Кто такой м л кинг. Кто такой мартин лютер кинг

Техника и интернет 03.08.2019
Техника и интернет

Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King). Родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия, США - умер 4 апреля 1968 года в Мемфисе, Теннесси, США. Известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма.

Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.

В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.

В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.

Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.

В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.

Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец жениха. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года. Супружеская чета Кингов имела четырёх детей: Йоланда Кинг - дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама - 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния); Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама); Декстер Скотт Кинг - сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия); Бернис Альбертин Кинг - дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия).

В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции - Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению посетил Индию, где изучал деятельность .

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO.

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.


В 1964 году Мартину Лютеру Кингу была присвоена Нобелевская премия мира за успехи в деле демократизации американского общества. Он очень хотел полностью уничтожить расовые предрассудки, чтобы черные и белые люди могли наконец-то сосуществовать в Америке совершенно на равных.


Его отец Майкл Кинг был пастором баптистской церкви в Атланте, штат Джорджия. Однажды в 1934 году отец Майкл поехал путешествовать по Европе, побывал в Германии. Там он познакомился с учением немецкого реформатора Мартина Лютера и настолько был впечатлен его работой, что решил взять его имя себе и своему пятилетнему сыну. С этих пор их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом Кинг Старший обязал своего сына и себя следовать учению выдающегося немецкого священника и богослова.


Позже преподаватели колледжей и школ отметили, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил остальных сверстников. Он сдавал все экзамены на «отлично», хорошо учился, пел в церковном хоре.


В 10 лет он был приглашен на премьеру фильма «Унесенные ветром» и исполнил там песню. В 13 Мартину удалось поступить в лицей при университете Атланты, спустя 2 года стал победителем ораторов, проводимый Афроамериканской организацией Джорджии. Свои выдающиеся способности он в очередной раз доказал, поступив в колледж Морхауз, сдав экзамены средней школы экстерном.


В 1947 году Мартин стал служителем и помощником в баптистской церкви отца Мартина Лютера Кинга Старшего. Учебу он при этом решил не оставлять и на следующий год поступил в теологическую семинарию в Честере, в штате Пенсильвания. Там ему в 1951 году была присуждена степень бакалавра богословия. В Бостонском университете он в июне 1955 года защитил степень доктора философии.

Жизнь после учебы и начало активной деятельности

После окончания учебы, Мартин Лютер принялся . В баптистской церкви в Монтгомери он стал лидером протеста чернокожего населения, выступавшего против расовой сегрегации. Первопричиной стал инцидент, который произошел с чернокожей Розой Паке, когда ее попросили покинуть автобус. Она отказалась это сделать, обратив внимание оппонентов на то, что же равноправная гражданка Америки. Эту женщину поддержало все чернокожее население города. На год был объявлен бойкот всем автобусам. Кинг Младший довел это дело до Верховного суда. Судом сегрегация была признана неконституционной и тогда власти сдались.


Вышеописанная ситуация - это бескровного и ненасильственного сопротивления властям. Далее Мартин Лютер решил бороться за равные права негров, касающихся получения образования. В Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не давали учиться наравне с белыми. Суд признал правоту этого иска, так как раздельное обучение белых и черных противоречило конституции Америки.

Первые серьезные проблемы и опасность для жизни

Противники объединения черных и белых стали охотиться на Кинга Младшего, так как его выступления собирали тысячи черных и белых людей вместе и были очень эффективны. Он стал для многих влиятельных людей словно кость в горле.


В 1958 году, на одном из многочисленных выступлений его ударили в грудь ножом. Мартина тут же увезли в больницу, спасли его жизнь и после лечения он продолжил агитацию. Его часто показывали по телевидению, писали о нем в газетах. Мартин Лютер стал очень популярным политическим деятелем и лидером, гордостью чернокожего населения совершенно всех штатов.


В 1963 году он арестован и обвинен в нарушении общественного порядка. Попав в тюрьму Бирмингема, его вскоре отпустили, так как не нашли никакого криминала. В этом же году Мартин Младший был принят президентом США Джоном Кеннеди. После встречи с ним, он поднялся на ступени Капитолия и произнес многотысячной толпе свою знаменитую речь, которую все сегодня знают под названием «У меня есть мечта».

