Что такое оседлый образ жизни? Плодовитость, оседлый образ жизни и система питания.

Дизайн и интерьер 14.08.2019
Дизайн и интерьер

Существует термин «неолитическая революция». Когда его слышишь, то представляется масса бородатых всклокоченных людей в шкурах, вооруженных примитивными топорами и копьями. Эта масса бежит с воинственными воплями на штурм пещеры, где засела толпа точно таких же людей, бородатых, всклокоченных, с примитивными топорами и копьями в ручищах. На самом деле этим термином обозначается смена форм хозяйствования - от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Неолитическая революция стала следствием перехода от кочевничества к оседлости. Именно так, сначала человек стал вести оседлый образ жизни, затем освоил земледелие и одомашнил некоторые виды животных, просто вынужден был освоить. Затем появились первые города, первые государства… Современное состояние мира - следствие того, что человек когда-то перешел к оседлости.

Первые постоянные поселения людей появились около 10-13 тысяч лет назад. Где-то они появились раньше, где-то позже, в зависимости от региона мира. Древнейшие, первейшие - на Ближнем Востоке - около 13 тысяч лет назад. Одно из первых, из тех, что найдены и откопаны археологами, - Мурейбет на территории Сирии, на берегу Евфрата. Оно возникло около 12 200 лет назад. Его населяли охотники-собиратели. Дома они строили по типу кочевых съемных жилищ - круглыми, 3-6 метров в диаметре, но гораздо основательнее: использовали куски известняка, скрепляли их глиной. Крыша накидывалась из стеблей камыша. Надежность жилищ - единственное, в чем жители оседлой Мурейбеты превосходили кочевников. Более важный фактор - пища. Питались в Мурейбете скуднее кочевников. Зависели от случая - уродятся в этом сезоне дикорастущие бобы, желуди и фисташки или урожай будет незначительным, не хватит толком племени; пройдет ли поблизости стадо газелей или нет, будет ли достаточно рыбы в реке. Одомашнивание (или «доместикация», на научном языке) растительной пищи в Мурейбете произошло через тысячу лет после возникновения поселения: научились самостоятельно выращивать пшеницу, рожь и ячмень. Одомашнивание животных произошло еще позже.

Короче говоря, продовольственной причины для создания поселения на берегу Евфрата не было. Постоянное поселение, наоборот, создавало регулярные продовольственные трудности. То же самое в других регионах - обитатели древнейших оседлых деревень питались скуднее, чем их кочевые современники. Если взять все регионы, где раньше других происходил переход от кочевничества к оседлости - Ближний Восток, области на Дунае и в Японии - то получится, что между появлением оседлых поселений и следами первых доместицированных растений прошло от одной до трех тысячи лет (то есть в сирийской Мурейбете жители относительно быстро сообразили, как самим выращивать зерно). В настоящее время большинство палеоантропологов считает, что обитатели первых стационарных поселений жили существенно беднее и питались менее разнообразно и обильно, чем бродячие охотники. А продовольственная безопасность, обеспеченность пищей - одна из основных причин движения человеческих цивилизаций. Значит, еда отпадает - не из-за нее люди стали жить оседло.

Важный момент - мертвецов хоронили в жилых домах древнейших поселений. Предварительно скелеты очищались - оставляли трупы на деревьях, их обклевывали птицы, либо самостоятельно счищали мясо, мягкие ткани с костей, - после хоронили под полом. Череп, как правило, отделяли. Черепа хранили отдельно от других костей, но тоже в жилище. В Мурейбете их выставляли на полки в стенах. В Телль Рамаде (Южная Сирия) и Бейсамуне (Израиль) черепа были водружены на вылепленные из глины фигуры - подставки высотой до четверти метра. Для людей 10-тысячелетней давности, вероятно, именно череп символизировал личность умершего, поэтому столько почтения, столько уважения к нему. Черепа использовали в религиозных обрядах. К примеру, их «кормили» - делились с ними пищей. То есть умершим предкам оказывалось всяческое внимание. Возможно, их считали незаменимыми помощниками в делах живых, с ними обязательно поддерживали связь, к ним обращались с молитвами, с просьбами.

