Социальная структура китайского общества. Традиционное общество: определение

Авто 17.07.2019
Авто

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом, а с иными социокультурными общностями: все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства.

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья - задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная «материальная гарантия», за результаты которой никто ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу-дарства, а подчас и общества в области социального обеспече-ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих, при-том что «государство и общество обеспечивают пенсионеров». На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитар-ное обслуживание, государство и общество должны обеспе-чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате-риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен-ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла-сти межнациональных отношений, особенно в период «куль-турной революции», было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу-ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:равноправие национальностей, запрещение националь-ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло-ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев; государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи-вания в ускорении темпов экономического и культурного раз-вития, районная автономия в районах их компактного прожи-вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 -- обес-печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес-кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра-ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой-не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото-рая выдвинулась во время «культурной революции» благода-ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при-родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 435

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода. С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики -- социалистическая общественная соб-ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс». Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти-ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим-ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: «На началь-ной стадии социализма государство поддерживает экономичес-кую систему, при которой общественная собственность доми-нирует и другие формы собственности развиваются параллель-но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения». В противоречивости этих положений получа-ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци-алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров-не в течение неопределенного времени в сочетании с разви-тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми-рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти-туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи-ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро-ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч-ного регулирования государство гарантирует пропорциональ-ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель-ства; разработка законодательства, регламентирующего хо-зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет-ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми-нировании государственной собственности в народном хозяй-стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру-ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави-симости от задач экономической политики китайского руко-водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес-кой рыночной экономики получила конституционное оформле-ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо-зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе-му хозяйствования, основой которой является семейный под-ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со-бой социалистический сектор экономики, основанный на сис-теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу-ции -- допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа-листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен-но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче-ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко-номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще-ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи-зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес-кая стратегия государства по использованию достижений на-уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен-ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки». Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 437

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности -- как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 438

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

Территория Китая делилась на две части: западную горную и равнинную восточную, которую называли Великой Китайской равниной. Это и определяло особенности развития этих регионов. В древнем Китае не было автономных городов-полисов и гражданско-храмовых общин, чем отличались хозяйства древних Месопотамии и Египта.

Социально-экономическую жизнь Китая полностью контролировал государственный аппарат. Оно развивалось под влиянием оригинальных идеологических систем, было мобильным, поскольку строилось на клановой основе Между кланами не существовало непреодолимых социальных препятствий, переход из одной социальной группы в другую осуществлялся автоматически. Общественно-политическая активность населения, воспитанного на конфуцианской идеи, согласно которой каждый сам является кузнецом своего счастья, была очень высокой.

Горы Тибета, огромная мертвая пустыня Гоби и бесчисленные кочевые народы и племена, которые широкой полосой окружали Китай, надежно изолировали древних китайцев от остального цивилизованного мира. Вырваться из этого окружения китайцы сумели лишь в конце своей древней истории.

Первым государственным образованием на территории древнего Китая было государство Шапь-Инь (XVIII ст. к н.е.). В шань-інському Китае господствовало общинное землевладение с системой взаимопомощи, причем общинные земли предоставляли в индивидуальное пользование отдельным семьям. Общественные поля обрабатывали коллективно государственным инвентарем все общинники (в форме государственной повинности) или приписаны к этой земли крестьяне. В этот период в обществе происходит имущественное и социальное расслоение, выделяются богатые и знатные семьи. Шань-інський ван (обладатель) уже отделял себя от народа, хотя власть его еще оставалась номинальной.

Жители Шань-Іню селились в поймах рек, а основой хозяйства было земледелие, которое базировалось на естественном орошении земельных участков. Шань-инци научились отводить с полей избыток воды, выращивали просо, чумизу, а также разнообразные садово-огородные культуры. Ирригационное земледелие появилось гораздо позже. К достижениям Шань-Іню стоит отнести знаменитое китайское шелководство, бронзовую металлургию, гончарство, деревообработку, строительство, резьба по кости и камню.

