Презентация по окружающему миру на тему "На заре человечества" (4 класс). На заре человечества

Здоровье 30.10.2023
Здоровье

1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

У современного человека лоб стал выше (выше или ниже) поскольку увеличился объем мозга . Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились (уменьшились или увеличились), так как отпала необходимость разгрызать куски сырого мяса.

2. Выдели синим цветом те качества, которые были более необходимы животным - предкам человека, зелёным цветом - древним людям, красным - современным людям.

3. Что удерживает нас от проявления звериных привычек?

воспитание, традиции общества, закон

4. Благодаря чему человек смог добывать себе пищу?

Благодаря смелости, ловкости, умению договариваться с другими людьми и действовать сообща.

5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим цветом - за 1 день, зелёным - не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у его предков?

У человека больше нет необходимости разрывать челюстью большие куски мяса, в том числе и сырого.

Это виртуозное исследование о том, как изменения в ДНК на протяжении поколений дают возможность проследить путь человека от древнейшего охотника и собирателя до полезного члена современного общества.
Джеймс Уотсон, американский биолог, лауреат Нобелевской премии

Николас Уэйд написал смелую, безупречную, глубокую книгу, в которой обобщены все самые последние и актуальные научные данные о происхождении человека.
Лайонел Тайгер, профессор антропологии, Ратгерский университет

Лучшая из тех, что я читал, ни с чем не сравнимая книга об истоках человечества.
Эдвард Уилсон, почетный профессор Гарвардского университета, автор книги «Существование смысла»

Это замечательная работа, которая обобщает все самые важные и актуальные исследования в сфере генетики и антропологии. Еще и отлично написанная.
The Scientist

О чем книга «На заре человечества: Неизвестная история наших предков»

Книга помогает современному человеку понять себя, восстановив историю происхождения нашего вида с самого начала, от единого общего предка. Известно, что еще совсем недавно первые шаги человечества были покрыты мраком — 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи оставались для всех загадкой. Лишь в последнее десятилетие силами ученых-генетиков открылись абсолютно новые данные. Это стало возможным в первую очередь благодаря завершению работы по определению последовательности ДНК в человеческом геноме.

Научный эксперт журналист Николас Уэйд делится с читателями уникальной информацией, записанной в ДНК человеческого генома, которая помогает нам в изучении нашего общего прошлого.

Книга будет интересна всем тем, кто интересуется антропологией, исследованиями в области генетики и историей.

Почему книга «На заре человечества: Неизвестная история наших предков» достойна прочтения

  • Николас Уэйд следует по тропе эволюции и знакомит читателя с историческими событиями и фктами: когда человеческая ветвь отделилась от ветви шимпанзе, появление языка, исход первых современных людей из Африки, война с неандертальцами, оседлость и одомашнивание, возникновение общества и религии.
  • В книге автор описывает находки, сделанные в самые последние годы, приводит результаты научных исследований и открытий, ставших несомненными научными прорывами.
  • Книга занимает 12-е место в разделе «Палеонтология», а также входит в сотню книг по антропологии на Amazon.

Об авторе

Николас Уэйд научный журналист , получил степень бакалавра естественных наук в Королевском колледже Кембриджского университета. Пишет для Nature, Science, New York Times на темы обороны, космических исследований, медицины, техники, генетики, молекулярной биологии, экологии и политики. Автор нескольких книг. Лауреат премии Национального общества писателей — популяризаторов науки «Наука в общественно-политической журналистике».

Переводчик Николай Мезин

Научный редактор Сергей Ястребов

Редактор Юлия Быстрова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры С. Чупахина, М. Миловидова

Компьютерная верстка A. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга

Фото на обложке iStock

© Nicholas Wade, 2006

This edition is published by arrangement with Sterling Lord Literistic and The Van Lear Agency LLC

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

1. Генезис и генетика

Много раз высказывалось с уверенностью мнение, что происхождение человека никогда не будет узнано. Невежеству удается внушить доверие чаще, чем знанию, и обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают мало, всего увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой.

Двигаясь вспять по ленте времен, мы видим, что в первые век-два истории человечества в свидетельствах его существования недостатка нет. Но затем все резко меняется. На рубеже 5000 лет исчезают письменные памятники, уступая место бессловесным артефактам, вырытым из земли. В следующие 10 000 лет мы и их встречаем все реже, и через 150 веков, в момент возникновения первых человеческих поселений, артефакты практически исчезают. До этого момента люди вели кочевую жизнь, кормились охотой и собирательством. Ничего не строили и не оставили по себе почти никаких долговечных творений, кроме нескольких каменных орудий и удивительных наскальных росписей в пещерах Европы.

