Священное китайское животное. Четыре священных животных китая

Семья и отношения 29.08.2019
Семья и отношения

Китайская астрология

4 священных животных Китая. Каждый из них представляет одну сторону света, одну четверть зодиакальной полосы неба, и одно время года, и каждый обладает собственными свойствами и происхождением. Они описываются во множестве исторических китайских и корейских мифах и рассказах, а также появляются в современной японской манге и анимации.

Считается, что одним из источников традиции 4-х священных животных, исполненных мудростью, было «Описание правил приличия и церемоний» («Лицзи») — трактат, приписываемый Конфуцию.

Историки полагают, что эта традиция представляет собой слияние четырёх мудрых существ и идеи четырёх духов, которым люди приносили жертвоприношения со времен династии Чжоу для защиты от нападения с четырёх сторон.

Все четыре знака зодиака соотнесены со стихиями системы У-син. Каждый из священных зверей содержит по 7 созвездий, что вместе дает 28 знаков, которые адаптируются к 12-ти привычным.

1.Лазоревый (сине-зеленый) дракон ( 青龍 - Цин Лун), Восток - Дерево. Родившиеся весной.

Ассоциируется с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, с богатством и властью. Духовный символ подъема, лидерства, плодотворности творчества, новаторства, оставление следа в истории.

Янский символ - светлый мужественный.



Лазоревый Дракон является символом восточной области Неба. Включает 7 мелких созвездий:

Цзюэ «Рог» и Ган «Шея» - Шру-Син (звезда долголетия) соответствует Рыбам - «Дракон манипулирования».

Тянь ди «Основа», Фан «Дом» и Синь «Сердце» - Да-хо (Великий огонь) соответствует Овну - «Дракон очага».

Вэй «Хвост» и Цзи «Корзина» - Си-му (Ограда) соответствует Тельцу - «Дракон защиты».


Изображения этого дракона обнаружены на керамике 6000-4000 лет до н.э., что свидетельствует о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры.

Цин-луна изображали в древности на знамёнах и несли с восточной стороны.

Извивающийся в облаках, он сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в "вазу, собирающую сокровища", само его тело покрыто вместо чешуи золотыми монетами.

Миф гласит, что Цин Лун, поднявшийся из вод Хуанхэ, натолкнул мудреца Фу Ши на открытие символов, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Так появились обозначающие все процессы и предметы, символы ян и инь, «Книга перемен», концепция ба-гуа (8 триграмм) и фэн-шуй.


2.Красная птица (朱雀 - Чжу Няо, Чжу Цяо) или Феникс (鳳凰 - Фэнхуан ), Юг - Огонь. Родившиеся летом.

Ассоциируется с благим предвестием, интуицией, внутренней концентрацией. Миротворчество, процветание, человеколюбие, героизм, верность, справедливость, страстность. Великолепие и красота. Продолжение рода, семейственность.

Иньский символ - светлый женственный.


Включает 7:

Цзин «Колодец» и Гуй «Души предков» - Чунь Шоу (Голова Феникса) - соответствует Близнецам - «Чтимый Феникс».

Лю «Изгиб», Ци-син «Семь звезд» и Чжан «Лук» - Чунь Хо (Огонь Феникса) - соответствует Раку - «Взрывающийся Феникс».

И «Крыло» и Чэнь «Колесница» - Чунь Вэй (Хвост Феникса) - соответствует Льву - «Смелый Феникс».

Чжу Няо родоначальник династии Мин. У этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Появление Б.-х. устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук.

Существуют многочисленные изображения на могильных рельефах рубежа и начала н.э.

Встречалась на гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Изображалась на военных знаменах, несли с южной стороны.


3.Белый тигр (白虎 - Бай Ху ) , Запад - Металл. Родившиеся осенью.

Соединяет в себе противоположные начала. Перемены, видоизменение, гуманность, чувство долга. Вместе с тем, свирепость, агрессивность, капризность, изменчивость. Властность и сила.

Темное женское начало инь.



Согласно древнекитайской астрономии и астрологии, ему соответствует «Западный дворец Неба», включающий в себя:

Куй «Скипетр» и Лоу «Оковы» - Сян-Лоу (Жнецы) - соответствует Деве - «Цепкий белый Тигр».

