Французская дорога бабуган. Бабуган-яйла

Здоровье 31.08.2019
Здоровье

Бабуган - самая высокая крымская яйла. На ней собраны почти все полуторатысячные вершины Крыма и, конечно же, «Крыша Крыма»- Роман-Кош 1545м.Все плато и прилегающие северные отроги находятся на территории КПЗ (Крымского Природного Заповедника). Еще со времен правления Романовых эти места использовались для царской охоты, сегодняшние царьки тоже любят здесь пострелять да водки попить и это одна из причин заповедования.

Как раз с севера мы и собираемся подняться на Бабуган. В ноябре день короткий, а пройти надо довольно много, поэтому уговариваем друга (он не шибко и сопротивлялся) довезти нас до границы заповедника в село Розовое. Но так случилось, что ворота КПЗ оказались открытыми и мы нагло проезжаем до поворота на кордон «Улу-Узень». Пока мы перепаковываемся мимо по дороге проезжает «местный» УАЗ, но, видимо, у ребят есть дела поважнее, чем наставлять на путь истинный обнаглевших туристов и УАЗ скрывается за поворотом. Итак, в 8 утра мы стартуем, от поворота на кордон.

Обходим гнездовье лесников слева, где-то внизу заслышав нас, лает собака.

Мелькает мысль спуститься к руслу и посмотреть водопад Копье, но учитывая предстоящий долгий переход - сегодня мы хотим подняться на плато и заночевать где-то наверху - икороткий день решаем, что к Копью мы вернемся весной, а сегодня сразу идем на другой водопад Головкинского, названный в честь известного геолога, гидрогеолога, исследователя земли крымской и основателя Профессорского уголка - Николая Алексеевича Головкинского . Осенью водопад хоть и немноговоден, но по своему красив

10 минут на фотографирование и мы идем дальше. Уже 9-50, а мы еще по сути не начали подниматься, хотя практически все время мы шли с небольшим уклоном вверх. Через 10 минут мы подходим к еще одной достопримечательности Улу-Узень - к Каскадам. Серия водопадов и водопадиков протяженностью более ста метров. Как по мне Каскады гораздо красивее водопада Головкинского.

Верхний водопад каскада самый высокий

А вот этот - я его назвал «водопад под тисом» мне больше всего понравился, есть что-то в нем необычное

Вообще, тис ягодный в этих местах встречается часто. Вскоре тропа переходит на правый (орографически) берег и поднимается вверх. Здесь надо набрать воды на все предстоящие два дня пути. Чуть выше будет еще источник, но на него не рассчитываем - слишком далеко будет спускаться обратно, если он окажется сухим. Набираем по 5 литров на человека - это немного с запасом, но как говорится - лучше перебдеть, чем недобдеть.

Время 11-00. Вскоре начинается действительно крутой подъем по слегка заметной в листве тропке. Надо сказать, что опавшая листва не добавляет комфорта передвижения при подъеме. Но вскоре первая часть подъема пройдена и мы упираемся в скальную стенку. Направо уходит тропка к одному из истоков Улу-Узень - Бер-Бер-Богаз-Чокрак. Слышно журчание, значит, можно было набрать воды здесь, ну да ладно. Мы же начинаем обход скалы налево. Метров через 50 есть разрыв, через который можно подняться по скале. В принципе ничего сложного, но немного стремновато. Макс лезет в разрыв, а мы проходим еще метров 50 влево. Здесь тоже есть окошко в скалах и подниматься надо по очень сыпучему склону. Тяжело. Приходится практически ползти, но зато нет страха сорваться со скалы, как в первом варианте подъема. Правда, приходится уклоняться от камней спускаемых впередиидущим. Наконец выбрались по сыпухе на видовую площадку. Отдышались. Хорошее место для небольшой стоянки с отличным видом, надо бы снять координаты. Лезу в сумочку за GPS , вернее собираюсь в нее полезть и понимаю, что поясной сумочки с прибором, телефоном, деньгами на мне нет. :( Вспоминаю, что последний раз снимал точку ответвления тропы к источнику. Ну да, скорее всего сумка сорвалась, когда я греб «на четырех» по сыпухе. Что делать? Надо возвращаться. Оставляю вверху рюк и спускаюсь к той самой сыпухе. Она спускается довольно круто вниз еще метров на двести, а то и больше. Понимаю, что сумочка скорее всего где-то там, но для начала решаю проверить вариант менее вероятный, но более простой, то есть внимательно просмотреть тот стометровый участок от начала обхода скалы до разрыва с сыпухой. Сумочка, как и положено, защитной расцветки, но сейчас эта защита мне ни разу не нравится. Зато в сумке лежит включенный телефон и друзья на него постоянно названивают, благо связь там есть. Дважды прочесав участок возвращаюсь к сыпухе, все явственней осознавая, что мне придется спускаться по ней вниз, а точнее далеко вниз, а потом разумеется по ней же при любом исходе ползти наверх - ведь друзья и рюк наверху. Но вдруг я слышу едва различимую волшебную мелодию Nokia Tune ! Сумочка лежит надежно спрятанная в листве и защищена своей расцветкой. Достаю телефон, благодарю за звонок, поднимаюсь обратно. Без рюкзака по сыпухе подниматься гораздо проще, присоединяюсь к друзьям, которые за пол часа, которые я потратил на поиски, перефотографировали все что было в пределах видимости.

