Как избавиться от игровой компьютерной зависимости. Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью

Техника и интернет 25.10.2017
Техника и интернет

Компьютерная зависимость – вредная для здоровья чрезмерная увлеченность компьютером. Для зависимого подростка она не выглядит как проблема, он не хочет от нее избавляться. А родители при этом часто либо не обращают внимания, либо просто не знают как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью.

Информационные технологии начали стремительно развиваться и входить в жизнь простых людей на пороге второго тысячелетия. В середине 90-х годов ХХ века компьютер еще был диковинкой, сегодня же он есть практически у каждого человека дома и без преувеличения является предметом первой необходимости, без него уже не обойтись.

Однако есть большая разница между использованием компьютера «по делу» и посвящением ему всего своего свободного времени в ущерб реальной жизни. Второй вариант случается с зависимыми от компьютера, планшета и прочих гаджетов людьми.

Компьютерная зависимость подростка намного опаснее, чем зависимость взрослого человека. Подросток – еще незрелая личность. Он еще ребенок, хотя и зрелый физически. Его психика неустойчива, а личность переживает, пожалуй, самый сложный кризис развития. Виртуальная реальность для него становится альтернативой жизни , иллюзией, которая полностью «затягивает».

Любой подросток стремится к идентичности, то есть к ощущению собственной принадлежности к значимой группе, социуму. При этом ему очень важно знать ответ на вопрос «Кто Я сегодня, и каково мое будущее?».

Подростку важно самоутвердиться в среде сверстников и найти свою индивидуальность. Чтобы сделать это, нужно общаться и заводить отношения.

Общение и принадлежность к группе – две главные потребности подростка. Поэтому компьютерная зависимость у них формируется так легко, быстро и надолго. Ведь общаться в Интернете просто! Там можно почувствовать свою принадлежность к группе, самовыразиться, вступить во взаимодействие.

Интересно, что психологи сегодня подняли верхнюю границу возрастного периода подростковой потребности в общении аж до 25 лет. Наиболее активно общаются в Интернете именно его 15-25 летние пользователи.

Нельзя не сказать о том, что подростковый, он же пубертатный период – период полового созревания. Многие подростки по понятным причинам «зависают» на порносайтах.

Подросткам, у которых есть проблемы с общением и идентификацией в реальном мире, намного проще и безопаснее «жить в компьютере».

Именно неуверенные в себе, одинокие, имеющие конфликты с родителями, сверстниками, учителями, испытывающие недостаток социальной поддержки, чувствующие себя нелюбимыми, ненужными и имеющие иные проблемы психологического плана дети становятся заложниками зависимости от компьютера.

Эксперимент «8 часов»

В 2012 году в г. Санкт-Петербурге (Россия) психологом К. Мурашовой был проведен очень интересный и показательный эксперимент.

68 подростков должны были выдержать 8 часов без компьютера, телефона, телевизора, радио и иных гаджетов. Взамен им предоставили все остальные человеческие радости, такие как: подвижные игры, чтение, письмо, разные ремесла, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки, поход в музей и т.д.

Родители испытуемых, естественно, были предупреждены об этом эксперименте.

Пять и более часов без «любимых игрушек» выдержали только семеро подростков, полностью продержались только трое !

То, что происходило со многими детьми, не продержавшимися долго, в период ожидания объекта их зависимости, шокирует :

  • жар, озноб,
  • тошнота, боль в животе,
  • головокружение, головная боль,
  • тремор рук и губ,
  • боли в груди,
  • ощущение «шевеления волос» на голове,
  • беспокойство, тревога, страх, доходившие до панических атак (!);
  • суицидальные мысли(!) – у трех детей.

Все эти симптомы сродни тем, что наблюдаются при наркотической зависимости . Самое главное, что у всех испытуемых они сразу же исчезли, как только они снова взяли в руки телефоны, планшеты, сели за компьютер, включили радио или телевизор.

