Открытый урок про весну. Конспект урока на тему «Весна

Полезные советы 07.07.2019
Полезные советы

Серия уроков по развитию речи.

Тема «Весна»

Задачи:

Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
4.Развитие интереса к театрализованным играм.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Занятие №1.

Тема: «Март».

Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая - солнцем радует, то грустная - дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья. Весна - пробуждение ото сна .
Много сложено пословиц и поговорок о весенних месяцах. Март - солнцу рад, апрель - откроет дверь, май - сколько хочешь гуляй!
Март - первый весенний месяц. В поговорках и пословицах март именуется капельником, протальником. Это месяц пробуждения природы, время первых оттепелей. Мартовский снежок - нележок . У марта одна нога в валенке, другая - в сапоге, в левой руке метель, в правой - дождь, за плечами - мороз, под полой - туман. В поговорках и пословицах с мартом связывают прилёт грачей, пение жаворонка, говорится о весеннем солнцестоянии и первых, ещё молодых, ручейках. Март хлопотун - с гор потоки .
По народному обычаю весну на Руси встречали не один раз, а трижды. Даль пишет: «Первая весна на Евдокию (14 марта по новому стилю).

Вторая весна – на сорок мучеников Севастийских или на сóроки святые (22 марта), когда пекут жаворонки; тут уже прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья.

И, наконец, на Благовещенье (7 апреля) третья встреча, весна зиму поборола… Прилёт ласточек; птиц на волю отпущенье».

Но красна весна, да голодна. Закрома пустеют, приходится семье вешнять, перемогаться, доедая последние запасы. Говорят: вешний пир щами взял, то есть ничего нет, кроме пустых капустных щей.

А крестьянину весна и в радость, и в заботу. Не хотят дочки работать, лень им прясть, манит их вешнее солнышко. Смеются: весною дни долгие, да нитка короткая. Высыпают на лбу, на носу, на щеках у них смешные, весёлые веснушки. Водят девушки хороводы, распевают весенние песни – веснянки.

М.Садовский.

Март .
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!

-Раскрась рисунок

-Игра «Весна».

Улыбаются все люди —

Весна, весна, весна!

Идут по кругу.

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

Поднимают руки над головой и рит-мично хлопают в ладоши.

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет!

Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет!

Взмахивают обеими руками к себе.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит!

Ритмично щелкают пальцами.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит!

Потирают ладони.

Разносит запахи по всюду

Цветов, цветов, цветов!

Делают из пальцев «бутон».

И все живое сразу слышит

Весенний звон!

Прикладывают руку к уху.

Хлопают в ладоши.

-Прочтите и подготовьтесь пересказывать рассказ.

Пришла весна

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.

Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

-Игра «Весенние слова»

Все играющие становятся в круг и перебрасывают ДРУГ другу мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее (солнечное) и тут же бросить мяч другу. Кто запнется или ошибется, должен остаться в том же положении, которое он принял при ловле мяча, и может сменить позу лишь когда вновь поймает брошенный мяч.

ИТОГ.

«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Занятие №2

Тема: «Апрель».

Апрель - весны середина. В поговорках и пословицах апрель рисуется обманщиком, шутником. А всё потому, что в апреле погода переменчива: то тепло и солнечно, то пасмурно и дождило, а то и вовсе снег и заморозки. В апреле обильно тают снега. Апрель - это месяц половодья, ледохода. Апрель - месяц большой воды . Это пора массового прилёта птиц, пробуждения насекомых, набухших почек, дыхания земли. В апреле земля преет .

С.Михалков

Апрель.

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

— Послушайте сказку. Выполните задание в читательском дневнике.

Сказка про весну.

Жили-были в лесу гномики. Всю зиму они трудились, помогая зверушкам искать еду, очищали веточки от снега, помогали лучикам солнца пробиться сквозь сосульки на деревьях. Гномики любили зиму, но в конце февраля соскучились они по теплу, по ягодам и грибам. Решили гномики Весну позвать, чтобы быстрее пришла.

