Йети или снежный человек. Кто такой йети: существует ли снежный человек? Снежный человек йети в России

Беременность и дети 24.08.2019
Беременность и дети

Многие века необъяснимое притягивает пытливые умы.И не со всем, с чем человек сталкивается, познавая новые стороны жизни, укладывается в логику сознания.Одним из таких необъяснимых явлений является "йети" или "снежный человек".

Совсем недавно один американец обратился в полицию с заявлением о нападении на его трейлер. Мужчина сообщил стражам порядка, что принадлежащий ему дом на колесах забросал камнями снежный человек. По словам жителя штата Пенсильвания Джона Рида, йети совершил нападение после того, как он увидел существо в лесу и включил освещение, чтобы получше его рассмотреть. В полиции Рида заверили, что займутся расследование инцидента, независимо от того, кто именно виновен в случившемся, человек или йети. Окружной прокурор Эдвард Марсико в шутку заметил, что власти уже давно разыскивают снежного человека. "Мы были бы рады начать преследовать его в судебном порядке, если, конечно предположить, что его удастся поймать", - заявил он. Между тем, сам Джон Рид является основателем общества по поиску йети. По его словам, он уже не раз видел загадочное существо в лесу в районе своего дома, сообщает lenta.ru.

Начало охоты на йети

Снежного человека до сих пор встречают карпатские гуцулы в самых отдаленных уголках Карпат. Сегодня уже есть не только фото и видеодоказательства существования йети, но и фрагменты его тела. В 1921 году, вблизи горы Эверест, известный британский альпинист Говард Бери наткнулся на снежном склоне на гигантские следы. Так началась многолетняя охота на йети - неуловимого снежного человека. Его искали на Тибете и в Кавказских горах, в пустынях Монголии и канадских лесах. За все это время ученым так и не удалось ни доказать, ни опровергнуть факт существования этого легендарного существа. Ровно 45 лет назад на севере штата Калифорния в США был снят на видеопленку снежный человек. Именно после этого случая, криптозоология - наука, которая призвана искать животных, считающихся вымершими, легендарными или слишком редкими, получила мощный толчок. 20 октября 1967 года американцам Роджеру Паттерсону и Бобу Гримлину удалось в диких калифорнийских горах отснять уже теперь известное в мире видео йети.

Уже позже появились комментарии некоторых людей о том, что эта история была от начала и до конца сфальсифицирована, ходили слухи, что снежный человек, снятый американцами - всего лишь очень удачно подобранный, профессионально сшитый костюм. Правда это или нет - пока неизвестно, поскольку есть ученые, которые не сомневаются в правдивости видео и реалистичности всех движений существа, снятого на пленку, а есть и те, кто видит в видео фальшивку. К этому времени ученые и криптозоологи спорят между собой в вопросе возможности существования снежного человека. Если он есть, то почему за более чем 100 лет исследований никто не сумел привести стопроцентные доказательства его существования? Почему есть лишь нечеткие фото и видео? Почему не найден хотя бы целый скелет йети? Как он может столько времени прятаться в небольших площадях лесов, которые ежегодно все больше вырубаются? Как снежный человек может прожить в лесу зимой? Вопросов очень много, и те, кто до сих пор верит в существование бигфута, объясняют это телепатическими способностями снежного человека чувствовать опасность за километры и тем, что их осталось в природе лишь несколько особей, а поэтому встретить их так же трудно, как к примеру, снежного барса в горах Центральной Азии, красную панду в Гималаях или еще лучший пример - сумчатого волка - тилацина в лесах Тасмании.

Еще до того, как свое известное видео сняли Паттерсон и Гимли, было много случаев встреч с неизвестным животным крестьян, охотников и лесорубов в Советском Союзе. Позже в журналах и газетах появились статьи о многочисленных встречах альпинистов с загадочным существом. Больше всего сообщений о таких встречах поступало из Гималаев. На это обратило внимание руководство страны, проблемой заинтересовалась Академия наук СССР.

И уже в 1958 году по инициативе члена-корреспондента Академии наук СССР В.Обручева была создана комиссия по изучению проблемы снежного человека. Была организована экспедиция в горы, которая, впрочем, никаких следов не нашла и о снежном человеке снова забыли. Тем не менее, его поиски продолжаются до сих пор. Стали поступать сообщения о встрече с существом, похожим на снежного человека со всех континентов мира. Американские бизнесмены стали предлагать огромные награды тем, кто найдет и доставит ученым тело снежного человека, стали даже появляться интересные находки. Сначала люди находили только клочки шерсти неизвестного происхождения и делали гипсовые слепки гигантских следов, позже были кисть и скальп снежного человека, а еще позже - даже тело! Относительно первого монахи считают, что этот скальп принадлежит именно снежному человеку. Он сейчас хранится в монастыре Кумджунг.

История скальпа берет начало с 1962 года, когда зимой монахи убили снежного человека. С тех пор остался только скальп, который до сих показывают посетителям музея.

