От первого лица. Иван Мещеряков — разведчик и учёный

Здоровье 18.10.2023
Здоровье

Родился 1 сентября 1922 года в деревне Низовка Пензенской области, в семье крестьянина. Отец - Мещеряков Василий Иванович (1898-1988), участник Гражданской и Великой Отечественной войн, кузнец. Мать - Мещерякова (Матвеева) Мария Степановна (1900-1928). Мачеха - Мещерякова (Николаева) Марина Ефимовна (1895-1968), колхозница. Супруга - Мещерякова (Золотарева) Наталия Яковлевна (1926-1990), окончила Львовский пединститут, работала в Институте методов обучения АПН, доктор педагогических наук. В 1996 году Иван Васильевич женился на Наталии Ивановне Кузнецовой (1946 г. рожд.), окончившей Московский пединститут имени В.И. Ленина, кандидате филологических наук, заместителе декана литфака МГПУ. Дочь - Мещерякова Мария Ивановна (1957 г. рожд.), окончила Институт культуры и Московский пединститут, кандидат наук.

Окончив 7 классов и механический техникум в Пензе, Иван поступил в Пензенский аэроклуб, где испытал радость полета на самолете (это был У-2) и приземления с парашютом. 28 июня 1941 года он был направлен в Куйбышевское воздушно-десантное училище, а в октябре ему досрочно присваивается звание младшего лейтенанта.

В это время в Республике немцев Поволжья формируется 7-й воздушно-десантный корпус. В его составе молодому офицеру с октября 1941 года довелось участвовать в обороне столицы на Волоколамском и Ленинградском шоссе.

Дальнейший боевой путь офицера-десантника связан с ожесточенными оборонительными боями южнее Сталинграда. В одном из них Иван Мещеряков получает первое ранение (всего за годы войны он был ранен четырежды). Выписался из госпиталя, и ему повезло: он вновь попадает в 7-й воздушно-десантный корпус. В составе сформированной из него 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии принимает участие в Демянской операции в начале 1943 года. Именно она создала предпосылки для развертывания наступления на Псковском направлении. Затем были Курская битва, бои в районе станции Поныри, форсирование Днепра у Канева, Корсунь-Шевченковская операция, бои в Карпатах, Венгрии, Словакии и завершение войны в Чехословакии, в районе города Пардубице.

За годы войны офицер-десантник И. Мещеряков был и адъютантом старшим отдельного батальона, и командиром стрелковой роты, и начальником разведки воздушно-десантного полка 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Наиболее памятны ему боевые операции второй половины Великой Отечественной войны, когда ему, как разведчику, приходилось перед очередной операцией оставлять документы и награды в штабе полка. С этого времени он становился не Мещеряковым и не офицером Красной Армии, а безымянным воином, выполняющим приказ командования.

Так было в Карпатах. Сплошной обороны ни у нас, ни у немцев нет. Нейтральная полоса растянута. Командованию до зареза нужен «язык». И не просто солдат-окопник, а такой, который, вращаясь в кругу офицеров штаба, знает много и о многом может рассказать на допросах. Найти, достать такого не просто.

Разведчики Мещерякова обнаружили пасеку за проволочным заграждением противника. Оказалось, что сюда днем регулярно наведываются два немецких солдата за медом. На рассвете Мещеряков и группа разведчиков, преодолев нейтральную полосу, проникли на пасеку, замаскировались, устроив засаду. «Добытчики» меда прибыли, как всегда, днем. И вскоре оба получили по кляпу в рот. Так, без единого выстрела, без шума были взяты «языки», которые в штабе полка раскрыли оборону и замыслы командования противостоящей немецкой пехотной дивизии.

Вот выдержка из одного из наградных листов: «21 августа 1944 года, когда противник численностью до батальона пошел в атаку на высоту 100,5 с задачей овладеть ею, тов. Мещеряков с группой разведчиков в составе 8 человек повел ее в бой... Личным примером вдохновил своих бойцов на боевые подвиги... был ранен, но продолжал руководить боевыми действиями, пока высотка не осталась за нами...»