Собрались они все вместе, стали думать, как лучше Весну позвать. Один говорить – надо всем вместе выйти и закричать: «Весна! Весна!», и тогда она услышит и сразу придет. Другой гномик по-другому говорит: «Надо тихо песенку запеть, как весной хорошо, какая она красивая. Услышит Весна, что ее хвалят, захочет посмотреть, кто-то поет, и она поторопится к нам».

И так, и этак решали, как же Весну побыстрее позвать. Ничего решить не смогли, вышли из своих домиков помощи просить у леса. Попросили у речки, которая далеко бежит, позвать Весну. Речка им говорит:

— Чтобы мне Весну позвать, надо лед сломать, который меня сковал. Вот сломается лед, я сразу Весну позову!

Попросили у деревьев, которые выше всех в лесу, чтобы они Весну позвали. Говорят деревья:

— Чтобы Весну позвать, надо нам в новые одежки нарядиться из зеленых листочков. Увидит Весна, какие мы красивые, сразу придет!

Попросили гномики у птичек, которые поют, чтобы они Весну позвали. Говорят птички:

— Мало нас зимой в лесу. Вот вернуться те, которые на юг улетели, вы вместе как запоем, сразу услышит нас Весна и придет!

И вот настал день, когда речка сломала свой лед, прилетели птички, а на деревьях стали набухать почки, чтобы превратиться в новые зеленые листочки. Обрадовались гномики, что теперь весь лес будет весну звать, и она обязательно услышит. Вышли они на солнышко, греются, ждут, когда же настанет час Весну приглашать. Спрашивают у речки:

— Речка, ты теперь без льда, когда будешь Весну звать?

Отвечает речка:

— Не сама я лед сломала, пришла прекрасная девушка, разбила его!

Спрашивают у деревьев:

— Деревья, скоро будут у вас новые наряды, когда будете Весну звать?

Отвечают деревья:

— Приходила в лес девушка, провела по нашим стволам, и стали наши листочки готовиться выйти из почек!

Спрашивают у птичек:

— Птички, все уже прилетели, когда же будете Весну звать?

Отвечают птички:

— Мы домой дорогу найти не могли, привела нас в лес прекрасная девушка, за ней мы летели!

И вышел вперед самый мудрый гномик и сказал:

— Зачем же звать Весну, если она уже пришла? Пока мы ее звать собирались, она уже и лед растопила, и птичек привела, и деревья в зелень одела. Мудрая Весна сама знает, что мы ее ждем и приходит в тот час, когда нужно.

И только молвил он эти слова, как вышла на поляну прекрасная девушка в платье из цветов и улыбнулась гномикам. Это и была юная Весна.

    Название……………………

    О чём эта сказка? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки

    Чему научила тебя эта сказка? ……………………………………………………………………

-Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине).

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

Подбери предметы к признакам.

ВЕСЕННИЙ – …(ГРОМ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ДОЖДЬ)

ВЕСЕННЯЯ — …(ПОГОДА, ГРОЗА, КАПЕЛЬ)

ВЕСЕННЕЕ — …(НАСТРОЕНИЕ, СОЛНЦЕ, НЕБО)

ВЕСЕННИЕ – …(ДНИ, ЦВЕТЫ, КАНИКУЛЫ)

-Апрельские приметы.

— Как называют апрель в народе? (снегогон)

— как понимаете значение этого слова?

На доске: Апрель- снегогон всех напоит.

Апрель с водой, май с травой.

Объясните эти пословицы.

С давних времен люди наблюдали за природой и что заметили:

Еще одна пословица:

Апрельский цветок ломает ледок.

Эта пословица подвела нас к следующему пункту плана.

Первоцветы.

— какие первые цветы вы знаете?

Тает снег, бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел……(подснежник).

Звучит пьеса П. И. Чайковского « Подснежник»

-Как встречают весну лесные жители.

С прИходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детеныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детенышей. Таким образом, у всех зверей в эту пору есть детеныши, которые не умеют еще самостоятельно добывать корм.Поэтому в это время года запрещена охота на зверей.

Сценка .(медведь, лиса, белка и еж).

Здравствуйте, давно не виделись. Как провели зиму?