Вэй «Желудок», Мао «Гнездо утки», Би-сю «Сеть» - Да-лян (Болото) - соответствует Весам - «Практичный белый Тигр».

Цзуй «Голова Тигра» и «Шэнь Заслуги» - Ши-чэнь (вечные борцы) - соответствует Скорпиону - «Тщеславный белый Тигр».

Страж страны мертвых - зверь должной справедливости, являющийся белой тигрицей с черным узором (вэнь) и хвостом длиннее туловища, питающийся мясом неубитых и не едящий живых существ». Гадатели и прорицатели считали появление Бай Ху признаком «гуманного правления».

С середины 1000 стал атрибутом ритуального облачения императора и высших сановников. Изображался в местах захоронения около 433 до н.э. Вместе с Цин Луном воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток-запад: дун-си, весна-осень: чунь-цю).


4.Чёрная черепаха или Черный воин (玄武 - Сюань У ), Север - Вода. Родившиеся зимой.

Ассоциируется с борьбой духовной и физической. Аскетизм, самосовершенствование, раскрепощенность или наоборот замкнутость, справедливость. Гордость, желание опередить всех, стать иконой современности.

Темное мужское начало - ян.


«Северный дворец неба» включает также 7 созвездий:

Тянь-гуань «Ковш» и Цань-ню «Воловод» - Син-цзи (Звезда памяти) - соответствует Стрельцу - «Целеустремленная черная Черепаха».

Нюй «Дева», Сюй «Пустота» и Цзя-ву «Идол» - Сюань-Сяо (Пустыня) - соответствует Козерогу - «Одинокая черная Черепаха».

Ин-ши «Постройка» и Дун-би «Стена» - Цзуй Цзы (Рот Рыбы) - соответствует Водолею - «Красноречивая черная черепаха».

«Темная воинственность». Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. Когда Сюаньу начал свой путь обучения, ему открылось, что он должен искупить все свои прошлые грехи, чтобы стать богом. Он промывал желудок и кишечник в реке. Вымытые из его внутренностей, его грехи приняли тёмную, чёрную форму. Они воплотились как чёрные черепаха и змея, которые стали терроризировать людей. Когда Сюаньу понял это, он вернулся и победил свои грехи, после чего они стали его слугами. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-У спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.

В китайских текстах поясняется, что понятие «Сюань-У» сложилось в связи с представлением о цвете земнего ночного неба - чёрный с красным оттенком и о черепахе, как существе с панцирем-бронёй («у», означает «воинственность»).
Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска в северной части.

5-ый священный зверь, не входящий в систему знаков — Жёлтый дракон (黃 龍 - Хуан Лун) — Земля.

В китайских легендах среди животных, обитавших на суше, главным почитали Тигра. Он олицетворял властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Тигр также был символом военной доблести. Голову Тигра рисовали на щитах воинов, вырезали на деревянных дверях военных фортов для устрашения неприятеля. Изображения Тигра, вышитые на одеждах военных чинов, служили знаками различия.

Китайские легендарные воины в древности облачались в тигровые шкуры и шли на врага с дикими криками, напоминавшими рев тигра, дабы устрашить противника. Люди верили, что тигр наводит ужас на злых духов, поэтому голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одеждах детей. Изображения тигра находят на древних фарфоровых изделиях. Входы в монастыри, правительственные здания, богатые магазины и жилые дома феодалов украшали каменные изваяния тигров.

В китайских легендах самой красивой и почитаемой птицей считалась причудливая мифическая птица Феникс. По описаниям, у нее клюв петуха, голова утки, шея змеи, лоб журавля, хвост рыбы, спина черепахи. Перья у Феникса были пяти цветов, которые символизируют пять основных людских добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Согласно легендам, волшебная птица Феникс добра и милосердна, она не клюет насекомых, не питается живыми существами и травами; пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы Феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, лето и способствует хорошему урожаю.

Китайские легенды также относят к священным животным Черепаху. Она олицетворяет долголетие, силу и выносливость. Её панцирь уподобляли небесному своду, а брюхо - земле. Её долголетие стало символом вечности. Считалось, что черепаха живет до трех тысяч лет. Божественная Черепаха имела голову змеи и шею дракона. Изваяние черепахи служило украшением императорских дворцов и постаментом для памятников на могилах знатных людей.