Признаки компьютерной зависимости у подростка

Компьютерная зависимость – это вариант бегства от реальности и от жизненных проблем. Эта такая же зависимость, как и любая другая. В медицине она относится к разряду поведенческих аддикций (зависимостей) и признается болезнью.

У подростка зависимость от компьютера , если он:



Получается замкнутый круг: ребенок бежит от проблем в Интернет, но чем больше он «живет» там, тем более его проблемы усугубляются и возрастают в количестве.

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью: 3 простых шага

Компьютер для ребенка источник удовольствия и средство удовлетворения потребностей, которые не получается удовлетворить в реальности.

Следовательно, что должны сделать родители :

  1. Разобраться чего конкретно не хватает их взрослеющему чаду. Провести доверительную беседу.

Если между подростком и родителями нет доверия, сначала придется решить эту проблему. Вам помогут рекомендации данные в статье

Не нужно догадываться чего недостает сыну или дочери, обязательно нужно спросить об этом! Хотя внимательные, наблюдающие, анализирующие поведение ребенка родители и без того поймут чего не хватает по тем реакциям, которые выдает ребенок, погружаясь в компьютер.

Во время беседы задавать вопросы следует мягко, но серьезно, до тех пор, пока не станет ясна суть. В итоге должно быть озвучено чувство или потребность, которые желанны ребенком.

Например:

– Почему ты так много играешь в эту игру?

– Она мне нравится!



Чем она тебе нравится?

– В нее все играют! Там можно собраться в команду и разбить врагов!

– Тебе нравится играть в команде?

Тебе нравится побеждать?

Найдена потребность в причастности к сплоченному коллективу, команде, в достижении личного успеха, в чувстве азарта, риска, радости победы.

  1. Подсказать подростку где и как в реальности можно получить то же самое что он находит в играх или соцсетях. Привести примеры и доказательства почему альтернативные «живые» занятия лучше.

Для приведенного выше примера альтернатива – спорт, в котором есть командные соревнования.

  1. Помочь подростку сделать первый шаг в направлении реализации себя в реальности и закрепить первый успех как доказательство того, что жизнь лучше иллюзий.

Некоторые психологи и аддиктологи (врачи, лечащие от зависимостей) придерживаются той точки зрения, что от зависимости нельзя избавиться. Но ее всегда можно заменить другой, полезной и позитивной.

Вряд ли ребенок сразу откажется от своей любимой, но вредной привычки, даже если увлечется полезным альтернативным занятием.

Поэтому родителям пригодятся такие дополнительные рекомендации :

  1. Больше общаться с подростком в позитивном ключе, проводить свободное время вместе с ним, занимаясь каким-то полезным делом или отдыхая.
  2. Рассказывать и показывать, чем можно увлекаться и как можно проводить время не за компьютером и вне стен дома. Развивать любовь к жизни.
  3. Помогать искать ответы на такие волнующие подростка вопросы как «Кто я?», «Зачем я живу?», «На кого идти учиться? Кем я хочу работать?», «Как общаться с противоположным полом?», «В чем смысл жизни?» и так далее.
  4. Если у ребенка наблюдаются и другие проблемы психологического, социального плана или есть трудности с обучением или иные связанные со школой проблемы – решить их самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
  5. Контролировать время, проводимое подростком за компьютером и прочими гаджетами. Замечать, что делает ребенок в это время: собирает информацию для учебы или играется в игрушку?
  6. Самим не впадать в зависимость от компьютера, если она уже есть – избавиться, иначе все старания будут напрасны. Ребенок копирует поведение взрослых. Наставления и просьбы менее значимы, чем поступки.
  7. В случае если зависимость не удается победить самостоятельно, обратиться к психологу или психотерапевту.



К какому типу зависимых от компьютера людей Вы можете отнести своего ребенка-подростка?

Компьютерная зависимость – патологическое увлечение человека компьютерной техникой и виртуальным миром. В некоторых случаях зависимость настолько сильна, что человек с каждым днем отдаляется от реальной жизни. Благо, помогают советы, как избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно в домашних условиях.