Еж. Я спал, похудел.

Белка. У меня запасов полно было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала. Одними мышами питалась.

Белка . Брось, лиса. Ты каждый день в деревню бегала за курами.Один раз еле живая ушла.

Еж. Точно-точно. Про тебя даже загадка есть: « Пришла рыжая птичница кур пересчитать». И еще пословица: « Лиса семерых волков проведет».

Лиса. Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братом раком наперегонки бегать. Он уцепился за мой хвост. А когда я пибежала, он спрыгнул, и сказал: « А я уже тут».

Еж. Миша, расскажи как ты весну чуть не проспал.

Медведь .

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

(И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит, каплет—)

Вот беда. В темноте пошарил лапой

И вскочил- кругом вода.

(Заспешил медведь наружу.)

Заливает- не до сна!

(Вылез он и видит лужи,

Тает снег… Пришла Весна!)

«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

Занятие №3

Тема: «Май

Май - красавец! Май блещет красками, звуками и запахами. Май дарит нам раннюю грозу и первый гром, аромат свежих цветов и полёт гудящих жуков. Май - месяц сирени, ландышей. Часто это подмечается в поговорках. Месяц май - пой да гуляй .

М.Митлина

Май .Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело.
А солнце с каждым днем сильнее
Нам дарит летнее тепло.

-Весенние загадки.

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — …
(Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(Гнездо)

Представление театра кукол

Сказка “Как колобок весну встречал”.

— Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

— А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою — отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

-Пальчиковая гимнастика. «Волк и лиса».


ИТОГ.

«Каким было общение на уроке?.

Вот варианты ответов.
— занимательным
— познавательным
— интересным
— игровым
— необычным
— скучным
-радостным
-дружелюбным

Используемая литература:

    Л.А.Введенская «Наш родной язык»

    М.Л.Грызлова «Внеклассная работа по русскому языку»

    Э.Вартаньян «Из жизни слов»

    Я.Козловский «У буквы – невелички волшебные привычки»

    Б.Казанский «В мире слов»

    М.А.Корчиц «Грамматические игры»

    А.И.Зарецкий «Материалы по занимательной грамматике русского языка»

    Н.В.Клевцова «Как организовывать рефлексию на уроке».

    Л.Осипова «Рефлексия в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки

начала весны.
Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны.
  • Закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
  • Коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
  • Развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно; корригировать слуховое и зрительное восприятие при работе с иллюстрациями, при составлении осколочной картинки.

Воспитательные:

  • Прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны.
  • Воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Оборудование: презентация, детские рисунки и иллюстрации на тему «Весна», плакат «Образ Весны», аудиозапись «Звуки весны», конверты с заданиями, карточки с напечатанными предложениями, осколочные картинки, картина, изображения солнца, неба, ручья, птиц, букет вербы, разноцветные ленточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Вводный момент.

Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
- Ребята, вы заметили, что у нас сегодня урок не совсем обычный. У нас - гости. Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними…
- И начнём дружно и плодотворно работать. Готовы? Тогда тихонько занимаем свои места.

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)

2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Рассмотрите картинку.

Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)

Кто изображен на картинке?

Где сидела птичка? Сколько было птичек?

Что было нарисовано рядом с ёжиком?

Что было нарисовано на голове снеговика?

Снеговик весёлый или грустный? И т. д.

II. Введение в тему.

Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Какое время года было до весны?

Какое время года наступит после весны?

Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.

Какой месяц начинает весну?

А какой месяц завершает?

Назовите весенние месяцы.

Назовите самые заметные признаки наступления весны (ответы детей).

Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

II I . Сообщение темы урока.
1. Тема нашего урока: «Весна наступает»
(Включается аудиозапись «Звуки весны».)

Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
- Какие звуки весны вы услышали? (голоса птиц, шум ручья)

(Вывешивается плакат «Образ весны».)
- Посмотрите, какая она красавица!
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас много разных сюрпризов и интересных заданий. Готовы к весенним испытаниям? Ну что, тогда вперёд - за сюрпризами и новыми знаниями!

2. Речевая разминка.

