Справка - форум азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (атэс). Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (атэс) Консорциум учебных центров атэс

Диеты 07.08.2019
Диеты

В настоящее время участниками форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) являются 21 страна и территория Азиатско-Тихоокеанского региона.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума (в общей сложности более 50).

Задачи Российской Федерации в АТЭС закреплены в комплексном плане действий РФ в форуме АТЭС в 2016-2018 годах №4004п-П2, утвержденном Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 9 июня 2016 года.

2012 год прошел под председательством РФ форуме АТЭС. Площадка АТЭС использовалась для продвижения российских интересов в области развития и использования современных информационных и коммуникационных технологий, а также активизации сотрудничества с государствами азиатского тихоокеанского региона в интересах развития ИКТ в России.

Деятельность Минкомсвязи России в АТЭС продолжается и направлена на развитие российских инициатив, выдвинутых в ходе года председательства России в форуме АТЭС в 2012 году по формированию единых подходов к созданию безопасной и доверенной среды в сети «Интернет» в экономиках.

История АТЭС

Форум АТЭС создан в 1989 году по инициативе премьер-министра Австралии Дж.Хоука на встрече министров экономики и иностранных дел двенадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии.

В 1991 году к форуму присоединились Китайская Народная Республика, а также, в качестве самостоятельных участников, Гонконг и Китайский Тайбэй, по Конституции КНР, соответственно особый административный район и провинция Китая.

В 1993 году в АТЭС вошли Мексика и Папуа — Новая Гвинея, в 1994 году — Чили.

В 1998 году одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении десятилетнего моратория на дальнейшее расширение числа участников форума (продлен в 2008 году).

В 1993 году состоялся Первый саммит АТЭС в Сиэтле (США) и с тех пор встречи лидеров экономик АТЭС проводятся ежегодно.

Основные результаты АТЭС-2016

В ходе года председательства Перу в АТЭС и при подготовке к саммиту АТЭС-2016 основное внимание экономик Азиатско-Тихоокеанского региона было сосредоточено вокруг следующих вопросов.

1. Деглобализация. Снижение темпов роста мировой экономики и международной торговли, отсутствие продвижения в Доха раунде ВТО, Brexit и победа Дональда Трампа на выборах в США поставили под сомнение целесообразность не только глобализации, но и расширения свободной торговли в рамках создающихся партнерств.

В современной ситуации ратификация Транстихоокеанского партнерства, завершение переговоров по китайскому проекту (ВРЭП) или Трансатлантическому партнерству в ближайшее время маловероятны. На этом фоне проявилось несоответствие торговой политики (повестки партнерств и региональной интеграции) и запросов общества. Вовлечение граждан, малых и средних компаний в международную торговлю, инклюзивная торговая политика, обеспечение задач развития выходят на первый план.

2. Цифровая экономика. Наиболее динамичным вопросом, обсуждение которого стремительно набирает обороты в АТЭС и на других площадках (G20, ВТО) стала цифровая экономика и торговля. Эту повестку активно продвигают:

Значительное внимание уделяется вопросам защиты интеллектуальной собственности и персональных данных. Другие страны, в том числе и Россия, ставят вопросы информационной безопасности, цифрового монополизма и чрезмерной концентрации данных в развитых странах (США и ЕС), вопросы защиты прав потребителей и размещения соответствующих серверов, вопросы формирования массивов открытых данных.

Предположительно, обсуждение этих вопросов будет ключевым вопросом национальной и международной повестки ведущих экономик мира в ближайшие годы.

3. Формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Важным результатом АТЭС-2016 стало завершение Коллективного стратегического исследования возможностей реализации АТЗСТ и закрепление рекомендаций относительно дальнейших действий по реализации АТЗСТ в Декларации.

Российским достижением в этом вопросе стало признание значимости Евразийского экономического союза в процессе формирования АТЗСТ и необходимости налаживания сотрудничества с региональными экономическими блоками. Это произошло благодаря, в том числе, саммиту Россия-АСЕАН, проведенному в мае в Сочи и вступлению в силу соглашения с Вьетнамом.

