Ниже я приведу вам пошаговый рецепт пельменей по технологии моей бабушки. Это...
![Рецепт пельменей из свинины и секреты приготовления фарша](https://i0.wp.com/sun-hands.ru/wp-content/uploads/image/pelmeni2.jpg)
качественные показатели вредоносных веществ, а второй – количественные, то есть пораженную территорию. Для каждого уровня установлены нормы обращения с отходами.
Исследования показывают, что причины возникновения антропогенных опасностей в основном связаны с ошибочно принятыми решениями человека. Статистика происшествий по вине человека такова:
Человек может допускать такие ошибки, которые приводят к техногенным катастрофам :
В родной природе планеты Земля человека можно считать самым изменчивым компонентом. Технологический прогресс и постоянные новшества – этому подтверждение. Таким образом, постоянно меняется эффект от действий людей на окружающую среду.
Угрозы, созданные при участии человека, можно классифицировать так:
1. В соответствии с интенсивностью потоков в жизненном пространстве:
2. По длительности воздействия опасные и вредные факторы делят на:
3. По зоне воздействия различают опасности:
4. В зависимости от степени завершенности процесса:
5. По происхождению:
Антропогенными факторами называются те, которые обуславливаются влиянием и действиями человека.
Различают такие их виды:
Современная деятельность человека не ограничивается влиянием только на поверхность и недра планеты, она охватывает биосферу и околоземное пространство. Яркими примерами влияния опасных антропогенных факторов являются: глобальное повышение температуры (потепление), таяние ледников, появление «озоновых дыр» или усыхание Аральского моря и последующее превращение его в пустыню.
Человек появился на Земле относительно недавно, но уже успел приспособиться к среде обитания и начал ее изменять. Систему взаимодействия «человек - природа» изучает такая наука, как экология. В процессе изучения окружающей среды люди поняли простое правило: не нужно брать у природы больше, чем она способна отдать.
Иногда наблюдается чрезмерное влияние человека на природу. Аргументов о вреде такой деятельности можно привести массу:
Человек и природная среда взаимодействуют каждый день. Все выходят на улицу, дышат, работают и отдыхают. Антропогенное загрязнение окружающей среды можно разделить на такие виды:
Источник антропогенных опасностей - это сам человек и его деятельность, его ошибки и недочеты в работе, незнание и низкая квалификация. Наличие таких опасностей приводит к войнам и конфликтам, техногенным катастрофам, взрывам и причинению вреда родной природе.
Антропогенной нагрузкой называют количественную меру воздействия человека на природу и экосистемы, которая проявляется в изъятии, внесении или перемещении энергии и веществ.
Различают следующие ее типы:
Показателями антропогенной нагрузки являются:
Также выделяют понятие «нормы нагрузки». Это показатель антропогенного воздействия, который не приводит к нарушениям в самовосстановлении природы. Показатель может достигать предельного уровня, при котором происходит разрушение природной среды обитания.
Комплексность вычисления антропогенной нагрузки значительно затрудняет расчеты. Это происходит потому, что возможно наложение опасностей друг на друга. Вследствие реакций появляются новые загрязнители. Поэтому столкновение разных видов чрезвычайно опасно для природы.
Степень антропогенной нагрузки рассчитывается в баллах начиная от 1 или в виде коэффициента по специальной формуле. Расчет основывается на рекомендациях Росгидромета и Госсанэпиднадзора.
В современном мире имеется множество загрязнителей, представляющих угрозу для атмосферы планеты. Например, выбросы промышленных производств, транспортные выхлопы, аэрозоли, смоги и так далее. Все это уменьшает устойчивость биосферы, то есть ее способность к возобновлению.
Исследования показывают, что в последнее время уровень pH дождевой воды достигает показателя 5,6 при норме pH 7. А при показателе 4-4,5 начинают гибнуть рыбы. Если меняется кислотно-щелочной баланс морской воды, то происходит нарушение экологического равновесия в океанах.
Выбросы промышленности в основном являются пылью, что меняет прозрачность атмосферы, способствует возникновению смога и кислотных дождей. Стоит ли еще приводить какие-либо аргументы? Влияния человека на природу и атмосферу сегодня поистине губительно!
