Организмы питающиеся растениями называются олимпиада. Организмы, питающиеся растениями, называют

Мода и стиль 28.05.2019
Мода и стиль

5. Отметьте семена каких растений распространяются с помощью ветра?
6. Отметьте клювы каких птиц принадлежат зерноядным птицам.
7. Сформулируйте правила поведения.
8. Что такое глобус?
а) модель земли;
б) земной шар;
в) шар с рисунками.
9. Почему почтовые голуби так называются?
а) они живут на почте;
б) разносят корреспонденцию;
в) просто так.
10. Чем занимается кинолог?
а) снимает кино;
б) фотографирует животных;
в) собаками.
11. Почему куры глотают мелкие камешки и стеклышки?
а) от голода;
б) случайно попадают вместе с пищей;
в) специально для лучшего переваривая пищи.
12. Одевается ли кролик к зиме в белую шубку?
а) да;
б) не полностью;
в) нет.
13. Безобиден ли уж?
а) да, ведь он не ядовит;
б) не безобиден, а очень опасен;
в) иногда он может быть очень неприятным.
14. Зачем белке хвост?
а) для красоты;
б) помогает спасаться от врагов;
в) помогает при прыжках по ветвям и с дерева на дерево.
15. Зачем пчела летит к цветку?
а) полюбоваться красотой его;
б) отведать сладкого нектара и пыльцу собрать;
в) опылить его.
16. Почему перед дождем ласточки летают низко над землей?
а) высоко тучи мешают;
б) поближе к своим гнездам;
в) у земли больше насекомых.
17. Для чего дятел барабанит по дереву?
а) клюв чистит;
б) кому­то что­то сообщает;
в) музыкой увлекается.
18. Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреться;
в) для торможения на поворотах.
19. Линяют ли раки?
а) не могут линять;
б) линяют когда в панцире становится тесно;
в) линяют весной и осенью.
20. Зачем растениям иглы и колючки?
а) защищаться от врагов;
б) спасаться от непогоды;
в) для питания из воздуха.
Задания второго типа «Закончите следующие предложения»
1. Воздух - это смесь…
2. Главный источник света и тепла на Земле это…

3. Растения, у которых листья напоминают иглы, называются…
4. Несколько одревесневших стеблей имеют…
5. Явление, когда организмы, принадлежащие к разным видам, вступают во взаимовыгодное сотрудничество, без
которого они не могут жить называется…
6. Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком, называются…
7. Птицы, которые имеют острый загнутый клюв и острые большие когти относятся к группе … птиц.
8. Сложившаяся совокупность растений и животных различных видов, обитающих на определенном пространстве
называется…
9. Растения, по которым можно определить наличие в почве тех или иных микроэлементов, определить
кислотность почвы называются…
10. Вещества, выделяемые растениями и губительно действующие на окружающие микроорганизмы
называются…
Задания третьего типа
1. Отметьте номера, под которыми значатся виды, характерные для северной тайги:
а) 1 - длиннохвостый поморник;
б) 2 - росомаха;
в) 3 - куница;
г) 4 - лемминг;
д) 5 - пеликан;
е) 6 - соболь;
ж) 7 - рябчик;
з) 8 - оляпка;
и) 9 - стриж;
к) 10 - белый медведь.

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Растение, опыляемое с помощью ветра:

а) ромашка;

б) одуванчик;

в) клевер;

г) пшеница.

2. Животное, являющееся одноклеточным:

а) инфузория-туфелька;

б) дождевой червь;

в) бабочка;

г) медуза.

3. Образование бактериями спор – это приспособление к:

а) передвижению;

б) размножению;

г) перенесению неблагоприятных условий.

4. Как называются организмы, питающиеся за счёт других:

а) всеядные;

в) хищники;

г) травоядные.

5. Как называется орган растения необходимый для его полового размножения:

а) корень;

б) стебель;

в) цветок;

г) лист.

6. Какая наука относится к естественным наукам:

а) математика;

б) литература;

в) физическая культура;

г) география.

7. Как называется метод в биологии подтверждающий наличие крахмала в растительных клетках.

а) эксперимент;

б) измерение;

в) наблюдение;

г) описание.

8. Грибы не способны к фотосинтезу, так как:

а) имеют небольшие размеры;

б) они живут в почве;

в) не имеют хлорофилла;

9. Подземная часть растения называется:

а) корень;

б) стебель;

в) лист;

г) цветок.

