реакции на том конце провода", - говорит Андреева.

Квартиру на Спиридоновке Алексей Толстой тоже считал местом особым, связанным с легендой его древнего рода.

"Когда-то общий пращур всех Толстых, Петр Андреевич Толстой, сидя в семибашенном замке в Турции, готовился к повешению. Его должны были казнить наутро, и вот он всю ночь молился святому Спиридонию, чтобы тот спас его. И так случилось по всяким дипломатическим переговорам, его все-таки освободили, и с того времени все Толстые стали считать этого Спиридония покровителем рода Толстых", - объясняет Инна Андреева.

Алексей Толстой умер в 1945-м, но улица еще долго носила его имя. Историческое название ей было возвращено только в 1994 году.

Не только сама Спиридоновка, но и прилегающие к ней улицы и переулки представляют большой интерес для историков, в том числе и потому, что в этом районе жил всесильный министр внутренних дел и госбезопасности Советского Союза Лаврентий Берия.

"Недалеко от Спиридоновки, на углу Вспольного переулка и Малой Никитской, находится представительный городской особняк начала ХХ века, особняк инженера Бакакина. Но самым известным жителем этого великолепного особняка был, конечно, маршал Лаврентий Павлович Берия. Это его резиденция, которую он занимал с 1943-го до ареста в 1953 году", - рассказывает Александр Мишин.

В этом доме постоянно находилось несколько десятков чекистов-телохранителей. Однако известно, что неподалеку в Спиридоньевском переулке было еще одно здание, где тоже несли вахту охранники. Два строения соединял специально проложенный подземный ход.

"Лаврентий Павлович прекрасно понимал, как к нему относятся его коллеги по ЦК партии, по Политбюро, и было от чего себя охранять. И те, кто задумали его арестовать и уничтожить, понимали, что пытаться арестовать его в этом здании – пустой номер", - говорит Мишин.

Лаврентий Берия - пожалуй, самый зловещий персонаж советской политической истории. Инициатор и вдохновитель массовых репрессий, по мнению некоторых историков, был весьма неравнодушен к женскому полу. А молва еще при жизни считала его насильником и просто сексуальным маньяком. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.

"В отношении этого дома большие легенды ходят, что там он и подвал имел, в котором кости перемалывал несчастных женщин, и что там стояла ванна с соляной кислотой, в которой он растворял всех изнасилованных женщин. Не было этого, ничего не было. Женой Берии была грузинка очень строгих нравов. Надо очень хорошо понимать, что такое менталитет грузинской женщины. Я кавказец, я хорошо это понимаю. И она в жизни бы не допустила, чтобы нога посторонней женщины ступила на площадь ее дома. В жизни этого бы не произошло", - считает историк Арсен Мартиросян.

Лаврентий Берия был арестован 26 июня 1953 года в Кремле и пять месяцев спустя по приговору суда расстрелян. Но и после смерти его последнее местожительство осталось местом действия самых жутких городских легенд.

"И вот с тех пор уже на протяжении более чем 60 лет незримо дух Берии витает над этим домом. Рассказывают истории, что по ночам подъезжает черная машина, открываются двери, человек в пенсне и форме выходит, садится в машину, уезжает", - утверждает Александр Мишин.

Спустя несколько лет после смерти Берии в особняке разместилось посольство Республики Тунис. За последние 60 лет его сотрудники призрак Лаврентия Павловича ни разу здесь не встречали.

"Да что вы! Это самое обычное здание. Духи, о которых люди говорят, игра воображения или какие-то оптические иллюзии. Мы ничего подобного не видели", - говорит посол Тунисской Республики в Российской Федерации Али Гутали.

Поэтические баталии и "Открытый клуб"

Инна Андреева, директор Музея Алексея Толстого, может часами рассказывать о Спиридоновке, ведь здесь буквально у каждого дома своя удивительная история.

Так, на Спиридоновке чуть было не разыгралась еще одна любовная драма. Александр Блок, приревновав супругу к Андрею Белому, вызвал коллегу по цеху на дуэль. В ситуацию вовремя вмешалась виновница конфликта Любовь Менделеева. И лишь благодаря ее усилиям удалось утихомирить темпераментных друзей.