Почва и вода являются самыми важными природными ресурсами на планете. Человек ими пользуется для получения питания, обустройства жилища и обеспечения своих нужд.
Если нарушается устойчивость биосферы, то изменяется и почва, и водные ресурсы. Земля впитывает все больше токсических отходов и становится непригодной для посевов и размножения растений. При добыче ископаемых значительно нарушается верхний слой почвы, образуются отходы, связанные с процессом.
Водоемы, как правило, загрязняются сточными водами. Последние исследования показывают, что водные ресурсы планеты не в состоянии обеспечить производственные и человеческие нужды в полном объеме. Основными источниками загрязнения воды являются промышленность и сельское хозяйство.
Последствия для воды и почвы:
Изменение окружающей среды влияет на все живые организмы. Для человека и животных это выражается в росте количества заболеваний. Увеличение объема углекислого газа в атмосфере приводит к развитию дыхательной недостаточности, респираторных заболеваний, болям в грудной клетке и раку легких у людей. Изменение состава воды отражается на состоянии кожных покровов. А шумы, вибрации приводят к потере слуха, стрессам и нервному напряжению.
Растения также сильно страдают от загрязнения окружающей среды. Выбросы и захоронение отходов приводят к появлению диоксида серы и оксида азота, что чревато кислотными осадками. Они могут быть смертельны для диких животных и растений.
Последствия антропогенного влияния на живые организмы:
Для предотвращения техногенных и антропогенных опасностей людей обучают правилам работы и безопасности на рабочем месте. Руководители проводят разъясняющие беседы, тренировочные ситуации, проверяют физическую и психологическую готовность сотрудников к ЧС.
Чтобы правильно оценить обстановку и принять решение, человек должен научиться адекватно оценивать ситуацию и не паниковать.
Антропогенные опасности также могут называться техногенными – в случае создания угрозы техническими средствами. Для устранения опасных и вредных факторов техногенного характера необходимо:
Можно сказать, что антропогенные опасности - это неизбежный риск, обусловленный деятельностью человека. Но только от людей и их решений зависит дальнейшая судьба всего живого и самого человека.
В 21 веке негативное влияние достигло своего пика. Загрязнение окружающей среды, шумы, вибрации, излучения и различные волны существенно влияют на здоровье живых организмов. На государственном уровне принимаются меры и разрабатываются рекомендации для устранения негативных факторов влияния человека на природу.
Человечеству стоит переосмыслить свое отношение к природе, проанализировать причины опасностей и разработать защитные меры для производства и быта.
Понятие и причины антропогенных опасностей
Замечание 1
Неправильные или несанкционированные действия людей или групп людей приводят к антропогенным опасностям. Это значит, что возникают они в результате воздействия человека на среду обитания. С ростом преобразующей деятельности человека число антропогенных опасностей резко возрастает. Вредные антропогенные факторы, негативно воздействующие на человека, приводят к ухудшению самочувствия или каким-либо заболеваниям. Негативное воздействие травмирующих факторов может привести к серьезной травме или летальному исходу. В результате воздействия человека на природную среду, происходит точечное, локальное или глобальное её изменение. Человек, воздействуя на биосферу в процессе своей жизнедеятельности, потребляет первичную биологическую продукцию, а последствием является образование отходов.
Существует два типа отходов – первичные и вторичные .
К первичным относятся непосредственные остатки использованного продукта.
Вторичными являются те, которые загрязняют окружающую среду веществами, синтезированными человеком в процессе его деятельности. Синтезированные вещества являются чуждыми для природы.
С развитием промышленного производства и сельского хозяйства на окружающую среду резко увеличивается и, как говорят специалисты, каждые $10$-$15$ лет удваивается. Человеческая деятельность сама по себе опасна, потому что сохраняется опасность принятия неправильного решения. Люди по-разному реагируют на внешние раздражители и могут принять ошибочное решение, следствием которого может стать антропогенно-техногенная катастрофа. Сам человек и всё, что им создано – технические средства, здания, сооружения – являются источниками антропогенных опасностей .