10. Какое открытие сделал Роберт Гук:

а) впервые обнаружил клетки растений;

б) создал учение о биосфере;

в) объяснил происхождение видов животных и растений;

г) открыл кровообращение.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Что является признаками живых организмов:

1) выделение;

2) размножение;

3) движение;

4) питание;

5) выделение кислорода.

а) 1, 2, 4;

б) 2, 3, 4;

в) 1, 4, 5.

г) 3, 4, 5.

2. Одомашненными животными являются:

1) овца;

2) лось;

3) куры;

4) свиньи;

5) волк.

а) 2, 4, 5;

б) 2, 3, 5;

в) 1, 4, 5;

г) 1, 3, 4.

3. К кровеносной системе относят:

1) желудок;

2) сердце;

3) мышцы;

4) артерии;

5) вена.

а) 2, 3, 5;

б) 1, 3, 4;

в) 1, 3, 5;

г) 2, 4, 5.

4. Антропогенным фактором являются:

1) извержение вулкана;

2) выбросы предприятий;

3) пахота земель;

4) лавина;

5) вырубка леса.

а) 2, 3, 5;

б) 1, 3, 4;

в) 1, 3, 5;

г) 1, 4, 5.

5. К естественным природным сообществам относятся:

1) поле;

2) парк;

3) огород;

4) лес;

5) луг.

а) 2, 4, 5;

б) 1, 3, 5;

в) 1, 4, 5;

г) 3, 4, 5.

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Бактерии размножаются путем деления надвое;

2. Все живые организмы имеют клеточное строение;

3. При дыхании организм получает кислород;

4. Животные, питающиеся только растениями, называются всеядными;

5. Органы дыхания – лёгкие, относится к растениям.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 1. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий [мах. 0,2 балла].

    Установите соответствие между признаками организма (А–Е) и царством (1-2), для которого он характерен.

Признаки: Царства:

А) растут в течение всей жизни; 1. Растения

Б) активно перемещаются в пространстве; 2. Животные

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза;

Д) имеют органы чувств;

Е) являются основным источником кислорода на Земле.

Признаки

А

Б

В

Г

Д

Е

Царства

Матрица ответов

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2010/2011 уч.год

Школьный этап

5-6 классы

  1. Охрана природы - это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
  2. Все растения питаются готовыми органическими веществами.
  3. Пищевые цепочки - это цепи передачи энергии от организма к организму.
  4. Растения разных жизненных форм образуют ярусы.
  5. Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.
  6. Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.
  7. Жизненные формы - это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.
  8. Живая природа представлена 6 царствами.
  9. Плодово-ягодный сад, лесопарк - естественные сообщества живых организмов.
  10. Питательные вещества - это источник энергии.

III. Решите задачи:

  1. От чего взрываются банки с консервами?
  2. Назовите биологические особенности сорняков, благодаря которым возможно широкое распространение этих растений.
  3. Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?
  4. Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай плодов?
  5. Почему большинство видов птиц не занимают свои прошлогодние гнезда, а строят новые?

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 16 баллов.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

7-8 классы

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:

а) эмбриология;

б) анатомия;

в) мирмекология;

г) экология.

2. Примерами хищных растений являются:

а) вороний глаз, ландыш;

б) ромашка, колокольчик;

в) пижма, бодяк;

г) пузырчатка, росянка.

3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?

а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;

б) отсутствием инстинкта гнездостроения;

в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.

4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:

а) сосна обыкновенная;

б) ель европейская;

в) лиственница сибирская;

г) пихта сибирская.

5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:

а) календарь природы;

б) красная книга;

в) летопись природы.

6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:

а) сойка;

б) кукша;

в) кедровка;

г) ворон.

7. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа;

б) только другие живые организмы;

в) живая и неживая природа;

г) только человек.

8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:

а) экологическую нишу;

б) искусственную экосистему;

в) фрагмент биогеоценоза.

9. Кислые почвы характерны для экосистем:

а) березняка;

б) ельника;

в) пойменного луга;

г) суходольного луга.

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а) заметны насекомым;

б) заметны людям;

в) украшают лес;

г) растут на плодородной почве.

11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:

а) лебедь-кликун;

б) лебедь-шипун;

в) аист черный;

г) аист белый.

12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:

а) низинных;

б) верховых.

13. Отношения между щукой и окунем - это пример:

а) межвидовой конкуренции;

б) межвидовой взаимопомощи;

в) нейтрализма;

г) внутривидовой конкуренции.