Проблема заинтересовала ученых в конце прошлого века. При этом компьютерная зависимость продолжает расширять владения и ежегодно пристрастие людей к компьютерам увеличивается. Суть проблемы сводится к зависимости людей от интернета и игр, которые отнимают массу времени.

Такие лица живут в виртуальном мире и общаются с виртуальными собеседниками. Человек, столкнувшийся с проблемой, теряет интерес к реальному миру. Физическое самочувствие ухудшается, ведь такое времяпрепровождение вызывает сильную боль в области шеи и спины.

С этой разновидностью зависимости можно бороться успешно, если определить причины появления и выделить первые симптомы. Их список представлен постоянным желанием просматривать почту, посещать сайты, читать статьи. Если нет возможности поиграть в игры или войти в сеть появляется сильное раздражение.

Игромания – самая распространенная разновидность компьютерной зависимости. Иногда человек так сильно погружается в игру, что путает виртуальный мир с реальной жизнью. Чаще всего с проблемой сталкиваются дети, которых притягивают игровые проекты звуковыми эффектами и ярким изображением.

Пошаговый план по избавлению от зависимости

Поделюсь пятью полезными советами, которые помогут избавиться от зависимости самостоятельно, отложить виртуальный мир на второй план и вернуться к реальной жизни.

  1. Сведите к минимуму количество времени, проводимого за компьютером. Первое время полностью не отказывайтесь от компьютера. Научившись дозировать время, улучшите психическое состояние и поправите здоровье.
  2. Сокращайте проводимое за ПК время постепенно. Составьте график работы и укажите время, в течение которого сидите за компьютером. Заведите будильник и после сигнала компьютер выключите. На первых порах будет очень сложно, но со временем привыкните и почувствуете облегчение.
  3. Компьютер хорошая вещь, но не значит, что его нельзя чем-нибудь заменить. Читайте книги, общайтесь с товарищами или просматривайте фильмы по телевизору. Не забывайте посещать музеи, парки, кинотеатры.
  4. Найдите увлечение , не относящееся к компьютерам. Если хобби сильно заинтересует, забудете про компьютерные игры и Всемирную паутину.
  5. Техника может предложить неплохие возможности весело проводить время. Читайте литературу с электронной книги, музыку слушайте на плеере. Если не любите кинотеатры, чаще появляйтесь в парках и на свежем воздухе. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, знакомьтесь с новыми людьми.

Достигните цели, если сильно этого захотите. Придется вступить в неравную борьбу со своими слабостями, которые за многие годы сильно укрепились. Но, овладев собой и вернув контроль над разумом, обретете свободу.

Видео советы

Как подростку избавиться от компьютерной зависимости

Подростки часто попадают в сети различных зависимостей, в числе которых алкоголь, сигареты и наркотики. И хотя активно ведется пропаганда здорового образа жизни, обществу так и не удалось защитить молодежь от пагубных привычек.

Дополнительную опасность несет подростковая зависимость от компьютеров. Трудно отыскать дом, в котором нет компьютера. Что удивляться, ведь техника помогает зарабатывать деньги , учиться и развлекаться. Высокоскоростная передача информации, связь с друзьями, фильмы и игры – заслуга передовых технологий, которыми люди пользуются с большим удовольствием.

Казалось, все замечательно, если бы не противоположная сторона медали. Ненормированная тяга к компьютерам плохо сказывается на интеллектуальном и физическом здоровье подростков, способствует разрушению нервной системы. В результате зависимая от компьютера личность становится поврежденной и одинокой.

Соцсети, сетевые игры, безграничные хранилища информации и коммуникационные технологии – не все примеры к чему имеет доступ молодежь. На фоне того, что нервная система подростков сформирована не полностью и не исключает возможности фантазировать и уходить от реальности. Именно в подростковом возрасте складывается представление человека о добре, нравственности и зле. Информационный поток, который поступает из компьютерной техники, их искажает.