Относительно тела, то в 1997 году замороженный труп снежного человека демонстрировался во Франции, в городе Бурганеф, на провинциальной ярмарке. Его привезли из Китая, а выкопан он был из-под снежной лавины в Тибете. Но впоследствии тело украли. Исследователи, к сожалению, так и не успели провести экспертизу и остались только фотографии. А люди, нашедшие йети, вдруг бесследно исчезли после того, как фотографии снежного человека просочились в прессу.

"В каждом уголке мира снежного человека называют по-разному. Фавн, сатир и Силена в Древней Греции; йети на Тибете, в Непале и Бутане; Гар адамы или Гулей-бани в Азербайджане; чучунны в Якутии; алмас в Монголии; ежень, маожень и женьсюн в Китае; кик-адам и албасты в Казахстане; Леший, шиш, Шишига в России; сасквоч в Канаде; бигфут в США; терик, Арысь, Джулию на Чукотке; агогве, какундакари в Африке и тому подобное. В Украине снежных людей называют лешими, чугайстрами, Гуками, песиголовцами и теми, кто лес ломает... Здесь их встречали в основном в Карпатах и в Крыму", - рассказывает координатор украинского уфологического клуба УФОДОС Ярослав Сочка. В последнее время тема снежного человека в Украине стала настолько популярной, что здесь начали проводить поисковые экспедиции, на Ивано-Франковщине за находку йети объявляют призы, снежному человеку посвящаются фестивали, о нем снимаются документальные фильмы.

Карпатский бигфут

Украинские Карпаты занимают площадь более 24 тысяч квадратных километров. Простираются на 280 километров в длину и на 110 километров в ширину. Конечно, это не Гималаи, но и здесь достаточно мест, куда человек заходит очень редко, здесь можно спрятаться от цивилизации. Украинские криптозоологи, фольклористы и сказочники в течение многих лет собирали свидетельства очевидцев и любые доказательства, которые могут доказать существование загадочного снежного человека. Нередко в Украинских Карпатах люди наталкивались на огромные следы, которые гораздо больше медвежьих. А в соседних с Карпатами Татрах, одному поляку удалось даже снять снежного человека на видеопленку.

О встречах с карпатским бигфутом существует большое количество легенд и преданий: его часто видели пастухи, лесорубы, повстанцы. Эту тему разрабатывал журналист и исследователь Илья Ильницкий. Еще в начале семидесятых годов из Киева на Гуцульщину отправилась большая экспедиция фольклористов, которую возглавлял выдающийся украинский фольклорист Александр Дей. В окрестностях Космача, а позже и других гуцульских сел, фольклористы записали интересные рассказы о людях-великанах, которых на Гуцульщине называют чугайстры. Многие видели фильм Олега Биймы 1986 года "Карпатские источники". В этой ленте старожилы Космача восторженно рассказывают, вспоминая молодость, как они работали лесорубами, жили в хижине и к ним приходило ночью мифическое существо. О чугайстрах на Гуцульщине также упоминается в рассказе Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков". В этом произведении писатель описывает реальную встречу чугайстра с человеком:

"Сухие ветки раздвинулись тихо, и из леса вышел какой-то человек. Он был без одежды. Мягкая темные волосы покрывали все его тело, окружали круглые и добрые глаза, заклинилось на бороде и свисали на груди. Он составил на большой живот заросшие шерстью руки и подошел к Ивану. Тогда Иван сразу его узнал...". Лесной чугайстер - это человекоподобное существо, которое, по преданию, обитало в лесах Гуцульщины в 1728- 1918 годах. Его исчезновение наблюдается в период окончания Первой мировой войны. Из поколения в поколение у гуцулов передавались рассказы старожителей об этих загадочных существах. Одну из этих историй рассказывала пожилая жительница села Долгополье Верховинского района Ивано-Франковской области Анна Михайлюк. Ее отец Юрий в юношеские годы работал помощником лесорубов.

В то время Гуцульщина была густо покрыта непроходимыми лесами, но власть проводила вырубки леса на небольших площадях. Руководили эксплуатацией древесины евреи, которые владели значительными капиталами и вкладывали их в лесоразработки. Однажды Юрий находился на лесоразработках под горами Луковицыц. Там он стал очевидцем происшествия, о котором позже часто рассказывал своей дочери. Лесорубы натолкнулись на что-то, что было похоже на избушку. В ней не было ни дверей, ни окон. Однако, с избушки виднелся дым, а с середины жилья слышались какие-то звуки. Лесорубы не приближались к жилью через странный страх, который их окутал. Через некоторое время начался сильный дождь, начало греметь. Один из лесорубов все же предложил зайти в дом, чтобы не мокнуть и не сидеть под опасными молниями. Они попытались приблизиться к дому, но им навстречу вышел огромный волосатый человек, всем своим видом напоминавший то существо, которого гуцулы боялись больше всего, о котором ходило столько рассказов и легенд. Лесорубы сразу же узнали Чугайстра и бросились бежать.

После окончания войны жители гуцульских сел находили в лесу двухметровые скелеты неизвестных существ. Сомнений не возникало - это кости легендарного йети. Снежных людей ищут в Карпатах и в наше время. В 2010 году сюда приезжали ученые из Германии под руководством Мартина Икристова, которые искали снежного человека в селе Космач в Ивано-Франковской области.