14. Из млекопитающих - обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:

а) барсук;

б) бурый медведь;

в) кабан;

г) енотовидная собака.

15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:

а) инвазией;

б) интродукцией;

в) интервенцией;

г) реакклиматизацией.

16. Готовыми органическими веществами питаются:

а) зеленые растения;

б) грибы;

в) бактерии;

г) лишайники.

17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы - ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:

а) наличие конечностей;

б) отсутствие конечностей;

в) наличие мигательной перепонки;

г) отсутствие мигательной перепонки.

18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:

а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;

б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;

в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;

г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.

19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:

а) смены времен года;

б) изменения климата;

в) неодновременного развития растений;

г) деятельности человека.

20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

а) живые организмы;

б) дышат, питаются, растут, размножаются;

в) выделяют кислород;

г) образуют на свету органические вещества.

21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания - это:

а) антропогенные факторы среды;

б) биотические факторы среды;

в) абиотические факторы среды;

г) техногенные факторы среды.

22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) гидрофиты;

б) мезофиты;

в) гигрофиты;

г) ксерофиты.

23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?

а) экосистема;

б) биогеоценоз;

в) биоценоз;

г) популяция.

24. Парой хищник-жертва могут являться:

а) росянка и комар;

б) гриб - трутовик и береза;

в) актиния и рак - отшельник;

г) тля и муравей.

25. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки;

б) заказники;

в) памятники природы;

г) заповедники.

26. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами;

в) видами, использующими одни и те же ресурсы;

г) особями одного вида;

д) живыми организмами и факторами неживой среды.

а) банан;

б) бамбук;

в) вьюнок;

г) хмель.

28. Основная масса живого вещества сосредоточена:

а) в океане;

б) на суше;

в) в озерах и водохранилищах;

г) в реках и ручьях.

29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:

а) каталепсия;

б) диапауза;

в) мимикрия;

г) неотения.

30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 30 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный этап.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

9-10-11-КЛАСС

1.Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:

а) биоценозом;

б) биотоп;

в) экосистемой;

г) биогеоценозом.

2.Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а) окраска тела имеет приспособленный характер;

б) холодная вода содержит много кислорода;

в) эти реки содержат много пищи для рыб;

г) холодная вода препятствует размножению других рыб;

д) в таких реках бывает много моллюсков.

3.Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:

а) рождаемость;

б) биотический потенциал;

в) выживаемость;

г) популяционный гомеостаз.

4.Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:

а) реинтродукцией;

б) реакклиматизацией;

в) интродукцией;

г) форезией;

5.Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:

а) сернистый газ;

б) оксиды свинца;

в) серная и азотная кислоты;

г) свинец и другие тяжелые металлы.

а) акклиматизацией;

б) квартирантством;

в) симпатрией;

г) аменсализмом.

7.Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.

8.В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:

а) биогенному веществу;

б) живому веществу;

в) биокосному веществу;

г) косному веществу.

9.Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и морях:

а) овоцид;

б) меланизм;

в) дампинг;

г) элиминация.

10.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:

а) интродукция;

б) биологическое загрязнение;

в) эмиссия;

г) химическое загрязнение.

11.При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:

а) 30 - 40 км/час;

б) 50 - 70 км/час;

в) 80 - 90 км/час;

г) 110 - 120 км/час;

12. Животное - синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

В) дикое животное, обитающее вблизи человека;

Г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.

13. Закон ограничивающего фактора установил:

а) В.И. Сукачёв;

б) В.В. Докучаев;

в) Ю. Либих;

г) Э. Геккель.

14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов - это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________

17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются

18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют

________________________________________________________________________________

19. Плотность популяции - это

20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом

________________________________________________________________________________

21. Урбанизация страны определяется

________________________________________________________________________________

22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

1)щитовидной железой;

2)костной тканью;

3)селезёнкой и печенью;

4)лёгкими.

Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий

23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:

1)дымо- и газоустойчивость;

2)солеустойчивость;

3)морозоустойчивость;

4)интенсивный рост;

5)неприхотливость и нетребовательность к почве;

6)долгое время жизни.

Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________;

5)___________________; 6)____________________.

24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:

1)трамвая;

2)метро;

3)автобуса;

4)троллейбуса.

Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________.

