Земноводных животных трехкамерное сердце. Возможности организмов, обладающих трехкамерным сердцем

Полезные советы 29.05.2019
Полезные советы

Языки и народы. Сегодня народы мира разговаривают более чем на 3 000 языках. Забытых языков насчитывается около 4000, некоторые из них еще живы в памяти человечества (санскрит, латынь). По характеру языка многие исследователи судят о степени родства народов. Язык чаще всего используют в качестве этнодифференцирующего признака. Языковая классификация народов наиболее признана в мировой науке. Вместе с тем язык не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. На одном испанском языке говорят несколько различных латиноамериканских народов. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. В то же время жители Северного и Южного Китая говорят на различных языках, но относят себя к одному этносу.

Каждый из больших литературных языков Европы (французский, итальянский, английский, немецкий) господствует на территории, лингвистически гораздо менее однородной, чем территория русского, украинского и белорусского народов (Л. Гумилев, 1990 г.). Саксонцы и тирольцы почти не понимают друг друга, а миланцы и сицилийцы не понимают друг друга совсем. Англичане Нортумберленда говорят на языке, близком к норвежскому, поскольку они потомки осевших в Англии викингов. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках.

Французы говорят на четырех языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском (гасконцы) и провансальском. Языковые различия между ними прослеживаются с начала романизации Галлии.

С учетом своих внутриэтнических различий французы, немцы, итальянцы, англичане должны сравниваться не с русскими, украинцами и белорусами, а сразу со всеми восточноевропейцами. В то же время такие системы этносов, как китайцы или индусы, соответствуют не французам, немцам или украинцам, а европейцам в целом (Л. Гумилев, 1990 г.).


Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Вместе с тем в одну языковую семью могут войти народы, изначально генетически отстоящие друг от друга. Так, монголы, покорив многие народы, принимали чужие языки, а переселенные работорговцами в Америку негры разговаривают на английском.

Человеческие расы и языковые семьи. По биологическим характеристикам люди распадаются на расы. Французский ученый Кювье выделил в начале XIX века три человеческие расы - черную, желтую и белую.

Идея, что человеческие расы вышли из разных центров, утвердилась еще в Ветхом Завете: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои». На этом основании среди англоязычных протестантов была создана теория «нордического, или индоевропейского богоизбранного человека». Такой человек был возведен на пьедестал французским графом де Гобино в книге с провокационным названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». Слово «индоевропейский» со временем трансформировалось в «индогерманский», а прародину первобытных «индогерманцев» стали искать в районе североевропейской равнины, входившей в то время в пределы королевства Пруссии. В XX в. представления о расовой и национальной элитарности обернулись самыми кровавыми войнами в истории человечества.

К середине XX в. сложилось множество классификаций человеческих рас - от двух (негроидной и монголоидной) до тридцати пяти. Большинство ученых пишут о четырех расах человека с такими центрами возникновения: Большие Зондские острова - родина австралоидов, Восточная Азия - монголоидов, Южная и Центральная Европа - европеоидов и Африка - негроидов.


Все эти расы, их языки и центры происхождения некоторыми исследователями соотносятся с разными исходными гоминидами. Предки австралоидов - яванские питекантропы, монголоидов - синантропы, негроидов - африканские неандертальцы и европеоидов - европейские неандертальцы. Генетическая связь тех или иных древних форм с соответствующими современными расами прослеживается с помощью морфологических сопоставлений черепных коробок. Монголоиды, например, похожи на синантропа уплощенным лицом, европеоиды сближаются с европейскими неандертальцами сильно выступающими носовыми костями, а широконосость роднит негроидов с африканским неандертальцем (В. Алексеев, 1985 г.). В палеолите люди были такими же черными, белыми, желтыми, как и в наши дни, с той же дифференциацией черепов, скелетов. Значит, межцивилизационные различия восходят к глубокой древности, к началу человеческого рода. К ним следует отнести и межязыковые различия.

Древнейшие находки представителей негроидной расы были обнаружены не в Африке, а в Южной Франции, в пещере Гримальди близ Ниццы, и в Абхазии, в гроте Холодный. Примесь негроидной крови обнаруживается не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции и Кавказа, но и у жителей северо-запада - в Ирландии (Л. Гумилев, 1997 г.).

Классические негроиды принадлежат к нигеро-кордофанской языковой семье, начавшей заселять Центральную Африку из Северной Африки и Передней Азии довольно поздно - где-то в начале нашей эры.