Организовывались поисковые экспедиции и на курорте "Буковель". Здесь по сей день живут легенды о гигантском лесном муже, который якобы любит "свистеть лесом", греться у костра, который раскладывают пастухи и лесорубы. Сборщики этнографического материала уверяют, что есть даже старый официальный документ, в котором говорится о встрече двух братьев с песиголовцем. Парни отсекли чудовищу голову и принесли ее в деревню. О чем и составили протокол местные власти. Однако было это очень давно, и где эти документы - неизвестно. Немало сообщений о встрече со снежным человеком поступает из села Космач Ивано-Франковской области Украины. Одна из таких историй случилась в 1994 году. На приселке Медвежий, в урочище Томчучино, неизвестное существо встретил молодой человек по имени Василий. Приближалось два часа ночи, но звездное небо светило так, что было видно, как днем. Гуцул приблизился к лесу и вдруг услышал за собой шаги. Впоследствии шаги начали становиться громче, чудовище приближалось. Василий бежал, и когда удалось отбежать на несколько метров, он скрылся за деревьями. Впоследствии он увидел существо, оно было значительно выше человека, с длинной шеей и небольшой головой. "У меня стали волосы дыбом. Я не знал, что делать, - вспоминал человек. - Мысль была одна: бежать. Я побежал корягами вниз. Перебежал соляной источник и стал подходить к часовне в Медвежьем. Забежал в часовню, упал на колени и начал молиться. Сзади слышался сильный рев, казалось, рушились камни с гор в ручьи. Чудовище уже дальше за мной не бежало, вероятно, оно имеет свою территорию...".

Позже подобная история произошла с молодым парнем, который вел коня с пастбища к дому. На одном участке животное не захотело идти дальше, парень не сразу понял что произошло, пока не увидел перед собой снежного человека. Впрочем, тот за ним не последовал, а сам развернулся и убежал. Интересный случай рассказывает и другой житель украинского высокогорья - Петр: "Когда мне было примерно 12 лет, мы с ребятами на ночь гнали пасти коней в лес. Разожгли огонь, нанесли хвороста, поочередно смотрим за лошадьми. Сидим у костра - греемся. Вдруг лошади чего-то встревожились. А через минуту из кустов вышло оно, полностью волосатое. Мы очень испугались. Оно подошло к нам, приняло Бабия на руки (он был самый маленький), а затем опустило его на землю и ушло в лес". Видели неизвестного монстра и карпатские охотники, один из которых рассказывал, что видел, как снежный человек спускался с дерева. О монстре, которого видели в разных местах Космача, охотно рассказывают и другие старожилы этого села. Несколько лет назад в лесу пропал парень, которого до сих пор не нашли. Люди говорят, что на него мог напасть Чугайстер.

Нередко видели снежного человека и в других уголках Украины. Так, в 1986 году, загадочное существо встретила Варвара Зозуля в Крымских горах. Она шла в направлении мыса Мальчин. Дошла до одной из морских скал, где и увидела существо. Неизвестное животное спало. Когда женщина подошла к животному, чтобы рассмотреть, чудовище проснулось и стало смотреть на нее. Женщина со страхом начала отступать назад, и ей удалось избежать опасности. Видели снежного человека и в лесах Львовщины. Встреча произошла в Мостиском районе этой области: "Еще мой дед рассказывал, как видел в 1926 году на польско-украинской границе огромное существо, похожее на обезьяну, у села Краковец. Тело существа было покрыто черной шерстью", - вспоминает львовянин Роман Мельник. "В том, что снежный человек еще существует в Карпатах - нет никакого сомнения. Что нам известно о нем? Чугайстер - это огромный лесной человек, покрытый густой шерстью. Это существо научилось прекрасно и незаметно жить в дикой среде, оно находит общий язык с другими животными. Любит греться у огня, который оставляют после себя пастухи и лесорубы. Да, это все легенды, но есть и задокументированные показания встреч людей с неизвестными существами"- рассказывает сельский голова с.Космач, журналист и фольклорист Дмитрий Пожоджук.

Не сомневается в существовании снежного человека и украинский уфолог Владислав Канюка, который даже успел отснять создание на видеопленку: "Я был первый из украинцев, кому удалось отснять снежного человека на кинопленку. Думал, что я первый в целом Союзе, но потом оказалось, что двое людей из Санкт-Петербурга это уже сделали до меня. Они меня поздравили, но сказали, что теперь я буду долго метаться с пленкой, потому что когда буду обращаться к экспертам, они скажут мне, что все это выдумки, или я глупый. Так оно и произошло". Убежден в существовании снежного человека и известный закарпатский писатель-мистик Юрий Чори, который записал от людей, которые видели йети, немало историй об их встрече с лесным шумом - именно так в Межгорье называют снежного человека. Позже некоторые из этих рассказов писатель опубликовал в своей книге "Не без лукавого".

Так существует ли он?

