Семь смертных грехов - сначала их было восемь - на заре христианства...
5. Отметьте семена каких растений распространяются с помощью ветра?
6. Отметьте клювы каких птиц принадлежат зерноядным птицам.
7. Сформулируйте правила поведения.
8. Что такое глобус?
а) модель земли;
б) земной шар;
в) шар с рисунками.
9. Почему почтовые голуби так называются?
а) они живут на почте;
б) разносят корреспонденцию;
в) просто так.
10. Чем занимается кинолог?
а) снимает кино;
б) фотографирует животных;
в) собаками.
11. Почему куры глотают мелкие камешки и стеклышки?
а) от голода;
б) случайно попадают вместе с пищей;
в) специально для лучшего переваривая пищи.
12. Одевается ли кролик к зиме в белую шубку?
а) да;
б) не полностью;
в) нет.
13. Безобиден ли уж?
а) да, ведь он не ядовит;
б) не безобиден, а очень опасен;
в) иногда он может быть очень неприятным.
14. Зачем белке хвост?
а) для красоты;
б) помогает спасаться от врагов;
в) помогает при прыжках по ветвям и с дерева на дерево.
15. Зачем пчела летит к цветку?
а) полюбоваться красотой его;
б) отведать сладкого нектара и пыльцу собрать;
в) опылить его.
16. Почему перед дождем ласточки летают низко над землей?
а) высоко тучи мешают;
б) поближе к своим гнездам;
в) у земли больше насекомых.
17. Для чего дятел барабанит по дереву?
а) клюв чистит;
б) комуто чтото сообщает;
в) музыкой увлекается.
18. Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреться;
в) для торможения на поворотах.
19. Линяют ли раки?
а) не могут линять;
б) линяют когда в панцире становится тесно;
в) линяют весной и осенью.
20. Зачем растениям иглы и колючки?
а) защищаться от врагов;
б) спасаться от непогоды;
в) для питания из воздуха.
Задания второго типа «Закончите следующие предложения»
1. Воздух - это смесь…
2. Главный источник света и тепла на Земле это…
3. Растения, у которых листья напоминают иглы, называются…
4. Несколько одревесневших стеблей имеют…
5. Явление, когда организмы, принадлежащие к разным видам, вступают во взаимовыгодное сотрудничество, без
которого они не могут жить называется…
6. Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком, называются…
7. Птицы, которые имеют острый загнутый клюв и острые большие когти относятся к группе … птиц.
8. Сложившаяся совокупность растений и животных различных видов, обитающих на определенном пространстве
называется…
9. Растения, по которым можно определить наличие в почве тех или иных микроэлементов, определить
кислотность почвы называются…
10. Вещества, выделяемые растениями и губительно действующие на окружающие микроорганизмы
называются…
Задания третьего типа
1. Отметьте номера, под которыми значатся виды, характерные для северной тайги:
а) 1 - длиннохвостый поморник;
б) 2 - росомаха;
в) 3 - куница;
г) 4 - лемминг;
д) 5 - пеликан;
е) 6 - соболь;
ж) 7 - рябчик;
з) 8 - оляпка;
и) 9 - стриж;
к) 10 - белый медведь.
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Растение, опыляемое с помощью ветра:
а) ромашка;
б) одуванчик;
в) клевер;
г) пшеница.
2. Животное, являющееся одноклеточным:
а) инфузория-туфелька;
б) дождевой червь;
в) бабочка;
г) медуза.
3. Образование бактериями спор – это приспособление к:
а) передвижению;
б) размножению;
г) перенесению неблагоприятных условий.
4. Как называются организмы, питающиеся за счёт других:
а) всеядные;
в) хищники;
г) травоядные.
5. Как называется орган растения необходимый для его полового размножения:
а) корень;
б) стебель;
в) цветок;
г) лист.
6. Какая наука относится к естественным наукам:
а) математика;
б) литература;
г) география.
7. Как называется метод в биологии подтверждающий наличие крахмала в растительных клетках.
а) эксперимент;
б) измерение;
в) наблюдение;
г) описание.
8. Грибы не способны к фотосинтезу, так как:
а) имеют небольшие размеры;
б) они живут в почве;
в) не имеют хлорофилла;
9. Подземная часть растения называется:
а) корень;
б) стебель;
в) лист;
г) цветок.