Основываясь на находках захоронений в древнейших поселениях, историк-религиовед Андрей Борисович Зубов выводит теорию, что человечество начало переходить на оседлость из-за своих религиозных убеждений. «Такое внимание к предкам, родоначальникам, продолжающим помогать живым в их и временных, земных, и в вечных, небесных, нуждах, такое чувство взаимозависимости поколений не могло не отразиться и в организации жизни. Могилы предков, священные реликвии рода, нужно было максимально приблизить к живым, сделать частью мира живых. Потомки должны были зачинаться и рождаться буквально «на костях» праотцов. Не случайно захоронения часто находят под теми глинобитными скамьями неолитических домов, на которых сидели и спали живые.

Кочевой образ жизни, характерный для палеолита, вступал в столкновение с новыми религиозными ценностями. Если могилы предков должны быть как можно ближе к дому, тогда или дом должен быть недвижим или кости переноситься с места на место. Но почитание родящей стихии земли требовало стационарных погребений - зародыш новой жизни, погребенное тело, не мог по мере необходимости изыматься из утробы. И поэтому единственное, что оставалось человеку протонеолита - это осесть на землю. Новый строй жизни был труден и непривычен, но тот духовный переворот, который произошел в сознании людей около 12 тысяч лет назад, требовал выбора - или пренебречь родом, общностью с предками ради более сытой и удобной бродячей жизни, или связать себя навсегда с могилами предков нерасторжимыми узами единства земли. Некоторые группы людей в Европе, на Переднем Востоке, в Индокитае, на Тихоокеанском побережье Южной Америки сделали выбор в пользу рода. Они-то и положили начало цивилизациям нового каменного века», - делает заключение Зубов.

Слабое место теории Зубова - опять же продуктовое оскудение. Древние люди, переставшие кочевать, получается, уверовали, что их предки и боги желают им полуголодного существования. Чтобы смириться со своим пищевыми бедствиями, пищевым дефицитом, должны были уверовать. «Предки-черепа-кости благословили нас на голодание, на тысячу лет голодания», - учили родители своих детей. Так выходит из теории Зубова. Да не могло этого быть! Ведь костям молились о даровании больших благ: спасти от нападения хищников, от грозы, чтобы удачно прошла предстоящая рыбалка, охота. Наскальная живопись того периода и более ранняя - множество диких животных на стенах и потолках пещер - интерпретируется как мольба об успешной охоте, обильной добыче.

«Палеолитические Венеры» - ими пользовались, чтобы получить поддержку сил Жизни. Невероятно, невозможно, чтобы в самых разных регионах мира люди решили, что боги, высшие силы хотят, чтобы они осели и оголодали. Скорее наоборот: осевшее племя, закопавшее кости предков под полами своих жилищ, понимает, что рацион их уменьшился, и решает, что такова кара от предков - потому что нарушили образ жизни, кочевничество, принятый у предков, у тысяч поколений предков вглубь времен. Не осело бы добровольно ни одно племя, если это вело к продовольственным проблемам. Добровольно - нет. Но вот если их заставили, принудили - да.

Насилие. Насильно одни племена заставляли оседать другие. Чтобы побежденные охраняли священные кости. Одно племя побеждало, избивало другое, принуждало побежденных в качестве контрибуции охранять черепа и скелеты умерших предков. Кости в земле, черепа на полках - побежденные, угнетенные «кормят» черепа, проводят для них праздники - чтобы умершим отцам было не скучно на том свете. Где надежнее всего хранить самое ценное? Дома, да. Поэтому кости под полом, черепа на полках круглых жилищ.

Вероятно, не только для охраны мертвецов использовали победители побежденных. В древнейшем оседлом поселении Европы - Лепенски Вир, в Сербии, на берегу Дуная, оно появилось около 9 тысяч лет назад - древнейшая часть поселения имела сезонный характер. Избитое племя или слабейшие из племени принуждались оседать на несколько месяцев в году, чтобы заниматься некой работой в интересах сильнейших. Производили топоры или копья, занимались сбором урожая дикорастущих растений. Работали в интересах сильнейших.

