Роль общественных организаций в консолидации осетинского народа. Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в российской федерации Этнокультурные организации

Дизайн и интерьер 20.07.2019
Дизайн и интерьер

Жизнедеятельность этнических меньшинств в принимающем поликультурном пространстве имеет свои особенности, поскольку они стремятся, с одной стороны, к интеграции в принимающее общество, а с другой – к сохранению и защите своей этнокультурной целостности посредством актуализации культурных традиций этноса. В данных условиях чрезвычайно актуальна идея этнокультурного самоуправления. Успешное культурное развитие, возможность удовлетворения национальных потребностей этнических групп, ощущение равнозначности и собственной значимости в межнациональном диалоге – необходимые условия для их поступательного развития. В этом смысле механизм национально-культурных обществ достаточно перспективен. В рамках таких объединений этносы и этнические группы ориентируются на поступательное развитие национальных культур при сохранении и развитии общероссийской культурной целостности и вносят свой вклад в гармонизацию межнациональных отношений в РСО-Алании.

Общественная организация «Иудзинад» на протяжении нескольких лет взаимодействует с другими Общественными организациями и Фамильными Советами в рамках созданного Подразделения СОРКПОО «Иудзинад»- «Совета Общественных организаций Осетии».

Деятельность Совета направлена на сохранение и пропаганду национально-культурных ценностей осетинского народа, в рамках которой проводились различные мероприятия, среди которых национальные праздники, обряды, встречи с деятелями искусства и культуры, общественными деятелями, официальными лицами и т.д. Но для дальнейшего, плодотворного развития Совета и самой Общественной организации «Иудзинад» необходимо определить дальнейшие планы работы в деле сохранения и развития национально-культурных ценностей осетинского народа. С этой целью по инициативе СОРКПОО «Иудзинад» было проведено мероприятие: Круглый стол «Роль общественных организаций в консолидации Осетинского народа ».

Мероприятие открыл Председатель правления СОРПКОО «Иудзинад» Кучиев Б., который поблагодарил всех присутствующих за то, что они отозвались на приглашение и обратился с приветственной речью: «Наш древний народ, изрядно оторван от своих родовых традиций, на обломках того что мы имеем сегодня, создаются национальные общественные организации, чтобы помочь молодежи повернуться лицом к своим корням, к своей культуре и традициям. И сегодня мы с вами поговорим о том, как нам вместе сохранить то, что еще мы имеем сегодня, и какие совместные действия помогут нам объединить осетинский народ вокруг национальной идеи».

Цомаев Т. Член Координационного Совета СОРКПОО «Иудзинад», представил присутствующим Проект «Концепции духовно-нравственного развития осетинского народа» . В котором отмечено,что «Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса, главный замысел, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекса взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система взглядов на явления в мире, природе, обществе и пути решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Концепция – организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются народы Республики, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, семья. Она (Концепция) учитывает культурное многообразие, существующее в Республике, стране и в мире в целом. Обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения является ключевой задачей Осетинского народа, задачей которого вырастить поколение достойных граждан России, которое будет приносить пользу республике и стране, укреплять их позиции на мировой арене.

Концепция должна способствовать формированию у гражданина чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, за свою малую Родину, город, село, в котором он родился и вырос, активной гражданской позиции и готовности к служению Отечеству. Настоящая Концепция разработана в соответствии с духовно-нравственными ценностями осетинского народа.»

Цомаев Т. подчеркнул: «Одним из первых решений, принятых с начала работы Общественной организации «Иудзинад», стало создание «Совета служителей святилищ Осетии». Целью его учреждения явилась необходимость совершенствования института национально-культурной самоидентичности осетинского народа, выработка предложений, которые бы дали новые возможности для работы института «дзуары лæггадгæнджытæ» в современных условиях.

Кучиев Б. отметил, что Общественная организация «Иудзинад» особое внимание уделяет теме поддержки деятельности общественных организаций- Фамильных советов, проводит большую разъяснительную работу. «Фамильные советы» – составляют ядро общественного сектора, являются партнерами государства в этнокультурном развитии и укреплении единства нашей страны. Поэтому их нужно поддерживать и помогать представителям фамилий, создавать Советы, и в этом помощь со стороны Общественной организации «Иудзинад» чрезвычайна важна».

Присутствующие высказали свое мнение по поводу предстоящих процессов реформирования МОД «Высший Совет Осетин», и то, что за время своей работы данная организация не смогла стать тем центром, вокруг которого бы сплотился народ, и на отсутствие в данной организации, таких старших на которых могла бы равняться молодежь.