Лучшие дня

Новую боевую задачу - провести в тыл врага к связнику нашего разведчика - Иван Мещеряков получил от командования в тот момент, когда у противника, отходившего вглубь лесного массива, не было сплошной обороны. Группа разведчиков проникла в тылы немцев на многие десятки километров и в условленном месте осуществила встречу разведчика со связником. Возвращаясь, разведчики вынуждены были избрать другую дорогу в лесистой местности. И неожиданно наткнулись на расположенную в лесу школу младших командных чинов немецкой армии. У немцев-курсантов, основательно выпивших, был в это время банкет по случаю выпуска. Мещеряков решил с ходу атаковать немцев. Дерзкая и неожиданная атака привела к разгрому личного состава школы и пленению значительной части бывших курсантов, которые были доставлены в расположение наших войск. За этот И.В. Мещеряков был представлен к званию Героя. Но... начальник штаба гвардейской дивизии, в то время полковник, а ныне генерал-лейтенант А.И. Шестаков, работая в Центральном архиве Министерства обороны, обнаружил тот самый наградной лист с резолюцией Мехлиса: «Подвиг Военному совету неизвестен».

Награждения тогда не состоялось. Но спустя годы справедливость восторжествовала: Иван Васильевич Мещеряков удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Мещеряков направляется в Львовский (Прикарпатский) военный округ, где до 1950 года служит в военкоматах и штабе округа. Не бросая службу, поступает в 10-й класс вечерней школы и получает аттестат с золотой медалью. В 1951 году он становится слушателем Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева - факультет радиотелемеханики. В 1956 году в звании подполковника направляется на научную работу в Институт Ракетных войск стратегического назначения. Проходит последовательно все должности до заместителя начальника 4-го Научно-исследовательского института Министерства обороны СССР по космическому направлению.

В 1967 году создается филиал, а в последствии 50-й Центральный научно-исследовательский институт космических средств. Мещеряков становится заместителем начальника этого института по научной работе, а с 1983 по 1988 год - начальником института.

За время службы в институте Иван Васильевич участвовал во всех наиболее важных работах, связанных с созданием космического вооружения, определением новейших направлений создания космических средств. Он защищает кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию, становится профессором, Заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР. А в 1975 году за выдающиеся заслуги в создании специальной системы связи ему присваивается звание Героя Социалистического Труда.

В 1988 году генерал-лейтенант Иван Васильевич Мещеряков выходит в отставку, продолжая работать профессором в Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. С 1991 года он - главный академик-секретарь и руководитель отделения целевой эффективности в Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, активный борец за Россию - великую космическую державу.

И.В. Мещеряков - Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета», двумя медалями «За боевые заслуги», многими другими. Удостоен наград Чехословакии и Польши. Почетный гражданин города Яремча Ивано-Франковской области.

На отдыхе Иван Васильевич любит писать масляными красками, отдает предпочтение жанру пейзажа.



03.09.1908 - 08.02.1942
Герой Советского Союза


М ещеряков Иван Иванович командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (47-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт), гвардии капитан.

Родился 3 сентября 1908 года в селе Нижняя Добринка ныне Жирновского района Волгоградской области. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил 7 классов. В 1930 году призван на срочную службу, служил красноармейцем 12-го кавалерийского полка войск ОГПУ СССР. В РККА с 1931 года. В 1938 году окончил лётное отделение Харьковского военного пограничного училища имени Ф.Э.Дзержинского.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир звена 129-го истребительного авиационного полка (47-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) старший лейтенант Мещеряков И.И. в воздушном бою 20 сентября 1941 года в районе города Ярцево Смоленской области на самолёте МиГ-3 сбил вражеский бомбардировщик. Продолжая бой и израсходовав боеприпасы, таранил другой бомбардировщик. Сам благополучно произвёл посадку.

Всего к декабрю 1941 года совершил 135 боевых вылетов, из них 29 - на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 28 - на штурмовки наземных войск врага, остальные на прикрытие своих войск, патрулирование и "свободную охоту". В 15 воздушных боях сбил 5 самолётов противника, все сбиты им лично. Эскадрилья под его командованием совершила 1.555 боевых вылетов, сбив при этом 56 самолётов врага. За эти подвиги 29 декабря 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза.

Командир эскадрилья 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (бывший 129-й истребительный авиаполк, которому в январе 1942 года присвоено гвардейское звание) Мещеряков И.И. 8 февраля 1942 года в воздушном бою под городом Ржевом Калининской области на ЛаГГ-3 второй раз таранил вражеский самолёт, но погиб и сам.