Возникновение аварий в технических системах связано с человеческим фактором.
Замечание 2
Например , $80$ % авиакатастроф, по данным ИКАО, являются результатом ошибочных действий экипажа воздушного судна. Дорожно-транспортные происшествия на $60$-$80$ % случаев происходят по ошибке водителей автомобилей. На объектах повышенного риска $60$ % аварий происходит из-за ошибок персонала. Причиной несчастных случаев на производстве, о чем свидетельствует статистика, становятся неблагоприятные психологические качества человека.
В результате выделяются причины возникновения таких опасностей:
К более распространенным относят производственные факторы – запыленность воздуха, его загазованность, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.
Травмоопасными факторами являются электрический ток, падающие предметы, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушенных конструкций.
Замечание 3
В своем развитии цивилизация пришла к парадоксу – совершенствуя технику для своей безопасности, человечество пришло к наивысшим техногенным опасностям, связанным с её производством и использованием.
Неправильное или не точно совершенное действие человека приводит к ошибкам, значит, ошибка – это результат действия, невыполнение поставленной задачи, которое может привести к самым печальным последствиям. По вине человека ошибки могут происходить в самых различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в производственной сфере, в чрезвычайных ситуациях, в межличностном общении, на отдыхе, во время путешествий и др.
Человеку свойственно ошибаться, это функция его психического состояния, а частота ошибок в достаточно большой степени зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок.
Состояние человека и особенности его личности, приводящие к совершению ошибок, делят на врожденные особенности и временные состояния.
Врожденными особенностями являются физиологические характеристики и наследственность человека – это слуховые и зрительные анализаторы, обоняние, вкус, осязание, мышечная сила, скорость и координация движения. К этим же характеристикам относится психомоторная система – рефлексы, скорость реакций и др. Безусловно, большую роль играет интеллект – уровень знаний, способность применять их в конкретной ситуации и уметь ориентироваться.
К временным состояниям относится физическая и психологическая усталость, в результате чего снижается внимание , мышечная сила и работоспособность человека. Отвлекающими факторами могут быть временные функциональные нарушения организма – неожиданная острая головная боль, судорога мышц, головокружение. К ошибкам приводит и временное переключение внимания на другой предмет или событие, которые не связаны с данной работой – внезапный шум или яркая вспышка света.
Причинами бытовых ошибок может стать использование электроприборов, бытового газа, открытого огня, использование ядохимикатов. Могут быть допущены ошибки при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, ртуть содержащими предметами. Даже при потреблении недоброкачественных продуктов и алкоголя, а также медикаментов, можно допустить ошибки с негативными последствиями.
В производственной сфере к ошибкам ведет нарушение установленного режима работы и бездействие человека в тот момент, когда его участие необходимо.
Ошибки, допускаемые в чрезвычайных ситуациях как естественного, так и техногенного происхождения, обычно бывают связаны с неподготовленностью человека к конкретным действиям в такой ситуации. Неумение предвидеть чрезвычайные ситуации, приводит к сложным последствиям. Например, обращение с горючими и взрывчатыми веществами, управление сложными техническими системами, сход лавин и селей и др.
В межличностных отношениях источниками ошибок становятся непорядочность, небрежность, ревность, месть, оскорбительные высказывания, религиозные и национальные конфликты и др.
Очень большие ошибки совершаются в области управления экономикой и государственной деятельности . Заключаются они в том, что работники этой сферы довольно часто стремятся нарушить законы природы, например, строительство ЦБК на озере Байкал, проекты поворота северных рек в южном направлении.
Замечание 4
Самая изменчивая составляющая в системе «человек – среда обитания» – это сам человек, поведение которого определяется массой индивидуальных факторов.
Чтобы работающие не совершали психомоторных ошибок и ошибок в принятии решений их обучение должно проходить с позиций безопасности жизнедеятельности, и направлено на предупреждение их появления.
Психомоторные ошибки появляются на уровне двигательных операций, при каких-либо неловких движениях. Чтобы моторные действия во время работы были выполнены безопасно, работнику важно научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию. Применительно к отдельным этапам деятельности приобретать необходимые двигательные навыки. В этом плане существенную роль сыграет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности и позволит более полно учесть другие нюансы.
