Глинка михаил иванович. Опера глинки "иван сусанин"("жизнь за царя")

Семья и отношения 13.01.2024
Семья и отношения

Опера в 4 действиях с прологом и эпилогом. Текст С. Городецкого.
Первое представление состоялось 27 ноября 1836 года в Петербурге на сцене Большого театра.

Действующие лица:
Иван Сусанин, бас
Антонида, его доч, сопрано
Ваня, приемный сын Сусанина, меццо-сопрано
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, тенор
Русский воин, тенор
Польский гонец, бас
Сигизмунд, король польский, бас

Пролог. На авансцене перед занавесом, украшенным щитом и мечом,- хор воинов и народа. Хор поет о Родине, о героической борьбе народа с врагами, славит героев, павших в бою за отчизну:

Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь!

Народ вспоминает победы Александра Невского и Дмитрия Донского, гибель всех врагов, дерзавших напасть на русскую землю:

Кто на Русь войной ходил,
Тот своих костей не уносил.

Первое действие. Осень. Над рекой раскинулось большое село. У реки грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она беспокоится о своем женихе Собинине, который повел отряд воинов на борьбу с захватчиками-поляками. Входит Сусанин, вслед за ним крестьяне. Они рассказывают о бедствиях народа, о стонах, раздающихся на Руси,- «Затоптаны поля, рыдает мать-земля».

После сражения, разбив одну из вражеских банд, возвращается Собинин. Радостно приветствует он невесту и сообщает о том, что на борьбу с врагами поднимается вся Русь. Минин кликнул клич, и уже собираются к нему отовсюду ополченцы. Возглавит новое войско князь Пожарский.

Собинин и Антонида просят Сусанина разрешить им сыграть свадьбу, не дожидаясь зимы. Но старый крестьянин против этого:

Что за веселье в это безвременье!
Нивы затоптаны, села разгромлены,
Русь изошла в слезах.

Прогоним врага, тогда и свадьба,- так решает Сусанин. Антонида утешает огорченного жениха. Появляется воин-гонец - он принес радостное известие: русские разбили в сражении отряд наемных рыцарей. Радуются Собинин и Антонида - приближается день их веселой свадьбы. Победа не за горами. Чтобы приблизить ее, народ готов пожертвовать всем. - Все, что есть, мы отдадим,- клянется Сусанин.

Второе действие. Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Веселятся, танцуют нарядные паны и панни. Король принимает военачальников и венчает их лаврами. Льется вино. Самонадеянные паны уверены в том, что они скоро покончат «с холопской Москвой». Алчные паненки мечтают о несметных русских богатствах. Веселье прерывается появлением вестника. Недобрую для шляхтичей новость принес он во дворец. Дружно поднялся на борьбу русский народ; польский отряд осажден в Кремле; наемные германские рыцари разбиты и бегут. Минин и Пожарский ведут свои войска к Москве.

Во дворце смятение. На выручку осажденных отправляется отряд рыцарей. Паны клянутся захватить Минина в плен, разбить ополченцев.

Пир продолжается. Раздаются крики «виват» в честь короля Сигизмунда.

Третье действие. Изба Сусанина. Вечереет. Простыми словами песни Ваня повествует о своей судьбе, о приемном отце своем Сусанине, который приласкал и вырастил сироту.

Сусанин возвращается домой. Он счастлив - скоро Минин с ополченьем будет в Москве. Старый крестьянин наказывает Ване стойко и неустрашимо служить родному народу. В избу приходят крестьяне поздравить хозяина с предстоящей свадьбой дочери. Сусанин всех приглашает на веселый девичник.

Наступил долгожданный день. Сусанин благословляет жениха II невесту. Свет и радость царят в дружной русской семье. Нежданно приходит беда - в избу врывается вооруженный отряд поляков. Враги требуют, чтобы хозяин немедленно вел их кратчайшей дорогой на Москву.

Идти во тьме кромешной,
Какая гонит вас нужда?
Какое дело так поспешно
В Москву зовет вас, господа? -

издевательски спрашивает Сусанин непрошенных гостей. Но ясновельможным панам некогда разговаривать с холопом. Они грозят ему смертью в случае неповиновения.

Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь,-

гордо отвечает на их угрозы Сусанин. У него возникает план погубить поляков - надо завести их в лес и известить Минина, что враг близко. Он велит Ване во весь опор скакать к ополченцам. Поляки, посовещавшись, предлагают хозяину золото. Тот делает вид, что не может устоять против соблазна и соглашается стать проводником.

Плачет, оставшись одна, Антонида. А в это время с веселыми песнями приходят на девичник подруги. Они не знают о беде. Появляется Собинин с крестьянами. Узнав о случившемся, Собинин и народ утешают Антониду. Они обещают выручить Сусанина и бросаются в погоню за врагами.

Четвертое действие. Первая картина. Лес у монастырского посада, где остановились ополченцы. Ночь. Стремительно вбегает Ваня, загнавший по дороге своего коня; он отчаянно стучится в тяжелые ворота монастыря. Ополченцы услышали стук. Дружина устремляется в погоню за врагом.