Последнее выступление

В 1968 году, во время выступления перед участниками демонстрации в Мемфисе, в него выстрелили и выстрел этот оказался смертельным. В этот момент темнокожая Америка потеряла своего самого верного защитника, мечтавшего о равноправии в стране и отдавшего за это собственную жизнь. С тех пор третий понедельник января отмечается в США как День Мартина Лютера Кинга и является национальным праздником.


Дело Мартина Лютера Младшего продолжила его жена Коретта Скот Кинг. Она продолжила ненасильственное сопротивление сегрегации, дискриминации, колониализму, расизму и т.п.

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг, 1984 год.

Баптистский теолог

Кинг (King) Мартин Лютер (1929-1968) - один из руководителей борьбы за гражданские права негров в США, баптистский теолог. Выдвинутая Кингом тактика «прямых ненасильственных действий» сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации и дискриминации черных американцев. Социально-религиозные взгляды Кинга формировались прежде всего на основе его собственного опыта негра, с ранних лет столкнувшегося с системой повседневного насилия и унижения, с жестокостью полиции и несправедливостью судов, господствовавшими в южных штатах. Стремясь найти причины и пути преодоления расизма, Кинг изучает теологическую и философскую литературу. Особое впечатление на него произвели идеи У. Раушенбуша о долге церкви и христианина бороться против социальной несправедливости. Вместе с тем он признает обоснованность критики его взглядов Р. Нибуром: призывы к совести, к самоусовершенствованию в обстановке «аморального общества» серьезных результатов дать не могут. Однако, по мнению Кинга, неоортодоксы впадают в другую крайность, слишком пессимистически оценивая возможности человека. И либерализм, и неоортодоксия предлагают лишь частичную истину. В итоге Кинг склоняется к тактике гандизма. «Одним из мощных средств, приемлемых для угнетенного народа в его борьбе за свободу, является христианская любовь, которая действует через «метод Ганди». Неграм, утверждает Кинг, противостоят не отдельные расисты, а общественная система, в которой господствует расистская идеология - результат греха, проявляющегося «на всех уровнях человеческого существования». Кинг отстаивает модернистские позиции и критикует попытки т. н. традиционалистов отвергнуть новейшие достижения науки ссылками на библейские высказывания. Однако успехи науки породили повсеместную иллюзию, будто «научные лаборатории способны заменить алтари» и обеспечить социальный прогресс. Но «если человеком не руководит божий дух, то сила его научных открытий станет разрушительным духом монаха Франкенштейна, который превратит земную жизнь в золу». В человеке заложены могучие силы и стремление к созиданию справедливого общества, но своим происхождением он обязан богу, и без его помощи с расизмом покончить сам человек не способен. Однако люди не могут просто ждать и молиться, необходимо действовать, быть «не просто термометром общества, но его термостатом». Здесь ключевую роль призвана сыграть «сила любви», пробуждаемая в человеке богом. Христианин никогда не должен примиряться с несправедливыми порядками, но сердце его не должно ожесточаться, насилие невозможно ликвидировать насилием, ему следует противопоставить «силу души». В русле таких размышлений конкретизируется известная тактика «прямых ненасильственных действий». Прежде всего, Кинг резко осуждает «самоубийственную» пассивность и примиренческое отношение к расизму большинства американских церквей и выдвигает категорическое требование: «Свободу немедленно!» Чтобы ее добиться, нужно активными («прямыми») действиями создавать такую напряженную обстановку, которая вынуждала бы расистские власти идти на переговоры. Подобная тактика неизбежно вызовет репрессивные меры, однако борцы за справедливость не могут, в свою очередь, отвечать насилием, они должны последовательно руководствоваться принципом евангельской любви ко всем, пробуждая ее в сердцах своих противников. Впервые эту тактику Кинг успешно применил против дискриминационных порядков на городском транспорте г. Монтгомери (1955). Вскоре Кингом была создана «Южная конференция христианского руководства», которая развернула широкую деятельность в южных штатах, и тактика Кинга стала доминирующей в массовых антирасистских выступлениях в начале 60-х годов. Заметными этапами деятельности Кинга была борьба против сегрегации в Бирмингеме, поход в Селме и поход на Вашингтон (1963). В 1964 году был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах. Борьба, однако, продолжалась. Активно участвуя в ней, Кинг решительно выступал против националистических программ типа лозунга «черной власти» и деятельности «черных мусульман». В 1968 году Кинг был убит расистами в Мемфисе. В 1988 года день рождения Кинга объявлен национальным праздником в США.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 128-130.