Ответы на, пожалуй, главный вопрос криптозоологии - существует снежный человек или нет, возможно так никогда и не найдется. В дальнейшем будут продолжаться споры между учеными. Но одно можно сказать точно - люди и дальше верят в легенды, а легенды не умирают потому, что мир полон тайн. Каждый раз, когда человек наталкивается в лесу на гигантские следы, на остатки неизвестного скелета или клочки шерсти - в прессе появляется новая информация о йети. Эта тема также будет интересовать людей, как возможность существования внеземных цивилизаций, поскольку каждый хочет разгадать загадку, удовлетворить собственное любопытство, жить с мыслью, что в мире еще много загадочного, и ждать новых открытий. Одни ученые постараются разыскать это животное с другой целью - прославиться, разбогатеть, других будет интересовать научное изучение этого существа. Вопрос, на самом деле живет снежный человек в Карпатах или в Гималайских горах и кто он такой - неандерталец, обезьяна или дикий человек - это вопрос веры каждого, а вера, как известно, не требует абсолютно никаких доказательств. Вера в то, что мир, который окружает нас, не вписывается в рамки школьных хрестоматий и до сих пор переполнен загадками, которых так много, как и столетия назад, загадками, которые не способно разгадать человечество.

И буквально на днях стало известно о результатах экспертизы, имеющей прямое отношение к снежному человеку. Сразу три независимые лаборатории - в Москве, Петербурге и в университете штата Айдахо - закончили анализ ДНК шерсти кузбасского йети. Вывод везде одинаковый: биологический материал принадлежит не примату и не человеку. Напомним, год назад ученые 5 стран, добравшись по тайге до Азасской пещеры, нашли там след йети с прилипшими шерстинками. В глиняном полу пещеры международная экспедиция биологов и криптозоологов с мировым именем обнаружила тогда, в октябре 2011-го, несколько странных следов. Не медвежьих, не волчьих. И даже не обезьяньих. А здорово похожих на босые человеческие, только в полтора раза больше нормы. В одном из следов, к радости биологов, отпечаталась даже капиллярная сетка, что подтверждало: это не подделка. Другой след - вообще преподнес сюрприз. Грузный йети, оставив в мокрой глине следы, ик ним прилипли несколько волосков.

Их тогда собрали в пакетик и потом - разделили на 3 части. Так, шерсть кузбасского йети и уехала в лучшие лаборатории Москвы, Петербурга и в США, в университет штата Айдахо. Прошел год. И все три группы ученых, закончив изучать шерсть кузбасского йети, получили, по сути, одинаковый результат. "Все мы пришли к одинаковым выводам, - говорит Валентин Сапунов, участник экспедиции в Азасскую пещеру, доктор биологических наук, питерский академик, профессор. - Исследования под электронным микроскопом показали: это не волосы человека, а шерсть млекопитающего. Но это шерсть не медведя, волка, козла и других известных животных Горной Шории, а не известного науке млекопитающего". По словам профессора Сапунова, эта шерсть идентична шерсти "снежного" человека, которую нашли раньше на Урале и под Питером, и в США.

"И анализ ДНК показал, - объясняет Валентин Сапунов, - что это существо стоит ближе к Человеку разумному, чем высшие приматы. Потому что - в плане ДНК - это существо (йети) отличается от Человека разумного в пределах 1 процента. А ДНК самых близких к человеку родственников - шимпанзе - отличается от человеческого ДНК больше, чем на 1 процент". Как убежден профессор Сапунов, кузбасский йети по-настоящему существует. Он уверен, его следы настоящие на 99 процентов. А изученная шерсть имеет степень достоверности 65-70 процентов из допустимых наукой 95 процентов. Сейчас ученые получили еще одну порцию шерстинок - уже другого кузбасского йети, найденную рядом с его следами в 50 км от Азасской пещеры. И один из волосков - выдран был колючками, когда йети себе топал по своим делам, с корнем. Теперь у ученых есть надежда, что уцелела волосяная сумка. Ее будут изучать, чтобы усилить степень достоверности уже имеющихся результатов, пишет kp.ru

В.АБАСОВА по материалам ufodos.org.ua, paranormal-news.ru

Йети загадочные существа

Снежный человек и его родичи

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур - будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом - получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» - животных, существование которых отвергается современной наукой (по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным - как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии - архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (древнегреческие мифы). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у южных славян - дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, - феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках мощных средств массовой информации, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь - есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду - волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал оригинальный способ изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи - животные - стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами - им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами...

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из льняной ткани, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла - большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает алмас («алмаст», от монгольского - «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью - им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как немецкого шпиона.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как барману , однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название - йети («человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо - вероятно, орангутанга, в 1889 - нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась магическая сила. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией - мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает Ам Фир Лиат Мор («Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга - они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал - то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке Капри слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах - выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют Хибагон (или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога» бигфута или сасквача (термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага - свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в национальный парк «Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» - его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной - изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно - точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком, большая часть которых приходится на Азию, Северную Америку и Восточную Европу, можно предположить, что мы имеем дело с гигантопитеком (Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на задние лапы, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам - особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди - неандертальцы - также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия - от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост - до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания - Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету - вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они - нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения одичавших детей . Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении - например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке - снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) - причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки - метеозондами, а снежные люди - гориллами или медведями.

