Терапевтические метафоры. Терапевтическая метафора в индивидуальной работе Метафоры терапевтические

Мода и стиль 09.08.2020
Мода и стиль

Терапевтические метафоры

Ричард Бэндлер в своем предисловии к книге Дэвида Гордона "Терапевтические метафоры " приводит поучительную историю, "выдергивающую " человека из бесплодных схоластических споров и "заставляющую " индивида принять активное участие в практиковании коммуникационных техник: "В первые годы моей работы в качестве создателя моделей психотерапии я хорошо запомнил свое изумление огромным количеством "профессионалов ", посещавших мои семинары для изучения паттернов коммуникации, бравшихся из практики самых талантливых коммуникаторов в этой области... "профессионалов ", которые тратили свое и мое время на долгие дискуссии об эффективности и полезности техник, которые они даже не испытали. В начале я спорил с ними, а потом понял, что это бессмысленно, и начал требовать, чтобы эти профессионалы проверяли паттерны до того, как мы их обсудим, что, конечно, приводило нас к новым дискуссиям. В конце концов, решив, что безуспешность моих усилий связана с моим собственным поведением, я начал рассказывать им историю о профессоре некоем Мелвине Стюарте у которого я учился в колледже.

Это был биолог высочайшей квалификации. Главной научной страстью Мелвина было изучение фауны пустынь. Он часто организовывал небольшие экспедиции с участием молодых, физически крепких биологов, и отправлялся в пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаев эти путешествия завершались без особых приключений, принося в то же время большую пользу образовательной цели экспедиции. Но однажды летом в одной пустынной местности, очень далеко от населенного пункта, у экспедиции сломалась машина. Мелвину и его молодой команде пришлось оставить ее и пешком отправиться за помощью. С собой они взяли только предметы первой необходимости, нужные для выживания еду, воду и карты. Согласно показаниям карт, они должны были потратить по крайней мере три дня, чтобы дойти до ближайшего форпоста цивилизации. Начался пеший поход. Шагая, отдыхая, потом вновь шагая, эта торжественная и решительная группа продвигалась сквозь страну горячего безмолвия. Наутро третьего дня усталая и ободранная группа добралась до вершины высокого песчанного бархана. Измученные жаждой и перегревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершины местность, раскинувшуюся перед ними. Очень далеко справа от себя они увидели нечто, напоминавшее озеро, окруженное небольшими деревьями. Студенты стали прыгать и кричать от радости, но Мелвин никак не отреагировал на это, поскольку знал, что это всего лишь мираж. "Я бывал в этих местах " сказал он; и воспринял эту дурную новость так, как это сделал бы любой умудренный жизнью профессор как факт, который нужно принять к сведению. Однако его студенты бурно запротестовали и начали настаивать, что они точно знают, то что видят. Их спор с профессором продолжался до тех пор, пока в конце концов он не сдался. Он разрешил им пойти к миражу, но с условием, что как только они убедятся в своей ошибке они сядут на месте и не сдвинутся с него до тех пор, пока он не вернется с подмогой. Все стали клясться, что будут ждать и больше никуда не пойдут. И тогда Мелвин пошел туда, куда он считал нужным идти, а студенты куда считали нужным идти они. Через три часа они приблизились к новенькому роскошному спасательному посту, где было четыре плавательных бассейна и шесть ресторанов. Через два часа после этого они вместе со спасателями уселись в машину и отправились за Мелвином, но он так и не был найден ими... Никогда. из-за этого случая я так и не завершил своего биологического образования ".

Метафора представляет собой новеллистический способ репрезентации чеголибо; это многоуровневый источник нового света, бросаемого на старые темы. Целью терапевтических метафор является инициация сознательного либо подсознательного трансдеривационного поиска процесса возвращения в недра своей модели мира с целью прочувствования опыта, который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для такого обогащения картины мироописания, в котором он нуждается, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой. Волшебные сказки потому и являются терапевтическими, что человек находит в них свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется относящимся к нему, с конфликтами своей внутренней жизни, переживаемым им в настоящее время. Содержание сказочной истории обычно не имеет отношения к нынешней жизни индивида, но оно вполне может отражать то, что состовляет его внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а потому неразрешимыми. Сказки, вообщемто, не имеют отношения к внешнему миру, хотя они могут быть достаточно реалистичными и обладать атрибутами, присущими обычной жизни человека. Ирреальная природа чудесных историй является тем важным качеством, которое делает очевидным тот факт, что предметом волшебных сказок является не изложение полезной информации о внешнем мире, а те процессы внутренней жизни, которые протекают в человеческом уме и сердце.

Конструирование метафоры

Точность формулировки.

Первой и главной задачей того, кто помогает людям, является достижение определенного уровня понимания природы и характеристик проблемы другого человека, а также осознание того, в каком направлении индивид хочет изменить ситуацию. Важной предпосылкой для эффективной терапии и для работы терапевтических метафор является необходимость точной формулировки целей клиента. Это означает, что изменения, которые нужно произвести, будут такими, над которыми человек будет иметь контроль.

Изоморфизм.

Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира, т. е. метафора должна сохранять структуру проблемной ситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых человек оперирует внутри контекста "проблемы ", причем сам по себе контекст значения не имеет. Таким образом, фундаментальной характеристикой терапевтической метафоры является то, что участники истории и события, происходящие в ней, эквивалентны изоморфны тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию или проблему человека. Это репрезентируется в метафорическом списке действующих лиц, и сходным образом репрезентируются процессы и параметры ситуаций, относящихся к проблеме. Такие репрезентации не равнозначны параметрам самой проблемы, но являются "эквивалентными " ей в смысле установления тех же отношений, которые идентифицируются между параметрами метафоры и действительной ситуации. Если условие изоморфизма удовлетворяется, то для составления метафоры пригоден любой контекст, выбор персонажей не имеет значения, важно лишь, как они взаимодействуют.

Метафора в качестве двух главных своих компонентов имеет желательный исход и стратегию, которая позволяла бы перекинуть мостик между проблемой и желательным исходом.

Исход. Как правило, люди знают, какие изменения необходимо произвести, чтобы исход носил позитивный характер. Человек всегда совершает свой самый лучший выбор, на какой способен в соответствии с имеющейся у него чувствительностью и восприимчивостью.

Связующая стратегия. Наиболее подходящей стратегией, способной привести к желамому исходу, является стратегия, которую человек прямо или косвенно сам индуцирует. Прекрасным способом получить такую информацию является просьба описать, как он пытался решить эту проблему до прихода к консультанту. Описывая в деталях свои ошибки при разрешении затруднения, клиент будет косвенно рассказывать, что следует сделать для того, чтобы цель была достигнута, т. е. он будет описывать, в какие моменты он оказывается в замешательстве, и таким образом, в каких направлениях ограничена его модель. Другим отличным способом получить эту информацию являются вопросы подобного рода: "Что удерживает вас от...? ", "Как вы удерживаете себя от...? " Задачей же терапевта является: а) помочь человеку научиться осознавать, в каких случаях события состовляют такую пропорцию, что они становятся проблемными; б) обеспечить индивида средствами, при помощи которых он сможет перепропорционировать эти события.

Переформирование.

Жизненным компонентом в разрешении проблемы является переформирование. "Переформировать " означает взять прежний болезненный или нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так, чтобы он оказался ценным и потенциально полезным. Так называемые, "отрицательные эмоции " и "негативные поведенческие паттерны " изначально не являются проблемами. Проблема состоит в том, как они используюся людьми в своей жизни. И потому, главной предпосылкой любого терапевтического вмешательства должно быть понимание того, что ни эмоции, ни поведение, ни опыт сами по себе не могут быть ни "плохими ", ни "хорошими " все они полезны, когда выражаются в соответствующем контексте в нужное время. Замена одного выбора другим должна уступить место увеличению репертуара выборов, с тщательным разъяснением того, каким образом прежний неприятный опыт или неприемлемые эмоции и поведение могут оказаться полезными для "жизнипосле изменения ".

Синтаксис метафор использование трансдеривационного поиска.

Изоморфизм, который консультант так тщательно создает в метафоре, охватывает последовательность определенных событий, однако не является надежным в смысле точной передачи того, как клиент переживает эти события. Подход, который позволяет терапевту благополучно миновать ограничивающие пределы неопределенности, состоит в том, чтобы быть неспецифичным. Дело в том, что все люди для оценки значимости внешнего и внутреннего опыта используют трансдеривационный поиск сверку с индивидуальной моделью мира. Каждый из нас является носителем уникальной картины мироописания, которую состовляют все ощущения, испытанные нами на протяжении всей нашей жизни, и, разработанные на их основе, фундаментальные обобщения. Именно с этой моделью сравнивается и коррелируется вся сенсорная информация, которая либо вызывает внимание и интерес, либо, если это совершенно новые или противоречащие сформированной модели информационные сигналы, не находят в нас никакого чувственного отклика. Намеренно отказываясь от специфицирования частной информации, поступков и переживаний персонажей метафоры, психотерапевт вовлекает своего слушателя в извлечение и разработку своих собственных интерпретаций того, "что происходит на самом деле ". Важно помнить, что поскольку метафора конструируется для клиента, то правильным может быть только его толкование.

Неспецифичность отсутствие референтных индексов, наличие неспецифированных глаголов.

Референтные индексы это члены предложения (существительные), которые специфически именуют чтолибо в опыте клиента. Аналогично тому, как слова, нуждающиеся в референтном индексе, специфицируются при помощи соответствующих вопросов ("кто? ", "что? ", "где? "), неспецифированные глаголы могут быть специфицированы вопросами "как? " и "каким образом? " Глаголы описывают, как ктолибо или чтолибо действует или существует в мире. В то время, как при сборе информации о ситуации консультируемого такая спецификация имеет большую ценность, при предъявлении метафоры она может иметь разрушительный эффект. Представьте, к примеру, что в вашем рассказе некий персонаж прячется в доме, причем не имеет значения, где именно он скрывается. Если вы опишете его, как прячущегося в подсобном помещении, в то время как ваш клиент поместил его в своем воображении в гостинной, то между вашим повествованием и опытом слушателя возникнет разрыв. Этой ошибки можно было избежать, если не реферировать существительное "дом " другими уточнениями и не использовать развернутого описания действия "прятаться ". Например, "Затем он вбежал в дом и где-то спрятался ". Теперь человек свободен поместить персонажа куда заблагорассудится, а мы можем быть спокойны, что будем говорить с посетителем об одном и том же. Благодаря феномену трансдеривации, если терапевт оставляет существительные на произвол воображения клиента, тем самым он увеличивает смысловую значимость предъявленной метафоры.