Большое значение имеют тренировки для выработки специальных навыков поведения в каких-либо нештатных и непредвиденных ситуациях и принятие оптимальных решений для их разрешения. С повышением уровня профессиональных навыков снижается уровень объективного риска. В сложных производственных условиях необходимо добиваться стабилизации уровня субъективного риска – речь в этом случае идет о снижении излишней уверенности в собственных возможностях. Эта излишняя уверенность может привести при определенных условиях к ошибочным действиям и негативным последствиям.
Формирование у оператора психологической готовности является важным этапом обучения безопасности жизнедеятельности. Психологическая готовность – это определенное психологическое состояние, основным показателем которого является уверенность в своей психологической надежности – это уверенность в здоровье, знаниях, навыках. Формирование осознанного подхода к наличию потенциальных ресурсов и умения рационально их распределять в ходе деятельности. Для формирования такого состояния важной становится подготовка операторов в усложненных условиях на специальных тренажерах с обязательным вводом дополнительных психологических факторов по сложности, например, дефицит времени, неопределенная информационная среда, выполнение дополнительных задач и др.
При обучении безопасности жизнедеятельности важным моментом становится выработка у персонала умения правильно принимать решения , избегая опасных ошибок.
Для формирования этого умения существует определенная последовательность:
Замечание 5
При обучении безопасности жизнедеятельности важно соблюдать последовательность перехода от простого уровня к более сложному, до тех пор, пока у человека не будет выработана способность оценивать сложившуюся ситуацию критически и объективно, что позволит принять правильное адекватное решение при складывающихся антропогенных опасностях.
К повседневным абиотическим факторам относятся: климатические (атмосферные) факторы (температура и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, газовый состав воздуха, осадки, прозрачность атмосферы, излучение Солнца и др.); факторы водной среды (температура воды, ее состав, кислотность и др.); почвенные факторы (состав, кислотность, температура и др.) и топографические факторы (высота над уровнем моря, крутизна склона и др.).
Температура воздуха и излучение Солнца – наиболее важные абиотические факторы. От температуры зависят обмен веществ и жизнь организмов, их географическое распространение. Самая низкая температура -89,2°С зафиксирована 21 июля 1983 г в Антарктиде. Самым холодным обитаемым местом в мире считается село Оймякон (Якутия, Россия). В 1933 г. здесь фиксировалось -68°С. Самая высокая температура в тени +58°С зафиксирована 13 сентября 1922 г. в Ливии.
Реальные температурные условия пребывания человека в атмосферном воздухе могут изменяться в широких пределах: от -30°С и ниже (работа на открытых площадках в зимних условиях) до +40°С и выше при пребывании в условиях жаркого климата.
Установлено, что при достижении температурного уровня в 27–28°С эффективность работы человека снижается, а число ошибок возрастает. Нижняя граница допустимого температурного уровня для работы составляет + 18°С. Известно, что при температуре + 13°С несчастные случаи на производстве происходят на 34% чаще, чем при 18°С.
Отклонения температуры атмосферного воздуха от допустимой и недостаточная освещенность поверхностей солнечным излучением сопровождаются возникновением естественных опасностей, действующих на человека. Отклонения иных абиотических факторов также могут стать причиной возникновения естественных опасностей, но их проявления возникают, как правило, реже и менее значимы для жизнедеятельности человека.
Антропогенные опасности – это опасности, связанные с неправильными или несанкционированными действиями людей (групп лиц).
Негативные воздействия отдельного человека на природу и себе подобных ограничены сто низкими энергетическими возможностями. Однако влияние человека на окружающий мир многократно возрастает, когда человек взаимодействует с техническими системами или современными технологиями. В этом случае опасности следует называть антропогенно- техногенными . Яркими примерами таких опасностей являются катастрофы на ЧАЭС, Саяно-Шушенской ГЭС. Человеческий фактор является одним из решающих: 60% авиакатастроф, 80% аварий на море и 60% аварий на промышленных предприятиях происходят по вине людей.