З а мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года капитану Мещерякову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина (5.05.1942), Красного Знамени (8.11.1941), Красной Звезды (1942, посмертно).

В Волгограде на улице, носящей его имя, установлена мемориальная доска, а на родине - бюст Героя.

Источники
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Герои Отечества. Москва, 2004.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Дзержинцы. - Алма-Ата: Казахстан, 1975.
Ильин Н.Г., Рулин В.П. Гвардейцы в воздухе. - М.: ДОСААФ, 1973
Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983.
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Прописаны в Волгограде навечно. - Волгоград: Нижн.-Волж. кн. изд., 1975

Иван Васильевич Мещеряков – Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны II степени, награжден многими медалями.

Насыщенная биография Ивана Васильевича Мещерякова могла бы вместить в себя сразу несколько ярких жизней. Житель подмосковной Малаховки – генерал-лейтенант, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии СССР. Вице-президент, секретарь Российской академии Космонавтики им. К.Э. Циолковского...

Буквально до последних дней Мещеряков – профессор кафедры Академии им. Петра Великого, руководитель Всероссийского центра военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к армейской службе «Каскад», который носит его имя. Не стало Ивана Васильевича в 2012 году. Но у журналиста «Люберецкой Панорамы» Елены Волковой сохранилась запись воспоминаний ветерана.

Фото. Советские разведчики на задании.

Воевать Мещеряков начал в 1941 году под Москвой, оборонял Сталинград, Ленинград, бился на Курской дуге, освобождал Украину. Победу встретил в Чехословакии. В войну он возглавлял полковую разведку. Знаковый перелом в биографии бравого лейтенанта настал, когда его назначили начальником разведки десантного полка 2-й гвардейской
воздушно-десантной дивизии.

– Разведделу я нигде не учился, – рассказывает Иван Васильевич, – в условиях фронта это большая роскошь. Опыт и знания приобретались на ходу. В это же самое время в дивизии появился корреспондент по фамилии Казакевич, которого сперва отовсюду отфутболили, но потом отправили в разведроту с напутствием «Поживите там в землянке с ребятами, понаблюдайте»... Знали ли мы, те самые ребята, сто нелегкая служба разведчиков потом ляжет в основу повести «Звезда», а затем и одноименного фильма? Кстати, названием произведению послужил позывной разведчика Мещерякова...

Фото. Военкор Эммануил Казакевич с друзьями.

Многим памятен также приключенческий фильм по повести Юлиана Семенова «Майор Вихрь», рассказывающий о драматической судьбе разведгруппы «Голос» в покоренном немцами Кракове. Прототипом главного героя стал друг Мещерякова, капитан Евгений Березняк. В отличие от книжного майора, судьба его сложилась драматически, он был
вынужден год провести в лагерях. Но Мещерякову все-таки удалось добиться того, чтобы его боевого товарища, храброго разведчика, наградили орденом Отечественной войны I степени.

Однажды наш разведчик услышал такой приказ «Возьмешь с собой пакет, и будешь прорываться через фронт к окруженной части. Чтобы живым или мертвым, но дошел до места!».

Спустя некоторое время бойцы одного из передовых батальонов дивизии задержали в своем расположении трех неизвестных оборванцев, назвавшихся дивизионными разведчиками. По требованию старшего из них, который утверждал, что его фамилия Мещеряков, а позывной «Звезда», группу доставили в штаб дивизии. Иван Васильевич помнит лишь, как достал из-за пазухи заветный пакет, протянул гвардии полковнику Шестакову и тут же рухнул от усталости в беспамятстве на пол. Этот эпизод тоже вошел в повесть Казакевича «Звезда».

Мещерякову много раз приходилось ходить в тыл врага. Однажды ему было приказано взять штабного «языка». Разведка обнаружила в стане врага пасеку. Как выяснилось, туда повадились ходить два немецких штабных офицера - медом лакомиться. Была устроена засада. При очередном посещении пасеки любители меда получили по кляпу в рот и были доставлены в часть.

Фото. Пленный немец.

В июле 44-го группе из восьми человек во главе с Мещеряковым было поручено переправить через линию фронта трех наших секретных агентов. И вот задание выполнено, группа Мещерякова возвращается назад. Но тут от местных жителей разведка узнала, что на одном из ближайших хуторов немцы собираются отметить выпуск младших командиров. Мгновенно было принято решение заглянуть на «голубой огонек» в этот хуторок.