Представители МОД «Высший Совет Осетин» Цомаев А. и Агкацев Ю. были возмущены критикой, прозвучавшей в адрес организации, и попытались защитить интересы своей организации, подчеркнув, что организацией постоянно проводятся мероприятия направленные на сохранение духовно-нравственных ценностей осетинского народа, конференции, встречи и т.д. Постоянно проводятся встречи с представителями Молодежного Парламента РСО-Алании. Многие же вопросы, которые они не смогли решить, связаны с отсутствием финансирования. Членам организации МОД «Высший Совет Осетин» также должны платить зарплату, чтобы они могли направить все свои силы и время на реализацию своих уставных целей.

Представитель фамилии Малиевых- Казбек отметил, что молодежь сегодня далека от понятий «Ирон Æгъдау», потому что трудно жить по правилам, легче жить без правил. Поэтому, необходимо прибегнуть к радикальным мерам и внедрять культуру в виде твердого регламента поведения. А регламент поведения должен исходить от почитаемых и уважаемых старших.

Руководитель организации «Нысан» Шавлохов Р. подчеркнул, что подобные мероприятия предназначены для того, чтобы честно, бескомпромиссно докопаться до истины. Для формирования взглядов на суть проблемы и возможные пути ее решения — с учетом максимального круга мнений и интересов. Суть проблемы в том, что рассматриваемую «Концепцию духовно-нравственного развития осетинского народа », нужно доводить до народа, чтобы народ решил, что нужно делать нам всем, для того чтобы осетинское общество развернулось к своим духовно-нравственным ценностям. К процессу консолидации общества вокруг национальной идеи, нужно привлекать также власть РСО-Алании, так как многие вопросы без лоббирования со стороны власти нами реализованы быть не могут.

В дискуссии приняли участие также и представители фамилий из разных районов Республики в том числе Моздокского района: Касаевы, Кучиевы, Каллаговы, Куловы, Абаевы, Загаловы, Туаевы и др., всеми ими было высказано мнение о том, что нужно обнародовать рассматриваемую Концепцию и с учетом мнений, принять окончательный вариант на очередном «Форуме Осетинских фамилий».

Нужно возрождать забытый «Ныхас». Наш народ особо не приемлет некоторые предлагаемые государством формы выражения своей воли - митинги, шествия, которые зачастую приобретают разрушительный характер. Голос нашего народа во все времена звучал на ныхасах– собраниях, как веление разума и воли народа, как зов его сердца.

Ныхас- как постоянно работающий институт гражданского общества, является отличительной чертой осетинского общества. Издревле на ныхасах решались наиболее важные проблемы осетинского народа: вопросы войны и мира, вопросы жизнеустройства общества, внутриосетинские и внешние противоречия. Продолжением этой исторической традиции должен стать и современный Аланский Ныхас.

На мероприятии также были подчеркнуты проблемы, связанные с реформированием системы образования, с положением родного языка. Не секрет, что с усилением вертикали власти в стране система образования была подвергнута беспрецедентной централизации. Откровенно говоря, удивляет равнодушие к проблемам национальных школ со стороны министерства образования и науки. Сегодня в условиях так называемой оптимизации почему-то закрывается вопрос о создании именно национальных школ, в учебных планах происходит сокращение часов, отведенных на родной язык. А ведь проблема национально-регионального компонента - это не только судьба национальной школы, речь идет, по сути, о национальной политике России.

Для того, чтобы работа среди подрастающего поколения по овладению родным языком принесла более ощутимые результаты, национальным общественным организациям необходимо активизировать свою деятельность, сплотиться, и совместными усилиями не дать властям совершить очередную ошибку, стремясь построить новую цивилизацию на руинах старой. Пока проблемы в этой области не решены коренным образом, но уже созданы определенные предпосылки для последующего развития общественного сознания.

Мы сегодня обязаны развивать национальную идеологию, сделать ее судьбоносной основой жизни будущих поколений. В условиях глобализации только сильная, единая нация, направленная на самоопределение в рамках единой федеративной государственности, может спасти национальное самосознание любого народа от размывания и слияния с западной псевдокультурой, обожествляющей дешевые ценности потребительского общества. Нам нужна Россия, признающая особенность и ценность своих народов, не отвергающая их право на свою национальную самоидентичность в составе единой федеративной державы. Другой России и не может быть!

Пресс- служба СОРКПОО «Иудзинад»

Особую роль в развитии инициативной этнокультурной деятельности на федеральном уровне играют ежегодные конкурсы на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В Положении о таких грантах выделен раздел «Народное творчество».

На региональном уровне усиливается поддержка гражданских инициатив в этнокультурной сфере как со стороны органов государственного руководства культурой и образованием, так и отдельных негосударственных некоммерческих структур (таких как Фонд развития регионов).

Вместе с тем, в решении этнокультурных задач, как части современной региональной социально-культурной политики, слабо задействованы новые ресурсы, в частности - учреждения и организации, имеющие статус негосударственных некоммерческих структур. Их участие в развитии этнокультурной сферы регионов если и происходит, то в основном, стихийно, эпизодически и в незначительных масштабах. Однако в некоторых из них (например, в Фонде развития регионов) уже накопились инновационные идеи и опыт организационно-педагогической деятельности в этой сфере.

