Причины политической разрядки. Разрядка международной напряжённости

Красота 15.12.2023
История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 18. Международные отношения в 1970 – 1980-х гг. Окончание «холодной войны»

Предпосылки разрядки международной напряжённости. К началу 1970-х гг. сложились условия для ослабления противостояния сверхдержав. СССР и США достигли уровня ядерных потенциалов, способных уничтожить друг друга. Принятая руководством США так называемая «доктрина гибкого реагирования» предусматривала применение ядерного оружия лишь в случае атомного нападения, а также в случае крупномасштабного советского вторжения в Западную Европу. Все остальные конфликты должны были решаться в пользу США при помощи обычных вооружённых сил и вооружений. Неудачи в ходе войны во Вьетнаме не только привели к падению международного престижа США и поляризации общества внутри страны, но поставили – из-за растущих военных ассигнований – под сомнение реализацию политики «новых рубежей» и создания «великого общества», выдвинутых Дж. Кеннеди и Л. Джонсоном. Это в конечном итоге вынудило руководство Соединённых Штатов к поиску договорённостей с главным противником.

В свою очередь СССР, удержав контроль за восточноевропейскими странами, испытывал – после пограничного конфликта с Китаем в 1969 г. – серьёзное напряжение на дальневосточной границе. Визит в Китай президента США Р. Никсона вызвал у руководства Советского Союза опасения возможности создания китайско-американского альянса, угрожавшего интересам СССР.

Арабо-израильская война 1973 г., став четвёртым вооружённым столкновением между Израилем и арабскими странами, сопровождалась применением экономического и политического воздействий на союзников Израиля. Страны – члены ОПЕК (Организации стран – экспортёров нефти) ввели эмбарго на продажу нефти США и странам Западной Европы. Втрое повысились цены на сырую нефть. Энергетический кризис, охвативший западный мир, был использован Советским Союзом для наращивания поставок энергоносителей в Европу. Поток нефтедолларов, став спасением для переживавшей кризисные явления советской экономики, требовал прекращения противостояния со странами Запада.

Ещё одним игроком, заинтересованным в прекращении конфронтации, являлись страны Западной Европы. Выход в 1966 г. Франции из военных структур НАТО, приход к власти в ряде европейских стран социал-демократических партий, падение авторитарных режимов в Португалии (1974) и Испании (1975), обретение независимости бывшими колониями европейских государств объективно ослабили прежние позиции Соединённых Штатов на Европейском континенте.

Разрядка международной напряжённости и новый виток «холодной войны». В 1969 г. в Хельсинки начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений. В результате работы экспертов в 1972 г. в ходе первого официального визита президента США в Москву Р. Никсоном и Л. И. Брежневым были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоры были ратифицированы парламентами обоих государств. Систему договорённостей сверхдержав в сфере ограничения гонки ракетно-ядерных вооружений дополнил подписанный в 1979 г. в Вене Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Картером Договор ОСВ-2, ограничивший число носителей ядерного оружия 2125 единицами.

Встреча Л. И. Брежнева и Дж. Картера в Москве после подписания Договора ОСВ-2

Несомненным успехом политики разрядки стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 европейских стран, США и Канады. Основополагающими принципами взаимо-отношений государств признавались: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ в Европе, территориальная целостность государств, невмешательство и во внутренние дела. Наряду с военно-политическими вопросами, документ регулировал принципы взаимовыгодного экономического сотрудничества, вопросы обмена в области культуры, образования, информации, контактов между людьми.

Стыковка американского и советского космических кораблей «Аполлон» и «Союз» на орбите

Символами сотрудничества противников в «холодной войне» стали: в экономической сфере – строительство в Советском Союзе заводов по производству пепси-колы; в науке – совместный полёт и стыковка в космосе советского и американского пилотируемых кораблей «Союз» и «Аполлон»; в сфере культуры – совместная работа американских и советских кинематографистов над фильмом «Синяя птица». Однако разрядка международной напряжённости оказалась кратковременной: в обеих странах решающее влияние на дальнейшее развитие событий оказали группировки, заинтересованные в продолжении конфронтации.

В ответ на вторжение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить ратификацию Договора ОСВ-2, прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров (в том числе сельскохозяйственной продукции), приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между двумя странами. Национальный олимпийский комитет США принял решение о бойкоте Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Вскоре к бойкоту присоединилось свыше 60 стран. В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе.