У компьютерной зависимости множество вредных аспектов. В частности, она плохо сказывается на осанке, зрении и работе внутренних органов. Перечислять можно часами, но это не изменит ситуацию.

Предлагаю рассмотреть видимые признаки заболевания и определить способы самостоятельной борьбы в домашних условиях.

Если ребенок постоянно сидит за компьютером, плохо ест и практически не спит, а отметки в школе начали снижаться, возможно, он угодил в сети компьютерной зависимости. Признаками заболевания могут выступать: отсутствие общения со сверстниками в реальной жизни, раздражительность, равнодушие и замкнутость.

  1. Подросток сбросит оковы компьютерной зависимости, если переключит внимание на нечто другое. Для этого убедитесь, что семейный образ жизни этому поможет. Возможно, он увлекается компьютером, так как вы уделяете ему мало внимания или не разделяете его интересы. Как можно чаще собираться вместе, выезжать на природу, кататься на велосипедах или роликах.
  2. Если в семье коллективное времяпрепровождение редкость, придется все изменить. Для начала поговорите с подростком. В итоге он поймет, что вы интересуетесь его мыслями и делами. Как вариант, предложите ребенку придумать семейное мероприятие или выбрать место для проведения новогодних каникул .
  3. Семейные путешествия, занятия спортом, прогулки способствуют появлению у молодежи новых приоритетов и целей в жизни. Важно, чтобы отношения были не формальными, а доброжелательными и искренними. Помните, в большинстве случаев дети с головой погружаются в пучину интернета из-за отсутствия родительского внимания и любви.
  4. Очередная причина появления зависимости от ПК – совокупность неудач в общении с друзьями. В этом случае помогите ребенку обрести уверенность и расскажите, как перестать бояться людей .
  5. Постарайтесь объяснить подростку, что виртуальная жизнь – не выход из положения и не вариант решения проблем. Сделайте так, чтобы ребенок смог расширить круг общения. Подростка запишите в какой-нибудь кружок или отправьте в детский лагерь.

Видео информация

Как избавиться от компьютерной зависимости взрослому

Количество зависимостей исчисляется десятками. Одни из них простые, другие носят пагубный характер. В частности, простой называют финансовую или любовную зависимость, когда человек материально зависит от другого человека или ни минуты не способен пробыть без второй половинки. Пагубные зависимости включают алкоголь, сигареты и наркотики.

Трудно сказать, к какой категории относится компьютерная зависимость. Казалось, компьютер не так сильно вредит организму как спиртные напитки или сигареты. Однако, постоянное пребывание за компьютером порождает далеко не безобидные последствия, поэтому с ней обязательно следует бороться.

Если ребенок чрезмерно увлекается компьютером, это объяснимо. Если взрослый человек часами смотрит в экран монитора, позабыв о тех прекрасных вещах, которые предлагает реальная жизнь, это настоящая катастрофа, способная разрушить семью.

Симптомы и первые признаки зависимости у взрослых

Поговорим о симптомах заболевания. Если присутствует хотя бы половина, нужно что-то менять. В таких условиях невозможно найти девушку или выйти замуж . Компьютерная зависимость – путь к одиночеству.

  • Если взрослый человек постоянно сидит за компьютером или старается как можно быстрее сесть в компьютерное кресло, возможно, он угодил в ловушку. Больной мотивирует это серьезной причиной – проверка почты, прохождение очередного уровня в игре, обновление ленты друзей.
  • У зависимого от компьютера наблюдается сильная раздражительность. Привести в раздраженное состояние может разрыв соединения с интернетом, просьба о помощи или зависание системы.
  • Зависимый сосредотачивает внимание только на компьютере, он не контролирует течение времени. Даже если раньше он бы пунктуальной личностью, сейчас часто засиживается и постоянно опаздывает.
  • Проявляется заболевание и постоянным стремлением обновить вкладку в браузере, даже когда это не требуется. Поклонники игр регулярно приобретают новые диски или скачивают установочные файлы с интернета. Нередко это приводит к бесполезной трате денег.
  • Еще один симптом заболевания – забывчивость. Человек, постоянно сидящий за компьютером, забывает об обещаниях, назначенных встречах и работе.
  • Очень часто зависимые пренебрегают даже питанием. Если на кухне стоит запеченная в духовке горбуша , аромат не заставит подняться из кресла. Когда чувство голода становится очень сильным, больные обходятся перекусами и полуфабрикатами.
  • На первых этапах болезни человек дольше засиживается перед экраном монитора и уходит спать гораздо позже. В дальнейшем они могут не спать сутками.