Медведь - такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался - считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь - «мети» - был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди - их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа - уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье). Естественная среда обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута - небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди - фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом - повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    , «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

    Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

    На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

    Очевидцы снежного человека

    В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

    Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

    Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

    Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

    Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

    Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



    «Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

    Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

    Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

    Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

    Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

    Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

    Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



    Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

    В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

    Дети снежного человека

    Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



    Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

    Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

    Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

    Женщина йети

    Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

    Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

    В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

    Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

    Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

    Снежный человек в плену

    В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

    Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

    – Нельзя же так, все-таки люди…

    По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



    Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

    «Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

    Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

    Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

    Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

    Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

    К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

    Снежный человек в Гималаях

    Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

    Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



    Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

    Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

    Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

    Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

    «На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

    Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

    Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

    Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

    Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

    Снежный человек в России

    Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



    Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

    Снежного человека сняли на видео

    Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

    «После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

    Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

    Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

    Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

    «Возможность подделки исключается ».

    После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

    Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

    Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

    Пожалуй, из всех известных миру монстров снежный человек, якобы живущий в Гималаях, - самый неуловимый. И если он реально обитает в самых высоких горах мира, то географически он абсолютно изолирован от мест расселения людей. А это значит, что численность его популяции должна быть значительной. Это вам не Бигфут и не Лох-Несское чудовище, которые, как известно, живут вблизи густонаселенных мест.

    Многие местные жители Гималаев абсолютно уверены в его существовании, о чем могут свидетельствовать артефакты и буддистские храмы Непала. На его исследования тратятся военные ассигнования России и Китая. Обнаруженные экспертами в Азии окаменелости свидетельствуют о доисторическом существовании гигантопитека, человекообразной обезьяны, описания которой весьма близки к рассказам тех, кому доводилось лицезреть Йети. Многие из тех отчаянных альпинистов, которым покорились ледяные шестикилометровые высоты, привозили весьма неплохого качества снимки отпечатков ног гигантской обезьяны. Где же правда? Существует ли пресловутый снежный человек на самом деле? Достоверен ли факт его существования или же науке остается вечно искать ответ на этот вопрос?

    Гигантские отпечатки

    Как всегда, когда идет речь о чем-то невероятном, имеются два типа очевидцев Йети – правдивые и неправдивые. Некоторые люди, став свидетелями, например, дорожно-транспортного происшествия, склонны привирать или чуть преувеличивать масштабы увиденного; точно также находятся охотники сочинять небылицы о Йети. Им ничего не стоит сфабриковать доказательства, к примеру, сделать фальшивые слепки следов или смонтировать фотографию, цель которой – всего лишь обмануть доверчивую публику. И правда, зачем для этого карабкаться в горы на шесть или восемь тысяч метров, чтобы всего-навсего заснять якобы существующее чудовище? Наверное, никто не стал бы это делать, однако, люди, которые ходят в горы, тоже хотят получать удовольствие от жизни, как и те, кто никогда в горах не бывал. Вспомните, ради забавы мы иногда лепим гигантские следы на пляжном песке. Почему же не сделать это на заснеженной вершине, а потом еще не сфотографировать эти отпечатки огромных ног, не положив рядом с одним из них собственный ледоруб?

    Самым известным из подобных снимков является фото 1951, сделанное Эриком Шиптоном, неисправимым шутником и балагуром. Его автор всегда избегал расспросов о том, в каких обстоятельствах он был сделан. Качество фото близко к совершенству, очень трудно заподозрить в нем подделку, у следа неровные края, как будто он действительно оставлен идущим существом; и вместе с тем, отпечаток на мягком снегу остался неглубоким, а это уже вызывает подозрение. Шиптон заявил, что представил публике лишь один из многочисленных снимков, сделанных одновременно с этим. Он утверждает, что имеет фотографию цепочки следов, хотя не настаивает, что она сделана тем же существом. Многие альпинисты знают, как выглядит козья тропа в заснеженных горах, они нередко путают эти следы со следами других животных, обитающих в Гималаях. Итак, фальшивки – это неотъемлемый атрибут игры, но впрочем, в наших попытках установить истину они оказываются бесполезными.

    Гималайские медведи

    Правдивые свидетельства тоже встречаются, однако они не оставляют ученым простора для маневра, поскольку многие из них – не более, чем ошибочные опознания. Так как порой трудно понять, кого ты видишь там, вдалеке, у подножия соседней вершины - Йети, другого альпиниста, отломок скалы, занесенный снегом, или какое-то животное. Например, в регионе возможного обитания Йети встречаются медведи трех видов, и все они нередко становятся на задние лапы. Это – тибетский голубой медведь, медведь Гоби и бурый гималайский медведь. Обычно эти звери оставляют странные следы на снегу и очень любят опустошать места стоянок и лагеря альпинистов. Однажды японский эксперт Матако Набука выступил с неожиданным выводом: по его мнению, Йети никогда не существовал, и само название – не более чем неправильно произносимое слово «мети» - так местные жители называют бурого гималайского медведя. Его мнение не было поддержано большинством исследователей, однако оно является отличной иллюстрацией еще одного элемента головоломки.