Прячу сумку в рюкзак - ну ее! Тем более Андрей обещает очередную тридцатиметровую сыпуху.

Затем ползем, цепляясь руками и ногами за все, за что цепляется, ноги на листве не держат

Дальше мне показалось, что тропа уходит на правый борт оврага, но мы почему-то идем на левый. Впрочем, подниматься там везде тяжело, ноги постоянно соскальзывают по листве таким образом «удлиняя подъем», мышцы устали, рюкзак тянет назад. Но как бы там ни было мы поднимаемся на хребет Конек в месте вот с таким ориентиром

Выходим на Царские поляны. Время 14-10. Шикарное место!

Здесь у нас был запланирован перекус, но учитывая усталость и короткий световой день принимается нелегкое решение заночевать тут на полянах. А для того, чтобы компенсировать потерянное время будем просыпаться не по зову сердца, а по звуку будильника в 5-30 утра.

Зная, что воды на полянах нет на ужин заблаговременно была заготовлена пища не требующая для приготовления воды. Ну, конечно же, это шашлык!

Ну, очень вкусный!

Ночь была неожиданно теплая, как для середины ноября и высоты 1080м. Термометр показывал около +9С, в однослойной палатке никому холодно не было. Просыпаемся как и планировали в 5-30 и около 6 утра уже все выбираются из палатки. Брезжит рассвет

Никогда еще так рано не просыпался в походе, что-то в этом есть, но я бы предпочел еще часика полтора поспать. Однако выгляжу вполне свежим

Перекусываем «чем Бог послал», дважды кипятим чай, сворачиваем лагерь. На всё это у нас ушло 1,5 часа. В 7-30 мы готовы к старту

Сначала подъем достаточно пологий, кое-где вообще траверс

Затем становится более круто, идти по камням, как по лестнице гораздо удобнее, чем по палой листве, как вчера.

И уже в 8-20 подъем выполаживается и мы выходим на плато

Саша - наш основной фотограф. У него самый большой объектив, специальная сумка и килограмм запасных аккумуляторов. Большинство фото в этом очете его

Здесь, в конце подъема по Коньку есть ровные полянки для палаток, несколько кострищ, дрова - в общем можно переночевать, хоть и не так кошерно как на Царских.

Наша основная цель на Бабугане, да и, наверное, всего похода- Роман-Кош - вершина Крыма. Можно пойти на Юг и выйти на дорогу, которая пересекает плато вдоль и по ней идти до газораспределительной станции (Макс говорил какое-то умное ее название, но я не помню), а от нее недалеко и до РК. Но мы решили идти вдоль северных отрогов яйлы - так красивше. Вообще, Бабуган на меня произвела самые приятные впечатления и показалась мне самой красивой из всех крымских яйл (Может из-за того, что повезло с погодой), хотя у каждой есть что-то свое, неповторимое.

А вот начало спуска Гавриель-Богаз к Космо-Дамиановскому монастырю - «обозначен» деревянным столбиком

Вскоре мы поднимаемся на вершину 1506, чтобы осмотреться. Отсюда уже видна цель нашего путешествия

Примерно на пол пути от вершины 1506 к вершине 1512 попадается водопой.