Серьезную угрозу возникновения антропогенно-техногенных опасностей представляет также внезапное или преднамеренное (из-за применения алкоголя, наркотиков или других токсикантов) нарушение трудоспособности и здоровья работающих и, прежде всего, операторов технических систем. В последние годы эти угрозы значительно возросли. В России, по данным официальной статистики на 2010 г., число наркоманов оценивается в 550 тыс. чел., состоящих на диспансерном учете. Но это только те люди, которые официально зарегистрированы и находятся под наблюдением в наркологических диспансерах. А но экспертным оценкам более 5 млн жителей нашей страны страдают наркотической зависимостью.
Серьезную опасность для человека представляет потребление алкоголя. По данным ВОЗ, в 2003 г. среднегодовое потребление алкоголя россиянами составило 10,3 л 100% безводного спирта на человека в год. Между тем, если этот показатель превышает 8 л, начинается угасание этноса.
Отметим, что апогеем антропогенно-техногенных опасностей являются опасности, возникающие в результате сознательных действий человека (терроризм, военные конфликты, сознательное нарушение правил поведения и т.п.).
Происхождение таких опасностей во многом носит целевой характер и всегда связано с планируемой деятельностью отдельных личностей или группировок, а уровень опасностей, как правило, является крайне высоким. Эта группа опасностей в учебном пособии не анализируется из-за отличий в их происхождении и из-за смены акцентов на противоположные в системе "источник опасности – объект защиты". В обыденной жизни влияние источника опасности всегда нужно уменьшать, а в рассматриваемом случае – всегда усиливать (оружие, бомбы и т.п.); объекты защиты в обычной жизни всегда оберегают, а в рассматриваемом случае – уничтожают.
Определение антропогенной опасности, а также факторы, способствующие её возникновению.
Вредная либо незаконная деятельность человека, а также общества в целом по отношению к природе проявляется в возникновении антропогенных угроз. Подобные проблемы могут быть связаны только с неправильным взаимодействием людей и природной среды. В последнее время общество стало особенно активно влиять на природные процессы, а количество угроз увеличилось. С ухудшением окружающих условий, которые непрерывно оказывают воздействие на людей, появляются и проблемы со здоровьем, проявляющиеся в частом недомогании или опасных болезнях. Такое влияние может вызывать травмы и даже становиться причиной смерти. Окружающая среда может быть изменена людьми на какой-то конкретной площади, в районе проживания либо во всём мире. Общество, взаимодействуя с природой на протяжении всего существования, эксплуатирует огромное количества веществ, которые перерабатываются и выбрасываются в виде вредных отходов.
Отходы разделяют на 2 вида, которые имеют ряд различий:
При модернизации промышленности, а также сельскохозяйственной деятельности происходит усиление вредного воздействия на природные оболочки. Если верить профессионалам в этой сфере, то раз в десятилетие подобное влияние усиливается примерно в два раза. Люди создают серьёзную угрозу для экологии, так как часто совершаются действия, наносящие ей непоправимый вред. Каждый конкретный человек может по разному чувствовать на себе воздействие поражающих факторов, что приводит к неверным решениям, провоцирующим возникновение антропогенно-техногенных разрушений. Оборудование или любые постройки, создаваемые людьми представляют собой угрозу для природы.
Именно из-за неправильных действий людей происходят чрезвычайные происшествия, связанные с техническими системами.
К примеру, около восьмидесяти процентов "воздушных аварий" происходят по причине неправильной деятельности руководства авиатехники. Чрезвычайные ситуации на дорогах также в 60-80 процентах ситуаций являют собой пример ошибочный действий людей, управляющих транспортными средствами. Шестьдесят процентов опасных разрушений объектов повышенного риска случаются из-за действия человеческого фактора. Гибель людей в процессе деятельности на промышленных предприятиях вызвана в большинстве случаев отсутствием необходимых психологических характеристик.
На сегодняшний день выявлено четыре фактора появления антропогенных угроз:
Наиболее встречающимися на практике являются причины, связанные с промышленной деятельностью человека - загрязнение атмосферы, наличие в воздухе пыли и вредных газов, шумы, ионизирующее излучение и многие другие.