Со временем на оседлость переходили и победители, сильнейшие - скорее всего, когда поняли, что с помощью побежденных можно разрешать вообще все свои нужды. Разумеется, для хозяев поселения строились особые жилища: больше по площади, с алтарями, дополнительными помещениями. Среди остатков одного из древнейших поселений Иерихона нашли башню 8-метровой высоты, диаметром 9 метров. Возраст башни - около 11 500 тысяч лет. Старший преподаватель кафедры археологии Тель-Авивского университета Ран Баркай считает, что ее построили для устрашения. Такого же мнения профессор Московского архитектурного института Вячеслав Леонидович Глазычев: «Башня - это еще своего рода замок, господствующий над всем городком и противопоставляющий его рядовым обитателям обособившуюся от них власть». Иерихонская башня - пример того, что сильнейшие тоже стали переходить к оседлости и контролировать тех, кого они заставили работать на себя. Подчиненные, эксплуатируемые, наверняка, бунтовали, пытались избавиться от правителей. А правители придумали засесть в мощной башне, спрятаться в ней от неожиданного нападения, от ночного восстания.

Таким образом, принуждение, насилие - в корне возникновения оседлости. Оседлая культура изначально несет заряд насилия. И в дальнейшем ее развитии заряд этот увеличивался, росли его объемы: первые города, государства, рабство, все более и более изощренное уничтожение одних людей другими, деформация религиозного мышления в пользу подчинения царям, жрецам, чиновникам. В корне оседлости - подавление человеческой природы, естественной потребности человека - кочевничества.

«Без Принуждения не могло быть основано ни одно поселение. Над рабочими не было бы надсмотрщика. Реки не разливались бы», - цитата из шумерского текста.

Фев 16, 2014 Александр Рыбин

В исторической науке есть вещи, вводящие людей в ступор. Они, как говорят, интуитивно понятны, не требуют расшифровки. Ученикам и студентам от этого не легче. К примеру, что такое «оседлый образ жизни»? Какой образ должен возникать в голове, когда это выражение употребляется по отношению к народам? Не знаете? Давайте разберемся.

Оседлый образ жизни: определение

Нужно сразу сказать, что наше выражение касается (пока) истории и природного мира. Припомните, чем характеризовалось общество прошлого, что вы знаете о древних племенах? Люди встарь двигались за своей добычей. Такое поведение тогда было естественным, так как обратное оставляло людей без пропитания. Но в результате тогдашнего прогресса человек научился сам производить необходимый продукт. Этим и обусловлен переход на оседлый То есть люди перестали кочевать, начали строить дома, ухаживать за землей, выращивать растения и разводить скот. Ранее им приходилось всем родом ехать за животными, перемещаться туда, где созрели плоды. Тем и различаются кочевой и оседлый образ жизни. В первом случае у народа нет постоянных стационарных домов (всякие шалаши и юрты не считаются), возделываемой земли, благоустроенных предприятий и тому подобных полезных вещей. Оседлый образ жизни все перечисленное в себя вмещает, вернее из него и состоит. Люди начинают обустраивать территорию, которую считают своей. Кроме того, они еще ее и защищают от пришлых.

Животный мир

С людьми принципиально разобрались, давайте обратим взор на природу. Животный мир тоже делится на тех, кто живет на одном месте, и передвигается вслед за пропитанием. Самый показательный пример - птицы. По осени некоторые виды улетают из северных широт на юг, а весной совершают обратное путешествие. или перелетные птицы. Другие виды предпочитают оседлость. То есть никакие богатые заморские страны их не привлекают, и дома хорошо. Наши городские воробьи и голуби живут постоянно на одной определенной территории. Они вьют гнезда, откладывают яйца, кормятся и плодятся. Делят территорию на маленькие зоны влияния, куда не пускают чужаков и так далее. Звери тоже предпочитают оседлость, хотя их поведение зависит от мест обитания. Животные идут туда, где есть еда. Что их заставляет вести оседлый образ жизни? Зимой, к примеру, запасов маловато, следовательно, приходится прозябать впроголодь. Так велят их инстинкты, переданные по крови. Животные определяют и защищают свою территорию, на которой все «принадлежит» им.

Движение народов и оседлость

Не стоит путать кочевников с переселенцами. Под оседлостью имеется в виду принцип жизни, а не какое-то определенное событие. Например, народы в истории часто переезжали с одной территории на другую. Тем самым они отвоевывали у природы или конкурентов своему обществу новые зоны влияния. Но такие вещи в корне отличаются от кочевания. Переезжая на новое место, люди обустраивали и, как могли, благоустраивали его. То есть строили дома и возделывали земли. Кочевники так не поступают. Их принцип состоит в том, чтобы быть в гармонии (по большому счету) с природой. Она родила - люди воспользовались. Сами на ее мир они практически не влияют. Оседлые же племена строят свою жизнь иначе. Они предпочитают влиять на природный мир, подстраивая его под себя. В этом состоит коренное, принципиальное отличие образов жизни. Мы нынче все оседлые. Существуют, конечно, отдельные племена, которые живут по заветам предков. Они не влияют на цивилизацию в целом. А большая часть человечества сознательно пришла к оседлости, как принципу взаимодействия с окружающим миром. Это консолидированное решение.