В легендах Древнего Китая обожествлялись и другие живые существа. Существовал культ змей, лисиц, обезьян и некоторых других животных. Змее приписывались свойства водяного божества или дракона. Верили, что через сотни лет змея может превратиться в дракона, а сам дракон когда-то произошел от огромной морской змеи или гигантского удава, заплывшего из моря в воды реки Янцзы. Этим объясняются ритуальные почести, которые воздают змее во время засухи или наводнения. Спасаясь от наводнения, змея оставляет свои убежища и переселяется на возвышенности. Поэтому в начале 20 века наместник города Тяньцзынь Ли Хуан-джан во время наводнения получил от императора приказ отправиться на берег реки Хуанхэ, где обнаружили змею, спасшуюся от наводнения. Эту змею доставили в храм, и наместник молился перед ней, прося усмирить стихию.

В Китае сооружались особые храмы, посвященные культу змей, в которых за божественными змеями присматривали монахи. В городах устраивали торжественные процессии, где в клетках проносили змей-богинь, а после окончания церемонии их выпускали на свободу. Змея считается покровительницей Великого канала – грандиозного сооружения средних веков. Он имеет протяженность 1800 км, начинается от Пекина и заканчивается в Ханчжоу. Ежегодно перед проходом по каналу джонок с казенным рисом местные власти приносили змее-покровительнице жертвы и устраивали церемонии.

Китайские легенды и мифы утверждают, что Лисица наделена сверхъестественными свойствами. Она может творить чудеса: вызывать пожар, отравлять пищу и делать человеку прочие пакости, но может иногда и делать добро. Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы, для нее строили специальные храмы, в которых жили монахи-почитатели культа лисицы. Чтобы предохранить себя от гнева лисицы, крестьяне рисовали на стенах домов и оград большие белые круги. Еще в начале 20 века, проходя по китайским полям, можно было встретить перед курганом огромный стол, на котором стояли древнего вида сосуды, знамена, значки и прочие вещи, свойственные храму, это «хусанье» - фея-лиса. Она якобы живет где-то неподалеку в норе и её упрашивают не вредить бедному народу, а наоборот, благодетельствовать ему, как и прочие духи.

Убить лисицу считалось большим преступлением и виновнику грозила кара. Тем не менее, тело и кровь лисы широко применялось в древнем китайском врачевании.

Легенды и поверья рассказывают, что лиса может превратиться в кого угодно, но чаще всего она принимает облик человека. В 50 лет лиса приобретает способность превращаться в пожилую женщину, в 100 лет она может стать прекрасной молодой женщиной или искусным чародеем. В тысячелетнем возрасте она может быть допущена на небо и превратиться в «небесную лисицу». Небесная лиса имеет девять хвостов и золотистую шерсть; она может проникать в тайны мироздания, основанных на чередовании мужского и женского начала.

Часто лиса в образе красивой женщины старается выйти замуж за человека. Мужу, не выпытывающему тайны жены, она может принести огромное счастье, стремление узнать ее прошлое могло привести к беде. Часто жена-лисица при помощи колдовства забирала у мужа его жизненную силу и он умирал, а сама лиса затем исчезала. Так, по преданью, девятихвостая белая лиса с горы Ту явилась к императору Юю (23 век до н.э.) и он женился на ней, как герой на фее.

Согласно легендам лиса, принеся человеку наслаждение и приведя его к границе смерти, сама может и исцелить его. Она хранит пилюлю вечной жизни, способную оживить даже труп. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно рассмотреть ее тень при лунном свете. Тень такой женщины напоминала очертания лисы с вытянутой мордой и острыми ушами.

Лиса не только женщина. Она может явиться человеку и в образе мужчины. Это обычно тонко образованный ученый, верный товарищ и друг, но не терпящий вероломства и жестоко наказывающий за него.

Лисица из легенд осторожна и недоверчива, но для того, чтобы заручиться доверием человека, пускается на самые хитрые проделки. Человеку, нравственно испорченному и склонному к разврату, лисица может причинить особенно много бед. Если человек честен, то лисица страшится его прямодушия и избегает его, так как она черпает свое могущество из темного холодного начала инь, а честный человек получает знания и добродетели от светлого начала ян. Многие проделки лисы описаны китайским писателем 18 века Пу Сунлином в книге «Рассказы Ляо Чжая о чудесах», раздел «Лисьи чары», изданной на русском языке в 1973 году в переводе академика В.М.Алексеева.