Номинализация.

Описывая свой личный опыт, люди часто используют процессуальные слова, говоря о них так как если бы они были "вещами " или "событиями ". Таким образом "я чувствую " превращается в "чувство ", "я надеюсь " в "у меня есть надежда ", а "я был разозлен " в "у меня есть злость ". Хотя мы можем говорить о чувствах, надежде, злости так, как если бы они были "вещами ", которые можно подержать в руках, на самом деле они являются процессами динамичными и неосязаемыми. Нельзя взять злость, осознание или боль, и положить на стол для всеобщего обозрения. Производить такие действия с "процессуальными " словами означает номинализировать их. Использованная в метафорах, номинализация инициирует трансдеривационный поиск. В утверждении "у меня есть злость " утраченная памятью информация может быть восстановлена вопросами: "Зол когда, на кого и каким образом? Злость в связи с чем? " Номинализации в метафорах дают человеку возможность вовлечения номинализированного слова в процесс его собственных выборов.

Вставленные команды.

Поскольку метафоры по своей сущности являются некой транспортной системой для неявного предложения и осуществления изменений в паттернах коммуникации, то обычно в рассказываемых историях присутствует несколько пунктов, где подчеркивается некоторая важная мысль, особенно в отношении разрешения проблемы. Одним из способов привлечения внимания человека к такого рода неявным предложениям для увеличения их действенности является способ, при котором они оказываются частью вставленной команды. Вставленные команды формируются посредством введения в предложение имени клиента или местоимения 2ого лица таким образом, что все, следующее после имени, становится для индивида директивой. Например: "Посидев там некоторое время, она решительно сказала себе: "Герда, остановись! " "

Маркировка.

Идея маркировки напоминает принцип вставленных команд. Маркировка предназначается для придания ключевым словам или фразам особого значения путем привлечения к ним повышенного внимания. Последнее достигается посредством изменений в интонации терапевта, а также за счет использования определенных жестов, звуков, прикосновений, т. е. применения, так называемых, "якорей ".

Системы репрезентации.

Это те модальности ощущений, которые нам как человеческим существам доступны, и которые мы используем для познания окружающего нас мира. Путь, посредством которого люди репрезентируют реальность, проходит через "ворота наших ощущений ": органы зрения, слуха, кинестезиса (движения, осязание, чувство направления), обоняния и вкуса. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть этого постоянного сенсорного потока по множеству причин является чрезмерной или ненужной, мы обращаем свое внимание не на все элементы этого потока, а предпочитаем сосредоточиться на той системе, которая дает нам информацию, наиболее соответствующую имеющемуся у нас опыту. Способность различать и использовать системы репрезентации предоставляет консультанту следующие преимущества:

Терапевт получает возможность увеличить степень доверия, а также повысить значимость самой процедуры коммуникации;

Точная настройка на систему репрезентации, используемую человеком, позволяет действовать в пределах модели мира, которая близка его мироописанию, что автоматически расширяет способность к эмпатическому сопереживанию и придает терапевтическим комментариям дополнительную силу;

Еще одно преимущество проявляется при конструировании и утилизации терапевтических метафор. Зная, как клиент в основном репрезентирует информацию, терапевт может рассказать ему сказку таким способом, который будет принят и понят с наибольшей легкостью;

Зная, как клиент репрезентирует значимые части той или иной проблемы, терапевт может использовать его паттерны репрезентации при описании и идентификации тех частей в предъявляемой истории, где метафорическая ситуация изоморфна реальной. При достижении этого результата у консультанта появляется возможность производить терапевтические изменения на уровне систем репрезентации.

Субмодальности.

Визуальные: цвет, яркость, насыщенность, контрастность. Аудиальные: высота, тембр, интенсивность, местоположение. Кинестетические: температура, давление, текстура, плотность. Обоняние: аромат, благоухание, концентрация.

Опыт репрезентируется на уровне субмодальностей. Другими словами, то, что мы называем "опытом " (различением, мыслью, осознанием) не является дискретной, и по сути говоря, определимой сущностью, а есть не более, чем личностноприсущее "созвездие " субмодальных различений. Поскольку индивидуальный опыт возникает на субмодальном уровне, то на этом же уровне реально возникают и личностные изменения, способные увеличивать количество выборов человека, т. е. если изменения производятся на уровне субмодальностей, то изменяется также и опыт.