10. Какое открытие сделал Роберт Гук:
а) впервые обнаружил клетки растений;
б) создал учение о биосфере;
в) объяснил происхождение видов животных и растений;
г) открыл кровообращение.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Что является признаками живых организмов:
1) выделение;
2) размножение;
3) движение;
4) питание;
5) выделение кислорода.
а) 1, 2, 4;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 4, 5.
г) 3, 4, 5.
2. Одомашненными животными являются:
1) овца;
2) лось;
3) куры;
4) свиньи;
5) волк.
а) 2, 4, 5;
б) 2, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 1, 3, 4.
3. К кровеносной системе относят:
1) желудок;
2) сердце;
3) мышцы;
4) артерии;
5) вена.
а) 2, 3, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 4, 5.
4. Антропогенным фактором являются:
1) извержение вулкана;
2) выбросы предприятий;
3) пахота земель;
4) лавина;
5) вырубка леса.
а) 2, 3, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 1, 4, 5.
5. К естественным природным сообществам относятся:
1) поле;
2) парк;
3) огород;
4) лес;
5) луг.
а) 2, 4, 5;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 3, 4, 5.
Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Бактерии размножаются путем деления надвое;
2. Все живые организмы имеют клеточное строение;
3. При дыхании организм получает кислород;
4. Животные, питающиеся только растениями, называются всеядными;
5. Органы дыхания – лёгкие, относится к растениям.
Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 1. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий [мах. 0,2 балла].
Установите соответствие между признаками организма (А–Е) и царством (1-2), для которого он характерен.
Признаки: Царства:
А) растут в течение всей жизни; 1. Растения
Б) активно перемещаются в пространстве; 2. Животные
В) питаются готовыми органическими веществами;
Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза;
Д) имеют органы чувств;
Е) являются основным источником кислорода на Земле.
Признаки
А
Б
В
Г
Д
Е
Царства
Матрица ответов
Часть 1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2010/2011 уч.год
Школьный этап
5-6 классы
- Охрана природы - это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
- Все растения питаются готовыми органическими веществами.
- Пищевые цепочки - это цепи передачи энергии от организма к организму.
- Растения разных жизненных форм образуют ярусы.
- Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.
- Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.
- Жизненные формы - это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.
- Живая природа представлена 6 царствами.
- Плодово-ягодный сад, лесопарк - естественные сообщества живых организмов.
- Питательные вещества - это источник энергии.
III. Решите задачи:
- От чего взрываются банки с консервами?
- Назовите биологические особенности сорняков, благодаря которым возможно широкое распространение этих растений.
- Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?
- Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай плодов?
- Почему большинство видов птиц не занимают свои прошлогодние гнезда, а строят новые?
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 16 баллов.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
7-8 классы
1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:
а) эмбриология;
б) анатомия;
в) мирмекология;
г) экология.
2. Примерами хищных растений являются:
а) вороний глаз, ландыш;
б) ромашка, колокольчик;
в) пижма, бодяк;
г) пузырчатка, росянка.
3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?
а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;
б) отсутствием инстинкта гнездостроения;
в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.
4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:
а) сосна обыкновенная;
б) ель европейская;
в) лиственница сибирская;
г) пихта сибирская.
5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:
а) календарь природы;
б) красная книга;
в) летопись природы.
6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:
а) сойка;
б) кукша;
в) кедровка;
г) ворон.
7. На растительный организм влияет:
а) только неживая природа;
б) только другие живые организмы;
в) живая и неживая природа;
г) только человек.
8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:
а) экологическую нишу;
б) искусственную экосистему;
в) фрагмент биогеоценоза.
9. Кислые почвы характерны для экосистем:
а) березняка;
б) ельника;
в) пойменного луга;
г) суходольного луга.
10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:
а) заметны насекомым;
б) заметны людям;
в) украшают лес;
г) растут на плодородной почве.
11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:
а) лебедь-кликун;
б) лебедь-шипун;
в) аист черный;
г) аист белый.
12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:
а) низинных;
б) верховых.
13. Отношения между щукой и окунем - это пример:
а) межвидовой конкуренции;
б) межвидовой взаимопомощи;
в) нейтрализма;
г) внутривидовой конкуренции.