Сохранится ли оседлый образ жизни людей

Давайте попробуем заглянуть в далекое будущее. Но начнем с повторения прошлого. Люди выбрали оседлость потому, что такой образ жизни позволял производить больше продуктов, то есть оказался эффективнее. Смотрим на современность: мы потребляем ресурсы планеты такими темпами, что они не успевают воспроизводиться, да и возможность такая практически отсутствует, везде влияние человека доминирует. А что дальше? Скушаем всю землю и умрем? Нынче заговорили о природоподобных технологиях. То есть прогрессивные мыслители понимают, что живем мы только за счет сил природы, которые используем чрезмерно. Не приведет ли решение этой проблемы к отказу от оседлости как принципа? Как думаете?

Образ жизни бычков. Биология бычков изучена недостаточно хорошо. Бычки - обитатели дна, по большей части ведущие оседлый образ жизни и если и совершающие миграции, то на очень короткое пространство. В Каспийском море наблюдается некоторая периодичность в их подходах к берегу и уходу в море от берегов. Часть бычков относится к рыбам, живущим постоянно в море и там нерестующим; другая часть - обитатели солоноватых и сильно опресненных вод, не избегающие и захода в устья рек; наконец, третьи являются обитателями пресных вод.[ ...]

Образ жизни. К оседлому образу жизни переходят ранней весной, когда зимние стаи постепенно распадаются на пары.[ ...]

У оседлых животных возникают такие специфические особен-ности территориальности, как адаптация, позволяющая оптимально использовать необходимые им условия и снизить конкуренцию. Вместе с тем оседлый образ жизни таит опасность повышенной конкуренции и быстрого истощения кормовых ресурсов. Как приспособление для разграничения мест обитания между особями, семьями или колониями возникают индивидуальные или групповые участки, охраняемые или непосредственно, или путем предупреждающей сигнализации. У птиц такими сигналами служат песни самцов, у млекопитающих - обычно маркировка занятой территории, чаще пахучими метками (экскременты, моча или секрет особых желез - анальных, копытных, межроговых, глазных и т.д.). При нормальной плотности популяции занимаемые участки не превышают те пределы, при которых связь между соседними особями или группами нарушается полностью. Индивидуальные участки могут частично перекрываться, что экологически необходимо для контакта между особями различного пола или взаимосвязи в колонии. У некоторых насекомых с диффузной территориальностью для поддержания связи между полами имеются особые пахучие железы, выделяющие феромоны для привлечения особей противоположного пола.[ ...]

Для оседлого образа жизни присущи существенные биологические преимущества. В частности, на знакомой территории облегчается свободная ориентация, животное тратит меньше времени на поиски корма, быстрее находит укрытие от врага, а также может при необходимости создавать запасы пищи (белка, сурок, полевая мышь). В то же время оседлый образ жизни угрожает быстрым истощением пищевых ресурсов, если, например, плотность популяции становится чрезмерно высокой.[ ...]

Щука ведет оседлый образ жизни. Она не совершает миграций, а обитает на выбранном участке и защищает его от других щук. Если особь, хозяйничающую на участке, вылавливают, то на ее месте появляется другая. Щука передвигается и кормится только в светлое время суток.[ ...]

Рыб, ведущих оседлый образ жизни, называют ту-водными (жилыми). К ним относятся окунь, щука, карась, линь и др.[ ...]

С переходом к оседлому образу жизни человек стал пересаживать цветы с полей и лугов к своему жилищу, ухаживать за ними. В новых, более благоприятных условиях они стали пышнее, красивее. Лучшие экземпляры человек размножал и из поколения в поколение улучшал.[ ...]

Видам, для которых характерен оседлый образ жизни, как правило, свойствен интенсивный тип использования территории, при котором отдельные особи или их группировки (главным образом семейные) в течение длительного времени эксплуатируют ресурсы на относительно ограниченном пространстве. Для видов, отличающихся номадным образом жизни, характерен экстенсивный тип использования территории, при котором кордовые ресурсы используются обычно группами особей (подчас весьма многочисленными), постоянно перемещающимися в пределах обширной территории.[ ...]