Я перечислила симптомы компьютерной зависимости. Перед началом лечения определите, что именно вызвало зависимость – интернет, игры или что-то еще, относящееся к компьютерной технике.

Способы лечения в домашних условиях

Если человек постоянно играет, определите жанр любимых игровых проектов. Если игры посвящены теме спорта, вероятнее всего, причина появления зависимости – нереализованность в спорте. Что касается стрелялок, возможно, человек таит злобу и с помощью игры пытается ее выплеснуть.

Некоторые часами пропадают в интернете. Если человек постоянно общается в соцсети, вероятнее всего, в реальной жизни не хватает общения. Нередко такие люди становятся двойной личностью, воплощая в жизнь идеи, которые ранее не удалось реализовать.

Слайд. Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков. Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В России все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тож… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

Слайд. Но, информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжелателем» может закончиться трагедией.

Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Наиболее часто наблюдается у детей и подростков, особенно у мальчиков.

Основное значение имеет не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Слайд. Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят. Как распознать компьютерную зависимость у детей?

Слайд. Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

    Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.

    Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.

    Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.

    У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.

    Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.

    Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.

    Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Слайд. Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. Компьютерная зависимость у детей может вызвать:

    ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;

    ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;

    проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;

    бессонницу;

Слайд. Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы нужно понять, какой именно вид зависимости существует у ребенка. По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает трех основных типов.

    Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам.

    онлайн серфинг, или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.

Слайд. Компьютерная зависимость

Кибераддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка, кибер - сокр. слова кибернетический) - зависимость от компьютерных игр

В 2012 году термин «Кибернетическая лудомания» официально введён в мировую медицинскую практику.

Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того мы вынуждены отметить, что она не является полной даже как жанровая - в ней отсутствуют игры типа «стратегии», которые в настоящее время получили очень большое распространение.

Слайд. Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

3. Руководительские игры.

1. Аркады.

2. Головоломки.

3. Игры на быстроту реакции.

Слайд. I. Ролевые компьютерные игры . Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если, в случае с последними, человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне, внешние проявления более умеренны, однако, неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию потребности в доминировании и власти.

II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т.к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом -- компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Слайд. Самые опасные игры!!!

(по данным «The Youth Care Foundation», Швеция)

World Of Warcraft (11,5 миллиона пользователей)

Grand Theft Auto 4, Manhunt, Postal, DOOM, серия Mortal Kombat

Lineage 2 Resident Evil 4 Condemned Clive Barker’s Jericho

Слайд. Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Причины появления компьютерной зависимости:

отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;

неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;

отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;

общая неудачливость ребёнка.

Профилактика компьютерной зависимости:

создание теплых отношений с собственным ребенком;

совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;

ограничение времени проведения перед компьютером;

увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

Важно знать!!! Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

Во всех случаях - это люди, маниакально зависящие от виртуального мира.

По мнению специалистов, игромания так же пагубна, как алкоголизм или наркомания, и приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Заболевший испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем.

В игре ребенок получает власть над миром, превращаясь в любого сказочного персонажа или киногероя. Играя, он одним движением компьютерной мышки может переиграть какой-то сюжет, вернуться назад, переделать часть игры. Это особенно засасывает детей, которые в реальной жизни понимают свою неуспешность.