Резкое усиление конфронтации произошло после прихода к власти в США новой республиканской администрации во главе с Рональдом Рейганом. Советскому Союзу навязали новый виток гонки вооружений (США начали производство нейтронного оружия, разместили крылатые ракеты вдоль границ СССР, начали исследовательские работы по размещению элементов ПРО в космосе в рамках программы «Стратегической оборонной инициативы», поставку в армию новых видов вооружений). Были также осуществлены экономические санкции в отношении СССР (приостановлены полёты самолётов «Аэрофлота» в США, отказано в выдаче разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования); ужесточена идеологическая конфронтация (объявление Советского Союза «империей зла», жёсткая критика мировыми СМИ действий Советского Союза в Афганистане и других районах мира). Успешные действия американцев по свержению промарксистского режима на Гренаде (1983) позволили преодолеть «вьетнамский» синдром в американском обществе. В условиях подъёма неоконсервативной волны в странах Запада руководству США удалось провести в структурах НАТО решение о размещении американских ракет средней дальности на территории Италии, Великобритании, ФРГ, Дании и Бельгии. К середине 1980-х гг. мир снова оказался на пике «холодной войны».

Международные отношения во второй половине 1980-х гг. Революции конца 1980-х гг. в Восточной Европе. «Евроракетный» кризис 1979 – 1983 гг. был последней схваткой сверхдержав в области ядерных вооружений. На большее ослабленной хронической неэффективностью советской экономики не хватило. Ценовой сговор между властями США и Саудовской Аравии, начало добычи Великобританией и Норвегией нефти с морских платформ на шельфе Северного моря привели к резкому падению мировых цен на энергоносители. Снижение доходов от их экспорта немедленно сказалось как на потребительском рынке в СССР, так и на взаимоотношениях внутри советского блока.

Всё более негативное влияние на международное и внутреннее положение СССР оказывала война в Афганистане. Имея в противниках участников партизанской борьбы, подготовленных американскими и пакистанскими военными инструкторами, Советская Армия столкнулась с теми же трудностями, что и американцы в Корее и Вьетнаме: незнание местности и традиций, ненадёжные союзники и невозможность применения оружия массового поражения для достижения победы в войне. Экономические затраты, возрастающие потери людей и боевой техники делали прекращение войны необходимостью. Перечисленные факторы обусловили изменение внешней политики Советского Союза.

С подписанного в 1987 г. на встрече в Рейкьявике М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом Договора по ограничению ракет средней и малой дальности началась череда уступок СССР американским партнёрам. Вывод Ограниченного контингента советских войск из Афганистана (1987), отказ от поддержки промарксистских сил в странах «третьего мира», Мадридский договор об обычных вооружённых силах в Европе (1990), ограничивавший ударную мощь группировок советских войск в странах Восточной Европы, свидетельствовали о падении внешнеполитического влияния СССР.

М. С. Горбачёв и Р. Рейган подписывают Договор по ограничению ракет средней и малой дальности. 1987 г.

К концу 1980-х гг. социально-экономический и политический кризис в социалистических странах Восточной Европы достиг наивысшей точки. Стремление людей к свободе подстёгивалось близостью к Западу – традиционно большей по сравнению с СССР степенью влияния западных идей и образа жизни. Толчком к движению в сторону перемен для соцстран стала перестройка в Советском Союзе. Консервативное партийное руководство союзников СССР с неодобрением взирало на действия М. С. Горбачёва и его окружения. Не случайно в ряде стран Восточной Европы в конце 1980-х гг. были запрещены некоторые советские журналы: гласность, по мнению властей, могла нанести ущерб социалистическому строю. Однако лавинообразные изменения пошли значительно дальше идей модернизации социалистического строя. Отказ руководства Советского Союза от насильственного удержания восточноевропейских стран в орбите своего влияния облегчил мирный переход власти к прозападной элите. Это означало переход стран соцлагеря под эгиду другого геополитического центра – США.

«Бархатная» революция в Праге. 1989 г.

Смена властвующих элит практически повсеместно происходила мирным путём. В Чехословакии осенью 1989 г. на фоне массового движения протеста, начатого студентами, президентом страны был избран известный писатель, участник правозащитного движения Вацлав Гавел. Новое правительство начало переговоры о выводе из страны советских войск. После свободных выборов 1990 г., на которых коммунисты получили лишь 13 % голосов, переход власти к прозападной элите стал свершившимся фактом.