Дождей не было недели две, а вода все еще есть. Раньше, когда на яйле выпасали скот, таких водопоев (голей) было много, теперь же теми, что остались пользуется дикое зверьё.

Вскоре снова выходим к северным обрывам и вдоль них уже по тропке продолжаем движение к цели.

Бассейн реки Мачин - одного из истоков Качи.

Басман. По одной из легенд в его пещерах храниться «Золотая Колыбель»

А вот и Роман-Кош собственной персоной

Последний подъем и мы на «крыше Крыма»

Вдалеке виднеется Беседка Ветров и возле нее штук 5 экскурсионных автобусов, не считая легкового транспорта.

Ну, а мы садимся обедать и принимать солнечные ванны. Солнце греет совсем не по-ноябрьски.

Здесь же встречаем единственных за два дня похода туристов. Два парня и девушка из Калининграда. С ними собака - привязалась в Новом Свете да так и идет. Им идти еще до Ласпи, а нам осталось только спуститься вниз. Доходим до газовой станции и дальше вниз к Гурзуфскому Седлу. Далеко внизу маячит Аю-Даг

Последнее общее фото на Седле

И начинаем спуск, сначала по дороге, затем срезаем, где это возможно. В результате сбросив примерно 1300м высоты, выходим недалеко от Гурзуфа, хотя изначально хотели спуститься в Краснокаменку. Ну и ладно, и так неплохо получилось.

Ну вот, такой короткий двухдневный поход дал основу такому длинному, как для меня, фотоотчету. Мы зачастую завидуем тем, кто может выбраться в горы на 5-10 дней, а нам- крымчанам - завидуют из-за того, что мы можем ходить в горы хоть каждые выходные. Правда, есть мнение, что выходы на 2-3 дня вообще походами не являются, но это все херня тоже от зависти. Ну, не поворачивается язык сказать, что мы не были в походе. Главное не формат, - главное Настроение и Компания.

Крым - словно Мекка для туриста-походника. Некоторые его тропы готовы принять в свои гостеприимные объятия даже детей, должно же ведь подрастающее поколение привыкать к прекрасному. А некоторые маршруты требуют немалого мастерства, выносливости, опыта. Бабуган Яйла - это именно такое место. Походы туда считаются сложными, к ним необходимо тщательно готовиться, подбирая подходящую обувь и одежду, уделяя внимание развесовке рюкзака и запасаясь заранее всем необходимым.

Происхождение названия

Как нетрудно догадаться, колоритное название имеет татарские корни, впрочем, как и многие крымские топонимы. Лингвисты говорят, что слово «бабуган» переводится как «волчья ягода». Ну а яйла обозначает, что речь идет не об одной горе, а о целом массиве, об огромном плато. По большому счету охарактеризовать яйлу можно как степь на большой высоте.

Расположение

Бабуган Яйла представляет собой самый западный массив Главной гряды гор Крымского полуострова. Неподалеку располагаются и другие массивы, граничащие между собой посредством перевалов. К примеру, от Гурзуфской яйлы Бабуган отделяется перевалом Гурзуфское седло, Кибитским перевалом - от массива Чатыр-Даг, а Чучельский перевал соединяет Бабуган с хребтом Синап-Даг.

Рекордные цифры

Бабуган Яйла (Крым) славится «полуторатысячниками» - вершинами, высота которых превышает полтора километра. Самая высокая из них - гора Роман-Кош, вершина которой достигает отметки в 1545 м над уровнем моря. Это делает ее не только высочайшей горой массива, но и на всем полуострове.

Другие знаменитые вершины не менее привлекательны для любителей гор: Зейтин-Кош, Тас-Тепе, Учурум-Кая, Дам-Кош. На востоке массива находятся вершины поскромнее: Куш-Кая (1335 м) и Черкез-Кош (1395 м). 8 из 11 Крымских гор относятся к массиву Бабуган Яйла.

Природа и климат

Уникальная природа хранит степное очарование. Если вам скажут, что в этих местах чувствуется дыхание эпох, будьте уверены, это чистая правда. Степь красива и чиста, какой и была сотни лет назад.