Кроме того, нельзя не учитывать, что практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид - дозволенное убийство.

А ведь ролевая игра не просто развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов в реальной жизни.

Опасность для психики таит в себе и Интернет. Во Всемирную сеть можно выходить под любым именем, придумать любую биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификации. У компьютероманов происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности. Вторая патология - дети начинают лихорадочно рыскать по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель - "сидение в Интернете".

Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать подростку «присесть» на компьютерные игры - это привлечь его в процессы, не связанные с виртуальной реальностью. Показать растущему человеку массу существующих увлекательных занятий: спортивные секции, кружки по интересам, туризм, танцы и т.п., которые позволяют пережить острые ощущения и самореализоваться, но при этом тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

Слайд. Зависимость подростков от социальных сетей

Все чаще подростки попадают под их зависимость. Вам наверняка говорили такое выражение, как: «Сайт вконтакте на подобие холодильники, ты знаешь, что он пустой, но все равно заглянешь десять раз». Вот также и со школьниками, вначале они проявляют любопытство, потом их вовсе невозможно отлепить от компьютера.
Среди молодежи есть такая игра на подобие «У кого больше друзей?». Ведь их количество порой доходит до пяти тысяч. Зачем им столько друзей? Теоретически, круг знакомых любого человека не превышает двухсот человек, а наиболее близких друзей около 5-10. Мы просто не в состоянии запомнить более пятисот людей. Имея у себя в друзьях 2000 людей, человек все равно чувствует, что одинок

Подростки тратят родительские деньги, чтобы подарить виртуальные подарки своим «друзьям». Но в социальной сети можно все:
- продумывать фразы, которые напишешь «друзьям»;
- скидывать свои самые лучшие фотографии;
- рассказывать о событии, которого на самом деле не было, но так хочется, чтобы оно было;
- творить свой виртуальный мир.
Частое посещение социальных сетей для полностью несформировавшейся психики подростка может негативно сказаться на его здоровье. Школьник будет меньше общаться со своими реальными друзьями, а также замкнется в себе. Если у ребенка образовались комплексы, то они начнут развиваться с большой скоростью.
Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Слайд. Признаки интернет зависимости у подростков:

    Снижение успеваемости, систематические прогулы,

    Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

    Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

    Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

    Значительное эмоциональное отчуждение.

    Ухудшение памяти и внимания.

    Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

    Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

    Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

    Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

    Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные

Слайд. У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.

1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.

Слайд. 3) Интернет-серфингом названо посещение страниц web-сайтов. Занимаясь чтением новостей, просмотром фильмов, играя в онлайн игры, люди серфят в виртуальном пространстве. Для серфинга нужно установить на компьютер обозреватель. Это особая программа, предоставляющая возможность связываться с web-узлами и слушать, читать и смотреть информацию, содержащуюся в них. Благодаря ей можно также перемещаться к иным узлам, кликая по гиперссылкам.
Открывающийся веб-документ может содержать другие ссылки. В результате пользователь «плывет» по океану информации. Поэтому используется название «серфинг».

Все больше подростков в нынешнее время бегут из настоящей реальности в виртуальную. Именно поэтому специалисты и заявляют о пугающих масштабах компьютерной зависимости у подростков, которая проявляется в нездоровой привязанности ребенка к компьютеру. Сама по себе эта патология довольна молодая, первые случаи были зафиксированы около 30 лет назад. Хотя все еще остаются люди, которые не признают это отклонение, но факт остается фактом – с каждым годом все больше подростков попадают в плен этих устройств по всему миру.

Было установлено, что компьютерная зависимость у подростков бывает двух типов: интернет-зависимость и игромания. Но пугающим остается то, что никакого лечения до сих пор не было придумано, и родителям приходится самостоятельно бороться с этим недугом.

Будучи довольно сложным явлением, данная зависимость еще отличается тем, что может быть вызвана целым рядом определенных факторов.