К причинам, способным нанести физический урон человеку, относят опасное оборудование, части уничтоженных механизмов, объекты, которые могут упасть и иные.
Человечество сейчас находится на особенном этапе становления, когда при улучшении технологий для собственного блага мы сами создаём угрозы для существования, сопряженные с созданием и применением различных устройств.
Неверная либо осуществлённая с ошибкой операция может вызвать целый ряд ошибок. Ошибки - это итоги деятельности, которые не привели к реализации задуманного плана и провоцирующие различные опасные последствия. Из-за человеческих действий возникают проблемы в разных жизненных областях. К примеру, в бытовых процессах, в промышленности, в опасных случаях, при взаимодействии между людьми, в процессе поездок и в иных случаях.
Люди нередко совершают ошибки, так уж они устроены. В зависимости от внешних условий, а также общей утомлённости человек способен выполнять действия с тем или иным уровнем точности, правильности.
Психологические качества людей, а также их состояния, которые способны вызвать неправильные действия, подразделяют на данные от рождения и временные.
Первый тип качеств включает в себя физиологические особенности, наследственные признаки людей (проверка слуха и зрения, обоняния, вкуса, осязания, мышечной силы, скорости, а также координации движения). К ним также относят состояние психомоторной системы (время реакции и многое другое). Ещё сюда входят интеллектуальные качества (общая степень образованности, возможности использовать знания в тех или иных случаях, возможность принимать решения в сложных ситуациях).
Ко второму типу относят уровень физической подготовки, психологическое состояние, которые способны влиять на качество работы людей, их внимательность. Мешать работе может и боль, вызванная проблемами со здоровьем (мышечные судороги, проблемы с сосудами и другие), а также отвлечение человека на иные явления либо объекты, не относящиеся к текущей деятельности (шумы, вибрации, яркий свет).
К бытовым ошибкам нередко приводит применение опасных устройств, потребляющих электричество, использование бытовых газов, огня, а также ядовитых химических веществ. Можно совершить неправильные действия во время использования бытовых отходов, кипящих жидкостей, предметов, содержащий ртуть. Используя некачественную пищу или алкогольные напитки, лечебные препараты, можно совершить ряд неправильных действий, которые станут причиной неблагоприятных ситуаций.
В процессе промышленной деятельности к проблемам приводит изменение рекомендованного рабочего режима, отсутствие человеческого вмешательства в нужный момент.
Чаще всего неправильные действия, осуществляемые после возникновения опасной ситуации (любого характера), происходят из-за отсутствия подготовки людей к ним. Человек просто не знает что делать. Очень важно уметь прогнозировать развитие опасных случаев, чтобы избежать тяжёлых разрушений и жертв. Особенно полезно наличие навыков взаимодействия с разными типами веществ, способности работы с непростыми и технологичными системами, знание правил по выживанию в условиях природных катастроф.
При общении между разными людьми к отрицательным последствиям могут привести жестокость, эгоизм, отсутствие внимания, проявление агрессии, различные политические или религиозные взгляды и многое другое. Часто ошибки совершаются на государственном и даже мировом уровне. Люди, работающие в области управления странами или отдельными регионами, часто не уделяют должного внимания заботы о природе, что создаёт дополнительные трудности.
Наиболее непостоянным элементом механизма взаимоотношений между людьми и природой являются сами люди, ведущие себя совершенно по-разному в зависимости от разных условий.
Для снижения риска совершения людьми неверных действий психомоторного характера, а также уменьшения количества неправильных решений очень важно обращать внимание на правила безопасности, которые созданы для предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Причиной ошибок психомоторного характера является совершение разных неудачных движений. Важно выработать умение верно определять тип возникшего информационно-производственного случая для совершения только верных и безопасных действий. Для конкретных моментов нужно выработать нужные двигательные способности. При изучении подобных тем особенно важно помещение работников в спроектированную модель опасной ситуации, чтобы остановиться на каждом незначительном пункте.