Ра-ра-ра - нам весну встречать пора.
На-на-на - в гости к нам идёт весна.
Не-не-не - очень рады мы весне.

3. Наблюдение над интонацией.

Ребята, а вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. Сообщите мне эту новость радостно!

Весна наступает

Как произнесёт это предложение медведь-лежебока, который только что пробудился от долгого зимнего сна и не верит, что пришла весна?
- Какой знак вы поставите в конце предложения?

Как произнесут эту фразу цветочки, которые соскучились по яркому тёплому солнышку?
- Какой знак поставим?

А как произнесёт человек, которому безразличен приход весны?
- Какой знак поставим?
- Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
- А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
- А вы весну с зимой не перепутаете? Проверим.
4. Игра.
Зима ушла, весна…
Зима холодная, весна…
Зимой сугробы высокие, весной…
Зимой солнце морозит, весной…
Зимой снег чистый, весной…

I V . Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
2. Знакомство с весенними месяцами.
- Март - первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель - второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май - третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.

3. Весенняя физкультминутка (под музыку).

4. Работа в парах.

Мы с вами говорили о весенних признаках.

А теперь попробуем выделить основные признаки весны и расставить их в нужном порядке.

Возьмите карточки. Прочитайте и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День прибавляется.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День прибавляется и становится теплее)

А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны - проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка - наст; начинает таять снег - половодье: река переполняется водой, выходит из берегов - наводнение, которое приносит много бед)

Скажите, как наступление весны влияет на живую природу: птиц, растения и т. д. (прилетают первые птицы, на деревьях набухают почки).

А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Взад-вперёд по полю вскачь,

А зовётся птица ……………(ГРАЧ).

Грачи - перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Грачи - самые дружные и общительные птицы.

Какую пользу приносят грачи?

Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

А что же происходит с деревьями?

Деревья пробуждаются от зимнего сна, разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще. Появляются первые клейкие зелёные листочки.

(Наблюдения за веточками берёзы).

V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по восстановлению деформированного текста.
- А сейчас ещё один весенний сюрприз. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул тёплый весенний ветер и разбросал все слова в предложениях, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
2 класс. Составить «весеннюю» осколочную картинку.
4 класс. Восстановить деформированные предложения.

Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетают птицы.

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

3. Работа в тетрадях.
4 класс. Запись рассказа о весне.
2 класс. Работа по оживлению картины.

Лексическое упражнение «Подберём подходящие слова»
- Весне очень понравилось, что вы так много о ней знаете. Теперь весна уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.

Посмотрите, что вы видите на картине? (Деревья, кусты, скворечник).
(Учитель выставляет картину. По ходу урока после ответов детей на картине появляются изображения солнца, неба, ручья, птиц).
- Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Неба. Ответы детей полным предложением).

Небо какое? (Чистое, голубое, ясное, высокое)

Чего ещё не хватает на нашей картине? (Солнца)

Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
- Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
- Весной солнце что делает? (Светит и греет).
- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.
- Снег что делает? (Тает и превращается…) Во что же превратился снег?
- И побежал весенний ручеек.
- А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.)
- Что делает ручеек? (Бежит, радуется и приговаривает: «Весна пришла!»)
- Ребята, мне кажется, что нашей весенней картине кого-то не хватает. А кого - не могу понять! Может вы подскажете? (Птиц)

Птицы какие? (Заботливые, весёлые, поющие, радостные)

Птицы что делают? (Возвращаются, радуются, поют, летают, вьют гнёзда)

А как называется эти кустики? (Верба)
Верба - один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из нее делали музыкальный инструмент, дудочку, по приданию который мог развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
VI. Рефлексия . Подведение итогов.
- Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками, если вам все понравилось, у вас все удалось, украсьте веточку красной ленточкой. А если нет, считаете, что нужно еще работать, у вас были какие - то трудности во время ответов, то завяжите зелёную ленточку. (Дети выполняют задание) - Я вижу, что веточки стали очень нарядными.
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми

Вас непременно одарит.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Пришла весна», 1 класс

Цели:

способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование : проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, дополнительный текст, схема.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

Какие времена года вы знаете?