Спиридоновка и сегодня влечет художников и поэтов. Почти каждый вечер они собираются в небольшом клубе неподалеку от Музея Алексея Толстого.

"Клуб у нас называется "Открытый", и он, действительно, открытый во всех смыслах, то есть открыт для любого человека с улицы и открыт для любых тем и обсуждений, лишь бы они к культуре какое-то имели, хотя бы косвенное, отношение", - объясняет директор галереи "Открытый клуб" Вадим Гинзбург.

Небольшими выставками и литературными вечерами здесь с помощью живого слова пытаются одолеть главного конкурента в борьбе за зрителя – телевизор.

"Телевидение побеждает. Сериалы побеждают. Иногда звонишь, говоришь: "Вот вечер поэта такого-то, приходи". – "Ты знаешь, я сейчас включил свой любимый фильм". – "Ну, купи диск". – "Я на диске и смотрю", - сетует Гинзбург.

Однако бывают в "Открытом клубе" вечера, когда яблоку негде упасть. Здесь всегда с нетерпением ждут встреч с представителями старой школы: писателями, режиссерами, журналистами.

"Старейший театровед, например, российский Борис Михайлович Поюровский, вот ему исполнилось недавно 80 лет, были серьезные чествования. Это человек, который придумал когда-то на телевидении "Театральные встречи", много лет их вел. То, что он здесь рассказывает, нельзя услышать нигде", - рассказывает Вадим Гинзбург.

Буквально в 500 метрах от "Открытого клуба" на другом конце Спиридоновки тоже происходят удивительные и не слишком привычные для Москвы события. Мелодии древних племен и рисунки в стиле тинка-тинка. Сегодня в старинном особняке Тарасовых располагается Институт Африки Российской Академии Наук. Изучению культуры "черного" континента интерьеры в стиле модерн не мешают, даже напротив, способствуют.

"Очень красивые потолки. По всему зданию они сохранились. Не везде, но есть очень красивые фрагменты. Зеркало венецианское. Женщины и в прошлом, и в этом веке с удовольствием смотрят на себя в это зеркало, когда входят в институт", - рассказывает ученый секретарь Института Африки РАН Марина Амвросова.

Работники института признаются: особняк требует пристально следить за собой. Здесь хочется держать спину прямо.

"Внешнее воздействие, особенно на женщин, оно всегда немаловажно. В такие интерьеры входить в расхлябанном виде вроде бы и не пристало", - считает Амвросова.

Разумеется, Африка – главная точка приложения сил сотрудников института, но и отечественная история им отнюдь не чужда. Каждый, кто оказывается в старинном особняке на Спиридоновке впервые, непременно услышит рассказ о трагической судьбе владельцев этого здания.

В тот злополучный день в октябре 1910 года Николай Тарасов пребывал в ужасном расположении духа. Газеты сообщали: его бывшая возлюбленная, актриса Ольга Грибова после неудачной попытки самоубийства уже третий день балансировала на грани жизни и смерти. Николай не находил себе места.

Как он мог отказать ей, такой прекрасной и ранимой, в сущей безделице – в деньгах? Как мог опуститься до мелочности, гордыни и отвратительной ревности? Тарасов понимал: вся театральная Москва винит в этой драме только его. Когда пришла страшная весть о смерти Грибовой, молодой миллионер уже принял решение. Он накрылся одеялом, чтобы не услышали соседи, и выстрелил себе в висок.

Всю Спиридоновку от Бульварного до Садового кольца можно пройти неспешным шагом за 10 минут. Но для внимательного пешехода каждый шаг по ее тротуарам – открытие. Здесь даже век спустя вполне ощутим ни с чем не сравнимый аромат страсти. Так что не стоит удивляться тому, что знатоки московской старины давно уже окрестили район между Спиридоновкой и Малой Никитской "любовным треугольником", местом, где вершились судьбы и разбивались сердца.



Рекомендуем почитать

Наверх