Ровное плато на вершине яйлы покрыто типичной для степи растительностью: травами и кустарниками. А склоны поросли деревьями, многие из которых достигают внушительных размеров. готовясь к путешествию, не забывайте о том, что на большой высоте всегда холоднее. Даже если на побережье столбик перевалит за +30, в горах будет достаточно прохладно.

Удивительная фауна

Думаете, что стада легконогих газелей или настоящих оленей можно увидеть только по телевизору? А вот и нет, уникальная природа Бабуган Яйлы стала пристанищем для огромного количества животных и птиц. Вы сможете полюбоваться ими - разумеется, издали. Многих туристов привлекает именно фауна, которой славится Бабуган Яйла.

Фото этого места похожи на картинки из приключенческого романа. Не удивляйтесь, что здесь вас могут настичь всевозможные приключения. К примеру, опытные туристы знают, что кроме красот, природа яйлы может таить и опасности. Остерегайтесь змей и крупных пауков, которые водятся в этих краях в изобилии. Не стоит отправляться на Бабуган в открытой обуви, это неудобно и небезопасно. Однако причин для паники нет, ведь мелкая живность боится человека и не станет нападать первой. Не тревожьте попусту обитателей яйлы, тем более что многие из них перечислены в Красной книге.

Неприступная вершина

Многие туристы, исходившие крымские тропы вдоль и поперек, называют Бабуган Яйлу самым таинственным и недоступным местом. Дело не в крутизне преграждающих скал, не в водных преградах и каких-либо других причинах природного характера. Просто эти места являются частью заповедника, находящегося под государственной охраной. Что стало бы с беспечными косулями или редкими птицами, если всем желающим был открыт доступ в такое уникальное место, как Бабуган Яйла?

Как добраться до этих краев, знает даже не любой крымчанин. Слишком популярным Бабуган не назовешь. Он хоть и находится недалеко от Алушты и Ялты, но транспорт сюда не проедет, его нужно будет оставить далеко внизу и большую часть пути преодолеть пешком. Экскурсий, постоялых дворов и сувенирных лавок здесь нет, а значит, нет и рекламы...

Однако невероятный вид на сливающееся с небом море, вершина Крыма Роман-Кош и уникальная природа все же манят в эти места самых отчаянных смельчаков. Если вы решите пробраться сюда по дороге с Гурзуфа или со стороны Ялтинской яйлы, у вас ничего не получится - вас попросту не пропустят. Остаются лишь звериные тропы и хребет Конек. Есть еще один путь, более продолжительный и трудный. Он стартует в Алуште и пролегает неподалеку от села Нижняя Кутузовка. В пути вы обогнете Алуштинское водохранилище и подойдете к Яйле через Садовый кордон. Здесь начинается заповедная зона.

Планируя маршрут, рассчитывайте на один день. Ночевать в заповеднике, а тем более разводить костры, запрещено. Раздобыть воду и купить еду вам тоже будет негде. Да и какая необходимость любоваться на красоты Крыма среди ночи? Озаренная лучами Бабуган Яйла просто поражает красотой.

GPS г. 44.627130,34.280368 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°37.627", 34°16.822" (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°37"37.67", 34°16"49.32"

Крым — это не только степи, горы, море и водопады. Здесь есть еще один спрятанный от посторонних глаз природный объект — яйла. Это холмистая степь, находящаяся на высоте более тысячи метров. И Бабуган-Яйла из них самая большая, красивая и самая запретная.

Запретная потому, что это заповедник, и только побывав там, можно понять, почему. Бабуган-яйла находится полностью в Крымском Природном Заповеднике с соответствующим уровнем доступа.

Огромная выжженная летним солнцем рыжая степь скрывает за каждым холмом стада оленей и косулей, там летают гигантские птицы, которые поражают воображение даже не специалистов. И это — их дом, по-своему суровый и уникальный. С неба кусается солнце и всегда дуют холодные ветра, даже когда внизу, у моря, +30 и все млеют на южном солнышке. А все родники наперечет,и к каждому нужно долго спускаться. Для людей такие переходы тяжеловаты, а они живут, там их дом.

Это место спрятано там, где никто не будет его искать - все видели Крымский горный хребет, со всех сторон обнимающий Ялту? Туда еще идут тропы, а на Бабуган не дадут пройти ни с , ни по дороге из Гурзуфа. Остаются звериные тропы.

