Биография Жанны Д’арк. За что сожгли на костре Жанну д’Арк Почему сожгли жанну дарк

Интересное 19.12.2023
Интересное

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».

(1938, Базель) на сюжет поэмы П. Клоделя.

Состав исполнителей: чтец, Жанна д"Арк (без пения), Брат Доминик, монах (без пения), Дева Мария (сопрано), Святая Маргарита (сопрано), Святая Екатерина (контральто), Боров, председатель суда (тенор), Осел, писец (тенор), Зерно (без пения), Мамаша винных бочек (без пения), 3 герольда (тенор, бас, без пения), монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр.

История создания

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д"Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи - кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789-1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», - утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д"Арк (1410 или 1412-1431), 500-летие первого подвига которой - освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, - отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868-1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму...»

В сюжете о Жанне д"Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д"Арк - смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, - вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды - на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий... Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.

«Жанна д"Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы - освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой,... а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.

Музыка

Драматическая оратория «Жанна д"Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам - мужскому, смешанному, детскому.

Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога - колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу. 4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый - выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон - свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы. Следующий эпизод - выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева). На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни. Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг - Мамаша винных бочек). Еще одна подлинная народная мелодия - майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д"Арк в пламени», образует грандиозный финал. Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».

Л. Михеева

В основе сочинения - поэма поэта-мистика Клоделя. Интересное по форме произведение Онеггера, сочетающее черты оперы, оратории и драмы, сразу завоевало признание. В премьере участвовала знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн. Отметим постановку известного кинорежиссера Р. Росселини (1953, Неаполь, в главной роли Ингрид Бергман).

Дискография: CD - Deutsche Grammophon. Дирижер Озава, солисты: Келлер, Вильсон, Эскурру, Полле и др.

История человечества знает множество людей, прославившихся защитой своей страны от внешнего агрессора. Но особенно интересны те герои, которые окружены ореолом таинственности и романтическим флёром (как Жанна Дарк, например).

Родина Жанны Дарк

Итак, Жанна Дарк родилась в 1412 году, в одну из самых тяжёлых эпох французской истории. Страна была неоднократно побеждаема тогда английскими и союзными им войсками, причём стояла на грани полного разгрома и сокрушения. В 1420 году был заключён договор, согласно которому английский король становился французским монархом, а наследник престола от наследования отстранялся. Фактически, речь шла уже и законодательном закреплении оккупации.


Это, естественно, не могло не будоражить людей. Жанна не стала исключением. И хотя родина Жанны Дарк – деревня Домреми, где она жила в крестьянской обыкновенной семье, это не помешало стать национальной героиней. По стране ползут слухи и толки: «женщина (королева, которую считали предательницей), губит Францию, но дева сумеет её спасти». Жанна принимает эти слова на свой счёт. Несомненно, что таких было довольно много, но счастливый случай выпал на долю её одной. В 1425 году она начинает «слышать и видеть святых». Те призывают её скорее направиться на юг, где находится наследник, и остановить разгром.

За что сожгли Жанну Дарк?

Так или иначе, настойчивое стремление помочь Франции в борьбе с врагами и точное прогнозирование исхода одного из боёв около Орлеана привлекли к Жанне Дарк внимание. Её целью на тот момент было получение под своё командование отряда войск и разблокирование Орлеана. Успешно пройдя некоторые проверки, должность командующего она получила. Нанеся английским войскам несколько тяжёлых поражений, Жанна сумела достичь своей цели. Однако в ходе продолжения войны, она попадает в бургундский плен, а затем передаётся англичанам. Те обвиняют её в магии и сжигают на костре. Вот, в общих чертах, и вся недолгая жизнь, менее 30 лет.

Очевидно, что Жанну Дарк сожгли на самом деле не за «магию», а за достигнутые ею во главе французской армии победы.

Действия её на войне были стремительны и решительны. Так, 6 марта 1429 года Жанна входит в замок Шинон (где присутствовал дофин), и рассказывает ему о «голосах», обозначивших её избранность – миссию по коронации наследника в Реймсе. Считалось, что только там можно стать законным правителем. 29 апреля отряд под командованием Жанны Дарк входит в Орлеан, происходит ряд боёв, вследствие которых город удаётся деблокировать. Сокрушённые было французские войска одерживают серию побед, имевшую важное моральное значение.

Поход к Реймсу становится уже не просто маршем войск, а буквально триумфальным шествием. 17 июля дофин коронуется в освобождённом городе. В следующем месяце начинается наступление на Париж (неудачное), потом много мелких столкновений. И 23 мая 1430 года Жанна оказывается в плену…

Где сожгли Жанну Дарк?

На этот счёт существует две версии. Согласно одной, её вовсе не казнили, а всего лишь увезли куда-то или тайным образом освободили. Но преобладает другая точка зрения – 30 мая 1431 года Жанну вывели на рыночную площадь оккупированного Руана, где и сожгли на костре.

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», — сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд . Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец — тоже не ясно. По одной версии — обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д"» в фамилии), по другой — зажиточные крестьяне (а «д"» в те времена означало — «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла .

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, — говорил один из ее современников, — что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей — хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова , где Жанну играет Инна Чурикова , есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон , ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста — будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза .

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон , но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз . Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только — до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы — ее не сжигали — косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 — 950 градусах, золото — примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева — 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы — нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…


Драматическая оратория (1938, Базель) на сюжет поэмы П. Клоделя.


Состав исполнителей: чтец, Жанна д"Арк (без пения), Брат Доминик, монах (без пения), Дева Мария (сопрано), Святая Маргарита (сопрано), Святая Екатерина (контральто), Боров, председатель суда (тенор), Осел, писец (тенор), Зерно (без пения), Мамаша винных бочек (без пения), 3 герольда (тенор, бас, без пения), монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр.


История создания

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д"Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи - кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789-1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», - утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д"Арк (1410 или 1412-1431), 500-летие первого подвига которой - освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, - отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868-1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму...»


В сюжете о Жанне д"Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д"Арк - смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, - вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды - на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий... Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.


«Жанна д"Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы - освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой,... а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.


Драматическая оратория «Жанна д"Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам - мужскому, смешанному, детскому.


Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога - колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу. 4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый - выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон - свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы. Следующий эпизод - выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева). На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни. Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг - Мамаша винных бочек). Еще одна подлинная народная мелодия - майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д"Арк в пламени», образует грандиозный финал. Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».


Л. Михеева


Действующие лица и исполнители:

Jeanne d’Arc

Marion Cotillard

Brother Dominique

Xavier Gallais

A voice, Porcus, Herald I, Chaplain

Yann Beuron

The Virgin

Maria Hinojosa

Marguerite

Maria Hinojosa

Catherine

Aude Extremo

Mere aux Tonneaux

Anna Moreno-Lasalle

Anna Moreno-Lasalle

Anna Moreno-Lasalle

A voice, Herald II, Peasant

Eric Martin-Bonnet

Herald, the ass, Bedford, J. de Luxembourg, Grinder Trusty, Peasant

Carles Romero Vidal

The Usher, R. de Chartres, G. de Flavy, Perrot, Priest

Pep Planas

Vivaldi choir
Lieder Camera choir
Madrigal choir
Orquestra Simfonica de Barcelona i Nacional de Catalunya (OBC)
conductor Marc Soustrot


Movie director: Jean-Pierre Loisil

TVRip by www.сайт
avi

Video: Xvid 800x450 25fps 1140kbps
Audio: Dolby AC3 48000Hz 6ch 256kbps
818 Mb



Рекомендуем почитать

Наверх