Земледелие означало переход больших кочевых групп к оседлому образу жизни. Минимальные энергетические затраты на передвижение при обработке земли обеспечивались распределением земледельцев по индивидуальным участкам с образованием хуторов или небольших деревень. Сначала общины были небольшие, до 20 человек или немногим больше.[ ...]

В неолитическом веке человек стал уходить от стадного образа жизни. Этим временем датируется изобретение керамики, переход к оседлому образу жизни, образование дифференцированных общественных ячеек. От собирания и охоты он стал переходить к сельскому хозяйству (выращивание растений и разведение животных). На европейском континенте начала сельского хозяйства, сопровождаемые доместикацией растений и животных, а также неолитической технологией, восходят к 9-6 тысячелетиям до нашей эры.[ ...]

В целом же поведение большинства прослеженных рыб отражает оседлый образ жизни, приверженность к ограниченным участкам, а не к постоянному «блужданию» по обширной акватории. Отдельные особи, как было установлено при наблюдениях за поведением леща в руслах рек, могут оставаться на йебольшом участке (несколько десятков метров) до 2 сут. .[ ...]

Открытие земледелия и переход больших кочевых групп людей к оседлому образу жизни дали возможность человеку увеличить долю потребления растительных продуктов питания с обрабатываемых площадей до величин, сравнимых со всей первичной продукцией, путем выращивания съедобных монокультур. При этом происходило вытеснение конкурирующих видов потребителей. В результате необходимая кормовая площадь сократилась до нескольких гектаров на человека. На пашне человек потребляет такую долю биомассы, при которой ее естественное воспроизводство уже невозможно. Поэтому человек был вынужден взять функции воспроизводства на себя, путем ежегодной обработки, удобрения и посева пахотной земли, затрачивая на это энергию, используемую ранее на обход кормовое территории собирателя.[ ...]

Днем чехонь находится в постоянном движении, однако при этом ведет оседлый образ жизни: особи одной стаи обычно держатся в пределах определенного участка водоема. Ночью прячется в различных укрытиях или неровностях дна.[ ...]

По типу использования пространства все подвижные животные подразделяются на оседлых и кочевых. Оседлый образ жизни имеет ряд биологических преимуществ, таких как свободная ориентация на знакомой территории при поиске пищи или укрытия, возможность создать запасы пищи (белки, полевые мыши). К его недостаткам относится истощение пищевых ресурсов при излишне высокой плотности популяции.[ ...]

Птицы (Aves). Они были одомашнены значительно позже, чем лошадь и собака, при переходе к оседлому образу жизни и примитивному земледелию. Домашние куры произошли от диких банкивских, которые были одомашнены в Индии. В Европу они попали через Иран. Диким предком уток современных пород являются кряковая и мускусная утки. Домашний гусь произошел от серого дикого гуся и гуся-сухоноса, цесарки - от дикой цесарки.[ ...]

В популяции обыкновенного окуня в оз. Виндермере (Англия) подавляющее большинство особей ведет оседлый образ жизни, а в популяции щуки этого же водоема доля мобильных особей была значительно больше , По данным одних авторов , щука-хищник - засад-чик способна длительное время находиться на малых по площади участках, другие исследователи отмечают противоположную тенденцию в Поведении у представителей этого вида.[ ...]

Некоторые виды и группы видов насекомых, ведущих в течение по крайней мере нескольких поколений оседлый образ жизни, как, например, жуки рода Tachigatia (Арнольди, 1941), тли (Aphidodea), многие еиды кокцид (Coccodea), держатся колониально, причем колонии могут достигать чрезвычайно большой плотности (кокциды и тли могут, например, сплошным слоем, без промежутков, покрывать значительные участки растений) (рис. 17).[ ...]

Современный человек освоил практически все регионы планеты, и последние 8-10 тысяч лет ему свойствен оседлый образ жизни. Где бы ни обитал человек, природные и социальные условия жизни в конкретной точке биосферы определяют его здоровье и являются его окружающей средой.[ ...]

Банкивскне куры впервые были одомашнены малайскими племенами, вероятно, в эпоху неолита. Когда в древней Индии возникло земледелие (оседлый образ жизни), там разводили уже домашних животных, в том числе и кур. Упоминание о домашних курах имеется в «Ведах» древних индусов, составленных за 2 тыс. лет до нашей эры. В Европу куры были завезены значительно позже (за 500-400 лет до и. э.) из Персии (Иран) иод названием «персидских птиц».[ ...]