Развивалась и торговля главным образом обменная. Торговым эквивалентом служили зерно, кожа, шелк, изделия из бронзы.

После упадка Шань-Іню на ее месте в XII ст. к н.е. возникло новое государственное образование Чжоу ли, которое в своей истории имело два этапа - Западное Чжоу (XII-VIII вв. к н.е.), и Восточное Чжоу (VIII-III вв. к н.е.) Название Западного или Восточного Чжоу зависела от того, куда перемещалась столица государства - на восток или на запад.

Для социальной структуры китайского государства Чжоу была характерна система наследственных рангов, которая окончательно сложилась в X-IX вв. к н.е. их было пять:

Царь (ван);

Аристократы-князья;

Начальники кланов;

Мелкая знать;

Простолюдины (рядовые члены патриархальной семьи).

Именно последний ранг своим трудом и удерживал чжоуське общество. Ранговая структура стала основой иерархического характера земельной собственности. Царь предоставлял аристократам-князьям поместья в наследственное владение. Те, в свою очередь, обеспечивали землей начальников кланов, мелкую знать. Итак, земля в Китае не принадлежала кому-то одному, право собственности на нее дробилось между различными общественными слоями, система пользования землей базировалась на условном землепользовании.

Китайские ранги были довольно подвижны, переход из одного в другой осуществлялся автоматически благодаря оригинальной системе наследования рангов. Родительский ранг в Китае наследовали только старшие сыновья, другие дети должны быть рангом ниже.

по Сравнению с Шань-Інем в Чжоу более четко формировался правительственный аппарат. Во главе правительства стоял помощник царя, которому подчинялись чиновники, возглавлявшие главные

ведомства:

1) надзор за хозяйственной жизнью страны;

2) руководство войсками;

3) руководство всем земельным фондом и ирригационной системой страны.

4) руководство судами;

5) руководство царским дворцом и поместьями;

6) организация религиозного культа

Период V-IV . ст. к н.е. (сутки Восточного Чжоу) был характерен важными социально-экономическими реформами. Начал реформы на рубеже IV ст. к н.е. царь (Ван) Шан Ян, а продолжили его последователи Цинь Шихуана, первый император Древнего Китая, и другие. Проведенные реформы привели к существенным сдвигам в развитии Древнего Китая.

Благодаря реформам Шан Яна ускорился объективный процесс разрушения земледельческой общины и произошло узаконивание частной собственности на землю. Было ликвидировано систему наследственных рангов, семейное имущество распределено между всеми детьми. В дальнейшем ранги предоставлялись царем за заслуги перед государством. Разделением царства на уезды, которыми руководили царские чиновники, а уездов на пятерки и десятки, связанные круговой порукой, Шан Ян разрушил систему наследственных владений. Это укрепило власть царя и существенно усилило государство. Замена налога с урожая земельным налогом обеспечила устойчивое прибыль государству.

Цинь Шихуана разделил империю на 36 округов, а сами округа - на уезды, волости и тины (до тины входило около 10 семей). Со всей страны в столицу (м. Саньян) было переселено 120 тыс. аристократических семей, с заменой их на местах чиновниками императора, которых наделили административными, фискальными, судебными и полицейскими функциями. Чиновники существенно ограничивали общинное самоуправление, хотя сама община как налоговая единица сохранилась, контролировали друг друга. Была унифицирована государственная валюта, предложенная единая система мер и веса, разработана система эталонов, унифицированное китайское письмо.

Было составлено земельный кадастр и насильственно переселены десятки тысяч крестьянских семей для поднятия целинных земель. Верховным собственником земли и распределителем воды для орошения полей стал император. Он также монополизировал производство и сбыт соли и железа, контролировал цены на зерно. Именно в этот период была построена Великая китайская стена. ее длина составила 3400 км, ширина стены 5 м, а высота до 12 м. В стену встроено 25 тыс. башен.

в Результате такой аграрной политики (наследственная собственность, переход в собственность целинной земли, введение земельного налога) ускорилось имущественное и социальное расслоение крестьянства. Однако налогообложения не привело к превращению общинного земельного фонда в царскую собственность, а крестьян - в царских подневольных людей. Сельская община с ее органами самоуправления отстояла свои автономные прана.