Еще одним священным животным считается обезьяна. Особой любовью китайского народа пользовался Царь обезьян Сунь У-кун или Сунь Хоу-цзы. Ему посвящены многие китайские легенды и сказания, в которых рассказывалось о его подвигах на земле и на небе. Он стал героем популярного романа 14 века «Путешествие на Запад», в котором описано, как царь обезьян сопровождал Танского монаха в Индию за буддистскими канонами. Эта книга на многие века легла в основу воспитания многочисленных поколений китайских детей, так как в ней собраны воедино нравственные постулаты и основы представлений о мироздании.

Четыре священных животных

Китай - страна с богатой и очень развитой мифологией. Откройте любую китайскую книгу, и вы увидите, что мифологические сюжеты так тесно сплетаются с реальной жизнью, как нигде в мире. Четыре мифологические фигуры задействованы в фэн-шуй: Тигр, Дракон, Феникс и Черепаха (рис. 1).

Рис. 1. Четыре мифических животных - Тигр, Дракон, Феникс, Черепаха

У каждого из них свои свойства. Дракон обладает чудовищной силой, кровожаден, необуздан. В этом образе нашли отражение разрушительные силы земли: двинулся Дракон - началось землетрясение, дохнул жаром из своей пасти - испепелил поселение. Горный Китай как нельзя лучше подходил для места жительства этих сказочных существ: многие горы напоминали очертаниями драконов, и люди знали, какие части «драконьего тела» подходят для строительства домов, а какие приносят несчастья. Образ Дракона - самый яркий и распространенный в изобразительном искусстве и литературе Китая. Даже засуху китайцы называли Спящим Драконом, а наводнение - Разгневанным Драконом. Существовал ритуал кормления Речного Дракона: чтобы выходящие из берегов реки пощадили поселение, в дар Дракону приносили девушек-красавиц. А до конца XVI века крестьяне рассказывали о своих вполне реальных встречах с этим вымышленным существом. Так что не удивительно, что центральная фигура в фэн-шуй - Дракон. Боязнь землетрясений отразилась в совете не строить дома на хвосте Дракона: Дракон может шевельнуть хвостом и погубить человека. Так же небезопасна и голова Дракона: жить рядом с его мозгом очень неплохо, но здесь же находится пасть, одно неосторожное движение - и ты погибнешь в этой пасти. А уж о жизни в пасти чудовища нечего было и думать - сожрет и не заметит. Дракон фэн-шуй - зеленый , ведь именно зеленью лесов были покрыты горы-драконы.

Другой зверь из этого пантеона - Белый Тигр . Тигр свиреп и силен, и многие холмы очертаниями тоже были очень похожи на тигров. Для того чтобы жизнь задалась, этот Тигр должен быть меньше Дракона, иначе Дракону не победить его свирепого норова.

Рис. 2. Магический квадрат

А еще была там Черная Черепаха . Черепаха, по китайскому поверью, открыла этому народу магическое значение цифр, так называемый квадрат с числами от 1 до 9 (рис. 2). При сложении в определенном порядке эти цифры давали число 15. На основе этого квадрата были созданы специальные гадания. Легенда гласит, что однажды мудрец У занимался оросительными работами на Хуанхэ. Как-то вечером, когда он отдыхал у реки, из вод выползла гигантская черная черепаха. Когда мудрец присмотрелся, он заметил, что панцирь черепахи разделен на квадратики. Так вот и появился магический квадрат. Его долго изучали мудрецы всего Китая и в процессе обсуждения черепашьего дара создали астрологию и нумерологию, а также именно тогда появилась и самая магическая книга древнего Китая - И Цзин, или Книга перемен.

А Птица Феникс - символ доброй удачи. Она, по фэн-шуй, должна была располагаться против всех мифических фигур - Тигра, Черепахи и Дракона. И такая фигура, когда все четыре персонажа были на месте, называлась креслом (рис. 3). Хороший дом располагался точно на середине пути к вершине горы-черепахи, чтобы по правую руку сидел Белый Тигр, по левую - более высокий Зеленый Дракон, а напротив входа, так, чтобы не заслонять прекрасного вида, лежал отдыхающий Красный Феникс.