    И все же, даже правдивые сведения о встречах с Йети, даже фотоснимки следует подвергать тщательной проверке, особенно если на их основании необходимо построить ту или иную версию. Наблюдения очевидцев перепроверить невозможно. Необходимо придерживаться здравого смысла, но первое, что он подсказывает, - что очевидец мог и ошибиться. Здравомыслящему исследователю нужно предоставить то, что он в состоянии проверить. И сам он должен быть готов к тому, что выводы могут противоречить заранее сложившемуся мнению.

    Снежный человек — миф или реальность? Миллиарды людей на Земле хотят получить ответ на этот вопрос

    Вас интересует тема снежный человек фото или снежный человек видео фильм ? Эта статья как раз об этом! Снежный человек или, как его еще называют, , бигфут , гоминоид , сасквоч – это человекообразное существо, которое, как считают, можно встретить в высокогорных и лесных районах всего мира. Бытует мнение, что это млекопитающее, которое относится к отряду приматов и к роду человек, сохранившееся со времен предков человека. Шведский естествоиспытатель, создатель единой системы классификации животного и растительного мира Карл Линней определил его как Homo troglodytes или, другими словами, человек пещерный.

    Описательные характеристики снежного человека

    Точное описание снежного человека отсутствует. Одни говорят, что это громадные четырехметровые животные, которые отличаются подвижностью. Другие, наоборот, говорят, что рост его не превышает 1,5 метра, он пассивен и при ходьбе сильно размахивает руками.

    Все исследователи снежного человека склоняются к выводу, что йети — существо доброе, если его не сердить

    По неподтвержденным данным йети отличается от современного человека заостренной формой черепа, более плотным телосложением, малой длиной шеи, более длинными руками, короткими бедрами и массивной нижней челюстью. Все его тело покрыто волосяным покровом рыжего серого или черного цвета. Волосы на голове длиннее, чем на теле, а борода и усы очень короткие. Он имеет неприятный сильный запах. Помимо всего прочего, он отлично лазает по деревьям.

    Есть мнение, что место обитания снежного человека – снежная кромка, которая отделяет лесные массивы от ледников. При этом лесные популяции снежных людей на ветках деревьев строят гнезда, а горные живут в пещерах. Питаются они лишайниками и грызунами, причем, перед употреблением в пищу пойманных животных разделывают. Это может свидетельствовать о тесном родстве с человеком. В случае голода йети приближаются к людям, и ведут себя, таким образом, неосторожно. По словам сельских жителей, в случае опасности человекообразный дикарь издает лающий громкий звук. А вот китайские крестьяне рассказывают о том, что снежные люди плетут простые корзины, а также изготавливают топоры, лопаты и другие элементарные орудия труда.

    Описания дают основания предполагать, что йети является реликтовым гоминоидом, который обитает в семейных парах. Однако, возможно за этих существ принимают некоторых людей с чрезмерно развитым неестественным волосяным покровом.

    Ранние упоминания о снежном человеке

    Самое первое историческое доказательство существования снежного человека связано с именем Плутарха. Он рассказывал о том, как солдаты Суллы поймали сатира, который по описанию соответствует внешности йети.

    В своем рассказе «Ужас» Ги де Мопассан описывает встречу писателя Ивана Тургенева со снежным человеком женского пола. Также имеются документальные свидетельства, что в XIX веке в Абхазии находилась женщина по имени Зана, которая являлась прототипом йети. У нее были своеобразные повадки, однако это не мешало ей благополучно рожать детей от людей, которые в свою очередь отличались могучей силой и крепким здоровьем.

    На Западе в 1832 году появились сообщения о странном существе, обитающем в Гималаях. Ходтсон Б.Г., английский путешественник и исследователь с целью изучения этого загадочного существа поселился в высокогорном районе. Позднее Ходтсон Б.Г. в своих работах рассказывал о высоком человекоподобном существе, которое непальцы прозвали демоном. Оно было покрыто длинной густой шерстью, от животного отличалось отсутствием хвоста и прямым хождением. О первых упоминаниях про йети Ходтсону поведали местные жители. С их слов, впервые о снежных людях было упомянуто в четвертом веке до нашей эры.

    Через полстолетия, дикарями заинтересовался британец Лоуренс Уодделл. На высоте 6 000 метров в Сиккиме он нашел следы. После их анализа и разговора с местными жителями Лоуренс Уодделл сделал заключение, что за человекоподобных дикарей принимают желтых медведей-хищников, которые очень часто нападают на яков.

    Рост интереса к бигфутам наблюдался в 20-30-е годы ХХ века, когда один репортер назвал волосатого дикаря «страшным снежным человеком». В средствах массовой информации также сообщалось, что несколько снежных людей были пойманы и заключены в тюрьму, после чего расстреляны как басмачи. В 1941 году полковник медслужбы Советской армии Карапетян В.С. произвел осмотр снежного человека, пойманного в Дагестане. Вскоре после этого загадочное существо было расстреляно.