4. Дорожная карта по развитию торговли услугами. Итогом АТЭС 2016 года стало и формирование дорожной карты по развитию секторов и торговли услугами. Изначально заявленная экономиками-инициаторами (Австралия, США) цель подразумевала открытие рынков и элиминирование максимального количества ограничений. С учетом различного уровня готовности экономик АТЭС к открытию рынков, итоговый документ учитывает необходимость развития национальных рынков услуг и повышения их конкурентоспособности за счет совершенствования регулирования и постепенного открытия рынков.

Ключевые задачи до 2025 года, поставленные в рамках дорожной карты, подразумевают снижение ограничений на торговлю услугами и инвестиции, увеличение доли экспорта услуг, расширение взаимной торговли услугами в АТЭС и повышение добавленной стоимости секторов услуг.

Инициирование

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» образован в ноябре 1989 году. РФ является членом АТЭС с 1998 года.

Цели

Отстаивание интересов России в вопросах информационно-коммуникационных технологий и трансграничного электронного документооборота для широкого спектра деловых и социальных сервисов, развитие российских инициатив по созданию перспективы взаимодействия и обмена опытом в области ИКТ, развитие российских инициатив по использованию ИКТ для повышения уровня жизни социально незащищенных слоев населения и другие.

Глобальный контекст — решение задач, поставленных Президентом РФ, по формированию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства.

Задачи

Участие в деятельности рабочих органов форума АТЭС, таких как:

  • совещание министров связи и информатизации (ТELMIN);
  • рабочая группа по телекоммуникациям и информатизации (TEL);
  • специальная группа по вопросам электронной коммерции (ECSG).

Реализация российских проектов и инициатив.

Этапы

Совещание министров связи и информатизации форума АТЭС (ТELMIN).

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г.

В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

На сегодняшний день Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является одной из важнейших международных площадок для России. Это, прежде всего, подтверждают цифры: на долю экономик АТЭС от мирового рынка приходится 54% ВВП, 46% объема экспорта, более 45% объема инвестиций, 43,7 % рабочих мест и 33, 5% от общего количества международных прибытий (по итогам 2016 года зарегистрировано 414 млн. туристических поездок).

Туризм играет значимую роль в АТЭС, что неоднократно упоминалось в итоговых документах форума. В Декларации 25-й встречи лидеров экономик АТЭС (ноябрь 2017 г., Вьетнам) участники договорились продвигать устойчивый туризм и исследовать его потенциал для развития удаленных территорий как важного компонента атэсовской Стратегии экономического роста и инструмента усиления взаимосвязанности между людьми. В документе также задана стратегическая цифра - 800 млн. путешественников в регионе АТЭС к 2025 году (почти в два раза больше текущей цифры). Такое намерение создает хорошие возможности для реализации одной из первостепенных задач России в отрасли туризма - увеличение экспорта российских туристических услуг на мировой рынок. Учитывая, что форум объединяет двадцать одну экономику, в частности, крупные туристические рынки (Китай, Япония, Корея, США и т.д.), задача приобретает большую значимость. Взаимодействие осуществляется в рамках Рабочей группы по туризму, которая учреждена в 1997 году и призвана создавать благоприятные условия для развития туризма в регионе. Активность Федерального агентства по туризму на этой площадке заметно возросла в год председательства России в АТЭС в 2012 году. Ведомство разработало Инициативу по обеспечению безопасности туристов в регионе АТР - официальный документ АТЭС, который предусматривает разработку унифицированных конкретных мер, отвечающих интересам экономик АТЭС в деле обеспечения безопасности путешествий.

В развитие Инициативы Ростуризм в 2013 году подготовил проект «Программа ‘Smart Traveller’ Обеспечение безопасности туристов и содействие международным путешествиям в регионе АТЭС». Программы ‘Smart Traveller’, основанные на последних достижениях информационных технологий, позволяют путешественникам оставаться на связи со своей страной и получать поддержку в случае чрезвычайной ситуации, включая природные катаклизмы и общественные беспорядки. Кроме того, каждый турист может найти на специально созданном портале важную информацию по заграничному туру (въезд, выезд, законы, здравоохранение, др.), зарегистрировать свои контактные данные и программу зарубежного путешествия и/или подписаться на рекомендации выезжающему за рубеж. На сегодняшний день программа успешно имплементирована рядом стран. В России программа была запущена МИДом России в виде мобильного приложения «Зарубежный помощник».