Таким образом, реформы в Чжоу значительно укрепили централизованную государственную власть, а власть императора сделали почти неограниченной.

Традиционной основой хозяйства Чжоу было земледелие, причем население уже овладело севооборот, систему яровых и озимых культур. Жители Чжоу также занимались огородничеством, а из технических культур выращивали коноплю, тутове дерево, каштаны. Немало внимания они уделяли животноводству, особенно коневодству. Со временем характер китайского животноводства изменился, животных уже разводили не для жертвоприношения в храмах, а как тягловую силу и для питания. Молочное животноводство в Китае почти не развивалось.

В период Восточного Чжоу было расчищено под пашню большие лесные массивы и осуществлен переход к Ирригационного земледелия . В III ст. к н.е. построено три крупные ирригационные системы, настолько совершенны, что они служат китайцам до сих пор. Благодаря ирригации, а также появлению частной собственности на землю и земельного налога производительность китайского земледелия очень возросла, что способствовало общему экономическому процветанию страны.

Значительного развития достигли горное дело и ремесла. Среди ремесел наибольшего расцвета достигла металлургия. Большим успехом пользовался рудный промысел и добыча угля, который использовался в мастерских, кузницах. Широко практиковалось вываривания соли в специальных котлах и добывания ее из морской воды. Китайцы первыми стали использовать как топливо для выпаривания соли природный газ. Его использовали также для отопления, доставляя бамбуковыми трубопроводами на достаточно большое расстояние.

Изобретение технологии получения шелковых нитей в Китае дал толчок к резкому повышению в Чжоу уровня ткачества. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, который работал с помощью водяного колеса и мог одновременно ткать 32 нити. Со временем Китай стал мировым шелковым монополистом, поскольку держал в тайне технологию производства шелковых нитей и ткачество. Лишь в средние века удалось контрабандным путем вывезти в Византию гусеницы тутового шелкопряда. Китайцы были также первыми в изготовлении ткани из асбеста, которая не горела в пламени. ее использовали для изготовления фитилей до ламп.

Важную роль играла торговля которую контролировало государство.

Вместе с тем социально-экономическое положение в стране Чжоу оставалось сложным. Росли налоги (за период Цинь Шихуана - в 20-30 раз), основная масса крестьян бедствовала и оставляла свои земельные наделы, которые доставались сельской верхушке. Увеличивались каторжные трудовые повинности на государство. Значительная часть крестьян, не желая платить высокие налоги (порой они достигали 2/3 урожая), Шла в более прибыльную торговлю. В общественном производстве возросла доля рабского труда. Долговое рабство в Китае тогдашняя мораль осуждала. Поэтому рабы - это в основном военнопленные и преступники. Рабов также покупали и обменивали.

В II ст. к н.е. на смену Чжоу пришло новое государственное образование - Хань (Западная и Восточная), которая просуществовала до середины III века. н.е. В сутки Западной Хань резко изменился государственный курс, который стал более демократичным и либеральным. Император даровал свободу тем, кто продал себя в рабство, в 20 раз уменьшил размеры земельного налога, подарил народу заповедные леса, парки и водоемы пинского дома. Было отменено кровавое цінське законодательство. Именно в эпоху династии Хань впервые сделана попытка заменить металлические деньги казначейскими билетами. В период опустошения казны в результате войн император Уде стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя, что означало по сути выпуск бумажных денег.

Для ослабления власти чиновников и коррупции было введено составления конкурсного экзамена на чиновничью должность. Для этого было открыто первые китайские учебные заведения.