Уход в мир компьютеров и всемирной сети набирает все большие обороты, поскольку виртуальная реальность помогает детям спрятаться от настоящих проблем. В реальной жизни ребенок может быть объектом насмешек своих сверстников, а в компьютерной игре он может быть, кем пожелает. Это очень опасное явление, поскольку оно может привести к тому, что у ребенка сотрется грань между мирами. А это уже расстройство психики.

На самом деле сама задумка компьютера как универсального средства для хранения и обработки большого объема данных очень полезная и своевременная. Поэтому совершенно неудивительно, что многие люди проводят очень большое количество времени с этим устройством. Ну а для подростков свойство компьютеров предоставлять доступ к неограниченному размеру информации очень привлекательно, поскольку они пребывают на пиковой стадии своего развития, и они уже не представляют свою учебу и досуг без компьютеров.


Также стоит констатировать тот факт, что в последнее время все ниже становится среднестатистический возраст активного пользователя компьютером. Это объясняется свободной доступностью этих электронных приборов, и сейчас вполне обычным является то, что 7-летние дети лучше разбираются в компьютерах и чаще пользуются ими, чем их бабушки с дедушками.

Еще очень часто родители сами толкают своих детей к зависимости, навязывая современные гаджеты. Ведь, увлекаясь компьютером, ребенок ведет себя очень тихо и не мешает родителям заниматься своими делами. В первое время это не сулит ничего плохого, но потом именно это безобидное провождение времени и перерастает в страшную зависимость.

Специалисты заявляют, что бороться с этим недугом нужно максимально активно и усердно, ведь зависимость от компьютерных игр по своей тяжести может сравниться с наркотической.

Именно поэтому стоит внимательно относиться к своему ребенку, ведь симптомы зависимости можно выявить сразу. У компьютерного наркомана:

  • отмечается явное нежелание проводить время со своими сверстниками и общаться с родными;
  • ребенок все свободное время сидит за компьютером, забывая про сон и пищу;
  • подросток может стать агрессивным и раздражительным;
  • любые физические нагрузки очень сильно утомляют.

Еще во время игры подростки теряют всякое ощущение реальности, они забывают о данных обещаниях, обязанностях и теряют счет времени. А любое препятствие, мешающее насладиться виртуальным миром, вызывает неконтролируемые приступы и ярости.


И не стоит забывать о физических симптомах зависимости, которые выражаются в головных и спинных болях, сухости в глазах и нарушении режима сна. Также от такой зависимости существенно страдает желудочно-кишечный тракт, поскольку из-за постоянной игры ребенок забывает питаться здоровой пищей, перебиваясь небольшими перекусами.

Сама интернет-зависимость может привести к тому, что подросток будет не в состоянии общаться со своими друзьями вживую, у него будет определенный барьер, который опускается только тогда, когда он садится к монитору.

Как уже было отмечено выше, никакого стопроцентного лечения от зависимости не существует, но это совершенно не означает, что с этой болезнью даже не стоит бороться. Напротив, делать это нужно, и делать правильно.

Обнаружив компьютерную зависимость у своего ребенка, совершенно бесполезно его ругать или наказывать, чтобы не вызвать приступы агрессии. Вмешиваться стоит грамотно и постепенно. Но здесь родители должны сразу смириться с мыслью, что полностью отвадить подростка от компьютера не удастся, как бы сильно вы ни старались. Но, если все сделать правильно, то через определенный период времени компьютер будет использоваться им максимально на благо себе.

В первую очередь от компьютерной зависимости можно избавиться профилактическими средствами. Поскольку зависимость становится тем сильнее, чем больше времени ребенок проводит за компьютером, то стоит уделить этому особое внимание. Обязательно нужно установить временные ограничения и следить за их соблюдением. По словам специалистов, подросткам в стуки разрешается проводить за компьютером не больше двух часов.