Отмотав назад еще 35 000 лет, мы достигнем момента, когда предки человека еще не покинули пределов своей родины на северо-востоке Африки, но уже демонстрировали первые признаки современного поведения. Если считать, что оттуда и начинается история современного человека, то получается, что письменные источники освещают лишь последние 10 % ее протяженности, остальная история как будто растворилась во тьме.

Пойдем дальше вглубь времен к первым дням существования нашего биологического вида, на 5 млн лет назад, когда первые обезьяноподобные существа, далекие предки человечества, отделились от вида, также давшего начало шимпанзе. Единственный материальный след той эпохи, в которую совершилась эволюция от обезьяны к человеку, – несколько каменных орудий.

Казалось бы, узнать это время сколько-нибудь глубже не удастся: 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи скрыты во тьме. Однако в последние годы ученым открылся абсолютно новый архив данных. Это хроника, записанная в ДНК человеческого генома, в ее разных версиях, разбросанных по планете. Генетика давно помогает в изучении прошлого, но особенно успешно – с 2003 г., когда ученые закончили определение последовательности ДНК в человеческом геноме.

Но каким образом геном так много сообщает нам о прошлом? Как хранилище наследственной информации, пребывающей в постоянном изменении, геном подобен документу, который без конца переписывают. Но геном, изменяясь, сохраняет сведения обо всех «черновиках», которые содержат в себе хронику миллионов лет. Таким образом, геном может многое рассказать нам о разных временны́х пластах. В нем есть свидетельства, уходящие более чем на 50 000 лет назад, к генетическому Адаму, человеку, чья Y-хромосома есть у каждого мужчины, живущего сегодня на земле. В то же время геном способен дать ключ к загадкам всего лишь двухвековой давности (например, ответить на вопрос: были ли у Томаса Джефферсона незаконные дети от любовницы-рабыни Салли Хемингс).

Геном помогает ученым увидеть новую, куда более отчетливую картину человеческой эволюции, природы и истории. Из кромешной тьмы выплывает ошеломляюще подробная картина.

Новое прочтение человеческой истории опирается на основание, заложенное палеоантропологией, археологией, антропологией и многими другими науками. Новым оно считается потому, что все эти традиционные области знания сегодня используют генетическую информацию и генетика постепенно собирает их воедино.

В этой книге описывается ряд аспектов человеческой эволюции, природы и древнейшей истории, высветившихся благодаря открытиям в генетике последних лет. Читателей, далеких от этой области знания, вероятно, удивит, сколько разнообразной информации содержит в себе новый исторический подход. Видеозаписи, на которой обезьяна постепенно превращается в человека, не существует, однако этот процесс можно реконструировать в виде последовательности знаковых событий. Нет карт, показывающих миграцию первых людей с их прародины, но ученые могут составить маршрут, которым наши предки вышли из Африки, и их дальнейшее движение по планете. Можно проследить даже зарождение каких-то общественных институтов, возникших у людей на переходе от кочевого образа жизни, основанного на охоте и собирательстве, к современным сложным социальным системам.

Информация из генома позволила палеоантропологам установить, когда человек лишился густого волосяного покрова на теле и когда обрел дар речи. Геном помог разрешить давнюю археологическую загадку сосуществования неандертальца и современного человека: жили ли они в мире и скрещивались или враждовали до полного уничтожения слабейшего? Генетика открыла антропологам данные о возникновении различных культурных практик, например стадного выпаса или каннибализма. И даже сравнительно-историческое языкознание обогатилось, хотя и косвенно, благодаря информации, которую дает нам ДНК: история языка сегодня реконструируется с применением методик построения родословного древа, разработанных биологами для картографирования генов.

В вопросе о популяции первобытных людей, существовавшей 50 000 лет назад и давшей начало всем народам, ныне населяющим Землю, методы палеоантропологии и археологии бессильны что-то открыть о наших предках, исчезнувших без следа. А вот генетики, исследуя человеческий геном, открывают самые удивительные факты. Они могут оценить численность этой группы первых людей. Могут сказать, где именно в Африке они, вероятнее всего, обитали. Могут назвать дату, хотя и весьма приблизительную, возникновения человеческого языка. И даже рано или поздно смогут восстановить звучание праязыка.