В 2017 г. Ростуризм продолжил свою проектную деятельность по актуальному направлению для экономик региона.

В июне 2017 г. был представлен российский проект «Анализ перспектив устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС». Тематика была заимствована из комплексной Инициативы Минэкономразвития России «Преодоление разрыва в экономическом развитии и интеграция удаленных территорий в целях устойчивого роста региона АТЭС», которая была презентована на Совещании Высших должностных лиц во Вьетнаме в феврале 2017 г.

Развитие удаленных территорий, бесспорно, является предметом глубокого интереса экономик АТЭС, которые располагают большим количеством таких территории имеют ряд социальных и экономических проблем, которые препятствуют росту их туристической привлекательности и, как следствие, привлечению туристических потоков.

Российская идея получила поддержку ряда экономик АТЭС, ко-спонсорами проекта по туризму выступили Филиппины, Папуа-Новая Гвинея и Индонезия.

По итогам второй проектной сессии документ вошел в список 30 проектов, представленных на рассмотрение Бюджетному комитету АТЭС (всего на сессии было представлено 123 проектные заявки), а в декабре 2017 г. проект получил окончательное подтверждение финансирования.

В проекте планируется собрать международную команду экспертов из экономик АТЭС и международных организаций. Само исследование будет состоять из следующих этапов:

  • 1. Обзор удаленных территорий экономик АТЭС: выявление отличительных особенностей и существующих проблем;
  • 2. Разработка рекомендаций по развитию туристического потенциала указанных территорий;
  • 3. Организация обмена опытом между экономиками АТЭС посредством проведения семинара.

И регионального типа, в рамках которых центральную роль играет бизнес-сектор. Одна из таких организаций - это АТЭС. Расшифровка аббревиатуры звучит как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

История создания

Объединение АТЭС начало свое существование в 1989 году. Государства-создатели объединения имели идентичное желание - повысить уровень жизни в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет стимулирования экономики и укрепления торговли.

Начало сообществу положили программы отраслевых и торговых переговоров. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество включает 21 государство. Это Австралия и Бруней, Вьетнам и Гонконг, Индонезия с Канадой, КНР и Республика Корея, Малайзия с Мексикой, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея, Перу и Россия, Сингапур и США, Таиланд и Тайвань, Филиппины, а также Чили и Япония.

После того как Россия, Перу и Вьетнам были включены в список стран-участниц объединения (в 1997 году), сообщество ввело 10-летний мораторий на перспективное расширение списка членов сообщества.

Истоки формирования объединения

Объединение АТЭС, расшифровка которого звучит как Азиатско-Тихоокеанское изначально рассматривалось не как объединение государств, а как тандем экономик. Организация изначально была направлена на решение не политических, а исключительно экономических вопросов. АТЭС формировалось в качестве форума, который не имел и за которым не стояло никакого бюрократического аппарата. Даже сегодня секретариат объединения, расположенный в Сингапуре, включает 23 дипломата. Каждый из представителей был выбран экономиками-участницами проекта. В секретариате работает еще и 20 местных наемных сотрудников. В сравнении с ВТО, АТЭС, расшифровка которого дана выше, не основано на правилах формирования организаций, которые предусматривают наличие полномочий по правопринуждению при возникновении торговых споров.

Специфика партнерства

Специфика работы заключается в консультировании и в стремлении достичь консенсуса. Процесс партнерства между государствами строится на открытом обмене информацией между странами и общественностью. В основе сообщества лежат созданные участниками объединения коллективные и индивидуальные планы действий, которые помогают достигать цели каждого из государств. Планы включают детализированные данные о 15 секторах деятельности. Среди них тарифы и не тарифицированные меры, услуги и инвестирование, стандарты и соответствие, таможенные процессы и защита прав интеллектуальной собственности, политика на конкурентной основе и государственные заказы, правила выпуска товаров и прямое посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и концентрирование информации.