Опыты, а значит и проблемы, изоморфно регенерируются из предыдущих опытов. Хотя контексты, в которых они протекают, могут быть различными, все эти опыты в основном идентичны в отношении их проистекания и продуцирования одних и тех же последствий. Повторение изоморфных опытов обусловлено идентичностью субмодальных созвездий.

Поскольку эти опыты организованы таким образом, что каждый из них генерирует своего преемника и регенерирует своего предшественника, изменение в любом из этих изоморфных опытов будет распространяться на все остальные. Как всякая закрытая система, субмодальности каждого отдельного созвездия функционально гомеостатичны, и если изменяется одна или несколько из этих субмодальностей, то вся система вынуждена приспосаблиться к этому изменению.

Вложенные реальности.

Вложенные реальности отсылают нас к опытам, котоые одновременно репрезентуются на более чем одном уровне смысла. Это напоминает картину, изображающую стену, на которой висит картина с изображением стены, на которой висит картина... Полезность этой идеи заключается в том понимании, что люди репрезентируют большую часть своего опыта на различных уровнях реальности, и что любой из этих уровней не менее достоверен в качестве репрезентации опыта, чем любой следующий. Когда бы консультант ни рассказывал терапевтическую сказку или историю своим посетителям, он задействует, по меньшей мере, три реальности: реальность настоящего, здесьисейчас, разговора с человеком; реальность репрезентации клиентом его проблемы; реальность репрезентации им метафоры, предъявленной для его проблемы. Вложение реальностей лучше всего осуществляется использованием "кавычек " например, техники "мой друг Петрович ". Прямые внушенияприказырекомендации оформляются в кавычки с целью снятия с терапевта ответственности за их содержание. В самой простой форме, в процессе сообщения метафоры, содержащей кавычки, имеются:

реальность, в которой терапевт общается с клиентом;

реальность изоморфизма историиметафоры;

реальность прямых утверждений (кавычки) в адрес посетителя;

реальность внутренней репрезентации человеком предыдущих трех реальностей.

выдержки из "Терапевтических метафор " Дэвида Гордонаподготовил и отредактировал Виталий Сомов

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

1

Написание психологом истории об эмоциональных проблемах клиента представляет собой психотерапевтический способ в поиске нового понимания и решения выявленных психологических затруднений пациента. В терапевтической метафоре, которая занимается разгадкой скрытого смысла порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В итоге сознательные и бессознательные процессы взаимодействуя, порождают новые толкования и новые поведенческие реакции. Использование терапевтической метафоры как метода психологического воздействия на личность клиента, вызывая свободные ассоциации, имеет глубокий и стойкий эффект. Терапевтическая метафора - это своеобразный новеллистический метод разрешения переживаний клиента, используемый в практической деятельности современного психолога.

переживание

терапевтическая метафора

2. Ахала Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб.: Речь, 2000. – 220 с.

3. Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии. М.: Психотерапия, 2008. – 304 с.

4. Хейли Д. Что такое психотерапия. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.

6. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.

Целью исследования явилось: показать возможность написания терапевтической метафоры для разрешения психоэмоциональных проблем клиента. Методом исследования послужила терапевтическая история, написанная специально для конкретного клиента.

Мы используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним для более образного и яркого описания какого-либо психоэмоционального состояния или события. Метафора открывает новые формулы процесса познания.Метафора как вид символического языка, всегда использовался в целях обучения, ведь именно слово, создавая наглядно-чувственные образы предметов и явлений преломляется в форме библейских притч, дзэн-буддистских коан, мифов, легенд, сказок и литературных аллегорий. В них широко используются метафоры, чтобы выразить определенную мысль в непрямой, а в изобразительно-выразительной форме. Как правило, метафора кроме того, что она эффективна как средство общения, использующее аналогии, несет в себе интимную выразительность.Язык большинства подходов в психотерапии - это язык анализа, пытающийся интерпретировать поведение человека, а язык метафоры - это образ, символ, тоже распознающий внутреннее содержание личности. И этот язык, как показывает практика, наиболее продуктивен для динамики в процессе психотерапии. Использование терапевтической метафоры как способа психологического воздействия на личность клиента сегодня бурно обсуждается в научных кругах, ведь правильно построенная и рассказанная метафора, вызывая свободные ассоциации и, касаясь личной жизни клиента, имеет глубокий и стойкий эффект. Именно поэтому метафора применима там, где необходим поиск нового понимания и новых подходов к разрешению переживаний пациента. Известный американский ученый, психотерапевт Ирвин Ялом, не раз рекомендовал своим пациентам написать что-нибудь о тебе, своего рода историю о своих чувствах, переживаниях. Такой глубинный подход к психологическим проблемам клиента отразился в работе психотерапевта «Лечение от любви». Это истории о пациентах, которые И. Ялом изложил в форме терапевтических новелл, тонко считывающие психологические затруднения своих клиентов.