Также немалую роль играют практические занятия по наработке особых умений в случае возникновения необычных случаев, чтобы человек мог сам определить наиболее подходящий способ выхода из ситуации. При улучшении уровня подготовки специалистов вероятность возникновения опасности значительно снижается. В отдельных ситуациях есть необходимость уменьшения степени уверенности в правильности принимаемых решений у работников. Излишнее спокойствие также опасно при чрезвычайных ситуациях.
Изучение правил безопасности предполагает не только физическую, но и психологическую подготовку человека. После прохождения обучения человек должен быть уверен в своих силах при возникновении опасных ситуаций. Для этого применяются особые методы, связанные с усилением нагрузки на психику (ограничения по времени, отсутствие необходимой информации и другие)
Во время подготовки нужно уделять внимание способности действовать разумно и безопасно.
Формируется такая способность следующим образом:
Во время обучения нужно постепенно двигаться постепенно с увеличением степени сложности до тех пор, пока не сформируется умение правильно рассматривать случаи и явления, чтобы адекватно решать поставленные задачи.
Чтобы все созданные человеком системы правильно работали, ему необходимо постоянно решать определенные задачи, использовать энергетические и информационные потоки. Но человек способен ошибаться и этим наносить вред природе. Называется это антропогенными опасностями. В статье рассмотрены их виды, причины и последствия.
Антропогенные опасности - это определенные негативные условия, созданные при участии человека, которые отражаются на окружающей среде и здоровье населения. В основном они объясняются недостаточным вниманием работников и руководителей к проблемам безопасности и производственным рискам.
Опасности для окружающей среды, вызванные человеком, во многом связаны с выбросами отходов, которые неизбежны в производстве, сельскохозяйственной сфере, транспортной промышленности и других областях жизни. Отходы и выбросы, механическая, тепловая, электромагнитная энергия поступают в окружающую среду, водоемы и влияют на состояние всего живого.
Существует понятие уровня и зоны возникновения опасности. Первый определяет вредоносных веществ, а второй - количественные, то есть пораженную территорию. Для каждого уровня установлены нормы обращения с отходами.
Исследования показывают, что причины возникновения антропогенных опасностей в основном связаны с ошибочно принятыми решениями человека. Статистика происшествий по вине человека такова:
Человек может допускать такие ошибки, которые приводят к техногенным катастрофам:
В родной природе планеты Земля человека можно считать самым изменчивым компонентом. Технологический прогресс и постоянные новшества - этому подтверждение. Таким образом, постоянно меняется эффект от действий людей на окружающую среду.
Угрозы, созданные при участии человека, можно классифицировать так:
1. В соответствии с интенсивностью потоков в жизненном пространстве:
2. По длительности воздействия опасные и вредные факторы делят на:
3. По зоне воздействия различают опасности:
4. В зависимости от степени завершенности процесса:
5. По происхождению:
Антропогенными факторами называются те, которые обуславливаются влиянием и действиями человека.
Различают такие их виды:
Современная деятельность человека не ограничивается влиянием только на поверхность и недра планеты, она охватывает биосферу и околоземное пространство. Яркими примерами влияния опасных антропогенных факторов являются: глобальное повышение температуры (потепление), таяние ледников, появление «озоновых дыр» или усыхание Аральского моря и последующее превращение его в пустыню.
Человек появился на Земле относительно недавно, но уже успел приспособиться к среде обитания и начал ее изменять. Систему взаимодействия «человек - природа» изучает такая наука, как экология. В процессе изучения окружающей среды люди поняли простое правило: не нужно брать у природы больше, чем она способна отдать.
Иногда наблюдается чрезмерное влияние человека на природу. Аргументов о вреде такой деятельности можно привести массу:
Человек и природная среда взаимодействуют каждый день. Все выходят на улицу, дышат, работают и отдыхают. Антропогенное загрязнение окружающей среды можно разделить на такие виды:
Источник антропогенных опасностей - это сам человек и его деятельность, его ошибки и недочеты в работе, незнание и низкая квалификация. Наличие таких опасностей приводит к войнам и конфликтам, техногенным катастрофам, взрывам и причинению вреда родной природе.
Антропогенной нагрузкой называют количественную меру воздействия человека на природу и экосистемы, которая проявляется в изъятии, внесении или перемещении энергии и веществ.