До прихода в Африку негроидов (фульбе, банту, зулусы) территорию южнее Сахары населяли капоиды, представители недавно выделенной расы, к которой относятся готтентоты и бушмены, принадлежащие к койсанской языковой семье. В отличие от негров капоиды не черные, а бурьые: у них монголоидные черты лица, разговаривают не на выдохе, а на вдохе и резко отличаются как от негров, так и от европейцев и монголоидов. Их считают остатком какой-то древней расы южного полушария, которая из главных районов своего расселения была вытеснена негроидами (Л. Гумилев, 1997 г.).. Затем много негроидов было перевезено в Америку работорговцам

Другая древняя раса южного полушария - австралоидная (австралийская семья). Австралоиды живут в Австралии и Меланезии. У них при черном цвете кожи огромные бороды, волнистые волосы, и широкие плечи, исключительная быстрота реакции. Ближайшие их родственники жили на юге Индии и относятся к дравидийской языковой семье (тамилы, телугу).

Представители европеоидной (белой расы, принадлежащие в основном к индоевропейской языковой семье, населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет.


Крупными по численности этнолингвистическими группами индоевропейской языковой семьи в Европе являются романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны), германская (немцы, англичане), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки, болгары, сербы). Они заселяют Северную Азию (русские), Северную Америку (американцы), Южную Африку (выходцы из Англии и Голландии), Австралию и Новую Зеландию (выходцы из Англии), значительную часть Южной Америки (испаноязычные и португалоязычные латиноамериканцы).

Крупнейшим представителем индоевропейской семьи является индоарийская группа народов Индии и Пакистана (хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, пенджабы, бихарцы, гуджары). Сюда же относятся народы иранской группы (персы, таджики, курды, белуджи, осетины), балтийской группы (латыши и литовцы), армяне, греки, албанцы..

Самая многочисленная раса – монголоиды. Они разделяются на подрасы, относящиеся к различным языковым семьям.

Сибирские, центральноазиатские, среднеазиатские, поволжские и закавказские монголоиды образуют алтайскую языковую семью. Она объединяет тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую этнолингвистические группы, каждая из которых в свою очередь делится на этнолингвистические подгруппы. Так, тюркские монголоиды делятся на булгарскую подгруппу (чуваши), юго-западную (азербайджанцы, туркмены), северо-западную (татары, башкиры, казахи), юго-восточную (узбеки, уйгуры), северо-восточную (якуты) подгруппы.

К сино-тибетской языковой семье принадлежит наиболее распространенный в мире язык - китайский (свыше 1 млрд человек). Его используют в письме северокитайские и южнокитайские монголоиды (китайцы или хань), существенно различающиеся между собой антропологически и разговорной речью. К этой же языковой семье принадлежат и тибетские монголоиды. Монголоидов Юго-Восточной Азии относят к паратайской и австроазиатской языковым семьям. К монголоидам близки также народы чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской языковых семей.


Существуют еще подрасы, с которыми обычно соотносятся группы тех или иных языков, то есть система человеческих рас устроена иерархически.

К представителям перечисленных рас относятся 3/4 населения земного шара. Остальные народы принадлежат к малым расам или микрорасам со своими языковыми семьями.

На контакте основных человеческих рас встречаются смешанные или переходные расовые формы, нередко образующие свои языковые семьи.

Так, смешение негроидов с европеоидами породило смешанно-переходные формы народов афразийской, или семито-хамитской семьи (арабы, евреи, суданцы, эфиопы). Народы, говорящие на языках уральской языковой семьи (ненцы, ханты, коми, мордва, эстонцы, венгры), образуют переходные формы между монголоидами и европеоидами. Очень сложные расовые смеси сложились в северокавказскую (абхазы, адыгейцы кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши народы Дагестана) и картвельскую (грузины, мегрелы, сваны) языковые семьи.

Подобное расовое смешение происходило и в Америке, только шло оно гораздо интенсивнее, чем в Старом Свете, и, в общем, не сказалось в языковых различиях.