В.А. Домрацкий считает, что метафоры позволяют упростить сложную проблему, сделать ее более доступной для понимания. Р. Ван Ойху принадлежит следующее определение метафоры - мышление в терминах иного. Он выделяет «мягкое» и «жесткое» мышление. Для «жесткого» характерны логика, рассудок, критика, работа, строгость, точность, сосредоточенность, анализ, конкретность. Для «мягкого» - метафора, мечта, юмор, неопределенность, игра, приблизительность, фантазия, парадокс, подозрение, обобщение. Мягкое мышление пытается найти сходство между вещами, жесткое - различия. В образной фазе возникают новые идеи, в практической - они оцениваются и реализуются. Оба типа мышления играют важную роль, но действуют на разных фазах .

Дзэн-буддизм придумал коаны - парадоксальные, неподвластные логике загадки (вероятно, один из наиболее ранних способов говорить метафорами). Коаны подают информацию в недирективной, насмешливой форме. Что касается мифов, легенд и сказок, то здесь мы наблюдаем широчайший спектр использования образных выражений, умело использованных народом.

В терапевтической метафоре, которая занимается разгадкой скрытого смысла внутреннего мира клиента порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В итоге сознательные и бессознательные процессы взаимодействуя, порождают новые толкования и новые поведенческие реакции. Терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельных процесса, в результате дающих эффективное воздействие на сознание и подсознание. При этом отображаются внутренние переживания и возможность рефлексировать над ними.

Известно, что терапевтическая метафора включает в себя: 1)встроенные внушения и команды; 2) репрезентативные системы; 3) интонационное сопровождение. Мы написали терапевтическую метафору, которая была созвучна проблеме, заявленной клиентом, способствующей актуализации вытесняемых им моментов личной эмоциональной жизненной ситуации.

Терапевтическая метафора функционирует в следующих позициях:

1) Диагностическая. Когда пациент связывает свою эмоцию с каким-либо образом. В процессе консультации психотерапевт может рассказать историю из практики, которая может вызвать ответный отклик, если будут чем-то напоминать собственную проблему клиента. В этом случае происходит изменение невербальных реакций клиента, он внимательно слушает, подает заинтересованные реплики.

2) Обучающая. Психотерапевт предоставляет правому полушарию клиента метафорический материал, чтобы через предложенные аналогии помочь человеку почерпнуть нечто важное, научиться отделять существенное от несущественного, познать себя, напомнить о собственных ресурсах, помочь в укреплении Эго и т.д. С этой целью используются притчи, истории о пациентах со схожими проблемами.

3) Релаксирующая. Когда психотерапевт может непринужденно и легко с помощью упражнений, помочь клиенту освободиться от отрицательных эмоций. Более того, если выполнять эти упражнения на глубинном уровне, то визуализируя образы, клиент почерпнет для себя много важного и интересного, обнажив при этом свои переживания.

4) Разрешающая (собственно терапевтическая). Данная функция присуща двум видам метафор: терапевтической и эпистемологической.

Открой себя.

«Хочу быть богатой со всеми вытекающими отсюда бонусами - красным Феррари, черными туфельками из крокодиловой кожи от Guzzi и годовой карточкой на все SPA Европы. М-да, неплохо... Ну и что? Да, хочу быть не столбовою дворянкой, а владычицей морскою, вот тогда он посмотрит, кому не звонит, и на чьи SMS-сообщения не отвечает». Так размышляла юная особа, медленно ступавшая по коридорам факультета университета. Неожиданно девушка остановилась, посмотрела на свои туфли, ей показалось, что кто-то разговаривает здесь, совсем рядом, девушка прислушалась:

Ой-ой, что такое? Ай-ай, сейчас разорвусь, ваша ножка, моя дорогая, уж очень для меня широка,- возмущается новенькая лаковая туфелька.

Помалкивайте - отвечает ей женская ножка, вас купили задорого- будьте добры, выполняйте свои профессиональные обязанности.

Но вы больно давите мне своим пальцем в мой носик, мой изящный красивый носик, - опять завопила туфелька.

Послушайте, туфля, за вас заплатили, за вами ухаживают, вами щеголяют, и все потому, что вы стильная, красивая. Я терпеливо молчу, понимаете вы, бездушна гордячка!

Ну, хорошо, хорошо, может я вам не в пору? - не унимается туфелька.

Да нет, нормально, другой размер - большой, а вы - нормально, - отвечает женская ножка.

Я сейчас ра- зор- ву- сь, дышать невозможно,- говорит туфелька.

Я понимаю, вас переполняют чувства, вы переживаете, нервничаете, но что же делать?- женская ножка недоумевает.

Все, давайте договариваться, - выпалила женская туфелька.

Может для начала перейдем на ты?- продолжает туфелька.

Хорошо, иду на ты, - задумчиво ответила женская ножка.

Во-первых, разве тебе не комфортно со мной? - спрашивает туфелька.

Не очень,- недоверчиво потянула женская ножка.

Вот! А почему ты не говоришь об этом? - говорит туфелька.

Но ведь ты модная, купленная в фирменном бутике, - ответила женская ножка.

И что... Вообще-то, раскрою открытую тайну - модно то, что удобно! - и туфелька искренне улыбнулась.

Если честно, то та, первая туфелька, которую вы, т.е. ты мерила в бутике мне понравилась, она была такая нежная, хорошо облегала ступню, - женская ножка засияла от нахлынувшего воспоминания.