Различают следующие ее типы:
Показателями антропогенной нагрузки являются:
Также выделяют понятие «нормы нагрузки». Это показатель антропогенного воздействия, который не приводит к нарушениям в самовосстановлении природы. Показатель может достигать предельного уровня, при котором происходит разрушение природной среды обитания.
Комплексность вычисления антропогенной нагрузки значительно затрудняет расчеты. Это происходит потому, что возможно наложение опасностей друг на друга. Вследствие реакций появляются новые загрязнители. Поэтому столкновение разных видов чрезвычайно опасно для природы.
Степень антропогенной нагрузки рассчитывается в баллах начиная от 1 или в виде коэффициента по специальной формуле. Расчет основывается на рекомендациях Росгидромета и Госсанэпиднадзора.
В современном мире имеется множество загрязнителей, представляющих угрозу для атмосферы планеты. Например, выбросы промышленных производств, транспортные выхлопы, аэрозоли, смоги и так далее. Все это уменьшает устойчивость биосферы, то есть ее способность к возобновлению.
Исследования показывают, что в последнее время уровень pH дождевой воды достигает показателя 5,6 при норме pH 7. А при показателе 4-4,5 начинают гибнуть рыбы. Если меняется кислотно-щелочной баланс морской воды, то происходит нарушение экологического равновесия в океанах.
Выбросы промышленности в основном являются пылью, что меняет прозрачность атмосферы, способствует возникновению смога и кислотных дождей. Стоит ли еще приводить какие-либо аргументы? Влияния человека на природу и атмосферу сегодня поистине губительно!
Почва и вода являются самыми важными природными ресурсами на планете. Человек ими пользуется для получения питания, обустройства жилища и обеспечения своих нужд.
Если нарушается устойчивость биосферы, то изменяется и почва, и водные ресурсы. Земля впитывает все больше токсических отходов и становится непригодной для посевов и размножения растений. При добыче ископаемых значительно нарушается верхний слой почвы, образуются отходы, связанные с процессом.
Водоемы, как правило, загрязняются сточными водами. Последние исследования показывают, что водные ресурсы планеты не в состоянии обеспечить производственные и человеческие нужды в полном объеме. Основными источниками загрязнения воды являются промышленность и сельское хозяйство.
Последствия для воды и почвы:
Изменение окружающей среды влияет на все живые организмы. Для человека и животных это выражается в росте количества заболеваний. Увеличение объема углекислого газа в атмосфере приводит к развитию дыхательной недостаточности, респираторных заболеваний, болям в грудной клетке и раку легких у людей. Изменение состава воды отражается на состоянии кожных покровов. А шумы, вибрации приводят к потере слуха, стрессам и нервному напряжению.
Растения также сильно страдают от загрязнения окружающей среды. Выбросы и захоронение отходов приводят к появлению диоксида серы и оксида азота, что чревато Они могут быть смертельны для диких животных и растений.
Последствия антропогенного влияния на живые организмы:
Для предотвращения техногенных и антропогенных опасностей людей обучают правилам работы и безопасности на рабочем месте. Руководители проводят разъясняющие беседы, тренировочные ситуации, проверяют физическую и психологическую готовность сотрудников к ЧС.
Чтобы правильно оценить обстановку и принять решение, человек должен научиться адекватно оценивать ситуацию и не паниковать.
Антропогенные опасности также могут называться техногенными - в случае создания угрозы техническими средствами. Для устранения опасных и вредных факторов техногенного характера необходимо:
Можно сказать, что антропогенные опасности - это неизбежный риск, обусловленный деятельностью человека. Но только от людей и их решений зависит дальнейшая судьба всего живого и самого человека.
В 21 веке негативное влияние достигло своего пика. Загрязнение окружающей среды, шумы, вибрации, излучения и различные волны существенно влияют на здоровье живых организмов. На государственном уровне принимаются меры и разрабатываются рекомендации для устранения негативных факторов влияния человека на природу.
Человечеству стоит переосмыслить свое отношение к природе, проанализировать причины опасностей и разработать защитные меры для производства и быта.