Вторая картина. Ночь. Глухой, непроходимый лес, занесенный снегом. Метель. Сусанин ведет измученных поляков. Они продрогли, устали, подозревают, что заблудились. Шляхтичи пытаются расспросить Сусанина, но его ответы загадочны, они еще больше пугают панов. Отряд разжигает костры и располагается на отдых. Не спит Сусанин. Он думает о неминуемой смерти, которая придет к нему вместе с рассветом. В предсмертный час вспоминает он о детях, о родном доме. Благословляя Антониду, он поручает ее заботам Собинина и «шлет ему челобитную»-всегда беречь любимую доченьку. Думает он и о Ване, который снова останется сиротой. Вьюга и буря усиливаются. Просыпаются поляки и требуют у Сусанина ответа - где кратчайший путь на Москву?

Сусанину надо выгадать время -

Прямым путем
Я вас, паны, веду.
Конец недалек.

Забрезжит восток,
В тиши снегов шаги замрут,
И все свою судьбу найдут,-

снова загадочно отвечает он.

Но вот появляются первые лучи зари. Сусанин понимает, что враги погибли, им уже не выбраться из леса. Заря разгорается. Торжествующий Сусанин открывает панам страшную правду:

Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и коршун злой
Костей не заносил.
Туда завел я вас,
Где страх и смерть.

Поляки в отчаянии и злобе бросаются на Ивана Сусанина и убивают его.

Третья картина. Москва. У ворот, ведущих на Красную площадь, медленно проходят толпы народа. Русские люди славят Родину, Москву, отважный народ, победивший врагов. Народ все прибывает. Среди толпы - Антонида, Ваня, Собинин.

Эпилог. Красная площадь. Ликующий народ славит бойцов, вспоминает подвиг Ивана Сусанина - навеки сберегут люди память о великом патриоте земли русской. Торжественно гремят колокола.

Славься, великий русский народ!
Славься вовеки, из рода в род!
Врагов, посягнувших на край родной,
Сражай беспощадно могучей рукой!

В глубине площади на конях появляются Минин и Пожарский.

Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.

В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.

Первое действие

Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.

Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.

Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца».

С реки доносится песня. После победы над вражеским отрядом возвращается Собинин. Он принес добрые вести: Козьма Минин поднял Русь на врага, князь Пожарский призван возглавить войско. Радостно встречаются жених и невеста. Антонида передает Богдану слова отца о свадьбе. «Как, ужели не бывать нашей свадьбе?» — взволнованно спрашивает Собинин. Антонида и Богдан упрашивают старика, к ним присоединяется народ. «Настанет день, врагов побьем и от злодеев Русь избавим! – отвечает Сусанин. –Тогда невесту с женихом благословим и свадьбу справим».

Богдан уверен в скором наступлении этого счастливого дня. Сусанин и народ приветствуют встающую над Русью зарю спасения.

Второе действие

Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Король празднует победу. В разгар пира появляется вестник. Он сообщает, что русский народ восстал на поляков, Минин и Пожарский возглавили ополченцев, осажденным в Москве отрядам Сигизмунда грозит гибель.

Пирующие в смятении. Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь.

Третье действие

Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.

Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.

Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков. Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!»

Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».

Четвертое действие

Первая картина

Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Ваня. На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»

Вторая картина

Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.

Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.

Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам голодной смертью помирать».

С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.

Эпилог

Красная площадь у Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Ликует народ. Звучит могучий хор.

«Славься, славься ты, Русь моя,
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша страна!»

Из Кремля выезжают Минин и Пожарский. Победная песня народа сливается с праздничным колокольным звоном.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых - А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки "Иван Сусанин" - одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания - подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева - "Иван Сусанин".

Создатель либретто оперы "Иван Сусанин" - Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы "Иван Сусанин" начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки "Иван Сусанин" была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы "Иван Сусанин".

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы "Иван Сусанин" становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

В Польше при дворе дают роскошный бал. У присутствующих приподнятое настроение от предвкушения скорой победы над Москвой. Но пришедший вестник не объявляет о конце войны. Несколько удальцов предлагают направиться в Москву и захватить в плен царя. Поляки уверены в успехе данного мероприятия.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик - сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода - сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы "Иван Сусанин" уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы "Иван Сусанин" это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы "Иван Сусанин" можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Герои оперы "Иван Сусанин" несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

Действующие лица.

Иван сусанин, крестьянин села Домнина ………. бас

Антонида, его дочь ………. сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина ………. контральто

Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды ………. тенор

Русский воин ………. бас

Польский гонец ………. тенор

Сигизмунд, король Польский ………. бас

Крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари.

Действие происходит в 1612 году.

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну — «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов — это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»

Действие второе.

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

Действие третье.

Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь» , — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Действие четвертое. Картина первая.

Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я.» Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать! » — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.



Рекомендуем почитать

Наверх