Рис. 3. Кресло

Как видите, место для идеального дома выбиралось действительно наиболее защищенное: от ветров его надежно скрывали склоны Дракона, Черепахи и Тигра, а солнце свободно проникало в дом, потому что его не заслонял невысокий холм Феникса.

Из книги Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души автора Виллолдо Альберто

ЧЕТЫРЕ ДУХА ЖИВОТНЫХ В ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКЕ Подобно многим индейцам, шаманы настолько тесно связаны с животным миром, что зачастую называют себя их именами. Таким образом они стремятся обрести силу и энергию избранного животного. Для шаманов особое значение имеют четыре

Из книги Братство религий автора Безант Анни

Из христианских Священных Писаний Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. От Матфея 7:1-2 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из Священных Писаний ислама Без сомнения, Бог не остается глух к делам вашим, покупающие себе блага этого мира ценою будущей жизни не получат облегчения в наказании, ожидающем их и им не будет оказано помощи. Коран, 2:79-80 Бог никого не обидит даже на вес атома, за добрые

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из Священных Писаний сикхов Ты пожнешь плод своих деяний в близком или далеком будущем. Джанджи Гуру, I Что посеял ты, то и пожнешь, жатва состоит из карм. Бара Мага Мажха Гуру,

Из книги Техника исполнения желаний автора Санлайт Элинайя

Из индусских Священных Писаний Воистину теперь существует три мира: мир людей, мир отцов и мир Лучезарных. Брихадараньякаупанишада, I, V, 16 В трех мирах, о Партха, нет ничего, что Мне подлежало бы совершить или что Мною не было бы достигнуто. Бхагавадгита, III, 22 О сын

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник

Из Священных Писаний парсов Мы приносим жертву светлым небесам; мы приносим жертву светлой, всесчастливой, блаженной обители Пресвятых. Сорозах II, Асман, 27 Гаро-Нмана для святых душ, и никто из злых не может вступить в Гаро-Нмана и на его светлые, широкие, святые пути;

Из книги Знаки судьбы и искусство жизни автора Шереметева Галина Борисовна

Из буддийских Священных Писаний Он Сам все постигает и как бы видит лицом к лицу эту вселенную, мир нижний со всеми его духами и миры высшие. Тевиджа сутта Ученик преодолеет землю, и мир смерти, и мир Лучезарных. Дхаммапада, IV, 45 По растворению тела после смерти злой

Из книги Мать. Воспитание личности. Книга первая автора Ауробиндо Шри

Из еврейских Священных Писаний Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

[Культ священных животных в древних странах] Что касается до вопроса о культе кошки и некоторых птиц в Египте, то, несомненно, обожествление животных в глазах масс проводилось с определенной целью. Чаще всего это имело чисто практическое и охранительное значение. Так

Из книги автора

[О священных болях] Будьте осторожны со многими болями и не приписывайте всех их, именно, священным болям. Вы еще молоды, и многие священные боли преждевременны, притом и атмосфера города не благоприятствует подобным явлениям. Потому очень прошу Вас, следите за Вашим

Из книги автора

О животных «Животные были созданы таким образом, чтобы быть вашими друзьями, занимать определенное место в пространстве, учить вас, показывать вам путь и разделять путь вместе с вами. Животные - биогенетические создания, в основе которых лежит множество различных

Из книги автора

Из книги автора

О животных Животные в доме рассказывают об отношении хозяина к миру и людям, которое человек сдерживает в себе. Через домашних животных проявляются взаимоотношения с окружающим миром.Считается, что то, что для человека нельзя, невоспитанно, неприлично, – простительно

Из книги автора

Четыре вида аскезы и четыре вида освобождения 1Всестороннее воспитание и развитие личности, позволяющее человеку стать участником нисхождения и воплощения супраментального сознания, включают в себя четыре вида аскезы и соответственно означает обретение человеком

Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. Однако если в мифах европейцев и индийцев дракон - воплощение зла, страшного хтонического мира, а сражение с ним - главное испытание, которое проходят все истинные боги и герои от Аполлона и Сигурда до Святого Георгия, то у китайцев дракон воплощает, прежде всего, стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди, многочисленные божества рек и озер тоже представлялись в виде этого животного. В древности, чтобы сдержать ярость рек, их владыкам приносили многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. У драконов есть свой царь Лун-ван, который однажды заболел и был вылечен знаменитым целителем (ему за чешую на пояснице заползла сколопедра, которую удалил врач, а затем смазал поврежденную рану мазью). В благодарность за исцеление царь драконов обещал посылать людям по их просьбе хорошую погоду и полное благополучие, поэтому каждый год в этот день (День исцеления) в Китае исполняется танец дракона. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон - знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов. Императоры и великие герои могли даже повелевать драконами: так Хуан-ди побеждает врагов с их помощью, а усмирителю потопа Юю дракон своим хвостом намечает расположение каналов. В Китае существовал культ царя драконов Лун-вана, ему строились храмы, его заступничества просили все, кто зависим от стихии воды: моряки, рыбаки, земледельцы, водоносы. Другой знаменитый дракон Чжулун - Дракон со Свечой с горы Чжуншань - в одном из космогонических мифов называется создателем Вселенной, но особо подчеркивается, что он - разгоняющий мрак. Итак, китайский дракон - символ вечно движущейся и эволюционирующей природы, которая не враждебна человеку, но требует особого отношения и понимания.

Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») - царь птиц. Согласно одному из описаний, он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу - павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем - восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания. Феникс - символ императрицы-государыни, связанный со светлым началом янь.

Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Согласно китайским представлениям, он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция. Часто единорога изображали с младенцем на спине.

Культ великой черепахи связан с представлениями о долголетии, силе и выносливости. Ее панцирь был надежным материалом для гадания, т.е. для общения с сверхъестественным миром. Каменные изваяния черепах можно было встретить у берегов рек, поскольку они почитались как покровители дамб.

Царем зверей в Китае считался тигр. Его почитали как укротителя демонов, поэтому все маги - покорители злодеев - изображались сидящими на тигре. Его клыки и когти, обрамленные в серебро, служили ценными амулетами, сберегающими здоровье, а многих богов сопровождали эти могучие животные. Тигр в Китае не воплощение злобы и коварства (европейское представление об этом хищнике, доставшееся в наследство от Киплинга), но олицетворение силы природы, достойное подражания и восхищения, но, что самое удивительное, прекрасно сосуществующее с человеком.

Культ кота, этого прирученного домашнего тигра, был очень распространен. Он, как и его дикий собрат, отгонял демонов, поэтому потеря кота считалась огромным несчастьем. Кроме того, главным врагом шелководства были крысы, а кот как гроза коварных грызунов стал покровителем этого национального ремесла. Видящий в темноте кот был, по мнению китайцев, связан с потусторонним миром; сохранилась даже легенда о возможности перерождения человека после смерти в кота для отмщения своим врагам.

Петух стал объектом почитания как символ солнца, глашатай прихода дня, Нового года (изображение красного петуха на щите выставлялось перед домом в канун Нового года), защитник от огня и пожара. Как и тигр с котом, петух - гроза демонов, живого петуха или хотя бы его изображения часто дарят во время брачной церемонии.

Главным враждебным существом животного мира в Китае была лиса. Лиса - царь демонов, она может явиться человеку в любом облике, посулив многое и, конечно, обманув, она его погубит. Главные свойства лисы коварство и умение перевоплощаться: в возрасте 50 лет - в женщину, в 500лет - в прекрасную девушку, в 1000 лет - в небесного лиса, бессмертного существа, владеющего всеми тайнами мира. Любая встреча с лисой плохо заканчивается для человека, поэтому существовало множество амулетов, призванных охранить от влияния злого демона. Проделкам лис, влиянием лисьих чар на человека посвящена в Китае специальная литература, возглавляемая «лисьим эпосом» Ляо Чжая. Отчасти он напоминает французский «Роман о Лисе», но отличия достаточно существенные: европейский Ренар никогда не демонизировался в сознании средневекового читателя, а воспринимался скорее как пикаро, приключения которого вызывали смех, но не страх.

Китайский Дракон

В китайской мифологии большое место занимали четыре священных существа: Дракон, Тигр, Феникс и Черепаха. Дракон считался символом весны и востока, Феникс – лета и юга, Тигр – осени и запада, а Черепаха – зимы и севера.