Первая рукотворная одежда

Немного найдется примеров, более наглядно показывающих способность генетики проникать в самые удивительные закоулки человеческого прошлого, чем недавнее открытие исторического периода, когда появилась первая сшитая одежда. Первобытные люди, вероятно, одевались в шкуры животных миллионы лет, покрываясь ими, как плащом, но рукотворная одежда – сравнительно недавнее изобретение. Археологи не могут установить, когда она возникла, поскольку и ткани, и костяные иглы, которыми она сшивалась, весьма недолговечны.

Осенью 1999 г. в Лейпциге сын антрополога Марка Стоункинга принес из школы записку, где сообщалось, что в классе один из учеников заразился вшами. Стоункинг, американский ученый, работавший в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, прочел записку со всем вниманием встревоженного родителя. Однако как генетик, давно интересующийся происхождением человека, он обратил внимание на то место в тексте, где говорилось, что вошь не может жить без тепла человеческого тела дольше 24 часов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Работа ученика 4а класса, ГБОУ СОШ № 491 Краснокутского Александра Санкт-Петербург

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад

ГРУППЫ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

ПРОПИТАНИЕ Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

ПРОЖИВАНИЕ С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

УВАЖЕНИЕ Чтобы вместе охотиться защищаться от хищников, люди жили племенами. Внутри каждого племени складывались определённые обычаи и правила поведения. Люди стали заботиться о детях, не обижали слабых. Так были заложены первые нормы морали-основы человеческого общества. Однако на членов других племён эти нормы не распространялись.

РАЗУМ С тех пор как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества. Общественный опыт стал главным условием развития человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "На заре человечества" 4 класс

Данная презентация разработана для учащихся начальной школы и была представлена в рамках общешкольной недели истории....

Клуб "Ключ и Заря". Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама».

Аудиторное (4 часа) практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание....

(с. 25) 1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

У современного человека лоб стал выше, так как увеличился объем головного мозга. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как отпала необходимость разрывать зубами куски сырого мяса.

(с. 25) 2. Выдели синим цветом те качества, которые были необходимы животным – предкам человека, зеленым цветом – древним людям, красным – современным людям.

(с. 25) 3. Что удерживает нас от проявления звериного поведения?

(с. 26) 4. Благодаря чему человек научился добывать себе пищу?

Благодаря орудиям труда.

(с. 26) 5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим – за 1 день, зеленым – не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

(с. 26) 6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

(с. 26) 7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у предков?

Более острый подбородок – следствие развития речи.

(с. 27) Проверь себя.

1. Система органов, незаменимая для организма –

Ни одну систему нельзя заменить.

2. Системы, объединяющие все органы –

Кровеносная, нервная.

3. Кто (или что) «ухаживает» за кожей?

Сальные железы.

4. Какие клетки покрывают поверхность кожи?

Мертвые ороговевшие клетки.

5. Сокращающиеся органы –

Сердце и другие мышцы.

6. Основа скелета.

Позвоночник.

7. Система органов, добывающая энергию –

Пищеварительная.

8. Где питательные вещества попадают в кровь?

В кишечнике.

9. К какой системе органов относятся почки?

К выделительной системе.

10. Какого газа постоянно не хватает в организме?

Кислорода.

11. В какой «клетке» помещаются органы дыхания?

В грудной.

12. Сколько раз кровь проходит через сердце за один круг?

13. Как кровь попадает из артерии в вену?

Пройдя по кругу кровообращения по капиллярам, идущим от органов.

14. Две составные части крови.

Плазма и форменные элементы.

15. Где «помещается» наше сознание?

16. По каким «проводам» мозг получает сообщение?

По нервам.

17. Слой нервных клеток на дне глаза.

Сетчатка.

18. Что оценивает второй глаз, второе ухо?

Втрое ухо дает возможность точнее определять источник звука. Второй глаз расширяет обзор и делает зрение объемным.

19. Где находится орган равновесия?

20. Как питается ребенок до рождения?

Через пуповину, получая питательные вещества, растворенные в материнской крови.

21. Как защищают детей от самых опасных болезней?

Делают прививки.

22. Кто из животных сходен с людьми построению тела?

Человекообразные обезьяны.

23. Что отличает человека от животных?

Сознание и разум.

24. Нормы поведения человека в обществе.



Рекомендуем почитать

Наверх