Негритянский религиозный и общественный деятель

Кинг (King) Мартин Лютер (15 января 1929, Атланта - 4 апреля 1968, Мемфис) - негритянский религиозный и общественный деятель США, сыгравший выдающуюся роль в борьбе против расизма . Учился в баптистском колледже в Атланте (1945-48), в теологической семинарии в Честере (1948-51) и в Бостонском университете (1951-55), где получил степень доктора философии. В 1955 возглавил «автобусный бойкот» негров г. Монтгомери, обозначивший новый этап борьбы против сегрегации и дискриминации чернокожих. Кинг возглавил массовые выступления за равноправие негров, которые завершились принятием Закона о гражданских правах (1964) и Закона об избирательных правах негров (1965). В 1964 Кинг стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1968 он был убит в г. Мемфис. Спустя 20 лет в честь него был установлен национальный праздник (третий понедельник января).

Социальная философия Кинга представляет собой теологически интерпретируемый и легко узнаваемый опыт образованного потомственного пресвитера негритянской баптистской церкви, с ранних лет столкнувшегося с системой повседневного насилия и унижения, с жестокостью полиции и самоуправством судов. Уже в семинарии Кинг, по его словам, был озабочен «интеллектуальным поиском способа устранения социального зла». Он с воодушевлением воспринял доктрину социального евангелиста У. Раушенбуша, утверждавшего, что долг церкви не только в спасении людей, но и в преобразовании всех общественных отношений - в «перенесении небесной гармонии на землю», - осуществляемом с Божией помощью. Всякая религия, сделал вывод Кинг, претендующая на заботу о душах людей, но проявляющая полное равнодушие к ужасным условиям, в которых они живут, мертва и действительно является «опиумом народа». Долг христианина бороться против расизма, потому что «расовая сегрегация - это крикливое отрицание единства, которое мы имеем во Христе».

В 50-х гг. программа построения «Царства Божиего» на земле, апеллирующая к совести верующих, уже обнаружила свою практическую неэффективность, тем более очевидную, когда речь шла о ликвидации системы сегрегации, господствующей в южных штатах. «По горькому опыту мы знаем, - писал Кинг, - что угнетатели никогда не предоставят свободу угнетенным - ее нужно требовать». Глубокое впечатление на Кинга произвела критика Райнхольдом Нибуром представления о способности к нравственному самоусовершенствованию индивида, живущего в «аморальном обществе», и его концепция неискоренимого греха, восходящая к М. Лютеру. Нибур помог мне осознать, вспоминал Кинг, «иллюзорность легковесного оптимизма и реальность существования коллективного зла». Но чернокожий богослов, стремящийся найти способ ликвидации расизма, не мог до конца принять социальный пессимизм неоортодоксии, в частности концепцию трансцендентного Бога, находящегося по ту сторону мира. Стремление решить эту имеющую для него острый практический смысл дилемму (ответственности церкви за состояние общества и практическую неэффективность апелляций к совести индивидов) объясняет своеобразие интерпретаций Кингом ключевых христианских догматов и категорий.

Кинг ясно понимал, что нефам противостоят не отдельные аморальные индивиды, а «система зла», которую он, как протестантский богослов, выводил из грнехопадения первых людей, в результате которого «грех проявляется на всех уровнях человеческого существования»; он стремился совместить этот факте признанием возможности преодоления расизма, иными словами, найти разумную середину между концепциями имманентного Бога у Раушенбуша и трансцендентного Бога у Нибура. Здесь сталкиваются две логики. С одной стороны, евангельские идеалы, по мнению Кинга, забытые американцами, служат ему решающим доводом против примирения с расистской реальностью, с другой - эти «внешние» по отношению к земной реальности идеалы адекватно в земной жизни воплотиться не могут. Иными словами, Бог и имманентен (в той мере, в которой Его моральные предписания выступают в качестве мотива и гарантии успеха борьбы против расизма), и трансцендентен, поскольку Его заветы «превосходят» человеческие возможности. Но эти проблемы «высокой» теологии интересовали Кинга прежде всего в практическом плане - как религиозное обоснование наиболее эффективной борьбы с сегрегацией.