В Болгарии той же осенью реформаторскому крылу компартии удалось отстранить от власти Тодора Живкова. Преобразования, начавшиеся «сверху» по инициативе сторонников реформ в партийном руководстве, позволили коммунистической партии ещё некоторое время сохранять позиции в государстве. Однако уже в 1990 г. на свободных выборах некоммунистические партии получили большинство в парламенте, а президентом страны стал известный своими анти-коммунистическими взглядами Желю Желев.

В Венгрии руководству компартии в 1989 г. пришлось начать переговоры с оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к многопартийной системе. На состоявшихся в 1990 г. выборах победу одержала демократическая оппозиция, взявшая курс на «вхождение» Венгрии в Европу.

В Польше в 1988 г. на волне рабочих выступлений и забастовок власти вынуждены были собрать «круглый стол», в работе которого приняли участие и представители запрещённой «Солидарности». В 1989 г. «Солидарность» была легализована, на парламентских выборах демократическая оппозиция получила треть голосов. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, завершился в декабре 1990 г., когда президентом был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса.

Революционные события в Германской Демократической Республике привели к ликвидации этого государства. Стремление немцев к демократическим переменам и объединению страны привело сначала к отставке в октябре 1989 г. лидера восточногерманских коммунистов Эриха Хонеккера, а затем к падению Берлинской стены, символизировавшей послевоенный раскол Европы. М. С. Горбачёв, остро нуждавшийся в западных кредитах, согласился вывести советские войска из Восточной Германии. В октябре 1990 г. был заключён договор о вхождении ГДР в состав ФРГ.

Самые кровавые события в ходе «бархатных» революций произошли в Румынии. В конце 1980-х гг. в стране резко ухудшилось экономическое положение, возникла угроза голода. Началом революции стали события в городе Темишоара, где власти попытались подавить выступления представителей венгерского этнического меньшинства. 21 декабря 1989 г. антиправительственный митинг в центре Бухареста перерос в вооружённые столкновения и уличные бои манифестантов с сохранившими верность режиму армейскими частями. В боях погибло более тысячи человек. Коммунистический лидер Николае Чаушеску и его жена попытались бежать, но были арестованы и после короткого суда казнены. Новым руководством страны был взят курс на вхождение Румынии в западное сообщество.

Танки на улицах Бухареста. Декабрь 1989 г.

Приход к власти в странах Восточной Европы некоммунистических сил, их ориентация на военно-политические и экономические структуры Запада закономерно привели к прекращению существования Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора (1990). Крах социализма в Восточной Европе и последовавший за ним распад Советского Союза стали зримыми свидетельствами окончания «холодной войны», поскольку одна из сверхдержав, один из полюсов биполярного мира, перестал существовать. В современном мире осталась единственная сверхдержава – США.

Пик разрядки международной напряжённости, в ходе которой были достигнуты важные соглашения в военно-политической, экономической и гуманитарной областях, пришёлся на середину 1970-х гг. Однако на рубеже 1970 – 1980-х гг. начался новый виток конфронтации между СССР и США. Перестройка в Советском Союзе, крах социализма в странах Восточной Европы привели к распаду СССР и ОВД, что знаменовало собой завершение «холодной войны».

Вопросы и задания

1. Каковы предпосылки политики разрядки международной напряжённости? Охарактеризуйте проявления разрядки в военно-политической, экономической и культурной сферах.

2. Почему разрядка сменилась новой конфронтацией сверхдержав? Можно ли говорить о равной ответственности сторон в развязывании нового витка «холодной войны»?

3. Какие причины привели к краху социалистической системы в Европе? Какую роль в этом процессе сыграла перестройка в СССР?

4. В современной исторической и публицистической литературе существуют две точки зрения на итоги и результаты «холодной войны». Согласно первой, «холодная война» была проиграна Советским Союзом. Как вы считаете, можно ли было избежать этого поражения? Согласно второй, «в «холодной войне» не было проигравших – весь мир выиграл от прекращения соперничества между сверхдержавами, грозящего обернуться всемирной ядерной катастрофой». Приведите аргументы в поддержку или опровержение представленных точек зрения.