Понятно, немцы не ждали появления таких гостей, которые, скрываясь за зарослями кукурузы и подсолнечника, внезапно открыли огонь из автоматов. В итоге почти три сотни новоиспеченных младших офицерских чинов вермахта тут же сделали, что называется, «хэнде хох».

Впятером отконвоировать триста пленных? А не разбегутся? Приказал пленным отрезать пуговицы на их фирменных брюках, отнять ремни. Соберешься бежать - штаны и свалятся! Потом построил немцев в колонну, и они пошли, придерживая пояса руками. Трое суток вели пленных - без отдыха, останавливались лишь для того, чтобы, извиняюсь, кусты посетить... Пленных замучила жажда. Во дворе дома, где размещался штаб, они сразу кинулись к колодцу. Прямо так и побежали, штаны теряя... Эта картина и предстала взору командира дивизии. Генерал от неожиданности чуть не поднял всех в ружье, решив, что к штабу прорвались немцы. Счастье, что заметил: немцы-то не вооружены, даже без ремней...

Когда ситуация прояснилась, комдив крепко сжал в своих объятьях Мещерякова и радостно сказал «Представлю к герою!». И слово сдержал. Представление ушло в штаб фронта. Но в штабе бумаги долго пролежали без движения. Когда генерал-полковнику Льву Мехлису, члену Военного совета фронта, представление попало в руки, он написал, что, мол, «подвиг Военному совету неизвестен»...

Фото. Лев Мехлис, который «зажал» Мещерякову награду.

Однажды Ивана Васильевича спас от смерти его гвардейский знак, в который ударила немецкая пуля. Хотя два ребра оказались сломанными, Мещеряков продолжал командовать своим разведбатом.

В одно из горных закарпатских селений гвардии капитан Мещеряков въедет на коне. Держа в одной руке поводья, сделанные из бинтов, в другой – автомат. Он еще не успеет осмотреться, как вдруг какая-то сила сорвет его с коня, бросит в сторону ближайших кустов. То, что он увидел потом, его потрясло. На дороге в конвульсиях билась... половина лошади. Задняя - от седла до хвоста. Головы и передних ног попросту не было.

Знаете, это по-настоящему страшно: Коня снарядом разорвало пополам, кровь, кости, кишки - на тропе, а задние копыта еще движутся будто скачут... Лишь несколько секунд спустя я понял, как мне повезло, что сам я - жив.

Последний бой в той войне был непродолжительным, но очень тяжелым. Немцы понимали, что обречены, и предпочитали не сдаваться. Много наших бойцов полегло, фактически уже за чертой войны. Яремча – небольшой городок под Ивано-Франковском, который считался жемчужиной Восточной Европы, все в нем было выстроено из дерева: ратуша, церковь, удивительной красоты дома. И все это, в том числе и люди, жившие в нем, подлежало уничтожению. Город обрекли на смерть отступающие оккупанты...

- Разведчикам во что бы то ни стало надо было, добыть схему прокладки кабеля, соединяющего заложенные немцами подрывные заряды. Дальше началась изматывающая «война» нервов. Надо было перерубить кабель до того, как немцы опустят рубильник. При этом они не должны были обнаружить повреждение своей адской машины и успеть восстановить ее до подхода наших сил. Мы - успели…

После войны в Яремче появится музей, посвященный подвигу гвардейцев-разведчиков. Бюст Мещерякова изваяет для музея известный тогда на всю страну скульптор - Иван Першудчев. К сожалению, Западная Украина отказалась от памяти о своих защитниках. Того музея уже нет, но однополчанин Мещерякова сохранил и привез портрет командира в Подмосковье. Сейчас он находится у Ивана Васильевича... в гараже.

А после войны героя позвал космос. Мещеряков начал заниматься ракетной проблематикой с момента запуска первого спутника, в 1957-м. Ему довелось работать с С.П. Королевым, М.Ф. Решетневым, Д.И. Козловым, М.К Янгелем...

Фото. Маршал Неделин, курировавший космическе проекты.

1960 год. Поставлена задача: обеспечить непрерывную и устойчивую связь между Москвой и полигоном Байконур, откуда должна была стартовать новая ракета-носитель Р-16, созданная под руководством дважды Героя Социалистического Труда академика Михаила Янгеля. Экспериментальный запуск имел большое международное значение. Поэтому на космодром прибыла комиссия во главе с Главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения страны маршалом Советского Союза Неделиным.