У китайцев из мифических существ особенно любимым был дракон. Хотя существовали свидетельства очевидцев, что драконы иногда появлялись в нашем пространстве. Вот описание дракона, как его изображали на картинах и описывали в книгах: глаза дракона похожи на кроличьи, уши- на коровьи; длинные усы свисают, туловище как у змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы с орлиными когтями. Весь облик чудовища величественный и суровый.

Мифических драконов по китайским народным верованиям, подразделяли на четыре типа драконов: небесный дракон, охраняющий обители Богов; божественный дракон, посылающий ветер и дождь; дракон земли или воды, определяющий направление и глубину рек, морей и озер, он не поднимается в небо и был известен как желтый дракон (хуан-лун); дракон, охраняющий сокровища. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, ползать, летать. Все непонятные явления природы китайцы связывали с проделками дракона. Изображения дракона в Китае можно увидеть повсюду и до сих пор: в храмах, во дворцах, на обелисках, на многих древних сооружениях и на стенах крестьянских домов. На берегах рек, озер и морей китайцы строили многочисленные кумирни в честь дракона.

В древних мифах так объясняется популярность дракона. Однажды в море заболел царь драконов. Никто из водного царства не смог вылечить его и царю-дракону пришлось в облике древнего старца отправиться к людям, но никто из врачей не мог определить, что у него за болезнь. Наконец он попал к знаменитому лекарю, который по пульсу старика обнаружил, что его сердце бьется совсем не так, как у людей. Старец признался, что он царь драконов. Врач заявил, что определить и вылечить болезнь он сможет, если старик снова превратится в дракона. В условленный день врач пришел на берег моря и дракон появился над волнами. Врач осмотрел дракона и обнаружил, что под его чешую заползла сколопендра, которая причиняла ему сильную боль. Врач вытащил сколопендру и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь драконов обещал ниспосылать людям хорошую погоду и благополучие. С тех пор каждый год в День исцеления по всему Китаю исполняется танец дракона.

В Китае засуха и наводнения издавна приносили народу разорение и голод. Помочь в борьбе против стихийных бедствий мог все тот же мифический царь-дракон. При засухе местные жители исполняли ритуальный танец дракона, умоляя его ниспослать дождь. В честь дракона происходили многочисленные религиозные процессии, особенно во время засухи. Обычно фигуру дракона, сделанную из голубой ткани и освещенную фонарями, торжественно проносили по улицам города. Танец дракона исполнялся под звуки гонга, бой барабанов и разрывы хлопушек. Рядом с чудовищем несли знамена разных цветов. Желтые и белые – это ветер и вода; черные и зеленые- тучи. Один из участников процессии нес на коромысле ведра, наполненные водой, окроплял прохожих и приговаривал: «Приди, о дождь! Приди, о дождь!» На пути процессии раскладывали костры, на которых сжигали жертвенные деньги в честь дракона.

Согласно древним мифам, китайские крестьяне некоторых районов страны с ивовыми венками на голове, с курительными свечами и жертвенными деньгами под звуки гонга направлялись в городской храм дракона, где совершали древний ритуал поклонения и обращались к богам с просьбой о ниспослании дождя:

Пусть большой дождь льет потоком,
А маленький дождь – капля за каплей.
О нефритовый император,
О нефритовый император!
О бог города, О бог земли!
Сжальтесь над нами!
В руках держу я ивовые ветви,
Пусть дождь разольется по всей Поднебесной!

По-китайски эта процессия так и называлась «моление о дожде» - ци-юй. Продолжительная засуха рассматривалась, как отказ дракона послать дождь. Тогда исполняли обряд «бичевания дракона»: по сделанному из глины дракону наносили удары плетью или бамбуковой палкой, требуя послать дождь. Матерчатого дракона разрывали на части, а изображение «царя-дракона» выставляли под палящие лучи солнца, чтобы он на себе испытал, что такое жара.

Судя по обрядам, эти обычаи пришли из очень далекой древности, но, тем не менее, сохранялись вплоть до первой половины двадцатого века. Так, в г. Чаньчуне в 1926 году было совершено подобное моление с участием даже буддийских монахов, и закончилось оно в православном храме, где все вместе коленопреклоненно молили о дожде, что говорит о веротерпимости китайцев. Дождь пошел через три дня.

Продолжение следует...



Рекомендуем почитать

Наверх