II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

Учитель: - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

Итак, тема нашего урока….(на доске) «Пришла весна».

Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

III . Планирование.

Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

План урока.

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

4. Итог урока.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки на страницах учебника 46-47. (В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис. 1, справа-«Весна» рис. 2). Валерий Перов (художник этих картин) изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, с водоёмом, со снегом. Учитель дополняет рассказы детей.)

Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)

А почему весной снег становится грязным? (Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веток, маленькие кусочки коры и другой мелкий мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт из оседающего снега кверху.)

Физминутка.

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

(Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)

V. Закрепление изученного материала.

Ребята,сейчас вы будете работать в паре с соседом по парте. Составьте рассказ, придумайте название и сделайте самостоятельно вывод: что происходит в природе весной. (Весной к нам прилетают грачи. (А ещё кто?) Ласточки строят гнёзда из глины, пушинок, соломинок, веточек. (Зачем?) Под кучей старых листьев кто-то шуршит. (Ой! Кто же это?)

Работа в группах.

Сейчас я каждой группе раздам конверты с рисунками птиц. Ваша задача разделить их на 2 группы.

(1-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам весной- грач, скворец, ласточка, жаворонок, журавль; 2-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам зимой - клёст, снегири, синица.
Учитель:

А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Внимание на экран.

1. После какого времени года наступает весна?

Зима.

2. Как в народе называют весну?

День года.

Утро года.

Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

Сосульки.

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.

Заталинки.

Обталинки.

Ответьте, почему произошли такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее: потепление - небо голубое, высокое; - набухание почек; - облака белые, легкие; - появление листьев; - таяние снега, льда; - цветение растений; - ледоход; - появление насекомых; - половодье; - возвращение перелётных - осадки: снег и дождь птиц; - оттаивание почвы - изменения в жизни зверей

VI. Рефлексия учащихся.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?

Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?

Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

(на уроке я работал активно или нет

своей работой на уроке я доволен или нет

урок для меня показался коротким или длинным

мое настроение стало лучше или хуже).

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.

Используемая литература:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: методическое пособие 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига /Учебник,2011.-99 с.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: учебник 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-79 с.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-47 с.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Конспект урока по предмету окружающий мир

Тема урока « Весна- пробуждение природы»

Цель:

1. Познакомить детей с основными изменениями в природе с наступлением весны.

Образовательные задачи:

1. Расширять, закреплять и уточнять представление детей об особенностях каждого периода времени года.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к окружающей природе.

2. Развивать у детей художественное восприятие - умение
чувствовать красоту природы.

Тип урока: комбинированный(изучение нового, закрепление, проверка знаний), интегрированный (связь предмета с уроком рисования, музыки)

Предшествующая работа:

Наблюдения на прогулке за изменением в природе; чтение стихов и рассказов о природе в разные периоды времени года.

Материал:

Презентация к уроку, рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки,

Умные, пригожие,

Веселые, хорошие!

- Сегодня урок окружающего мира буду вести я. Зовут меня Татьяна Васильевна.

Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте мы на них посмотрим. Поприветствуем их.

Дети, сегодня, когда я утром шла на работу, я увидела воробья. Он так весело чирикал на веточке.

Больше нет мороза, чик-чирик!»- радовался воробей

Воробей рассказал мне о том, что в природе начали происходить какие – то изменения, он совершенно ее не узнает, и не понимает, что происходит с ней.

    Что происходит со снегом на улицах? Почему светит ярче солнце? Откуда появились грачи? Почему стали ночи короче, а дни длиннее? Всего этого воробей не понимает.

    Сегодня, дети воробушек прилетел к вам, чтобы попросить помощи разобраться, почему же так изменилась природа?

Поможем, дети воробушку? (Да).

Воробушек, ты устраивайся удобнее, мы сейчас тебе всё объясним.

2. Работа над темой урока.

К нам на урок дети, я пригласила еще одну гостью. Угадать гостью нашего урока вам поможет песня, которую мы с вами сейчас прослушаем. Слушайте внимательно. (Слушание 1 куплета песни «Весенняя капель».)