Пробежаться по ней можно только за один день — чтобы не ночевать в самом сердце заповедника, да и воды там как-бы нет. Но оно того стоит. Стоит подняться по хребту Конек и прикоснуться к дикой природе, которая раньше прыгала только на экранах телевизионных передач.

Слепящее солнце, пронизывающий ветер, сказочные пейзажи, а если пройти по краю — можно увидеть северные холмы или Эклизи-бурун с востока, на западе пройти на , а на юге увидеть море. Море сверху прекрасно и всегда сливается с небом.

На Бабуган-яйле можно проложить практически прямой путь к интересующему вам месту, правда, кое-где всё придётся обходить рельеф.

На Бабуган-яйле находится вершина Крыма — гора высотой 1545м. Это одна из причин, по которым особенно хочется туда забраться.

В центральной части Горного Крыма (на границе Большой Ялты и Большой Алушты), на территории природного Крымского заповедник а находится знаменитая Бабуган-яйла, на которой расположена самая высокая гора на всем Крымском полуострове – Роман-Кош (1545 м. над уровнем моря).

Кроме того, на яйле есть несколько вершин высотой более 1500 м. Это Учурум-Кая, Тас-Тепе, Зейтин-Кош и Дам-Кош (высотой 1538, 1538, 1537 и 1514 м.). На востоке возвышаются вершины Куш-Кая – 1339 м и Черкез-Кош – 1395 м. В переводе на русский с татарского «бабуган» обозначает «белладонна». Это растение одно из самых распространенных в тех местах.

Бабуган-яйла входит в число наиболее известных природных достопримечательностей на полуострове Крым . По своему происхождению она представляет собой карстовое плато, где наблюдается выщелачивание известняковых горных пород под воздействием талых вод и дождей. В результате этих процессов горные массивы изобилуют ямами, карстовыми воронками, трещинами, и крупными провалами. Есть там и ущелья, каменные хаосы и множество скальных образований.

Местность является безлесной. По этому поводу ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что на яйле вообще никогда не было лесов, другие склоняются к мысли, что леса были уничтожены человеком. Редкие одиночные деревья можно встретить только в расщелинах или воронках. Некоторые участки наверху плато совершенно безжизненны – они лишены любой растительности (там нет даже травы). В этих «мертвых зонах» только среди известняковых обломков попадается скудные «островки жизни».

В нижних районах яйлы влага задерживается гораздо лучше. Самые благоприятные места для роста и развития флоры – это глубокие котловины, трещины, вымоины и впадины. Там скапливаются занесенные ветром остатки высохших растений и прочий «плодородный мусор», который перегнивает и образует плодородный почвенный слой. В низинах по большей части произрастают луговые и степные травы – тысячелистник, девясил, подмаренник, колокольчик, ковыль, примула, душица, вероника и др.

Растительный мир Бабуган-яйлы по-своему красив и уникален. В июле, когда снег еще до конца не стаял, карстовые поля покрываются ковром из цветов. Это зрелище сложно описать словами – взору словно открывается волшебное море, состоящее из крупки остролистой с ее маленькими желтыми цветочками, душистой белой разухи, трехцветных анютиных глазок, фиалок с лазурно-голубым отливом, бирюзовых незабудок и т.д. Пьянящий цветочный аромат наполняет чистейший горный воздух.

Яйла является не только природной достопримечательностью Крыма – она играет важную роль в обеспечении пресной водой населенных пунктов Крымского полуострова. Юрские известняковые массивы поглощают в себя все дождевые/талые воды, фильтруют их естественным образом и снова «отправляют» наверх. Вода выходит на поверхность на разных отметках над уровнем моря в виде ключей и родников, которые образуют горные реки – единственные источники пресной воды на полуострове. В период массового таяния снега и ливневых дождей вода напрямую идет в реки. В это время года они становятся полноводными.

Бабуган-яйлу окружают со всех сторон сосновые и буковые леса. Молодые деревца подступают по склонам и к Роман-Кош – высочайшей крымской горе. Она расположена на юго-западе яйлы. Несмотря на свою высоту, самая известная вершина Крымских гор не видна с южного побережья, так как ее обзор закрывают горы Кемал-Эгерек – 1529 м, Демир-Капу – 1539 м и другие «великаны», возвышающиеся на стыке Ялтинской, Гурзуфской и Никитинской яйл.