5. Из статьи французского президента Франсуа Миттерана в газете «Монд» (1986):

«Впервые Рейган выступил с идеей о СОИ (стратегической оборонной инициативе) в телевизионном заявлении 23 марта 1983 г. На встрече с ним 2 мая 1986 г. я подчеркнул, что Франция не согласится поддерживать никакое соглашение… если у неё не будет права на принятие решений. Затем я выразил сомнение по поводу обоснованности самой стратегии, во имя которой предлагается создать оружие «звёздных войн». Я выразил несогласие и по существу концепции стратегической оборонной инициативы. Зачем нарушать равновесие, которое гарантирует безопасность уже на протяжении 40 лет?»

Почему программа СОИ получила название программы «Звёздных войн»?

О каком равновесии, гарантирующем безопасность, идёт речь?

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

2. Экономика в 1970-е – первой половине 1980-х гг. Экономическое развитие СССР в 70-е – первой половине 80-х годов определялось планами трех пятилеток – 9-й (1971–1975 гг.), 10-й (1976–1980 гг.), 11-й (1981–1985 гг.). Оно шло в условиях резкого усиления централизованного управления, роли центра в

автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Международные отношения в начале XX в Нарастание противоречий между европейскими державами. Неравномерность экономического развития, выделение «догоняющих» индустриальных стран, стремившихся к переделу мира и сфер влияний, приводили к усилению напряжённости между

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 18. Международные отношения в 1970 – 1980-х гг. Окончание «холодной войны» Предпосылки разрядки международной напряжённости. К началу 1970-х гг. сложились условия для ослабления противостояния сверхдержав. СССР и США достигли уровня ядерных потенциалов, способных уничтожить

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Международные отношения Коалиционными войнами с Турцией и Швецией Московское государство впервые деятельно вступало как органический член в семью европейских держав, впутывалось в международные отношения Западной Европы. Тогда в Европе были три задорных государства,

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI В. Характер разложение феодализма и зарождение капитализма, великие географические открытия и основание первых колониальных империй – все это отразилось на характере международных отношений и значительно их изменило. Стала отходить в

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

2. ГДР в 1970-1980-е гг.: «эра Хонеккера» Социально-экономическая политика Отставка Ульбрихта и избрание первым секретарем ЦК СЕПГ Эриха Хонеккера означали не только кадровую перестановку в руководстве, но и определенное изменение курса социально-экономической политики. На

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ По мере того как множились победы Японии, Европа все больше прислушивалась к вагнеровским предостережениям кайзера Вильгельма от «желтой опасности». Иностранные купцы были раздражены тем, что порт Дайрен закрыт для их товаров, в то

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Международные отношения Ментухотеп II сумел расширить пределы власти на Нижнюю Нубию и установил военный форпост в Элефантине; при нем внешняя политика страны стала намного более агрессивной, что вообще характерно для дальнейших правителей Двенадцатой династии.

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

12. Как складывались международные отношения накануне Второй мировой войны? В годы экономического кризиса 1929–1933 гг. ускорилось дальнейшее разрушение и произошел развал Версальско-Вашингтонской системы. Усилилось соперничество ведущих капиталистических стран.

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

33. В чем состоит социально-экономический и политический кризис в странах Восточной Европы 1970-1980-х гг.? Во второй половине ХХ в. в странах Восточной Европы сохранялись относительно стабильные темпы роста промышленного производства. Постоянно росли производство

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Ближневосточная политика СССР 1970–1980-х гг Такую же помощь СССР оказывал на Ближнем Востоке противостоявшим Израилю арабским странам, в первую очередь Египту. В 1967 и 1973 гг. вспыхнули арабо-израильские войны, первая из которых закончилась поражением Египта, а вторая не

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Китай в 1970-1980-x годах Еще в середине 1970-х годов Китай являлся не только одной из самых отсталых и бедных, но также одной из самых закрытых для внешнего мира стран Азии. Основу промышленности Китая составляли к началу 1980-х годов несколько сот крупных предприятий, построенных

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 36 ИНДИЙСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Установление дипломатических отношений между Индией и Советским СоюзомИндия и СССР установили дипломатические отношения еще в то время, когда Индия не была независимым государством. Этому предшествовали

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг. Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядкаСозданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Международные отношения в XVI–XVII вв В эпоху раннего Нового времени политическая карта Европы приобретала все более современный вид. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав в XVI–XVII вв. имели важные последствия для будущих эпох. Многие

Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Термин является калькой с фр.détente , однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 50-х до конца 70-х годов. С середины 80-х, после кратковременного всплеска конфронтации, связанного с введением советских войск в Афганистан, курс на разрядку напряженности вновь стал главенствующим в международной политике двух сверхдержав.