Традиционная народная (этническая) культура определяется исследователями как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом (этносом). В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые и этнопедагогические традиции этноса, а также народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, формы их бытования в этнических общностях). Народная художественная культура (этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народной музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами народного художественного творчества. Традиционные народные праздники, обряды, художественное творчество, издревле воплощали духовно-нравственные ценности и идеалы этноса, его самосознание, характер, стереотипы поведения, которые передавались от поколения к поколению использованием средств этнопедагогики.

Этносы отличаются друг от друга особенностями своего этнического самосознания - одной из форм социального сознания.

Характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально-окрашенных стереотипов. В традиционной народной культуре отражены этнические стереотипы поведения, которые Л.Н.Гумилев выделяет в качестве одного из главных признаков любого этноса.

Каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде стереотипы, духовно – нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям, используя при этом формы и средства этнопедагогики (сказки, пословицы, поговорки, народные игры, праздники, обряды, народное искусство и др.). Они оказывают важное влияние на характер, как конкретной личности, так и этноса в целом.

Многообразные этнокультурные традиции народов России являются сокровищницей актуальных для современного общества духовно-нравственных ценностей и идеалов. Среди главных ценностей русской традиционной культуры, сближающих ее с культурами других народов нашей страны, Т.И.Бакланова выделяет следующие:

– Ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал.

– Ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании.

– Ценность родной земли, Родины.

Ценность трудолюбия и труда на родной земле.

Ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.

На этой основе одной из важнейших функций традиционной народной культуры следует признать аксиологическую функцию. Другими ее функциями являются регулятивная, познавательная, адаптивная и информационно-коммуникативная.

Понятие «традиционная народная культура» взаимосвязано с понятием «этнокультурная деятельность», которое можно трактовать двояко.

Набор данных «Национально-культурные объединения и национальные общественные организации» содержит подробную информацию о национальных общественных объединениях (НОО) и национально-культурных автономиях (НКА) города Москвы, включающую юридический и фактический адреса организаций, реквизиты, местоположение, ФИО руководителя, контактные данные и график работы.

НОО и НКА города Москвы начали создаваться с начала 1990-х годов XX века и были узаконены с принятием Федеральных законов «Об общественных объединениях» (1995) и «О национально-культурных автономиях» (1996). Все организации этого типа (НОО и НКА) являются некоммерческими, возникают по инициативе групп граждан с целью реализации их этнокультурной идентичности. Национально-культурные автономии бывают трех уровней: местные, региональные и федеральные. В соответствии с Законом, три местных автономии могут образовывать региональную, а три региональных – федеральную НКА.

Современная ситуация в России

Национальные общественные объединения и национально-культурные автономии создаются во всех регионах Российской Федерации, но наиболее активны – в этноконтактных зонах и местах компактного проживания этнических групп, находящихся в численном меньшинстве. НОО и НКА крупных городов и мегаполисов (Санкт-Петербурга и Москвы) взаимодействуют с органами исполнительной власти посредством создания консультативных советов при соответствующих органах.

Современная ситуация в Москве

Московская агломерация насчитывает более 13 миллионов жителей, представляющих 160 этнических общностей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее многочисленными из них, согласно данным последней переписи населения от 2010 года, являются: русские - 91,6%, украинцы - 1,4%, татары - 1,4%, армяне – 1%, азербайджанцы - 0,5%, евреи - 0,5%. В городе Москве функционируют более 100 НОО и НКА различного уровня.

Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере реализации национальной политики, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, формирования отношений гражданской солидарности в мегаполисе является Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Департамент взаимодействует с национальными и межнациональными организациями и автономиями, проводит мероприятия, праздники и фестивали, направленные на сохранение этнокультурных традиций, гармонизацию межнациональных отношений в городе Москве, профилактику проявлений экстремизма и ксенофобии, в том числе – в молодежной среде.

Площадкой для взаимодействия органов исполнительной власти с национальной общественностью города Москвы является Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы – постоянно действующий консультативный и совещательный орган – и его 10 комиссий. Совет формируется из числа руководителей национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, экспертов и представителей органов исполнительной власти города Москвы.

В новом составе Совета, утвержденном в июне 2016 г., представлены более 80-ти национальных и межнациональных организаций.

А знаете ли вы что?

С 1998 года в Москве функционирует «Московский дом национальностей» (МДН), где представители московских этнокультурных объединений постоянно проводят свои мероприятия – вечера, выставки, «круглые столы». На его площадке также проводят свои заседания комиссий Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. О культурных мероприятиях МДН и его деятельности можно узнать на сайте организации по адресу http://mdn.ru/.

Материал подготовлен на основе информации Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, порталов: http://welcome.mos.ru/, http://mdn.ru/.



Рекомендуем почитать

Наверх