Вот так, - выдохнула туфелька.

Телефон неожиданно зазвонил...

Продолжение (в качестве домашнего задания) терапевтической метафоры может написать уже сам клиент. Возможно, это будет конец, а, возможно, совсем другая история.

Заключение. Написание психологом истории об эмоциональных проблемах клиента представляет собой психотерапевтический способ в поиске нового понимания и решения выявленных психологических затруднений пациента. Использование терапевтической метафоры как метода психологического воздействия на личность клиента, вызывая свободные ассоциации, имеет глубокий и стойкий эффект. Терапевтическая метафора - это своеобразный новеллистический метод разрешения переживаний клиента, используемый в практической деятельности современного психолога.

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор, ФГОУ ВПО «Северо-Осетинский Государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ;

Каргиева З.К., профессор, ФГОУ ВПО «Северо-Осетинский Государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Кокоева Р.Т. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА КАК МЕТОД В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16935 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Техника метода состоит в умении рассказывать поучительные истории, «психотерапевтические сказки» – метафоры. По сути, каждый опытный психотерапевт (и не только он), имеющий богатый жизненный опыт и некоторую способность сочинять, фантазировать, владеет метафорой.

Естественно, у этого метода нет чёткой техники, однако существуют некоторые правила и определённая последовательность создания и изложения метафоры.

Правила

  1. История должна быть в чём-то идентичной проблеме пациента, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, лишь соприкасаться с ней.
  2. Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем, пациент смог бы «увидеть» возможность нового выбора.
  3. Если пациент не в состоянии сделать выбор самостоятельно, предложите ему сами варианты решения сходных проблем. Только не делайте это, как говорится, в лоб.

Последовательность

  1. Определите проблему.
  2. Определите структурные составляющие проблемы (разбейте её на части, наметьте основные действующие лица).
  3. Найдите параллельные ситуации.
  4. Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова…»).
  5. Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения психотерапевта. Иначе неизбежно сопротивление.

Вконтакте

Терапевтическая метафора в работе с детьми

“Чувство будит в нас мысль – с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!” Шамфор.

Что такое метафора? Очень ярко охарактеризовал это понятие Г. Лорка. Он утверждал, что метафора есть “родная дочь воображения … рожденная порою в быстром всплеске интуиции, освещенная тревожной и медленной мукой предугадания”. Конечно, это не определение в том смысле, как мы привыкли это понимать, но сказано очень точно. Метафора – не новомодное слово. Это понятие “с бородой”, имеет греческое происхождение. Вот как определяет его В.Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Метафора – иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному…” А вот определение из “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова: “МЕТАФОРА. Толкование: оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе аналогии, сходства, сравнения”.

Мы бессознательно используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним, для более образного и яркого описания чего-либо, или чтобы лучше и доступнее что-то объяснить. Как знакомы нам такие выражения, как «Фонтан идей», «Острый язычок», «Мозговой штурм» и т.д. Метафора с одной стороны позволяет более точно и образно охарактеризовать предмет, процесс или явление, а с другой стороны она способствует более продуктивному и эффективному мышлению, давая работу правому полушарию мозга и, таким образом, открывая новые грани в процессе познания.

Эту функцию метафоры прекрасно иллюстрирует следующий отрывок:

“Гуи Дзы вечно говорит загадками,- как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну.- Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать.”

Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы.

“Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо”, - сказал принц.

В ответ он услышал: “Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как вы думаете, он вас поймет?”

“Конечно нет”,- ответил принц.

“А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?”

“Да, понятнее”,- согласился принц.

“Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает”,- пояснил Гуи Дзы.

Принц признал его правоту.”

“Сад историй” (Ксиань и Янг, 1981)

Кажется, что область применения метафор безгранична: в повседневном общении, в терапии, в конфликтологии, в обучении и воспитании… Правильно построенная и рассказанная терапевтическая метафора дает глубокий и стойкий эффект, ибо воздействие идет прямо на глубинные уровни психики, минуя сознательные ограничения и препятствия.

Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы. Но бывают моменты, когда обыкновенной сказки становится недостаточно. И тогда на помощь приходит терапевтическая метафора.

Чем же отличается терапевтическая метафора от сказки? Сказка – это сюжетное художественное произведение, цель которого – яркая описательность и богатая событийность. Обратите внимание, как слушают дети искусного рассказчика. Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы – аудиальная, визуальная и кинестетическая. Этот факт надо учитывать при использовании терапевтических метафор в работе с детьми.

Терапевтическая метафора также имеет сюжет. Сюжет в метафоре – это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ребенка. Таким образом, перефразируя слова Б.Брехта «Мы - это больше, чем я и ты», можно было бы сказать: «Терапевтическая метафора - это больше, чем логика и гипноз». Другими словами, терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание (логически) и подсознание (посредством трансовых техник и гипноза).

Как же строится терапевтическая метафора? Создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке.