14. Из млекопитающих - обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:
а) барсук;
б) бурый медведь;
в) кабан;
г) енотовидная собака.
15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:
а) инвазией;
б) интродукцией;
в) интервенцией;
г) реакклиматизацией.
16. Готовыми органическими веществами питаются:
а) зеленые растения;
б) грибы;
в) бактерии;
г) лишайники.
17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы - ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:
а) наличие конечностей;
б) отсутствие конечностей;
в) наличие мигательной перепонки;
г) отсутствие мигательной перепонки.
18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:
а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;
б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;
в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;
г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.
19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:
а) смены времен года;
б) изменения климата;
в) неодновременного развития растений;
г) деятельности человека.
20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:
а) живые организмы;
б) дышат, питаются, растут, размножаются;
в) выделяют кислород;
г) образуют на свету органические вещества.
21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания - это:
а) антропогенные факторы среды;
б) биотические факторы среды;
в) абиотические факторы среды;
г) техногенные факторы среды.
22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?
а) гидрофиты;
б) мезофиты;
в) гигрофиты;
г) ксерофиты.
23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?
а) экосистема;
б) биогеоценоз;
в) биоценоз;
г) популяция.
24. Парой хищник-жертва могут являться:
а) росянка и комар;
б) гриб - трутовик и береза;
в) актиния и рак - отшельник;
г) тля и муравей.
25. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:
а) национальные парки;
б) заказники;
в) памятники природы;
г) заповедники.
26. Примерами конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами;
в) видами, использующими одни и те же ресурсы;
г) особями одного вида;
д) живыми организмами и факторами неживой среды.
а) банан;
б) бамбук;
в) вьюнок;
г) хмель.
28. Основная масса живого вещества сосредоточена:
а) в океане;
б) на суше;
в) в озерах и водохранилищах;
г) в реках и ручьях.
29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:
а) каталепсия;
б) диапауза;
в) мимикрия;
г) неотения.
30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 30 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный этап.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
9-10-11-КЛАСС
1.Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:
а) биоценозом;
б) биотоп;
в) экосистемой;
г) биогеоценозом.
2.Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:
а) окраска тела имеет приспособленный характер;
б) холодная вода содержит много кислорода;
в) эти реки содержат много пищи для рыб;
г) холодная вода препятствует размножению других рыб;
д) в таких реках бывает много моллюсков.
3.Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:
а) рождаемость;
б) биотический потенциал;
в) выживаемость;
г) популяционный гомеостаз.
4.Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:
а) реинтродукцией;
б) реакклиматизацией;
в) интродукцией;
г) форезией;
5.Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:
а) сернистый газ;
б) оксиды свинца;
в) серная и азотная кислоты;
г) свинец и другие тяжелые металлы.
а) акклиматизацией;
б) квартирантством;
в) симпатрией;
г) аменсализмом.
7.Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) подчиняется синусоидному графику.
8.В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:
а) биогенному веществу;
б) живому веществу;
в) биокосному веществу;
г) косному веществу.
9.Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и морях:
а) овоцид;
б) меланизм;
в) дампинг;
г) элиминация.
10.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:
а) интродукция;
б) биологическое загрязнение;
в) эмиссия;
г) химическое загрязнение.
11.При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:
а) 30 - 40 км/час;
б) 50 - 70 км/час;
в) 80 - 90 км/час;
г) 110 - 120 км/час;
12. Животное - синантроп это:
а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;
б) дикое животное, не боящееся человека;
В) дикое животное, обитающее вблизи человека;
Г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.
13. Закон ограничивающего фактора установил:
а) В.И. Сукачёв;
б) В.В. Докучаев;
в) Ю. Либих;
г) Э. Геккель.
14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:
а) филогенеза;
б) конвергенции;
в) анабиоза;
г) адаптации.
15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов - это:
а) интенсивность фотосинтеза;
б) передача энергии по пищевой цепи;
в) биологическая продуктивность;
г) скорость размножения.
16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________
17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются
18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют
________________________________________________________________________________
19. Плотность популяции - это
20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом
________________________________________________________________________________
21. Урбанизация страны определяется
________________________________________________________________________________
22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:
1)щитовидной железой;
2)костной тканью;
3)селезёнкой и печенью;
4)лёгкими.
Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий
23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:
1)дымо- и газоустойчивость;
2)солеустойчивость;
3)морозоустойчивость;
4)интенсивный рост;
5)неприхотливость и нетребовательность к почве;
6)долгое время жизни.
Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.
Ответы: 1)___________________; 2)____________________;
3)___________________; 4)____________________;
5)___________________; 6)____________________.
24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:
1)трамвая;
2)метро;
3)автобуса;
4)троллейбуса.
Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.
Ответы: 1)___________________; 2)____________________;
3)___________________; 4)____________________.
25. Задача с комментированным ответом
Задание: впишите обоснованный ответ
тема |
Социальная экология |
|||||||
Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование |
||||||||
АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12 |
||||||||
Формулировка законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон) |
Пояснения к содержанию законов (от 0 до 2 баллов) |
|||||||
Закон №1 0 - 2 балла |
Закон №2 0 - 2 балла |
Закон №3 0 - 2 балла |
Закон №4 0 - 2 балла |
Сумма баллов (максимально 12) |
||||
Ключи по экологии
5-6 класс
I. Выберите правильные суждения:
1, 3, 4, 5, 7, 10
II. Расшифруйте следующие термины:
Решите задачи:
БЛАНК ОТВЕТОВ
теоретического тура школьного этапа Всероссийской
олимпиады школьников по экологии
7 - 8 класс
Ответ |
Ответ |
||
б, в |
|||
б, г |
|||
в, г |
|||
а, г |
|||
в, г |
|||
Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса
Тип задания, № вопроса |
Правильный ответ |
I тип задания 1. |
|
Максимальное количество баллов - 15 |
|
II тип задания 16. |
Положительного влияния на живые организмы |
мутуализмом |
|
экстремальными |
|
число особей на единицу территории |
|
десяти процентов |
|
процентом населения, живущего в городах |
|
Максимальное количество баллов - 6 |
|
III тип задания 22. |
1)б; 2) г; 3) в; 4) а. |
1)д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б. |
|
1) в; 2) а; 3) г; 4) б. |
|
Максимальное количество баллов - 14 |
|
IV тип задания 25. |
Максимальное количество баллов - 12 |
Итого: |
Максимальное количество баллов - 47 |
Ответ к задаче с комментированным ответом для 10 класса
Первый закон: «Все связано со всем».
Он указывает на существование в природе нашей планеты сложнейшей системы взаимодействий и говорит о недопустимости необдуманных вмешательств в экосистемы.
Второй закон: «Все должно куда-то деваться».
Обращает внимание на одну из причин экологического кризиса - чрезмерное накопление отходов, многие из которых являются чуждыми природе и потому не перерабатываются в ней естественным путём, этот закон указывает на создание новых, безотходных технологий.
Третий закон: «Природа знает лучше».
Он говорит о том, что, не зная законов и явлений живой природы, нельзя её улучшать и преобразовывать. Это чревато гибельными для жизни и человека последствиями.
Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром»
Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно. Всё, что было извлечено из неё человеческим трудом, должно быть возмещено. Этим четвёртым законом Б. Коммонер как бы замыкает взаимодействие общества и природы. Названные законы не охватывают всех сторон взаимодействия общества и природы, они очень точно выражают стратегию природопользования и деятельности человека.
Чтобы подготовиться к олимпиаде по биологии, ученикам 9 класса нужно достаточно много практиковаться в решении заданий олимпиадного уровня. Традиционные задания контрольных или самостоятельных работы, подобные тем, которые школьники решают очень часто, не подойдут для подготовки. Дело в том, что их уровень сложности и содержание отличается от реальных заданий олимпиады. На этой странице подготовлены примеры заданий, среди которых есть тесты и открытые задания.
Предложенный комплект тренировочных заданий может использоваться учителями во время уроков, а также учениками для самостоятельной подготовки. Быстро проверить и оценить результаты помогут готовые ответы и решения. Они находятся внизу страницы, но мы советуем вам не смотреть в раздел с ответами раньше времени.