Политические предпосылки разрядки

В СССР термин появился во второй половине 50-х годов XX века. Первым его употребил Г. М. Маленков, впоследствии этим термином пользовались советские лидеры Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 50-х - 80-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н. С. Хрущева в 1959 году.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий (Восточная Пруссия) и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

США

Эскалация администрацией Линдона Джонсона войны во Вьетнаме привела как к экономическим, так и политическим последствиям: растущие затраты на ведение войны поставили под сомнение выполнение программ «новых рубежей» Кеннеди и «государства всеобщего благоденствия» Джонсона, растущая внутренняя оппозиция и антивоенное движение в США привели к поляризации общества и призывам к отказу от политики жёсткой конфронтации холодной войны.

Курс Никсона на «вьетнамизацию» войны не смягчил ситуацию: отмена отсрочки призыва студентов в армию привела к массовому уклонению от военной службы и активизировала массовые студенческие выступления; наиболее известным инцидентом стал расстрел студенческой демонстрации в Кентском университете в 1970 г.

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский. Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, Вашингтон, подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
  1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
  2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
  3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
  4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
  5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
  6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
  7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
  8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
  • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
    1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
    2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
    3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

    Культурное и экономическое сотрудничество

    • «Союз» - «Аполлон». Разработка андрогинных стыковочных модулей.
    • Фильм «Синяя птица» - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Маргарита Терехова, Георгий Вицин (1976)
    • Химическая промышленность: заводы в обмен на их продукцию. Политика Леонида Костандова на посту Министра химической промышленности СССР
      • Арманд Хаммер, Одесский Припортовый завод, 1974
    • PepsiCo в СССР: начало было положено встречей в 1971 г. президента PepsiCo Дональда Кендалла с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным, на которой были проведены переговоры о возможном экономическом сотрудничестве. В 1972 г. в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США были достигнуты договорённости о сотрудничестве; в результате Пепси-кола стала сначала продаваться в СССР (первая партия - в апреле 1973 г.), и начато строительство заводов по производству Пепси-Колы в СССР (первый - в 1974 г. в Новороссийске. В рамках компенсационной сделки PepsiCo получила эксклюзивные права на импорт и дистрибуцию водки «Столичная» в США: такая схема была вызвана отказом СССР вести валютные расчёты).

    Окончание разрядки

    • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан.
      • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
      • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
      • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
      • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
      • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
      • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

    1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

    Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

    К власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

    12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от JI. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

    Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

    7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты в состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

    Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта - 9 апреля 1971 г.).

    Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам» вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

    Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

    30 июля Ц 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап - совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

    Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

    В 1977 г. эти принципы были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

    После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе).

    В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988- 89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, «духа Ялты». Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина «отбрасывания социализма» потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

    Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

    соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных JI. И. Брежневым и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно- технических и культурных связей двух стран.

    В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

    В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд- Форкс, а СССР - Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства нападения, а руководство СССР - многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-«любитель» М. Руст.

    В1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй Регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

    Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

    Эффективность договоров 1974,1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

    Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично JI. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

    В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды «холодной войны» сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.

    В 1970-е гг. острота противостояния между советским и запад­ным блоками снизилась этот процесс принято называть «разрядка международной напряжённости». СССР и США, втянутые в локальные кон­фликты в разных концах мира, нуждались в передышке. Кроме то­го, новый советский лидер Л. И. Брежнев не испытывал стремления к необдуманным начинаниям за пределами «традиционной» совет­ской сферы влияния. К тому же СССР уже начинал испытывать за­висимость от закупок западных товаров, а Запад - от советской нефти. СССР догнал США в ядерной сфере, а американцы, выса­дившись в 1969 г. на Луне, продемонстрировали свою мощь в вопро­се исследований космоса. Определённый кризис в этот период ис­пытывали оба блока - и НАТО, и ОВД. (Румыния занимала особую позицию в ОВД, а Франция в 1960-е гг. покинула ряды военной ор­ганизации НАТО, Испания ограничила деятельность американ­ских ВВС в своей стране после аварийного сброса четырёх термо­ядерных бомб над испанским селением Паломарес в 1966 г.) Прави­тельство социал-демократов в ФРГ изъявило готовность признать нерушимость границ на востоке.