До пуска оставалось минут тридцать, когда коллега Мещерякова Александр Кашиц предложил Ивану Васильевичу пойти на измерительный пункт и оттуда наблюдать за процессом.

Я согласился, досадуя в душе, что непередаваемую картинку старта придется теперь наблюдать из-за стекла. Когда подходили к воротам, сзади раздался страшный взрыв. Следы ожогов у нас обоих остались на всю жизнь. Но зато остались живы, не сгорели как все, кто присутствовал на полигоне. От Неделина все что осталось - клок обгоревшей шинели да оплавленная маршальская звезда. Да и от всех остальных участников пуска, кто был не в бункере, собрали только пепел. Взорвавшаяся ракета унесла жизни 180 человек...

Фото. Злосчастный взрыв на космодроме...

Мещеряков получил ожоги – почти 30 процентов поверхности тела. Но выжил и вернулся в ракетостроение. Под руководством Мещерякова были разработаны основные направления и программы развития космических средств второго и третьего поколения, военно-прикладные и тактико-технические характеристики МТСК «Энергия-Буран».

Фото. И.В.Мещеряков.

Редакция сайта благодарит за предоставленные материалы Елену Волкову.

У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 3 сентября 1908 года в селе Нижняя Добринка (ныне Жирновский район Волгоградской области). После окончания 7 классов, поступил в ремесленное училище города Сталинграда. Там же работал на заводе и учился в вечерней школе. С 1930 года в рядах Красной Армии, служил красноармейцем 12-го кавалерийского полка войск ОГПУ СССР. В 1938 году окончил лётное отделение Харьковского военного пограничного училища им. Ф. Э. Дзержинского и оставлен там же инструктором-лётчиком. Затем служил в составе 10-й авиационной эскадрильи пограничных войск (город Гродно, Западный Особый военный округ).

С июля 1941 года лейтенант И. И. Мещеряков на фронтах Великой Отечественной войны в составе 239-го ИАП (10-я САД), летал на ЛаГГ-3. С августа 1941 года воевал в 129-м ИАП (6 декабря 1941 года преобразован в 5-й Гвардейский ИАП), летал на МиГ-3 и ЛаГГ-3. Сражался на Западном и Калининском фронтах.

20 сентября 1941 года командир звена 129-го истребительного авиационного полка (47-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) старший лейтенант И. И. Мещеряков в воздушном бою над аэродромом "Совхоз Дугино" (Смоленская область) тараном сбил бомбардировщик Ю-88. Сам благополучно произвёл посадку.

К 20 декабря 1941 года командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (47-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт) Гвардии капитан И. И. Мещеряков совершил 135 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил лично и в паре 3 самолёта противника (в наградном листе говорится о 5 победах). За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза.

8 февраля 1942 года в воздушном бою западнее села Денежное (Калининская область) тараном сбил ещё один бомбардировщик Ю-88, при этом погиб и сам. Всего совершил около 200 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил лично 6 и в составе группы не менее 3 самолётов противника (вероятно, одержал и больше групповых побед). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Одна из улиц в Волгограде носит его имя, на родине установлен бюст.

Награждён орденами: Ленина (05.05.1942), Красного Знамени (03.11.1941), Красной Звезды (1942, посмертно).


* * *
Список известных воздушных побед И. И. Мещерякова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
29.07.1941 1 Ме-110 Воротыщино ЛаГГ-3
08.09.1941 1 Хш-126 (в паре) Сущево МиГ-3
20.09.1941 1 Ю-88 (сбит тараном) аэродромом "Совхоз Дугино"
29.12.1941 2 Ю-87 юго-восточнее Шелкочево ЛаГГ-3
21.01.1942 1 Ю-87 район Ржева
22.01.1942 2 Ю-88 (в гр. 2/3)
08.02.1942 1 Ю-88 (сбит тараном) западнее Денежное

Всего сбитых самолётов - 6 + 3; боевых вылетов - около 200; воздушных боёв - более 20.

Родился 3 Сентября 1908 года в селе Нижняя Добринка, ныне Жирновского района Волгоградской области. Окончил 7 классов. С 1930 года в Красной Армии. В 1938 году окончил лётное отделение Харьковского военного училища НКВД.