Если же уследить уже не получилось, то отучать ребенка от компьютера стоит с помощью какого-либо другого занятия: футбол, теннис, волейбол, танцы, пение, рисование. Особенно нужно отметить, что родители тоже должны принимать активное участие в новом увлечении своего чада, чтобы он чувствовал поддержку и заботу. Лечить зависимость нужно тактично, ни в коем случае нельзя ребенку полностью запрещать пользоваться компьютером, ведь ни к чему хорошему это не приведет.

Компьютерная зависимость особенно опасна для подростков, поскольку дети в этом возрасте находятся в периоде становления характера, психики и личности, то есть в самом сложном периоде своей жизни. Поэтому родители должны внимательно следить за своими детьми, чтобы уберечь их от этого заболевания, и лечить в случае обнаружения зависимости.

Компьютерная зависимость у детей

Развитие компьютерных технологий, увеличение количества интересных онлайн игр, огромное количество информации в сети дали обществу новую проблемукомпьютерную зависимость людей. Об этой проблеме слышать все чаще, и страдают от нее, сами этого не осознавая, молодые люди, дети и подростки. Родители педагоги и психологи начали бить тревогу. Ведь на вопрос «Как ты проводишь свой досуг» 80% детей и подростков отвечают, что играют в компьютерные игры и сидят в социальных сетях.
Главной особенностью такой зависимости является то, что человек теряет контроль над этим, считает, что просидел за компьютером совсем немного и ничего не случится, когда проведет еще некоторое время за любимой игрой или почитать посты и пообщается с друзьями в социальной сети.

Признаки компьютерной зависимости

В настоящее время практически все дети любят проводить время за компьютером, играть в игры, читать интересную информацию, общаться с друзьями в сети. Конечно, это не значит что у них зависимость. И многих родителей интересует вопрос о том, как определить зависимость, чтобы уберечь от нее своих детей.
— Уменьшение времени проведенного в живом общении со сверстниками и друзьями
— Снижение или полное отсутствие интереса к учебе
— Прогуливание уроков
— Отсутствие увлечений, хобби
— Плохой настой, злость, агрессия в ситуации, когда сломался компьютер или отсутствует интернет
— Уход от реальности, отсутствие настойчивости и ответственности
— Сидение за компьютером в ночное время
— Прием пищи, не отрывая глаз от монитора
— Реакция на запрет сидеть в сети — скандалы, агрессия, шантаж.

Причины компьютерной зависимости

К сожалению, наше время характеризуется трудностями и финансовым кризисом. Родители преимущественно сосредоточены на получении финансовых ресурсов, часто потянулись за границу и в длительные командировки. Конечно, они почти не находят времени на воспитание и общение со своими детьми. Компьютер и дорогие игрушки заменяют общение. А когда родители начинают бить тревогу становится понятно, что уже сформирована зависимость, которой не так легко избавиться.

Среди причин также выделяют:

1.
2. неприятие сверстниками
3. проблемы в общении
4. отсутствие возможности реализовать свои желания и мечты
5. отсутствие возможности заниматься любимым делом.
И это далеко не весь перечень. Преимущественно причины достаточно индивидуальны и для того чтобы их определить нужна диагностика психолога.

Предупреждения и преодоления компьютерной зависимости

Для того чтобы предупредить возникновение компьютерной зависимости родителям необходимо больше внимания уделять своим детям. Нужно создать условия для их саморазвития, узнать, что им нравится, к чему они стремятся, помогать и поддерживать в их начинаниях. Важно также контролировать время, которое дети проводят за монитором компьютера, следить, чтобы это время не превышал 1 час в день для подростка и 30 минут для детей младшего школьного возраста.
Не стоит критиковать ребенка, конфликтовать с ним, вестись на провокации. Лучше спокойно обосновать свой запрет, возможные последствия длительного сидения за компьютером. Ребенок обязательно поймет если не в первый раз, то поймет в будущем. Ребенок нуждается в постоянном общении с родителями, именно тогда она будет гармонично развиваться и о зависимости от компьютера не будет и речи.



Рекомендуем почитать

Наверх