В эпоху неолита, относящуюся к послеледниковому периоду, человек имел уже глиняную посуду, более тонкие, отточенные и отшлифованные каменные орудия и вел оседлый образ жизни. Большой известностью пользуются неолитические отложения Ладожского озера; много их найдено и в других местах СССР (в черноземной полосе, иа Украине, Урале, Кавказе, в Сибири, иа Дальнем Востоке), а также в Западной Европе (в частности, в Швейцарии). В этих отложениях обнаружены кости как диких, так и уже одомашненных животных. Данные раскопок свидетельствуют о том, что вслед за собакой в эпоху неолита человек приручил и одомашнил сначала свинью, затем овцу, козу и крупный рогатый скот (последовательность эта в разных местах, по-видимому, изменялась). Лошадь была одомашнена значительно позднее.[ ...]

Гольца в системе озера Саймаа можно ловить судаковой снастью или с помощью "пульки-зеркальца". Необходимо знать места обитания гольца (он относится к лососевым рыбам, ведущим оседлый образ жизни). Крючки должны быть особо острыми, так как голец берет очень осторожно при медленном движении блесны.[ ...]

Разновозрастные пары довольно широко распространены. Показано, например, что зимние стаи синиц (Parus montanus, P.cristatus) формируются осенью, по окончании кочевок молодых птиц. Последние, переходя к оседлому образу жизни, группируются со взрослыми неродственными им местными птицами. Если учесть, что размножающиеся пары образуются из состава зимних стай, вероятность формирования неродственных и разновозрастных пар достаточно высока. В некоторых случаях наблюдается активное предпочитание полового партнера иной возрастной группы. Так, возрастной кросс оказался довольно распространенным в московской популяции сизых голубей Columba livia (С.И. Печенев, 1985). В экспериментах с этим же видом установлено половое предпочтение особей, более опытных (имевших больше выводков) и более молодых; при этом молодые птицы, не имевшие опыта размножения, предпочитались старым (более 7 лет), хотя и опытным (N. Burley, N. Moran, 1979).[ ...]

Политика СССР в отношении коренных народов Чукотки была связана в основном с насильственным переводом от родоплеменных отношений к социалистическому пути развития. В округе были организованы национальные поселения, коренных жителей заставили вести оседлый образ жизни.[ ...]

Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур. В странах Средней Европы такого рода аграрная революция произошла в 6-2-м тысячелетиях до н.э. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная необходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в умении предсказывать смену времен года и изменения погоды. К этому же времени относится и открытие людьми зависимости погодных явлений от астрономических циклов.[ ...]

История животноводства неотделима от истории человека, первые следы которого, как известно, относятся к концу третичного периода (кайнозойская эра, 500-600 тыс. лет назад). Одомашнивание животных началось гораздо позже (8- 10 тыс. лет до нашей эры) и совпадает с новым каменным веком (неолитический период), когда человечество стало переходить к более оседлому образу жизни. Одомашнивание происходило в результате нескольких причин: истощения охотничьих угодий, объединения общин и племен, концентрации большого числа людей и возрастания их потребности в пище.[ ...]

Реальные пути формирования таких групп прослежены, например, при работе по борьбе с грызунами в природных очагах инфекций. Так, монгольские песчанки Meriones unguiculatus, выжившие после обработки ратицидами больших территорий, оставили свои участки и перешли к ненаправленным перемещениям, в процессе которых встречались с другими животными и уже группами вновь переходили к оседлому образу жизни. Характерно, что в период кочевок между песчанками явно преобладали мирные, контактные формы поведения (Д.П. Орле-нев, 1981; Д.П. Орленев, С.В. Переладов, 1981). Тяга к контактам» показана и в экспериментах с грызунами, хотя в целом этот вопрос изучен еще явно недостаточно. Не исключено, что это свойство неодинаково выражено у представителей разного пола и возраста. В опытах с древесной ящерицей Urosausus ornatus в естественных популяциях удаление самок вызывало резкое повышение подвижности самцов: лишь 5 % их остались на своих участках; в тех же условиях удаление самцов не вызывало увеличения подвижности самок.[ ...]