И функцию одной из таких нитей выполняет сюжет. Сюжет в терапевтической метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не «зеркалить» настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление. В терапевтической метафоре сюжет выполняет двоякую функцию: с одной стороны он позволяет присоединиться к реальной проблеме маленького пациента, а с другой стороны дает возможность отвлечь его сознание от непосредственно переживаемой им проблемы.

Следующая нить в этом метафоричном кружеве – это встроенные внушения и команды. Они искусно вплетаются в канву повествования, и их практически невозможно вычленить на слух. Они воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы.

И, наконец, последний этап в искусстве создания чудесной исцеляющей сказки – ее рассказывание. Здесь есть моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, это подстройка под дыхание слушателя. Рассказывая метафору, терапевт постепенно замедляет темп и понижает голос. Он начинает «вести» слушателя, и у того вслед за снижением темпа речи замедляется дыхание и импульсы мозга, что способствует его погружению в транс. Встроенные внушения и команды в процессе рассказывания интонационно выделяются. Очень способствует «включенности» ребенка в рассказываемую метафору ее ролевое исполнение, когда помимо интонирования встроенных внушений интонационно выделяются ключевые сюжетные моменты. Голос, тембр и интонация являются ведущими моментами, если ребенок слушает метафору с закрытыми глазами. Именно интонационное богатство в этом случае является той основой, которая порождает богатство образов, возникающих на внутреннем экране ребенка, и ощущений. Если ребенок слушает сказку с открытыми глазами, в процесс рассказывания можно включить элементы пантомимы или ввести «героя» повествования в виде небольшой мягкой игрушки. Это будет способствовать тому, чтобы неустойчивое внимание маленького слушателя не отвлекалось на внешние раздражители.

Теперь, вооруженные знаниями о значении, построении и рассказывании терапевтической метафоры, попробуйте создать свою собственную метафору. И помните, что этот вариант работы подходит не только маленьким детям – он хорош для любого возраста.

Терапевтические метафоры – то есть метафоры, цель которых изменение поведения, а не объяснение или мотивация, – один из любимых инструментов в НЛП и Эриксоновском гипнозе . О величии и пользе данного инструмента я сейчас распространяться не буду, но зато опишу довольно простую стратегию конструирования этих самых терапевтических метафор. Основная идея: идем по точкам SCORE от причин к эффектам, а между симптомами и результатом, как способ решения, вставляем технику НЛП в метафорическом виде.

В результате получаем способ применения техник НЛП в неявном виде. Мечта многих.

Соответствие

Для начала, для построения метафоры, нам потребуется построить структурные соответствия.

Метафоры, в которых присутствует такое соответствие, называются изоморфными .

Например, есть семейный конфликт – муж с женой не могут распределить домашние обязанности. В метафоре, например:

муж = королю;

жена = королеве;

конфликт по поводу распределения обязанностей = спор, кто за что в королевстве должен отвечать.

При этом соответствие должно быть более-менее явным, но не слишком заметным – чтобы сознание не влезало в процесс.

Последовательность

Сама метафора конструируется последовательно по точкам SCORE от прошлого к будущему:

1. Причины.

2. Симптомы.

3. Способ решения.

4. Результат.

5. Эффекты.

Причины

Это, собственно, предыстория и задание контекста.

Симптомы

Описание проблемы. Сюда так же относятся поиски решения.

Способ решения

Результат

Что даёт способ решения, к какому результату приходим. По смыслу соответствует привязке к будущему .

Эффекты

Последствия. Обычно положительные: «Стали они жить и добра наживать».

Примеры

Для улучшения восприятия и понимания структуры, вначале будет прописана система соответствий. А точки SCORE будут помечены цветами, в соответствии с легендой:

1. Причины.

2. Симптомы.

3. Способ решения.

4. Результат.

5. Эффекты.

Потеря работы

Проблема: человек не может избавится от переживаний по поводу какой-то потери, например, потери работы.

Соответствия:

Для способа решения используем сдвиг субмодальностей : диссоциация и отдаление.

Экология задаётся встраиванием системы безопасности – Опасение в метафоре.

Можно заменить Добра Молодца на Красну Девицу. Которая из Страха связала себе рукавички, и они ей подсказывали.