С первого дня Великой Отечественной войны Лейтенант И. И. Мещеряков в действующей армии. Сражался в составе 129-го ИАП (5-го Гвардейского ИАП).

20 Сентября 1941 года командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (Калининский фронт) Гвардии капитан И. И. Мещеряков в воздушном бою в районе города Ярцево Смоленской области сбил вражеский бомбардировщик. Продолжая бой и израсходовав боеприпасы, таранил другой бомбардировщик. Сам благополучно произвёл посадку.

К Декабрю 1941 года совершил 135 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 5 самолётов противника.

8 Февраля 1942 года в воздушном бою под городом Ржев (Калининская область) второй раз таранил вражеский самолёт, но погиб и сам. Всего сбил 11 самолётов противника.

Награждён орденами: Ленина, Краевого Знамени, Красной Звезды. В Волгограде на улице, носящей его имя, установлена мемориальная доска, а на родине - бюст Героя.

* * *

Немало героических эпизодов в истории советских погранвойск связано с именами лётчиков - пограничников. С первых часов начавшейся войны в чрезвычайно сложных условиях вступили они в бой с врагами, которые, в довершение к внезапности, поставившей наши авиационные части в особо трудные условия, располагали новейшими самолётами, отличавшимися высокой скоростью, мощным вооружением.

Пограничная авиация в первые же дни войны была передана в Военно - Воздушные Силы Красной Армии. Лётчики - пограничники отличились в воздушных боях на многих фронтах. Но оставались некоторые подразделения, выполнявшие ряд специальных заданий именно как авиачасти пограничных войск. В их числе, в частности, 1-й истребительный авиационный полк погранвойск, командиром которого был Капитан В. В. Емельянов, военкомом - батальонный комиссар Л. П. Азаров.

На протяжении всей войны лётчики - пограничники воевали бок о бок с частями ВВС Красной Армии, неизменно проявляя высочайшее лётное мастерство. Лётчиков - пограничников нередко выручали навыки, полученные в мирный период пограничной службы.

Первой вступила в бой 10-я авиационная эскадрилья, расположенная на аэродроме Каролина в районе Гродно. Неожиданно обрушившиеся на аэродром бомбовые удары немецких самолётов нанесли эскадрилье ощутимый урон, и в воздух поднялось лишь одно звено. В коротком жестоком бою пали смертью храбрых лётчики - пограничники Старший лейтенант П. Р. Пашинин, С. К. Фадеев, В. Г. Красовский. Не вернулись с боевого задания А. А. Астахов и В. Г. Пыжов. Оставшиеся в живых лётчики поступили в распоряжение пограничной авиабригады. Один из Героев - авиаторов пограничных войск - И. И. Мещеряков - принял свой первый бой с врагами именно в составе 10-й авиаэскадрильи.

От полёта к полёту всё твёрже становился в небе почерк Старшего лейтенанта. В одном из боёв ведомая им тройка вступила в бой с 6 прорвавшимися через зону обороны вражескими самолётами и 4 из них уничтожила.

К осени авиаэскадрилья, которой временно командовал Мещеряков, перебазировалась на аэродром, расположенный на дальних подступах к Москве, и вошла в состав 129-го истребительного авиаполка. Расположение аэродрома давало возможность перехватывать вражеские самолёты ещё задолго до их подлёта к цели и завязывать воздушные бои за пределами столицы.

Рано утром 20 Сентября 1941 года большая группа немецких бомбардировщиков Ju-88 пыталась нанести удар по аэродрому Дугино, где базировались наши истребители и штурмовики. Взлетевшие по тревоге МиГ-3 и ЛаГГ-3, которые только что возвратились с боевого задания, перехватили вражескую группу на подходах к аэродрому и смелыми атаками расстроили её боевой порядок.