Олимпиада по биологии 9 класс
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
А) Владимир Николаевич Сукачев
Б) Владимир Иванович Вернадский
В) Карл Линней
Г) Николай Алексеевич Северцов
2. Раздел ботаники, изучающий мхи:
А) Бриология
Б) Лихенология
В) Птеридология
Г) Альгология
3. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) Бактерии
Б) Растению
В) Грибу
Г) Животному
4. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
А) Дыхания
Б) Передвижения веществ
В) Фотосинтеза
Г) Поглощения веществ из почвы.
5. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
А) Не имеют клеточного строения
Б) Это одна клетка без ядра
В) Это одна клетка с ядром
Г) Это спора
6. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, — это:
А) Животные
Б) Грибы
В) Растения
Г) Лишайники
7. Факторы неживой природы:
А) Лишайники, мхи
Б) Грибы, бактерии
В) Вода, воздух, свет
Г) Одноклеточные растения и животные.
8. О единстве органического мира свидетельствует:
А) Связь организмов со средой
Б) Приспособленность организмов к среде обитания
В) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы
Г) Взаимосвязь клеток в организме
9. Только для живых организмов характерно:
А) Уменьшение веса
Б) Изменение окраски
В) Дыхание
Г) Взаимодействие со средой
10. Грибы питаются:
А) Образуя на свету органические вещества
Б) Готовыми органическими веществами
В) Только органическими веществами живых организмов
Г) Поселяясь на продуктах питания
Открытые вопросы
Вопрос 1
В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?
Вопрос 2
Как называется железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют другие эндокринные железы?
Вопрос 3
У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.
Вопрос 4
Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?
Вопрос 5
Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | А | А | В | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Б | В | В | В | Б |
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:
Особенностью дыхания птиц является то, что обогащенный кислородом воздух проходит через легкие дважды — на вдохе и выдохе, вытесняемый из воздушных мешков при сокращении мышц стенки тела.
Ответ на вопрос 2:
Гипофиз
Ответ на вопрос 3:
Плавники могут преобразовываться в средства защиты — колючки, иглы, иногда с протоками ядовитых желез (колюшка, ерш, бычки, скорпена и др.) Плавники могут использоваться также для маскировки под предметы окружающей среды (конек-тряпичник). Плавники могут использоваться как средство прикрепления для рыб, живущих в реках с быстрым течением или в отливно — приливной зоне моря (бычки), а также как средство передвижения по дну, по суше или по воздуху (летучие рыбы, тригла, илистый прыгун). У лабиринтовых рыб плавники преобразуются в органы осязания (осязательные нити, осязательные усики). У удильщиков плавники преобразуются в приманку для ловли добычи.
Ответ на вопрос 4:
Можно предположить разные варианты опытов. Первый вариант: блокировать передачу сигналов от нервов к мышцам, например, кураре, а затем подать сигнал, на который обычно животное отвечало выученным движением. В этих условиях мышцы реально работать не будут, несмотря на желание животного совершить движение (сигналы по мышечным нервам будут идти, но они не вызовут сокращений мышц). Если в этих условиях давление будет меняться, то это значит, что изменения вызывают сигналы, приходящие от мозга (конечно, этот опыт не доказывает, что давление меняется только от этих сигналов; для такого вывода требуются дополнительные эксперименты). Второй вариант: денервированная мышца искусственно раздражается током; мозг не участвует в сокращениях мышцы и не получает сведений про ее работу. Если в этих условиях давление изменится, то вещества, выделяемые мышцей, могут влиять на кровяное давление.
Ответ на вопрос 5:
Прежде всего можно указать несколько достаточно широко распространенных и достаточно прямых способов влияния растений друг на друга. Растение может побеждать конкурента в борьбе за свет, вытесняя его. Так, растения верхнего яруса с густой кроной (липа мелколиственная, ель европейская) используют основную часть света, необходимого для фотосинтеза. Растения, быстрее растущие после прорастания, затеняют соседей, тормозя их рост. Растения с более развитой корневой системой могут отбирать у своих конкурентов воду и неорганические соли. Растение может выделять в почву корневые яды — колины, мешающие росту других растений. Так, белая акация мешает росту других растений. Черника не дает прорастать лесной сосне. Майский ландыш, поселяясь под кустами дикой сирени, вытесняет этот вид.
С ответами
Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный . Отметьте верный ответ, подчеркнув его.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 40)
1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:
а – Орган; б – Клетка; в – Ткань.
2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?
а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;
в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.