Все языки со временем меняются. Сравнение русского языка периода «Повести временных лет», времен А.С.Пушкина и современного показывает нам насколько изменяется язык на протяжении столетий.
Если двоих людей, говорящих на одном языке, расселить в разные места, то со временем их языки изменятся в многих направлениях. Во-первых у них появится разный акцент, затем изменится словарный состав языка (либо под влиянием других языков, либо по причине естественных процессов). Когда это происходит, появляются различные диалекты; но все же люди, говорящие на разных диалектах, смогут понимать друг друга. Если диалекты будут продолжать развиваться самостоятельно, то наступит время, когда устную речь невозможно будет понять. На этом этапе люди начнут разговаривать на разных языках.
В истории Западной цивилизации есть яркий пример возникновения разных языков из одного. Латинский язык был языком Римской Империи, нашей эры. С распадом империи в 4 веке разные части Европы: Итальянский полуостров , Галлия , Иберийский полуостров , Карпаты стали друг от друга изолированы вместе с народами, населявшими их говорившими на латинском языке (народная латынь). Языки этих народов стали развиваться самостоятельно и образовались современные языки: итальянский, французский, испанский, португальский и румынский и др .
Современные языки Индии: хинди , урду , панджаби , бенгальский происходят от Санскрита языка, на котором говорили в Северной Индии.
Древнеперсидский дал начало таким языкам как фарси , курдский и пушту .
Со временем, в условиях различных миграций народов, один язык может развиться в целую семью языков.
Группа родственных между собой языков с одним общим предком называется языковой семьей . Языки одной группы являются близкородственными языками, которые разделились в последние 1000 — 2000 лет (латинский , например, дал начало романской группе языков индоевропейской семьи ).
Языки разных групп одной и той же семьи могут рассматриваться как родственные языки. В большинстве семей разделение таких языков произошло более 2000 лет назад. Для каждой семьи временная шкала различна.
Внутри одной семьи языки имеют много общих грамматических черт и большое количество ключевых слов, особенно слов более раннего происхождения, которые указывают на общее происхождение. В таблице ниже дается пример сравнения слова «месяц» в различных индоевропейских языках:

Можно провести сравнение данного слова месяц в языках других языковых семей (не-индоевропейских).

Языки. Диалекты.
Разница между понятием «язык» и «диалект» может быть скорее политическая чем лингвистическая. Например, лингвистически хорватский и сербский очень близкие друг к другу диалекты одного языка. Тем не менее, они используют разную письменность; а люди, говорящие на этих языка, принадлежат к разным религиям: католическое христианство в Хорватии и Православное христианство в Сербии . По политическим причинам эти языки считаются отдельными.
Болгары считают македонский язык диалектом своего языка, в то время как сами македонцы называют его отдельным языком. Так как Болгария долгое время претендовала на Македонию как часть своей собственной территории, то мотивы каждой стороны становятся вполне объяснимы!
Нижненемецкий язык (на котором говорят в Северной Германии ) и голландский (Нидерланды ) с лингвистической точки зрения представляют собой диалекты одного языка, но политически они – разные языки.Нижненемецкий и швейцарский немецкий языки различаются настолько, что говорящие на этих языках могут не понимать друг друга, однако и тот и другой считаются немецим языком. Между языками, на которых говорят в разных городах Италии, гораздо больше различий, чем между голландским, норвежским и шведским .
Основным языком Ирака и Морокко считается арабский, который и там и там различен. Официальным языком Китая считается мандаринский – остальные языки республики рассматриваются как диалекты (например кантонский и у ), в то время как они порой очень сильно отличаются друг от друга.
Изучая языки и их взаимоотношения, мы получаем представление о миграции народов с течением истории. Мы можем также проследить, когда происходило окультуривание растений, одомашнивание животных, появление инструментов. Каждый язык – это уникальный образ мышления. Те народы, которые живут в изолированных частях света и в технологическом плане не развиты, имеют менее совершенный язык, чем те народы, которые живут в современных городах. В каждом языке существуют простые и сложные части. Но сложность языка не зависит от образа жизни людей, говорящих на нем (сравните грамматику латинского и французского языков, древнерусского и русского).

1. Сколько народов проживает в России?

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 200 народов.

2. Народы каких языковых семей и групп представлены в России?

Индоевропейская семья: Славянская группа, Армянская группа, Иранская группа, Индоарийская группа, Романская группа, Балтийская группа; Алтайская семья: Тюркская группа, Монгольская группа, Тунгусо-Маньчжурская группа; Северо-Кавказская семья: Нахско-Дагестанская группа, Абхазо-Адыгская группа; Уральская семья: Финно-Угорская группа, Самодийская группа; Чукотско-Камчатская семья; Юкагирская семья; Енисейская семья.

3. Выберите верный ответ. Большинство россиян говорят на языках семьи: а)кавказской; б) алтайской; в) индоевропейскрй.

4. Выберите верный ответ. Самый многочисленный после русских народ в России? а) украинцы; б) татары; в) чуваши.

5. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории?

На территории России практически невозможно найти «чистые» этнические территории, поскольку наша страна многонациональная и на каждой территории, в каждом субъекте можно встретить разные народы, этносы и национальности. Также русские – как самый многочисленный народ России присутствует в каждом субъекте страны.

6. Какова роль русского языка для народов России?

Русский язык, как государственный и самый распространенный в России, используется в качестве языка межнационального общения народов России. Русский язык является формой культуры, он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств россиян.

7. В легенде карты на с. 248-249 Приложения найдите и выпишите названия неизвестных вам народов. В поисковой системе Интернета Яндекс (рубрика "Словари") или в энциклопедиях найдите эти народы. Отметьте их численность и места проживания.

Неизвестные (малочисленные) народы России:

Аварцы – один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в нагорном Дагестане;

Кумыки – тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне;

Лакцы – одни из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана;

Табасараны – один из коренных народов Северного Кавказа. Основной территорией расселения является юго-восточный склон Кавказа, обращённый к Каспийскому морю;

Ногайцы – народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье;

Эвенки – коренной народ Восточной Сибири.

8. Используя географическую и краеведческую литературу, проведите этнографическое изучение своего населённого пункта и выясните: а) каков национальный состав населения; б) каково соотношение численности основных народов; в) чем характеризуется динамика численности населения и его национального состава.

Этнический состав г. Челябинска:

а) Этнический состав: русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, армяне, мордва, таджики, казахи;

б) Соотношение численности: русские – 936,5 тысяч человек (86,53 %), татары – 54,4 тысяч (5,03 %), башкиры − 33,7 тысяч (3,11 %), украинцы – 15,6 тысяч (1,44 %), немцы – 7,1 тысяч (0,65 %), белорусы – 4 тысячи (0,37 %), армяне – 3,7 тысяч (0,34 %), мордва – 3,1 тысяч (0,29 %), таджики – 3 тысячи (0,27 %), казахи – 2,9 тысяч (0,26 %);

в) Динамика численность населения г. Челябинска: население Челябинска по данным переписи Российской империи 1897 года составляло всего 20 тыс. чел. К 1926 году население утроилось и составило 59 тыс. чел. В послевоенные годы, когда население эвакуировали на Урал и Сибирь, после индустриализации 1930-х и строительстве крупнейших предприятий металлургии и машиностроения, а также химической и других отраслях, которые обеспечивали поставки боевой техники в военные годы, а также сельскохозяйственной техники, население увеличилось более чем в 10 раз и составило уже к 1959 году 689 тыс. чел. Бурное развитие Челябинска в послевоенные годы привело к быстрому росту населения: 13 октября 1976 года родился миллионный житель города. Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. Национальный состав: благодаря пограничному положению Челябинской области, в городе Челябинске встречается большое этническое разнообразие, хотя большинство составляют русские. Благодаря положению на Южном Урале, в этническом составе Челябинска встречаются тюркские народы (татары, башкиры, казахи); так как Челябинск, является промышленным городом, то в военные и послевоенные годы на работу предприятий привозили военнопленных немцев, многие из них остались жить в городе, чем разнообразили этнический состав.

9. Когда вы впервые задумались о своей национальной принадлежности? Представители каких национальностей имеются в вашей родне? Что вы или члены вашей семьи переняли у них (из быта, культуры)? Напишите сочинение на тему «Национальный характер: я в диалоге культур».

В нашей семье все считают себя русскими. Не смотря на это, в семье часто встречаются культурные «отклики» других народов. К примеру, на бабушкиных коврах, которые она ткала сама, часто встречаются узоры финно-угорских народов, мама часто готовит украинский борщ, татарский чак-чак, узбекский плов и казахский лакман; иногда в нашей семье вспоминают про праздники европейских народов, такие как День святого Валентина или католическое Рождество. Сочинение: «Национальный характер: я в диалоге культур». На формирование российской культуры повилял ряд факторов: необходимость освоения больших площадей, на которых объединялись и взаимодействовали многочисленные национальности; утверж¬дение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства. Русская ментальность – специфический совокупный архетип народа, который возник в результате взаимодействия уникального субъекта и обстоятельств его жизнедеятельности. Он накладывает существенный отпечаток на характер русской общности и изменяется вместе с ней. Русский народ – признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях вёликой «смены всех» «и становления российской цивилизации XXI столетия решение «единой и неделимой» проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю... следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начала, но рассматривать их во взаимодействии».



Рекомендуем почитать

Наверх