25. Задача с комментированным ответом

Задание: впишите обоснованный ответ

тема

Социальная экология

Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование

АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12

Формулировка

законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон)

Пояснения к содержанию законов (от 0 до 2 баллов)

Закон №1

0 - 2 балла

Закон №2

0 - 2 балла

Закон №3

0 - 2 балла

Закон №4

0 - 2 балла

Сумма баллов

(максимально 12)

Ключи по экологии

5-6 класс

I. Выберите правильные суждения:

1, 3, 4, 5, 7, 10

II. Расшифруйте следующие термины:

Решите задачи:

БЛАНК ОТВЕТОВ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии

7 - 8 класс

Ответ

Ответ

б, в

б, г

в, г

а, г

в, г

Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса

Тип задания, № вопроса

Правильный ответ

I тип задания 1.

Максимальное количество баллов - 15

II тип задания 16.

Положительного влияния на живые организмы

мутуализмом

экстремальными

число особей на единицу территории

десяти процентов

процентом населения, живущего в городах

Максимальное количество баллов - 6

III тип задания 22.

1)б; 2) г; 3) в; 4) а.

1)д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б.

1) в; 2) а; 3) г; 4) б.

Максимальное количество баллов - 14

IV тип задания 25.

Максимальное количество баллов - 12

Итого:

Максимальное количество баллов - 47

Ответ к задаче с комментированным ответом для 10 класса

Первый закон: «Все связано со всем».

Он указывает на существование в природе нашей планеты сложнейшей системы взаимодействий и говорит о недопустимости необдуманных вмешательств в экосистемы.

Второй закон: «Все должно куда-то деваться».

Обращает внимание на одну из причин экологического кризиса - чрезмерное накопление отходов, многие из которых являются чуждыми природе и потому не перерабатываются в ней естественным путём, этот закон указывает на создание новых, безотходных технологий.

Третий закон: «Природа знает лучше».

Он говорит о том, что, не зная законов и явлений живой природы, нельзя её улучшать и преобразовывать. Это чревато гибельными для жизни и человека последствиями.

Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром»

Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно. Всё, что было извлечено из неё человеческим трудом, должно быть возмещено. Этим четвёртым законом Б. Коммонер как бы замыкает взаимодействие общества и природы. Названные законы не охватывают всех сторон взаимодействия общества и природы, они очень точно выражают стратегию природопользования и деятельности человека.

Чтобы подготовиться к олимпиаде по биологии, ученикам 9 класса нужно достаточно много практиковаться в решении заданий олимпиадного уровня. Традиционные задания контрольных или самостоятельных работы, подобные тем, которые школьники решают очень часто, не подойдут для подготовки. Дело в том, что их уровень сложности и содержание отличается от реальных заданий олимпиады. На этой странице подготовлены примеры заданий, среди которых есть тесты и открытые задания.

Предложенный комплект тренировочных заданий может использоваться учителями во время уроков, а также учениками для самостоятельной подготовки. Быстро проверить и оценить результаты помогут готовые ответы и решения. Они находятся внизу страницы, но мы советуем вам не смотреть в раздел с ответами раньше времени.

Олимпиада по биологии 9 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
А) Владимир Николаевич Сукачев
Б) Владимир Иванович Вернадский
В) Карл Линней
Г) Николай Алексеевич Северцов

2. Раздел ботаники, изучающий мхи:
А) Бриология
Б) Лихенология
В) Птеридология
Г) Альгология

3. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) Бактерии
Б) Растению
В) Грибу
Г) Животному

4. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
А) Дыхания
Б) Передвижения веществ
В) Фотосинтеза
Г) Поглощения веществ из почвы.

5. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
А) Не имеют клеточного строения
Б) Это одна клетка без ядра
В) Это одна клетка с ядром
Г) Это спора

6. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, — это:
А) Животные
Б) Грибы
В) Растения
Г) Лишайники

7. Факторы неживой природы:
А) Лишайники, мхи
Б) Грибы, бактерии
В) Вода, воздух, свет
Г) Одноклеточные растения и животные.

8. О единстве органического мира свидетельствует:
А) Связь организмов со средой
Б) Приспособленность организмов к среде обитания
В) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы
Г) Взаимосвязь клеток в организме

9. Только для живых организмов характерно:
А) Уменьшение веса
Б) Изменение окраски
В) Дыхание
Г) Взаимодействие со средой

10. Грибы питаются:
А) Образуя на свету органические вещества
Б) Готовыми органическими веществами
В) Только органическими веществами живых организмов
Г) Поселяясь на продуктах питания

Открытые вопросы

Вопрос 1
В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?

Вопрос 2
Как называется железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют другие эндокринные железы?

Вопрос 3
У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.