Глобальная роль АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество охватывает порядка 40 % населения. Общий ВВП всех стран-участниц превышает показатель в 16 триллионов долларов, что соответствует 60 % мирового ВВП. Лидеры АТЭС стали основным инструментом содействия открытой торговли и инициаторами экономического сотрудничества в регионе. На долю стран-участниц приходится не менее 42 % от общего объема мировой торговли. Роль группы за последние 20 лет очень возросла. Сейчас участники сообщества активно:

  • осуществляют либерализацию торговли;
  • содействуют любым ;
  • обеспечивают взаимовыгодное экономическое и техническое партнерство;
  • занимаются вопросами молодежи и женщин.

Общие идеи и предпочтения

АТЭС, расшифровка которого уже давалась выше, базируется на утверждении, что бизнес - это основа работы, а для достижения успеха он должен стимулироваться. На первых этапах работы сообщества проводились систематические консультации с лучшими представителями бизнес-сегмента в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 1995 году было принято решение о создании Делового консультационного совета, который и стал ключевым органом работы всего сообщества. Все страны-участники АТЭС назначали в совет не менее 3 человек, которые бы могли выражать интересы национального бизнеса. Ежегодные саммиты ДКС поводятся для того, чтобы представители государств презентовали обобщенные рекомендации в следующих вопросах:

  • реализация программной документации сообщества, которая связана с либерализацией не только торгового, но и инвестиционного режима;
  • развитие экономического и технического партнерства;
  • выявление позиций сообщества в отношении проблем предпринимательской деятельности.

Каждый из докладов формируется не отдельно каждым государством, а при плотном сотрудничестве с экспертами государственных структур.

Первые эффективные шаги

АТЭС, список стран которого постоянно пополняется, первые продуктивные решения принял в 1990-2000 годах. Акцент был сделан на упрощение визовых формальностей для деловых людей экономик государств-участниц объединения. Снижены были барьеры на пути свободного перемещения не только товаров, но и инвестиций. Стимулировалось расширение стратегических инициатив в сфере делового партнерства. Целевая группа ДКС начала активные мероприятия по интеграции приемлемых для международного сообщества материальных стандартов. Предпринимались активные действия в сторону наращивания потенциала и укрепления финансовой системы на международном уровне.

Целевая группа экспертов в рамках сообщества прилагает все силы для активации электронной торговли. Разрабатывался комплекс мероприятий по уменьшению «цифровой пропасти» между экономиками АТЭС. Список стран-участниц объединения позволяет увидеть, насколько разным был уровень интеграции виртуальных технологий в сферу бизнеса у разных государств. Сегодня эта проблема уже полностью решена.

Первый саммит в России

В мае 2001 года было проведено первое заседание в Москве в рамках Форума АТЭС. В нем участвовали 100 представителей бизнес-элиты АТР. Россия, со своей стороны, инициировала создание «Делового клуба АТЭС», в который входит более 50 масштабных отечественных фирм и банков, которые в своей деятельности ориентируются на Азиатско-Тихоокеанский регион.

По словам президента России, страна намерена принимать активное участие в развитии деятельности сообщества, в том числе с адаптацией правовой базы страны при параллельном развитии демократии. Правительство великого государства прекрасно отдает себе отчет в том, что в рамках динамически развивающегося торгового региона оно имеет отменные перспективы для процветания.

Саммит 2014 года в Пекине

Последний саммит АТЭС состоялся в ноябре 2014 года в Пекине. Итогом переговоров стала 24-страничная декларация. Лидеры государств-участниц приняли решение заниматься стимуляцией и продолжать активно действовать в направлении отказа от протекционизма.

Саммит АТЭС в Пекине стал основой для того, чтобы участницы объединения продолжали борьбу против фрагментации региональной торговли. Сообщество нацелилось на развитие интернет-финансирования. Более того, было принято практически единогласное соглашение относительно развития направлений партнерства с которое в перспективе должно предотвратить распространение эпидемии Эбола.

Саммит АТЭС в Пекине был сконцентрирован на решении вопроса развития в кризисный период. Акцент был сделан на то, что каждая страна должна самостоятельно искать движущие силы для своей экономики.

Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Дата создания : ноябрь 1989

Количество членов: 21

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является ведущей международной организацией, занимающейся вопросами укрепления экономической интеграции, расширения торговли, усиления экономического роста и увеличения занятости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Форум образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. Статус наблюдателей имеют Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Форум островных государств Тихого океана.