Лишь отдельным "Юнкерсам" удалось прорваться к аэродрому и сбросить бомбы, которые разорвались на лётном поле, в лесу, неподалеку от стоянок штурмовиков Ил-2 и в районе полевых авторемонтных мастерских. В скоротечном воздушном бою многие лётчики сбили по одному бомбардировщику. Но не вернулся на аэродром заместитель командира эскадрильи. Тягостным было ожидание, Как - то не верилось, что Иван Иванович Мещеряков погиб. Уважали его, спокойного на земле, но грозного для врага в воздухе. Среди молодых пилотов 33-летний заместитель комэска, налетавший на разных типах машин не одну сотню часов, выделялся боевым опытом, числом сбитых вражеских самолётов. Какую бурную радость пережил каждый, когда по телеграфу сообщили, что он жив и здоров, вылетел в полк! А через некоторое время Мещеряков вышел из самолёта связи веселый, улыбающийся. О своём бое он рассказал так:

"Вылетел я по тревоге наперехват фашистских бомбардировщиков. Иду на предельной скорости к линии фронта на высоте 3000 метров и вдруг вижу 5 "Юнкерсов". Набрал высоту, стал атаковывать их. Строй противника нарушился. Смотрю, один бомбардировщик отстал. Решил заняться им. Приблизился, дал по нему очередь одну, другую - враг продолжал идти на запад. Повторяю маневр, подхожу ближе, прицеливаюсь, нажимаю на гашетки. Самолёт привычно задрожал. И вдруг в самом начале очереди оружие замолкло. Сделал перезарядку. Результат тот же. И такое взяло меня зло. Решил пойти на последнее - винтом ударить по хвосту вражеского бомбардировщика.

Прибавил обороты, дистанция заметно сократилась. "Ястребок" настигал врага. Цель всё ближе и ближе: 50, 30, 20, 10 метров. Перед глазами яркий, будто раскрутившийся меч, диск воздушного винта. За ним, как в ореоле, хвост вражеского бомбардировщика. Ещё ближе... Остальное уже не улавливалось сознанием. Треск - винт сечёт металл хвостового оперения; "Юнкерс" камнем пошёл вниз. Раненый мой самолёт задрожал, словно в лихорадке. Появилась тряска мотора, козырек кабины залило горячей водой и паром. Пару минут машина ещё планировала, словно дожидаясь, пока лётчик воспользуется парашютом. Мотор работал с перебоями. Лишившись тяги, машина стала резко терять высоту. О том, чтобы добраться до своего аэродрома, не могло быть и речи. Быстро осмотрел местность, развернул самолёт на более пригодную площадку, выпустил щитки и с ходу посадил самолёт с убранными шасси. Фашист нашёл себе могилу на окраине города Ярцево".


Воздушный таран - приём смелых лётчиков. Он требует виртуозного владения самолётом, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва, дерзкого натиска. Мещеряков доказал, что обладает этими качествами. Подвиг Старшего лейтенанта стал достоянием всех лётчиков Западного фронта. О нём писала армейская и фронтовая печать.

Он родился в 1908 году в крестьянской семье в станице Нижняя Добринка Волгоградской области. Здесь, в казачьей станице, прошли его детство и юность. В 1930 году Мещеряков был призван в ряды Красной Армии. Его направили в авиацию - в Харьковскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1932 году. В этом же году молодой пилот стал коммунистом. А затем служба в строевых авиационных частях, учёба, тренировки. С первых дней он участвует в Отечественной войне. Вот характеристика, взятая из личного дела Ивана Ивановича:

"Решительный, смелый лётчик - истребитель. Дерзко вступает в бой с превосходящими силами противника, своим личным примером увлекает подчинённых в бой".

В то же время он был самым общительным, душевным и никогда не унывающим товарищем, пользовался большим уважением всего личного состава. Однажды девятка истребителей, ведомая Мещеряковым, прикрывала передний край. На земле шёл бой. До лётчиков не долетали звуки выстрелов, но с высоты видны были им вспышки огня, дым от разрывов артиллерийских снарядов и мин. Каждый день они наносили на свои карты обстановку на фронте и знали, как трудно приходилось пехотинцам, танкистам, артиллеристам сдерживать врага.

Истребители занимали разные высоты. Первое звено шло на высоте 2000 метров, а тройка вместе с Иваном Ивановичем летела с превышением на 500 метров над вторым звеном. Неожиданно командир группы заметил вражеские бомбардировщики. Коротконосые, тяжёлые, медленно двигались Ju-88. Выше их, как осы, носились Ме-109. 18 бомбардировщиков и почти столько же истребителей!

Численное превосходство на стороне фашистов, но это не испугало наших лётчиков. Перед вылетом был проигран вариант возможного воздушного боя. Договорились, что первая шестёрка атакует бомбардировщики, а командир со своими ведомыми свяжет истребители. Рассмотрели как раз такой случай, который представился сейчас. Мещеряков передал по радио:

Бомбёры, атакуйте!