Именно войском императора Уде в 104 г. к н.е. был проложен первый коридор в истории древнего Китая в далекие западные страны, который получил название Великого шелкового пути. Благодаря этому значительно активизировалась торговля. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию, отсюда - к Сирии и Римской империи. На Востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. Китайцы доставляли в другие страны шелк, железо, никель, драгоценные металлы, ремесленные изделия. В Китай завозили драгоценные металлы и самоцветы, ковры, лошадей, верблюдов, медь, кораллы, шерстяные изделия, стекло и тому подобное. Благодаря Великому шелковому пути в Китае появились люцерна, виноград, гранат, шафран, орех. VI ст. к н.е. в Китае стали выращивать чай. Сначала листья чая использовали как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах, принося китайской казне большие доходы.

Внешняя торговля была важным источником дохода государственной казны, так и развитого слоя купечества.

В каждом китайском городе буды базары, строго разделены на кварталы по видам товаров. Государство регламентировало качество и цены товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля оподаткувалася государственными сборами.

Продолжали развиваться ремесла. В начале нашей эры для производства железа китайцы уже начали использовать мехи, которые приводили в действие водяными двигателями. Мастера изготовляли глиняные формы для литья металла. Мастерски изготовляли китайцы также лакированные изделия из дерева и шелка, которые считались предметами роскоши.

Древний Китай эпох Чжоу-Хань совершил революцию в прокладке путей сообщения. Таких масштабов строительства дорог, каналов и дамб не знала ни одно государство Древнего мира. Если в конце III века. к н.е. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н.е. она выросла до 32 тыс. км. Быстрыми темпами строились также ирригационные сооружения, которые возводили не только для орошения и защиты от паводков, но и как транспортные магистрали. Еще в V веке. к н.е. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной 400 км. В III ст. к н.е. прокопан через горную преграду двохсоткілометровий канал, который соединял север и юг страны. Он стал началом непрерывного водного пути протяженностью 2 тыс. км. В 70 г. н.е. начато строительство Большого канала. Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

В Древнем Китае значительного уровня достигли естественно-научные знания . В начале нашей эры в Китае изобрели компас, сконструировали первый глобус, который воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам, изобрели порох, значительно раньше европейцев научились нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесе, веялку для зерна, цепной насос с лопатками или ковшами для поднятия земли или воды, руль для судна и тому подобное. Значительные достижения были медицина, астрономия и другие науки.

В последние десятилетия социально-экономическое развитие Восточной Хань притормозил. Крестьянские земли насильственно передавали зажиточной знати, а сами крестьяне попадали в феодальную зависимость. Нажитые спекуляцией и ростовщичеством капиталы вкладывались не в сферу производства, а в соревнования в расточительстве с царским домом. Экономика начала приходить в упадок В обществе нарастали анти-рыночные настроения, от правительства добивались сворачивания, даже ликвидации, денежного обращения, на что он и пошел в начале ПИ ст., "отменив" монету. Государственная казна обнищала. В 220 г. Китай распался на три независимых царства: Вэй (на севере), Ю (на западе) и В (на юго-востоке и востоке). Страна вступила в средневековье разобщенной и заброшенной.

При изучении социальной структуры населения Китая необходимо учитывать, что общество этой страны пока что находится в переходном состоянии. В конце 1970-х при Дэн Сяопине в государстве началась реализация целого комплекса реформ, последний этап которых приходился на 1990-е годы. Эти преобразования привели к оформлению достаточно развитого рынка, появлению различных форм собственности и некоторому снижению идеологического гнёта в общественной жизни.

Общество менялось вслед за экономикой. Появление предприятий капиталистического образца привело к возникновению классов бизнесменов и наёмных рабочих. А ослабление цензуры вызвало рост числа интеллигенции. Ещё одним важным последствием реформ стала социальная мобильность. Открывшимися возможностями стали активно пользоваться жители сельской местности, которые при Мао Цзэдуне были привязаны к своим родным деревням.

Однако реформы, шедшие разрез с привычным для Китая укладом жизни, породили ряд серьёзных проблем, которые до сих пор остаются нерешёнными. В стране продолжают функционировать противоречащие друг другу командно-административная и рыночная экономики. Китайцы потеряли ряд прежних моральных ценностей, усилилось имущественное расслоение. В связи с возникновением у населения права на предпринимательскую деятельность и оформлением новых производственных областей, в обществе стали образовываться новые группы. У этих появившихся в послереформенный период социальных слоёв пока ещё не до конца сформировались чувство собственной идентичности, определённый общественный статус и прочное самосознание.