    Годы снижения международной напряжённости сменялись опас­ными моментами взаимного противостояния. Новый виток напря­жённости пришёлся на конец 70 - начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений во­зобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспо­коившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.

    Договоры ОСВ-1 и ПРО

    В итоге в 1970-е гг. начинается постепенная разрядка междуна­родной напряжённости - политика, направленная на снижение аг­рессивности противостояния социалистических и капиталистиче­ских стран. Ещё в 1967 г. были начаты консультации о возможности снижения размаха гонки вооружений, завершившиеся подписани­ем договоров ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений) и ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) в 1972 г. В них СССР и США устанавливали максимальное количество ракетных пусковых остановок, включая морские. Договор ОСВ-1 действовал пять лет, договор о ПРО обладал неограниченным сроком дейст­вия. Была фактически «заморожена» существующая структура груп­пировок баллистических ракет наземного базирования. Страны взяли на себя обязательство не создавать более двух районов проти­воракетной обороны (расчёт делался на то, что если нельзя защи­щать себя в полной мере, то и готовность к нанесению ядерного удара тоже снизится).



    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

    Важнейшим достижением «разрядки» стало также Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., состоявшее­ся в городе Хельсинки. Оно увенчало собой переговоры между социалистическим лагерем и странами Запада, начавшиеся ещё в 1960-е гг. СССР, и его союзникам удалось добиться признания принципа нерушимости границ (а значит, сложившихся террито­рий стран Восточной Европы, включая ГДР), согласившись в ответ признать принцип прав человека и право на свободный обмен ин­формацией и контакты между людьми. Фактически заключитель­ный акт совещания (1 августа 1975 г.) был равносилен послевоенно­му мирному договору. В Москве его расценили как триумф совет­ской дипломатии, а 10 принципов акта были даже включены в текст новой Конституции СССР в 1977 г.

    9 Международные отношения в 1950–1960-х гг. Кризисы в мировой политике начала 1960-х гг.Холодная война .Окончание 2 МВ: возрос авторитет и мощь СССР и США, но реально их мощь не сопоставима. В 45г. США в 4 раза превосходили СССР по военной мощи.Советский блок – страны ослабленные экономически и демографически. СССР во внешней политике опирался не на реальные показатели, а на славу военных побед, США – наоборот, занимают ведущее место в мировой экономике. Противостояние было выгодно обоим блокам для внутреннего развития. Март 46г. – Речь Черчилля в Фултоне: западному миру угрожает опасность новой мировой войны – от СССР. Над всей Европой опустился «железный занавес» (была дополнена доктриной Трумена). Ядерное оружие. 49г. – НАТО (оборонительно-миротворческая миссия). В свою очередь СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 55г. создают ОВД как средство нейтрализации угрозы НАТО. 49г. – СЭВ. 47г. план Маршалла – отказ от него еще больше разделил мир. Важная проблема – германский вопрос. В 49г. образов. ФРГ, ГДР. Был Берлинский кризис, когда после денежной реформы в западном Берлине, он был блокирован на 300 дней, мир был на грани открытой войны. 48-49гг.После смерти Сталина – оттепель в международных отношениях. 55г. – договор с Австрией после вывода из нее всех иностранных войск. После XX съезда КПСС 56г. начался демонтаж «железного занавеса». Январь 54г. – совещание министров иностранных дел США, Англии, Франции и СССР в Берлине. 55г. – в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденаудер. 59г.- визит Хрущева в США, в договорились встретиться в Париже в 60 г., но за несколько дней до встречи был сбит американский самолет-шпион У-2. 61г. – в Вене встреча Хрущева с Кеннеди. Решено об установлении примой телефонной связи. 12 августа 61г. 2 Берлинский кризис, возведена стена вокруг западного Берлина.

    Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?

    Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

    Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

    Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.

    1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

    СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

    Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

    3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.

    1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение

    2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

    3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

    4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

    4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?

    «Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности

    5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.

    Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.

    Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

    США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.

    На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».

    В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

    Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

    Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

    СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

    Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

    С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

    Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

    Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

    Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

    6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

    Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.

    Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28

    2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?

    «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

    в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

    в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

    в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

    в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.

    Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.

    Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».

    В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.

    19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя

    4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

    Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:

    поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.

    Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:

    Разрядка международных отношений

    Борьба за мир

    Противостояние двух систем

    6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

    Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.

    Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.



    Рекомендуем почитать

    Наверх