Вопрос 4
Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?

Вопрос 5
Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б А А В А
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б В В В Б

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
Особенностью дыхания птиц является то, что обогащенный кислородом воздух проходит через легкие дважды — на вдохе и выдохе, вытесняемый из воздушных мешков при сокращении мышц стенки тела.

Ответ на вопрос 2:
Гипофиз

Ответ на вопрос 3:
Плавники могут преобразовываться в средства защиты — колючки, иглы, иногда с протоками ядовитых желез (колюшка, ерш, бычки, скорпена и др.) Плавники могут использоваться также для маскировки под предметы окружающей среды (конек-тряпичник). Плавники могут использоваться как средство прикрепления для рыб, живущих в реках с быстрым течением или в отливно — приливной зоне моря (бычки), а также как средство передвижения по дну, по суше или по воздуху (летучие рыбы, тригла, илистый прыгун). У лабиринтовых рыб плавники преобразуются в органы осязания (осязательные нити, осязательные усики). У удильщиков плавники преобразуются в приманку для ловли добычи.

Ответ на вопрос 4:
Можно предположить разные варианты опытов. Первый вариант: блокировать передачу сигналов от нервов к мышцам, например, кураре, а затем подать сигнал, на который обычно животное отвечало выученным движением. В этих условиях мышцы реально работать не будут, несмотря на желание животного совершить движение (сигналы по мышечным нервам будут идти, но они не вызовут сокращений мышц). Если в этих условиях давление будет меняться, то это значит, что изменения вызывают сигналы, приходящие от мозга (конечно, этот опыт не доказывает, что давление меняется только от этих сигналов; для такого вывода требуются дополнительные эксперименты). Второй вариант: денервированная мышца искусственно раздражается током; мозг не участвует в сокращениях мышцы и не получает сведений про ее работу. Если в этих условиях давление изменится, то вещества, выделяемые мышцей, могут влиять на кровяное давление.

Ответ на вопрос 5:
Прежде всего можно указать несколько достаточно широко распространенных и достаточно прямых способов влияния растений друг на друга. Растение может побеждать конкурента в борьбе за свет, вытесняя его. Так, растения верхнего яруса с густой кроной (липа мелколиственная, ель европейская) используют основную часть света, необходимого для фотосинтеза. Растения, быстрее растущие после прорастания, затеняют соседей, тормозя их рост. Растения с более развитой корневой системой могут отбирать у своих конкурентов воду и неорганические соли. Растение может выделять в почву корневые яды — колины, мешающие росту других растений. Так, белая акация мешает росту других растений. Черника не дает прорастать лесной сосне. Майский ландыш, поселяясь под кустами дикой сирени, вытесняет этот вид.

С ответами

Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный . Отметьте верный ответ, подчеркнув его.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 40)

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган; б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;

в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ; б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые; в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы; б – Нервы; в – Рецепторы.

15 . О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере ?

а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а – Надкостницы; б – Сухожилий; в – Хрящей.

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы :

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, - это:

а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а – Кислород, углерод, азот , водород ; б – Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б – Непроницаема; в – Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а – Грибная; б – Животная; в – Растительная; г – Бактериальная.

а – Представляют собой природные сообщества;

б – Представляют собой искусственные сообщества;

в – Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам:

Биотоп + биоценоз = ………………………..

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...

40 …..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20).

1 . Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 60).

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области ? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

Задание 1

1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а;

34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь; 37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

Задание 2

Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков (1 балл) . Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками (1 балл) . Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные (1 балл) . Они объединены в группы по способу воздействия на организмы (1 балл) . Ответ Животные, растения, бактерии и грибы (1 балл) . Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство (1 балл) . Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз (1 балл) . Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке (1 балл) . Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество (1 балл) . Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой (1 балл) . Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных (1 балл) . Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика (1 балл) . Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению (1 балл) . Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности (1 балл) . Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей (1 балл) . Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации (1 балл) . Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность (1 балл) . Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии (1 балл) . Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество (1 балл) . Через гиалоплазму (1 балл) .

Задание 3

Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя (1 балл) , поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен (1 балл) . Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей (1 балл) . Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) (1 балл). Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме (1 балл) . Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней (1 балл) . В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере (1 балл) . Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов (1 балл) . В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда , уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды (1 балл) . Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д. (1 балл). Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов (1 балл) и хлорофилла (1 балл) . Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску (1 балл) . Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле (1 балл) . Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений (1 балл) .



Рекомендуем почитать

Наверх