Основные категории китайского общества

К числу основных классов китайского общества относят следующие:

  • Чиновники. Со времён Мао Цзэдуна и по сей день кадровые работники занимают важное место в социальной структуре Китая. Государственный бюрократический аппарат огромен и неповоротлив, но при этом количество госслужащих увеличивается каждый год.
  • Крупные бизнесмены. Весьма примечателен тот факт, что подавляющее большинство крупных предпринимателей Китая вышли не из мелкого и среднего бизнеса, а из чиновничества.
  • Военные. Китай обладает самой крупной армией в мире (в данный момент на действительной службе находятся почти 2,5 млн человек). Военное дело в Китае считается очень престижным.
  • Наёмные рабочие, занятые на государственных предприятиях и в сфере крупного бизнеса. Число людей, принадлежащих к этому классу, значительно увеличилось в послереформенный период после возникновения новых частных предприятий.
  • Представители малого и среднего бизнеса. Рыночные реформы 1990-х годов позволили множеству китайцев заняться частным предпринимательством. В основном, мелкие предприятия возникают в сельской местности, либо связаны с перевозкой готовых товаров.
  • Крестьянство. Считается наименее социально защищённой категорией населения. Впрочем, положение крестьянина может быть различным, в зависимости от провинции, где он проживает, и некоторых других факторов.
  • Интеллигенция. При Мао интеллектуальный труд был презираем. Особенно ярко это отношение проявилось в эпоху «культурной революции», когда по всей стране прокатилась волна репрессий, направленных, в том числе, и против интеллигенции. Однако после реформ Дэн Сяопина этот класс начал возрождаться.

Социальная стратификация в китайской деревне

На сегодняшний день Китай остаётся преимущественно сельскохозяйственной страной. Уровень урбанизации в Поднебесной составляет менее 45%. Поэтому на селе возникла своя сложная общественная структура, которой следует уделить особое внимание. Сегодня в китайской деревне проживают следующие группы населения:

  • крестьяне-земледельцы (более 60% от всех жителей села);
  • сезонные рабочие;
  • управляющие сельскими коллективными предприятиями;
  • индивидуальные предприниматели;
  • сельские чиновники;
  • работники, не задействованные непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции (врачи, учителя, техники, строители);
  • домохозяйки.

По сравнению с дореформенным периодом нынешнее положение жителей села значительно улучшилось. Об этом говорят такие показатели как: рост продолжительности жизни, размах строительства, приобретение новейшей сельскохозяйственной техники. Это связано, во-первых, с открывшейся для сельских жителей возможностью перебираться в города и зарабатывать там, снабжая деньгами, оставшиеся в деревнях семьи. Во-вторых, с распадом народных коммун, тормозивших развитие частной инициативы. А, в-третьих, с распространением такой производственной организации как семейный подряд.

До 1970-х годов плановая экономика Китая не позволяла крестьянству заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. Но в ходе реформ был разработан проект, позволивший каждому крестьянскому двору стать самостоятельной рабочей единицей. За считанные годы в статус семейных подрядов перешли 90% хозяйств. За преобразованиями сразу последовал подъём производства и рост благосостояния сельского населения. Экономические успехи одновременно обозначали повышение престижа крестьянского труда и усложнение социальной структуры сельского общества. Семейные отряды, действующие как отдельные предприятия, стали привлекать к труду наёмных рабочих. Со временем в деревне начали возникать более масштабные коллективные предприятия. Для правильного функционирования таких сложных организаций, безусловно, требовался класс менеджеров, а также прослойка высококвалифицированных специалистов в технической, ветеринарной и аграрной областях. И в течение 1990-2000-х годов эти классы постепенно оформились.

Последние 40 лет китайское общество переживает трансформацию. Очевидно, этот процесс будет продолжаться ещё некоторое время и приведёт к глубоким структурным изменениям.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.



Рекомендуем почитать

Наверх