3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:
а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;
в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.
4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:
а – АТФ; б – ДНК; в – Белков.
5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?
а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;
б – Служат пищей для растений;
в – Создают органические вещества из неорганических;
г – Обогащают атмосферу кислородом.
6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:
а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.
7. Главный признак царства грибов:
а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;
в – Питание готовыми органическими веществами;
г – Клеточное строение организмов.
8. Транспортную функцию в организме выполняет:
а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.
9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:
в – Папаротниковидные; г – Моховидные.
10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:
а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.
11. Микориза:
а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;
в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.
12. К теплокровным животным относятся:
а – Птицы; б – Насекомые; в – Пресмыкающиеся.
13. Растения класса однодольных имеют:
а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;
б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;
в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;
г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.
14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:
а – Нервные узлы; б – Нервы; в – Рецепторы.
15 . О единстве органического мира свидетельствует:
а – Связь организмов со средой;
б – Приспособленность организмов к среде обитания;
в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы;
г – Взаимосвязь клеток в организме.
16. Только для живых организмов характерно:
а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;
в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.
17. Грибы питаются:
а – Образуя на свету органические вещества;
б – Готовыми органическими веществами;
в – Только органическими веществами живых организмов;
г – Поселяясь на продуктах питания.
18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:
а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;
в – С помощью семян; г – С помощью черенков.
19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере ?
а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;
в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.
20. Раздел ботаники, изучающий мхи:
а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.
21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.
22. Мышцы крепятся к костям при помощи:
а – Надкостницы; б – Сухожилий; в – Хрящей.
23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
а – Дыхания; б – Передвижения веществ;
в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.
24. Основная функция митохондрий:
а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.
25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы :
а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;
в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.
26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых
состоит из гифов, - это:
а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.
27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
а – Кислород, углерод, азот , водород ; б – Азот, водород, кислород, сера;
в – Углерод, фосфор, водород, кислород.
28. Факторы неживой природы:
а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;
в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.
29. Клеточная мембрана:
а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;
б – Непроницаема; в – Полностью проницаема для любых веществ.
30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.
31. Какая клетка изображена на рисунке?
а – Грибная; б – Животная; в – Растительная; г – Бактериальная.
а – Представляют собой природные сообщества;
б – Представляют собой искусственные сообщества;
в – Заселены сходными видами растений и животных;
г – Расположены недалеко друг от друга.
33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:
а – Папоротниками; б – Грибами;
в – Водорослями; г – Лишайниками.
Вставьте пропущенное слово:
34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.
35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.
36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....
37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам:
Биотоп + биоценоз = ………………………..
38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….
39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...
40 …..……. – наука о строении человеческого тела.
Задание 2.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20).
1 . Какова структура и функции ядра клетки?
2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?
3. Перечислите существующие царства живого.
4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?
5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?
6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?
7. Перечислите основные признаки живых существ.
8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?
9. Какова организация (структура) любой экосистемы?
10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
Задание 3.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 60).
1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?
2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?
3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.
4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?
5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?
6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?
7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.
8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?
10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).
11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?
12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?
14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?
15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?
Задание 4.
1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?
2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области ? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.
3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.
Задание 1
1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;
10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;
21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а;
34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь; 37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.
Задание 2
Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков (1 балл) . Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками (1 балл) . Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные (1 балл) . Они объединены в группы по способу воздействия на организмы (1 балл) . Ответ Животные, растения, бактерии и грибы (1 балл) . Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство (1 балл) . Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз (1 балл) . Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке (1 балл) . Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество (1 балл) . Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой (1 балл) . Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных (1 балл) . Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика (1 балл) . Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению (1 балл) . Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности (1 балл) . Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей (1 балл) . Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации (1 балл) . Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность (1 балл) . Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии (1 балл) . Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество (1 балл) . Через гиалоплазму (1 балл) .Задание 3
Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя (1 балл) , поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен (1 балл) . Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей (1 балл) . Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) (1 балл). Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме (1 балл) . Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней (1 балл) . В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере (1 балл) . Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов (1 балл) . В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда , уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды (1 балл) . Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д. (1 балл). Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов (1 балл) и хлорофилла (1 балл) . Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску (1 балл) . Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле (1 балл) . Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений (1 балл) .