В 2017 году на долю экономик-участниц АТЭС приходилось 58,8% мирового ВВП, 49,7% оборота международной торговли и около 40% населения мира.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совместные встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума, которых в общей сложности насчитывается более 50.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно страна-хозяйка саммита). Экономика-председатель определяет приоритетные направления работы форума на период своего председательства. Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат форума, находящийся в Сингапуре.

Бизнес-сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года в целях повышения эффективности взаимодействия правительственных структур с деловыми кругами. В состав ДКС входят по три представителя крупных национальных компаний от каждой экономики форума, назначаемые главами государств и правительств.

Деятельность в рамках форума АТЭС, основополагающими принципами которой являются консенсус и добровольность, строится на базе ряда программных документов. Главный из них - принятая в 1994 году в г. Богор (Индонезия) Богорская декларация, которая ставит целью формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности к 2010 году для развитых и к 2020 году - для развивающихся экономик (т.н. Богорские цели).

Начиная с саммитов в Шанхае, КНР (2001 год) и Лос-Кабосе, Мексика (2002 год), в качестве одной из профилирующих тем повестки дня АТЭС прочно закрепилась борьба с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. Уделяется внимание и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения, транспорта, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, как природного, так и техногенного характера, ликвидации последствий этих катастроф. Вопросы сотрудничества на этом - политическом - треке объединены в блок вопросов «обеспечения безопасности личности».

В год председательства Японии в АТЭС (2010 год) был принят важный программный документ АТЭС - Стратегия роста АТЭС, описывающая 5 атрибутов роста (сбалансированный, всеобъемлющий, устойчивый, инновационный и безопасный рост), необходимых для стабильного экономического развития в постоянно изменяющихся условиях современной экономики.

В ходе председательства США в АТЭС в 2011 году основное внимание работы форума было сосредоточено на достижении результатов в области укрепления региональной экономической интеграции и расширения торговли, поддержки «зеленого» роста, а также расширения сотрудничества в сфере регулирования.

В рамках председательства России в АТЭС в 2012 году работа форума строилась по таким направлениям как либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, продовольственная безопасность, укрепление транспортно-логистических цепочек, а также обеспечение инновационного роста.

В 2013 году экономикой - председателем в АТЭС стала Индонезия. Среди своих основных приоритетов Индонезия были обозначены такие направления как достижение Богорских целей, достижение устойчивого экономического роста на справедливой основе, развитие взаимосвязанности АТЭС.

В 2014 году Китай как председатель АТЭС сфокусировался на вопросах развития многосторонней торговой системы. В связи с этим тремя приоритетами председательства стали укрепление региональной экономической интеграции, усиление всеобъемлющей взаимосвязанности экономик АТЭС и развитие инфраструктуры в регионе, а также достижение роста за счет инновационного развития.

В ходе председательства в АТЭС в 2015 году Филиппины выразили намерение содействовать достижению качественного роста посредством усиления региональной экономической интеграции, стимулирования участия малых и средних предприятий в региональной и глобальной экономике, инвестирования в человеческий капитал и построения сбалансированных и устойчивых сообществ.

В 2016 году под председательством Перу работа по продвижению качественного роста и развития человеческого потенциала была продолжена. В качестве приоритетных были выбраны такие направления, как поддержка региональной экономической интеграции, модернизация малых и средних предприятий, развитие человеческого капитала и укрепление продовольственного рынка в регионе.

В 2017 году под председательством Вьетнама основная деятельность Форума АТЭС была направлена на проведение структурных реформ для обеспечения устойчивого экономического будущего в условиях четвертой промышленной революции и глобализации. Приоритетные направления работы - обеспечение устойчивого, инновационного и инклюзивного роста, углубление региональной экономической интеграции, увеличение конкурентоспособности и инновационного потенциала малых и средних предприятий в цифровую эпоху и укрепление продовольственной безопасности и развитие устойчивого сельского хозяйства в условиях изменения климата.

Приоритеты Папуа-Новой Гвинеи в 2018 году: усиление взаимосвязанности и углубление экономической интеграции в регионе; содействие устойчивому и всеобъемлющему росту; продвижение структурных реформ в интересах инклюзивности развития. Указанные приоритеты объединены девизом «Через освоение возможностей для инклюзивного развития - к цифровому будущему».