Жил-был один Добрый Молодец, у которого был Страх. Жил он у него где-то в животе и сильно досаждал. Потому что Страх требует постоянного внимания и очень не любит, когда от него отвлекаются. Или делают то, что он не хочет. Только Добрый Молодец подумает о том, чтобы собачку погладить - Страх тут как тут. Или хочет Добрый Молодец удаль молодецкую показать и на дерево залезть - Страх как в животе скрутится, как напряжётся весь, и не даёт по деревьям лазить. А если на базар идти, Страх его заставлял за кошель так держаться, что от него все шарахались.
Надоело это всё Добро Молодцу и пошёл он искать того, кто его от Страха избавит. Исходил всё королевство, у многих спрашивал, никто ничего путного посоветовать не мог. Пока в одном дальнем городе не подсказал хороший человек, что в дне пути, в тёмном лесу, стоит старый замок. А в замке живёт колдунья. И вот та колдунья все секреты знает, и уж от Страха Доброго Молодца избавит.
И пошёл Добрый Молодец ту колдунью искать. Но так как был у него Страх, на путь, который другие проходили за день, у него целый месяц ушёл. И поворачивал он, и с пути сбивался, но нашёл тот замок.
Ну как замок - просто дом каменный. И поляна большая, и ручей рядом. Думал колдунья старуха - ан нет, женщина молодая, даже симпатичная. Только Страх ему на неё долго смотреть не позволял, так что лица её он не разглядел. Но зато Страх его заикаться заставил. И заикаясь рассказал Добрый Молодец о своей кручине. О том что Страх вредный ему житья не даёт.
Усмехнулась колдунья, которая наверно и не колдунья была - народ много чего болтает. И сказала:
- Страх в животе живет и выглядит он вроде клубка. Чем клубок больше и туже - тем Страх сильнее. Так что просто потяни нить из клубка и распутай его.
Сказала так, и в дом ушла, по делам своим. А Доброму Молодцу ничего другого не оставалось, чтобы наказ колдуньи, которая и не колдунья вовсе, выполнить. Отошёл на край поляны, сел под дерево и стал о Страхе думать. И понял он, что тот действительно как клубок. Нашёл он нитку с краю и стал тот клубок раскручивать. Раскрутил немного тот клубок - Страх ослаб. Раскрутил сильнее - Страх маленький совсем стал, не страшный. Раскрутил полностью - Страх вообще исчез. Но осталось после него маленькое Опасение. Говорит:
- Не выкидывай меня Добрый Молодец, я тебе пригожусь. Об опасности предупрежу или внимание на что важное обращу. Я маленькое, я тебе мешать не буду.
Подумал Добрый Молодец и оставил Опасение.
Пошёл домой, а Опасение тихо сидит, не мешает. Пока не подошёл Добрый Молодец к обрыву высокому, а так как Страх потерял он, то шёл по самому краю без опаски. Тут Опасение ему говорит:
- Под ноги внимательно смотри, камни там шаткие.
Стал внимательно Добрый Молодец под ноги смотреть, камни правильные выбирать.
Идёт дальше - там ему на встречу собака. А так как раньше Добрый Молодец собак боялся, очень ему захотелось её погладить. Тут Опасение и говорит:
- Ты на собаку смотри внимательно - а то есть собаки злые, а есть добрые. Злые укусить могут.
Посмотрел Добрый Молодец внимательно на собаку - добрая она оказалась, хвостом виляет, лизнуть в щёку хочет. Раньше бы убежал Добрый Молодец, а сейчас по голове собаку потрепал, по спине погладил. И довольный дальше пошёл.

Вернулся он домой. И на путь, который у него раньше год занимал, у него три дня ушло. И зажил он счастливо, и Страх ему больше не досаждал. Только Опасение изредка внимательным быть напоминало.

Вставать по утрам

Трудности утреннего подъёма – известная проблема, обыгранная в куче анекдотов и демотиваторов. И вот, для всех страдающих, универсальная метафора.

Понятно, что такой вариант очень легко переделывается под другие ситуации с внутренним конфликтом.

Соответствия:

  • человек (клиент) = Знакомый;
  • утренний подъём = вставать утром.

Для решения используем вполне классическую технику НЛП «Договор частей» . Экология здесь проверяется стандартно - спрашиваем, есть ли части, которые против.

Вообще, практически все техники с использованием частей: «Договор частей», «Интеграция конфликтующих частей», «Шестишаговый рефрейминг», - изначально являются метафорами. Так что их встраивать в изоморфную метафору вообще довольно просто, иногда достаточно описать процесс.

У меня один Знакомый тоже мучился: вставал по утрам с трудом, целый день спать хотел, опаздывал. Короче, всё как обычно. Ну я ему и говорю:

Представь, что есть у тебя две части – одна спать хочет, другая говорит, что вставать пора. Одна говорит «давай ещё поспим», другая «пора вставать». И мешают друг другу, одна усыпляет, другая винит.

Так и есть, - говорит Знакомый, - достали уже.

И у каждой важная и полезная для тебя цель - комфорт, уважение или спокойствие.

Угадал - говорит Знакомый.

Ну так сделай так, позволь им договориться. Они же друг другу мешают. Вот спроси каждую из них, готова она не мешать другой, если та в ответ не будет мешать ей.

Вроде обе готовы. И та что спать хочет, и та что вставать требует.

Отлично, - говорю, - а возьмут они на себя обязательство этот договор поддерживать? Ну, например, попробовать пару недель.

Да, - отвечает, - вполне готовы.

А есть там какие-то ещё у тебя части, которые против этой их договорённости?

Нет.

Это хорошо получилось, иначе бы с теми частями тоже договариваться пришлось.

Как ни странно, после этого стал он нормально вставать – ну то есть проснётся, пару минут полежит и встаёт. Если выспался. А если сильно не выспался и сильно вставать не надо – просто спокойно спит дальше.

И опаздывать перестал, и бодрее стал и вообще как-то всё лучше стало.



Рекомендуем почитать

Наверх