Шестёрка наших истребителей устремилась на бомбардировщика. Ме-109 пытались преградить им путь, но были атакованы сверху тройкой истребителей - те вовремя открыли заградительный огонь. Небо прошили красные нити трассирующих пуль.

Бой затянулся. Одна атака следовала за другой. Ведущий группы бомбардировщиков пытался пробиться к цели, увлекая за собой лётчиков, но Мещеряков сбил его. Строй бомбардировщиков рассыпался. Немецкие лётчики стали поспешно сбрасывать бомбы, чтобы облегчить свои самолёты. Кинулись врассыпную. Наши нагоняли и атаковывали их.

Воздушный бой, начавшийся над линией фронта, скоро переместился в глубь вражеских войск. На земле там и здесь чёрными дымными кострами горели сбитые фашистские самолёты. Один, два, три, четыре! А все 9 истребителей Мещерякова вернулись на свой аэродром.

На другой день, патрулируя в составе 6 ЛаГГ-3 в районе Ельни, группа Мещерякова встретила 9 Ju-88, летевших в сторону столицы. Находясь в стороне и выше бомбардировщиков, Иван Иванович на большой скорости атаковал врага. Внезапность удара решила исход боя. Потеряв управление, противник стал беспорядочно отстреливаться, неприцельно сбрасывать бомбы, стараясь уйти от преследования. Воспользовавшись замешательством фашистских лётчиков, наши истребители продолжали наносить удар за ударом и сбили 2 вражеских самолёта, один из которых был уничтожен командиром группы.


В начале Февраля 1942 года после выполнения боевого задания в районе Ржева командир эскадрильи Мещеряков не возвратился на свой аэродром.

По сигналу, поступившему с поста наблюдения, эскадрилья быстро поднялась в воздух. Встретив большую группу вражеских самолётов, наша группа вступила в бой. В небе завертелась адская карусель. В этой круговерти на счету была каждая секунда, малейшая оплошность могла стоить жизни. Мещеряков направил свой самолёт вверх и, сделав крутую горку, оказался над одним из "Мессеров". Поймав в прицел вражеского пилота, он дал длинную очередь. "Мессер" с натужным рёвом перевалился на правое крыло, задымил и сорвался в штопор. Несколько минут спустя получил своё и вражеский истребитель, упорно пытавшийся сбить самолёт Мещерякова.

Проводив взглядом падающий истребитель, Капитан огляделся и сразу же оценил обстановку. Правый ведомый оказался в затруднительном положении: сверху на него насели 2 "Мессера". Второго ведомого нигде поблизости не было. Мещеряков кинулся на выручку товарищу, хотя боеприпасов уже не оставалось. Однако "Мессеры" на этот раз были внимательнее. Увидев, что машина Мещерякова не стреляет, немцы, оставив в покое ведомого, бросились к нему.

Развернув самолёт, Мещеряков направил его прямо на ближайший "Мессер". Он шёл в лобовую атаку. Вероятно, вражеский лётчик рассчитывал, что нервы советского аса не выдержат, он сделает горку и в этот момент будет прошит пулемётной очередью. Однако когда понял, что русский не собирается отворачивать, было уже поздно...

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года И. И. Мещерякову посмертно присвоего звание Героя Советского Союза.

"Где, в какой стране мог родиться такой приём атаки, как таран? - писал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Только у нас, в среде лётчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили её честь, независимость и свободу превыше всего, превыше собственной жизни".

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. И. Мещерякова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 08.09.1941 г. 1 Hs-126 (в паре - 1 / 2) Сущево МиГ-3, ЛаГГ-3.
2 20.09.1941 г. аэродром Совхоз Дугино
3 29.12.1941 г. 2 Ju-87 юго - вост. Шелкочево
4 21.01.1942 г. 1 Ju-87 р-н Ржева
5 22.01.1942 г. 2 Ju-88 (в группе - 2 / 3) р-н Ржева
6 08.02.1942 г. 1 Ju-88 (сбит таранным ударом) зап. Денежное

Всего сбитых самолётов - 11 [ 5 + 3 ]; боевых вылетов - около 200; воздушных боёв - более 20.


Рекомендуем почитать

Наверх