Кинг выступил против ортодоксального протестантского представления о том, что образ Божий в человеке полностью разрушен вследствие грехопадения Адама. Нет, утверждал Кинг, он только искажен и «Страшно испуган». В человеке сохранились могучие силы к созиданию, но он сам не способен полностью проявить их. Это может сделать лишь вера, которая «открывает дверь для работы Бога», обеспечивая чудесное единство божественной и человеческой воли к ликвидации греховного расизма. Американцы не могут лишь ждать и молиться, необходимо действовать, быть не просто термометром, но термостатом общества. Долг христианина не примиряться с дискриминацией чернокожих, однако сердце его не должно ожесточаться, насилие невозможно ликвидировать силой. Насилию следует противопоставить «способность любви», пробуждаемую в человеке Богом.

Кинг предложил четкую программу ликвидации расизма, а главное - возглавил практическую борьбу по ее претворению в жизнь. Решающую роль в ее оформлении сыграл опыт ненасильственного сопротивления М. Ганди, подсказавший Кингу, как сделать «христианскую любовь эффективным орудием социальных преобразований». «Христос дает дух, мотивацию протеста, а Ганди - метод, технику выражения», - писал он. Резко осуждая «самоубийственную» пассивность и примиренческое отношение к расизму большинства американских церквей, Кинг выдвигает категорическое требование: «Свободу немедленно!» Чтобы ее добиться, нужно активными («прямыми») действиями создавать напряженную обстановку, которая вынуждала бы расистские власти идти на переговоры. Такие акции неизбежно вызовут репрессивные меры, однако борцы с дискриминацией не должны отвечать насилием, им следует до конца воплотить принцип евангельской любви ко всем, в т. ч. и к врагам, стремясь пробудить ее в сердцах гонителей. Именно эта тактика, впервые примененная в Монтгомери, стала доминирующей в массовых антирасистских выступлениях в начале 1960-х гг. и обеспечила принятие целого ряда антидискриминационных законов. Однако она не могла изменить фактического неравенства. Создавалась взрывоопасная ситуация: растущая воинственность негров наталкивалась на все более жестокое сопротивление властей. В середине 1960-х гг. по стране прошла волна яростных бунтов в негритянских гетто, сопровождавшихся вандализмом, кровопролитными схватками, массовыми арестами. Новые лидеры, выдвинувшие лозунг «Власть черным!», обличали Кинга в сговоре с властями; в глазах последних он оставался зачинщиком общественных беспорядков, особенно после того как публично выступил с осуждением войны во Вьетнаме. Сам Кинг мучительно переживал кризис своего движения. Последовательно отстаивая принцип ненасилия, он признавал необходимость выработки новой тактики, соответствующей «возросшему нетерпению негров и крепнущему сопротивлению белых», в частности укрепления союза всех бедняков - и белых, и чернокожих.

Л. H. Митрохин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 243-244.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Есть у меня мечта. М., 1970; Паломничество к ненасилию. - В кн.: Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1991; Stride Toward Freedom. The Montgomery Story. N. Y., 1958; Strength to Love. N. Y., 1964; Why We Can"t Wait. N. Y., 1964; The Tmmpet of Conscience. N. Y., 1967; Where Do We Go from Here: Chaos or Community? N.Y., 1967.

Литература:

Нитобург Э. Л. Церковь афро-американцев в США. М., 1995; Митрохин Л. Н. Мартин Л. Кинг: способность любить. - В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997; Miller Keith D. Voice of Deliverence: The Language of Martin Luther King. J., and Its Sources. N.Y., 1992.

Кинг Мартин Лютер (1929-1968), американский священник и общественный деятель, один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев.

В 15 лет поступил в колледж Морхауз в Атланте, в 1951 г. окончил теологическую семинарию Кроузера в Пенсильвании, а в 1955 г. получил степень доктора теологии в Бостонском университете. В 1954 г. стал священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) и приобрёл широкую известность как борец за гражданские права чёрного населения.

В январе 1957 г. Кинг принял участие в создании «Южной конференции христианского руководства», целью которой была координация усилий правозащитных объединений. Он переехал в Атланту (1960 г.) и полностью посвятил себя работе в этой организации.

В 1960- 1961 гг. Кинг стал инициатором сидячих демонстраций и «маршей свободы»; несколько раз подвергался аресту за нарушение законов, которые считал дискриминационными. Он был высокообразованным человеком и видел в расовой сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку) самую острую нравственную и социальную проблему в Америке.