Председательство в АТЭС в 2019 году переходит к Чили.

С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС территорий (Тайвань, Гонконг), в форуме принято называть его членов «экономиками».: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.

В 1998 г. одновременно с вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении моратория на дальнейшее расширение членского состава форума. Заинтересованность в присоединении к форуму АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

Форум, получивший название Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC), был образован в ходе конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран АТР, прошедшей 6-7 ноября 1989 г. в Канберре (Австралия). Его основные цели - углубление экономической интеграции, расширение торговли, усиление экономического роста в регионе.

АТЭС формально не может называться организацией, поскольку не имеет устава и действует как международный консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Работа АТЭС строится на основе консенсуса.

Членство

В настоящее время в состав АТЭС входят 19 стран. В их числе 12 государств-учредителей - Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Южная Корея, Япония, - а также КНР (вступила в 1991 г.), Мексика и Папуа - Новая Гвинея (1993), Чили (1994), Россия, Вьетнам и Перу (1998). Также с 1991 г. к АТЭС присоединились две китайские территории - Сянган (Гонконг) и Тайвань. С учетом специфики состава, включающего не только государства, но и территории, участников АТЭС принято обозначать термином "экономики".

В 1998 г. после приема в АТЭС России, Перу и Вьетнама вступил в силу десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава форума. В 2007 г. мораторий был продлен и действует до сих пор.

Официальные заявки на вступление в АТЭС подали более десяти стран Азии и Латинской Америки, в том числе Индия, Колумбия, Коста-Рика, Монголия, Пакистан.

На долю участников АТЭС приходится примерно 59% ВВП планеты и 49% мировой торговли, на их территории проживает около 2,8 млрд человек.

Структура

Руководящими органами форума являются ежегодные саммиты глав государств и правительств (проводятся с 1993 г. в разных странах) и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли. По сложившейся традиции, на церемонию открытия саммита его участники надевают костюмы, созданные на основе национальной одежды страны-хозяйки форума; в них же лидеры стран-участниц появляются и на торжественном ужине, который проходит в первый день работы саммита. Такая традиция призвана подчеркнуть многообразие культур АТР, создать непринужденную атмосферу общения. Среди наиболее колоритных костюмов, в которых показывались участники форума, - перуанские пончо и вьетнамские "аозай".

В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные заседания старших должностных лиц форума АТЭС.

Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 г. секретариат со штаб-квартирой в Сингапуре. Обязанности председателя форума осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Председатель АТЭС меняется ежегодно на ротационной основе, при этом строгого принципа ротации не существует.

Вопросами экономического взаимодействия стран-членов занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, а также многочисленные рабочие группы. Всего действует около 40 структурных подразделений форума.

Повестка

После азиатского финансового кризиса 1997 г. АТЭС стало уделять пристальное внимание проблемам усиления финансовой безопасности. После терактов 11 сентября 2001 г. в повестку дня саммитов включается тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В последнее время все больше внимания уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сфере торговли, финансов, энергетики, здравоохранения и транспорта.

Россия и АТЭС

Официальную заявку на вступление в АТЭС Россия подала 17 марта 1995 г. Решение о присоединении РФ к этой международной структуре было принято на саммите в Ванкувере 25 ноября 1997 г. Официальное вступление состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и торговли.

Членство в АТЭС дает России, в частности, возможность использовать механизмы форума стимулирования экономического развития страны, прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока. На российском Дальнем Востоке неоднократно проходили важные мероприятия рабочих органов АТЭС. В их числе масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС в 2002 г., а также заседания профильных рабочих групп форума по транспорту, энергетике, промышленной науке и технологиям. В 2012 г. очередной саммит АТЭС прошел во Владивостоке. В заключительной декларации была отмечена необходимость дальнейшей либерализации торговли, экономической интеграции, повышения продовольственной безопасности, инноваций, развития транспорта и логистики.

Россия является одним из основных разработчиков инициативы АТЭС 2006 г. о развитии диалога между культурами и религиями - диалога между цивилизациями. Кроме того, РФ выступила одним из инициаторов развития сотрудничества с целью противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и разработки системы взаимного предоставления информации и скоординированных действий при возникновении эпидемий и пандемий.



Рекомендуем почитать

Наверх