О каком времени года поется в песне?

О весне!

Как вы догадались, что это весна?

Правильно, молодцы.

Догадались ребята, кто придет к нам на урок?

Весна - красна.

А какой вы себе представляете весну, как бы вы ее нарисовали?

Молодой, красивой девушкой в венке из цветов.

Правильно, вот она наша красавица.

Значит сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о том, как пробуждается природа.

Весна к нам пришла со своими заданиями и загадками. Если мы ребята отгадаем загадки весны, она пригласит нас в гости в весенний лес.

В весенний лес, который мы создадим вместе с вами.

Вы бывали в лесу. Каким вы его представляете.

Какой же лес без деревьев.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай дерево по веточке, листочку». Давайте посмотрим на экран и будем угадывать деревья, которые будут расти в нашем лесу.

Ель, сосна, береза, дуб, рябина.

Какой лес без животных. Давайте пригласим их в наш лес. Кто же будет у нас жить в лесу?

(Лиса, заяц, белка, медведь, еж.)

Зверька узнаем мы с тобой,

По двум таким приметам,

Ош в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто ж это? (Лиса.)

На спине иголки,

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Еж.)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

А какой лес без птичьих песен. Какие птицы будут дружить с лесом. (Угадывают по голосам).

Сова, дятел, синица, грач, скворец.

Чего еще не хватает в весеннем лесу?

Весенних цветов.

Названия каких весенних цветов вы знаете?

Подснежник, медуница, мать- и - мачеха.

Вот какой сказочный весенний лес у нас ребята получился. (На презентации). Хотелось бы вам побывать в таком лесу.

А сейчас правильно сядьте, закройте глазки и положите головы на парту.

Инструментальная музыка.(Дети с закрытыми глазами представляют лес)

А теперь встали все на ноги и вспомним, что вы видели в лесу.

Физкультминутка.

Вы видели в лесу деревья? Что делали деревья?(Качаются)

Чем были заняты звери? Лиса, заяц.(Ходят на цыпочках, подпрыгивают)

Что делали птицы? Летели.(Взмахи руками)

Что делали цветы? Распускались.

Какое было настроение у растений, птиц и животных в весеннем лесу.

Веселое, радостное, весеннее, солнечное.

Весной природа словно оживает, всем вокруг от тёплых лучей солнца хочется петь. Вот почему воробушек сегодня так весело чирикал. Он тоже почувствовал приход весны.

Весна нравится всем, это очень красивое время года. Время года, когда пробуждается вся природа. Вот с этим и связаны изменения в природе, которые были непонятны воробушку.

Воробушку пора улетать и он с вами прощается. Но если у него появятся вопросы, он снова к вам прилетит.

Будем помогать воробушку?

Ну а гостья весна с нами не прощается, она останется с нами на долгие три месяца, и будет радовать нас своим теплом, светом и яркими красками.

А сейчас она хочет предложить вам следующее задание.

Задание «Раскрась картинку».

Попробовать раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну. (Оценка работ учащихся)

Итог занятия. Рефлексия.

Ну, а в конце урока, мне ребята хочется узнать, понравилось вам наше путешествие в весенний лес. Сделаем мы это следующим образом. У вас на партах лежат бумажные человечки. Вам нужно будет дорисовать им ротики. Я хочу узнать с каким настроением вы встретили весну и уйдёте с урока.

Если вам было все понятно на занятии, вы многое запомнили и узнали, то нарисуйте улыбающийся ротик.

Если у вас ухудшилось настроение, вы ничего не поняли, мало чего запомнили, изобразите рот с опущенными уголками губ.

Такой же человечек есть и у меня на слайде. Я тоже сейчас хочу дорисовать ему ротик. Мой человечек улыбается. Это говорит о том, что вы мне очень понравились, я очень довольна вами, вашей работой. Вы все большие молодцы. Спасибо вам большое за урок.