В 1963 г. Кинг написал письмо из бирмингемской тюрьмы (штат Алабама), в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан. В 1964 г. в США был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах.

Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожившего остатки расовой дискриминации в Соединённых Штатах, отмечена Нобелевской премией мира (1964 г.). Начав свою деятельность как буржуазный либерал, Кинг в последние годы жизни подошёл к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал афроамериканцев к единству действий с белыми трудящимися. В 1968 г. он создал организацию «Кампания бедных людей» с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

Кинг был убит 4 апреля 1968 года в Мемфисе (Теннесси) расистом Джеймсом Эрлом Реем.
Массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), вспыхнувшие после убийства Кинга, были жестоко подавленные властями.

Кинг, биография которого вполне заслуживает места на страницах всемирной истории последнего столетия, воплотил в себе яркий образ принципиальной борьбы и сопротивления несправедливостям. К счастью, этот человек вовсе не уникален в своем роде. Биография Мартина Лютера Кинга в какой-то мере сопоставима с биографиями других известнейших борцов за свободу: Махатмы Ганди и Вместе с тем дело жизни нашего героя являлось во многом особенным.

Биография Мартина Лютера Кинга: детство и юношество

Будущий проповедник был рожден в январе 1929 года в Атланте Его отцом был священник баптистской церкви. Семья проживала в районе Атланты, населенном преимущественно темнокожими жителями, однако мальчик ходил в лицей при городском университете. Так что ему с ранних лет пришлось ощутить на себе дискриминацию чернокожих в США середины XX века.

Уже в юном возрасте Мартин проявил недюжинный талант в ораторском искусстве, победив в пятнадцать лет на соответствующем конкурсе, проводившемся афроамериканской организацией штата Джорджия. В 1944 году юноша поступает в колледж Морхауз. Уже на первом курсе он вступает в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения. Именно в этот период формируются мировоззренческие убеждения и закладывается дальнейшая биография Мартина Лютера Кинга.

В 1947 году парень становится священнослужителем, начав

свою духовную карьеру в качестве отцовского помощника. А спустя год он поступает в семинарию в Пенсильвании, откуда в 1951 году выходит со степенью доктора теологии. В 1954 году он становится священником баптистской церкви в городке Монтгомери, в А уже спустя год вся афроамериканская общественность буквально взрывается невиданными до этого протестами. Резко меняется и биография Мартина Лютера Кинга. И событие, давшее толчок демонстрациям, связано именно с городком Монтгомери.

Мартин Лютер: биография борца за равные права чернокожего населения

Таким событием стал отказ чернокожей женщины Розы Паркс уступить в автобусе место белому пассажиру, за что она была арестована и оштрафована. Это действие властей глубоко возмутило негритянское население штата. Начался беспрецедентный бойкот всех автобусных линий. Очень скоро афроамериканский протест против был возглавлен священником Мартином Лютером Кингом. Бойкот автобусных линий длился более года и привел к успеху акции. Под давлением демонстрантов Верховный суд США был вынужден признать неконституционной сегрегацию в Алабаме.

В 1957 году была создана «Конференция христиан юга» для борьбы за равные гражданские права для афроамериканцев по всей стране. Организацию возглавил Мартин Лютер Кинг. В 1960 году он посещает Индию, где перенимает передовой опыт у Джавахарлала Неру. Выступления баптистского священника, в которых он призывал к неотступному и ненасильственному сопротивлению, вызывали отклик в сердцах людей по всей стране. Его речи буквально насыщали активистов движения за гражданские права энергией и энтузиазмом. Страну охватили марши, массовые уходы в тюрьму, экономические демонстрации и так далее. Наиболее знаменитой стала речь Лютера в Вашингтоне 1963 года, начинавшаяся со слов «У меня есть мечта…». Она была прослушана вживую более чем 300-ми тысячами американцев.

В 1968 году Мартин Лютер Кинг возглавил очередной свой протестный марш по центру города Мемфиса. Целью демонстрации была поддержка стачки рабочих. Однако так и не была доведена им до конца, став последней в жизни идола миллионов. Днем позже, 4 апреля, ровно в 18 часов, священник был ранен снайпером, расположившимся на балконе одного из отелей в центре города. Мартин Лютер Кинг умер в тот же день, не приходя в сознание.



Рекомендуем почитать

Наверх