Свиньи - всеядные и стадные животные. Дикие кабаны близко подходили к жилью человека. Их ловили, приучали к поеданию остатков пищи и использовали на мясо. Позднее стали ловить супоросных маток. В неволе они приносили приплод, который люди откармливали и убивали. Так, постепенно произошло одомашнивание свиней. Одомашнивание крупного рогатого скота протекало гораздо позже, в период перехода человека к более оседлому образу жизни. Лошадь была одомашнена позднее, чем крупный рогатый скот.[ ...]

Природно-климатические особенности оказывали существенное влияние на освоение территории Чукотки русскими землепроходцами. Для коренного населения была важна способность территории прокормить людей, живущих на ней, а также наличие природных и биологических ресурсов. В дальнейшем природно-климатичес-кие особенности стали учитываться только при выборе места строительства нового населенного пункта в период экономического освоения региона и при насильственном переводе коренного населения на оседлый образ жизни (Итоговый отчет НИР, 2000).[ ...]

В том случае, если по данным о численности и биомассе можно вычислить скорость изменения и поток энергии, удается получить более надежную оценку значения популяции в ее сообществе. Это относительно простой случай: Огске-Нтит - насекомые строго растительноядные, ведут оседлый образ жизни и имеют только одну генерацию в год; травостой состоит только из одного вида растения, служащего насекомым единственным источником пищи и убежищем. Численность и биомасса особей на 1 м2 определялись через интервалы времени в 3-4 дня. С помощью этих данных определяли рост популяции, или продуктивность, для чего к приросту веса живых особей прибавляли вес тех особей, которые погибли за период учета численности. Продуктивность выражали в ккал/м2 в день. Затем в лаборатории определяли потребление кислорода (дыхание) взрослых особей и нимф разного размера в зависимости от температуры. На основе этих данных для каждого промежутка времени вычисляли дыхание популяции по отношению к средней сырой биомассе и приводили эти данные к фактической температуре среды. С помощью соответствующего коэффициента (Ивлев, 1934) потребление кислорода переводили в калории. Общую скорость ассимиляции в популяции получали, складывая величины продукции и дыхания.

Очень люблю историю, и это событие в развитии человеческого общества не могло не заинтересовать меня. С удовольствием поделюсь своими знаниями о том, что такое оседлость , и расскажу о тех последствиях, что были вызваны изменением образа жизни.

Что означает термин «оседлость»

Этот термин подразумевает переход кочевых народов к проживанию на одном месте либо в пределах небольшой территории. Действительно, древние племена весьма зависели от того, куда движется их добыча, и это было вполне естественным явлением. Однако со временем человек перешел к производству необходимого продукта , а значит, отпала необходимость перемещаться вслед за стадами. Это сопровождалось строительством жилищ, ведением хозяйства , что требовало создания необходимых в быту вещей. Проще говоря, племя обустраивало определенную территорию, при этом считая ее своей, а потому было вынуждено защищать ее от незваных гостей.


Последствия перехода к оседлости

Переход к такому образу жизни и одомашнивание животных кардинально изменили жизнь людей, а некоторые последствия мы ощущаем и в наши дни. Оседлость - не только перемена образа жизни, но и существенные изменения в самом мировоззрении человека . Фактически земля стала цениться, перестав быть общим достоянием, что и привело к зачаткам собственности. В то же время все нажитое как бы привязывало человека к одному месту проживания, что не могло не сказаться на окружающей среде - распашка полей, строительство оборонительных сооружений и многое другое.

В целом, среди множества последствий перехода к оседлости можно выделить наиболее яркие примеры:

  • увеличение рождаемости - как следствие роста плодовитости;
  • падение качества питания - согласно исследованиям, переход от животной пищи к растительной привел к уменьшению среднего роста человечества;
  • увеличение заболеваемости - как правило, чем больше плотность населения, тем выше этот показатель;
  • негативное влияние на окружающую среду - засорение почв, рек, вырубка леса и так далее;
  • увеличение нагрузки - поддержание хозяйства требует большего труда, чем просто охота или собирательство.

Одним из парадоксов перехода к оседлому способу жизни является тот факт, что при повышении урожайности возрастало население и увеличивалась зависимость от аграрных культур . В итоге это стало представлять определенную проблему: в случае слабой обеспеченности продуктами возрастает нагрузка на все сферы жизнедеятельности.



Рекомендуем почитать

Наверх