Урок окончен, можно выйти.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Дать представление о признаках весны, учить различать изменения в природе, происходящие весной.
  • Развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны.
  • Коррекция общеречевых навыков, наглядно – образного мышления, памяти, восприятия. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас.
  • Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к своей малой родине, трудолюбие.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,учебник «Знакомство с окружающим миром» автор Е.Д. Худенко, карточки для практической работы, творческое задание.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Психологический настрой

Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Будь и ты трудолюбивый,
Как весна красавица.

– Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (Разморозить землю, птиц вернуть из теплых стран, укрепить бутон цветка, окропить природу росой с утра.)

3. Проверка домашнего задания

– А для кого весна должна подсластить цветы? (Для пчёлки)

– Пчела – это насекомое. Каких насекомых вы знаете?
– Какое домашнее задание вы подготовили?
– Загадки и рисунки. (Ответы детей, оценки)
– В какое время года появляются все эти насекомые?

4. Основная часть (сообщение темы и цели).

1. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы – весне. Кто мне подскажет весенние месяцы?

Дружно лопаются почки,
Распускаются цветочки. Март
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки. Апрель
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.

Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром. Май
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.

– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О том, какие весной происходят изменения в живой и неживой природе)

– А кто мне подскажет, что относится к живой природе? К неживой природе?

2. Изменения в живой и неживой природе.

С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.

а) Солнечный зайчик коснулся снега.

– Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)

б) Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его.

– Предлагаю ученикам рассмотреть ветки с дерева:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать веточки.)
– Что находится на ветке? (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)
– Такое превращение вы можете наблюдать, если поставишь ветку в банку с теплой водой.

Опыт.

– К какому выводу привели нас наши наблюдения?

Вывод: Распускаться листьям весной помогают тепло и вода.

Загадка:

Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький. (Подснежник)

– А кто знает, почему его так назвали? (Они первыми появляются из-под снега)

– Объясните значение слова проталинка .

Физминутка. Упражнение «Подснежник».

– Прочитайте слоги на одинаковых геометрических фигурах и узнаете названия других раннецветущих растений. (Мать-и-мачеха, медуница)

Слайды 9,10

Мать-и-мачеха . Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.
Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые.

– Где появляются первые весенние цветы? (На открытых местах, где много солнца, света, влаги)
– Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
– Почему эти растения назвали первоцветами?

Вывод: Весной распускаются первые цветы – первоцветы.
Помни, что первоцветы очень хрупкие и нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих цветов.

в) Солнечный зайчик коснулся льда на реке.

– Что с ним происходит? (Лед становится тоньше, трескается, плывет по реке.)
– Это явление называется ледоход.
– Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой.
– Расположи льдинки от большой к маленькой и прочитай народную примету: Увидел скворца – значит весна у крыльца.

Слайд 12

– Как вы понимаете это высказывание?
– Рассмотрите птиц и их гнёзда.

– Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?
– Почему птицы вернулись? (Стало тепло, появились насекомые.)
– Какие птицы построили гнёзда сами, а каким помог человек?

Вывод: Птицы прилетают с юга и строят гнёзда.

5. Закрепление

а) Практическая работа

Слайды 14, 15

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе?

Вычеркни лишнее.

Таяние снега, потепление, метель, дожди, ледоход.

2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

Большие и маленькие льдины плывут по реке – это ___________________.

3. Какие растения раннецветущие?

Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) мать-и-мачеха
б) тополь
в) медуница

4. Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;

Гимнастика для глаз.

Интеграция (живой мир – русский язык).

– Прочитайте слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.)
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)
– Закончи мои высказывания:

1 марта наступила … (весна) . Солнечный зайчик коснулся лиц ребят. На носу и на щеках появились… (веснушки) .

– Какое слово осталось? (Веснянка)

Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:

Прилетите, скворушки к нам!
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.

– Вот и пришла к нам весна. А вот с чем она к нам пришла, вы мне сейчас и подскажите.

Творческое задание. Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами:

Март с _______________ , апрель с _____________ , май с ____________ .
Растение – земли _________________ .

Слова для справок: цветами, водой, травой, украшение.

6. Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о раннецветущем растении.

7. Итог урока

– О каком времени года говорили на уроке?
– Как пробуждается природа весной?



Рекомендуем почитать

Наверх