    Теории и фильм о снежном человеке

    На сегодня ученые не обладают достаточными данными, чтобы сделать официальное подтверждение действительности одной из теорий. Однако ученые озвучивают довольно смелые гипотезы о возникновении йети, которые имеют право на существования. Их мнения опираются на исследование волос и отпечатков следов, на сделанных фотографиях, аудиозаписях, фотороботах странного существа, а также видеозаписях, которые имеют не самое лучшее качество.

    Долгое время короткометражный фильм, который сняли Боб Гимлин и Роджер Паттерсон в 1967 году в Северной Калифорнии, был наиболее убедительным свидетельством существования йети. По словам авторов, на пленку им удалось заснять самку бигфута.

    Происходило это осенью, когда Боб и Роджер вдоль покрытого густым лесом ущелья ехали на лошадях в надежде встретить йети, следы которого неоднократно были замечены в этих местах. В один момент лошади чего-то испугались и стали на дыбы, после чего Паттерсон заметил некое крупное существо, которое на корточках сидело на берегу ручья у воды. Взглянув на ковбоев, это загадочное существо встало и пошло прочь в сторону крутого склона ущелья. Роджер не растерялся и, достав видеокамеру, побежал к ручью за существом. Он бежал за дикарем, снимая его в спину. Однако он сообразил, что необходимо зафиксировать камеру и проследить за движущимся существом, после чего встал на колено. Неожиданно существо повернулось и начало идти на камеру, но потом, свернув несколько влево, уходило от ручья. Роджер попытался кинуться за ним, однако, благодаря своей быстрой ходьбе и крупным размерам, загадочное существо быстро скрылось, а пленка на видеокамере кончилась.

    Фильм Гимлина-Паттерсона сразу же был отвергнут специалистами важнейшего научного центра США – Смитсоновского института – как подделка. Американские специалисты заявили, что такого гибрида с волосатой грудью, головой гориллы и человеческими ногами в природе просто не может быть. В конце 1971 года фильм привезли в Москву и показали ряду научных учреждений. Специалисты Центрального НИИ протезостроения и протезирования положительно его оценили и очень заинтересовались им. После детального изучения фильма заключение в письменной форме сделал профессор Академии физической культуры Д.Д.Донской, который отметил, что походка существа на пленке совершенно не типична для человека. Он расценил ее как природное движение, в которой не было признаков искусственности, и которое характерно для различных преднамеренных имитаций.

    Известный скульптор Никита Лавинский также без сомнений считал фильм Гимлина-Паттерсона подлинным. По кадрам этого фильма он даже создал скульптурные портреты самки снежного человека.

    Участниками семинара по вопросам гоминологии Александрой Бурцевой, Дмитрием Баяновым и Игорем Бурцевым было предпринято самое углубленное изучение этого фильма. Бурцев сделал фотографическое воспроизведение со всевозможными экспозициями кадров из фильма. Благодаря этой работе, было доказано, что голова существа на пленке была не гориллы, как утверждали американцы, и не обычного человека, а палеоантропа. Также видно, что волосяной покров – это вовсе не специальный костюм, поскольку сквозь него отчетливо видно мускулатуру спины, ног и рук. Отличием йети от человека также является удлиненные верхние конечности, отсутствие видимой шеи, посадка головы и удлиненный бочкоподобный торс.

    Аргументами, на которых основывается фильм Паттерсона, являются:

    • Голеностопный сустав загадочного существа, снятый на пленку, имеет исключительную гибкость, которая недостижима для человека. Стопа в тыльном направлении обладает большей гибкостью, по сравнению с человеком. Дмитрий Баянов первым обратил на это внимание. Позже этот факт подтвердил и описал в своих публикациях Джефф Мелдрам, американский антрополог.
    • Пятка йети выпирает намного больше пятки человека, что соответствует строению стопы неандертальцев.
    • Тогдашний завкафедрой биохимики Академии физической культуры Дмитрий Донской, который детально исследовал фильм, сделал вывод, что походка странного существа на пленке совершенно не присуща Ноmо Sарiеns, которую, к тому же, невозможно воссоздать.
    • В фильме отчетливо видны мышцы на конечностях и корпусе, что в свою очередь исключает предположения о костюме. Вся анатомия отличает это загадочное существо от человека.
    • Сопоставление частоты колебания рук со скоростью, на которой снимался фильм, доказывало о довольно высоком росте волосатого существа, примерно 2 метра 20 сантиметров, а если учесть комплекцию, то и большом весе – более 200 килограммов.

    На основании этих соображений фильм Паттерсона был признан подлинным. Об этом на научных публикациях сообщили в США и СССР. Однако если фильм признан подлинным, следовательно, и признано существование живых реликтовых гоминидов, которые считаются вымершими десятки тысяч лет назад. На это антропологи пойти пока не могут. Отсюда и бесконечное количество опровержений подлинности отличного киносвидетельства.

    Помимо всего прочего, уфолог Шуринов Б.А. в противовес распространенным мнениям утверждает о том, что снежный человек имеет инопланетное происхождение. Другие же исследователи загадок йети настаивают на том, что происхождение связано с межвидовой гибридизацией на антропоидах, таким образом, выдвигая теорию о том, что снежный человек произошел в результате скрещивания в ГУЛАГе обезьяны с человеком.

    Снежный человек фото реальное. Семья йети — бигфутов в Теннеси (США)

    Реальное фото замерзшего йети

    В декабре 1968 года два известнейших криптозоолога, Бернар Эйвельманс (Франция) и Айвен Сандерсон (США) обследовали замерзший труп волосатого гоминоида, найденный на Кавказе. Результаты обследования были опубликованы в научном сборнике криптозоологов. Эйвельманс идентифицировал замерзшего йети как «современного неандертальца».

    В это же время активные поиски снежного человека велись и в бывшем СССР. Самые существенные результаты дали исследования Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, Александры Бурцевой на Чукотке и Камчатке. Очень плодотворно завершились научные экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алтае под руководством Игоря Тацла и Игоря Бурцева. На Ловозере (Мурманская область) и в Западной Сибири успешно вела поиски Майя Быкова. Владимир Пушкарев много времени посвятил поискам йети в Коми и Якутии.

    К сожалению, последняя экспедиция Владимира Пушкарева закончилась трагически: он из-за нехватки средств на полноценную экспедицию в одиночку в сентябре 1978 года отправился в Ханты-Мансийский округ на поиски бигфута и пропал без вести.

    Дженис Картер дружила с семьей йети (бигфутов) много десятилетий!

    В последние годы возрождается интерес к йети, появились новые регионы распространения современных неандертальцев. В 2002 году Дженис Картер, владелица фермы в штате Теннеси, рассказала в телевизионном интервью, что недалеко от ее фермы уже более пятидесяти лет живет целое семейство бигфутов. По ее словам, в 2002 году отцу «снежного» семейства было около 60 лет, а первое их знакомство состоялось, когда Дженис была семилетней девочкой. Дженис Картер встречала бигфута и его семейства многократно за свою жизнь. Этот рисунок сделан с ее слов и наглядно показывает пропорции йети и его миролюбие.

    Недавно российские гоминологи (исследователи йети) нашли информацию, что в 1997 году во Франции в маленьком городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело снежного человека, якобы найденное в Тибете и доставленное из Китая контрабандой. В этой истории много нестыковок. Владелец рефрижератора, в котором перевозился труп йети, бесследно исчез. Исчез и сам фургон со своим сенсационным содержимым. Фотографии тела показали Дженис Картер, которая подтвердила, что не исключает, что это не фальсификация, а реальное тело бигфута.

    Снежный человек видео. Спекуляции и фальсификации на тему йети

    В 1958 году Рэй Уоллес, житель американского городка Сан-Диего, запустил в печать сенсацию о бигфуте, который является родственником йети, живущего в горах Калифорнии. Все началось с того, что в августе 1958 года сотрудник строительной фирмы Уоллеса пришел на работу и увидел вокруг бульдозера огромные следы, которые были похожи на человеческие. Местная пресса назвала таинственное существо бигфутом, и Америка, таким образом, получила собственный вид снежного человека.

    В 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, его семья решила раскрыть секрет. Ступни для нанесения следов на почву длиной в 40 сантиметров были вырезаны по просьбе Рэя из досок, после чего он с братом надели эти лапы на ноги и прошлись вокруг бульдозера.

    Этот розыгрыш его так увлек на многие годы, что он не мог остановиться и периодически радовал средства массовой информации и общества любителей загадочного то записью, на которой он издает звуки, то фотографиями с размытыми чудовищами. Но самым интересным оказалось то, что родственники умершего Уоллеса заявили о фальсификации фильма, который сняли Паттерсон и Гимлин. Многие эксперты предполагали, что кадры подлинные. Однако, по словам родственников и знакомых данная киносъемка являлась постановочным эпизодом, в котором снялась супруга Уоллеса, одетая в специально пошитый костюм обезьяны. Это заявление стало основательным ударом по энтузиастам, которые пытаются отыскать человекоподобное загадочное существо.

    Но еще в 1969 году Джон Грин с целью определения подлинности фильма проконсультировался у специалистов киностудии Диснея, которые создавали для актеров костюмы обезьян. Они сказали, что на снятом существе живая кожа, а не костюм.

    Хочется отметить, что наблюдениям гоминоида посвящены сотни томов научной литературы. Но конкретного ответа на вопрос о его возникновении и существовании до сих пор нет. Наоборот, чем дольше длятся исследования и поиски, тем острее поднимаются вопросы. Почему не получается поймать снежного человека? Могут ли выжить мелкие популяции этих существ в не связанных между собой районах? И еще много вопросов, ответов на которые пока нет…

    Предлагаю Вашему вниманию отличный фильм о йети с хорошим видео-качеством, посвященный всем аспектам этой интереснейшей темы, много лет будоражащей умы людей по всему свету.



    Рекомендуем почитать

    Наверх