Разделительный мягкий знак примеры 3. Разделительный мягкий знак перед гласными е, е, и, ю, я

Авто 28.11.2023
Авто














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;
  • наблюдать произношение слов с разделительным мягки знаком;
  • познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака;
  • тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
  • определять, каким правилом регулируется написание разделительного мягкого знака;
  • применять правило о разделительно мягком знаке на практике;
  • осуществлять орфографический контроль.

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости;
  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности;
  • развивать речь;

Воспитательные:

  • формировать потребности писать грамотно;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • расширение знаний о родном языке;
  • воспитание учебной активности;
  • работать в парах и группах.

Формы работы: фронтальная,индивидуальная, работа в паре.

Планируемы результаты:

Научатся:

  • писать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме.

Получат возможность научиться:

  • безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.

Предметные:

  • Умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного и с разделительным мягким знаком;
  • Объяснять написание раздельного мягкого знака в словах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение определять цель деятельности урока, планировать (в соответствии с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • Ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкции (памятка-схема), содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник, вносить коррективы (осуществлять самоконтроль по ходу письма), проверять написанное, находить и исправлять ошибки;
  • Оценивать свои и товарища достижения.

Коммуникативные:

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
  • Осуществлять взаимоконтроль;
  • Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ, синтез. Сравнение. Классификацию языкового материала по заданным критериям.

Личностные

  • Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией;
  • Считаться с мнением другого человека.

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.

Оборудование:

  • У учителя:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Разделительный мягкий знак”, карточки задания для учащихся, схема-памятка для учащихся.
  • У учащихся:
  • карточки с заданиями, тетрадь-памятка, сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цветов.

    Ход урока

    I. Организационный момент (2 мин.).

    Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.

    Присаживаемся. Проверим посадку.

    Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.

    Слайд 2.

    На полях с помощью простого карандашаизобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.

    II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

    Что за буква, кто узнает:
    Звука не обозначает,
    Может только показать,
    Как согласную читать:
    Лес, лось, жар, жарь,
    Мол, моль, кон, конь.

    Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?

    Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.

    Подчеркните самую красивую букву ь .

    Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.

    III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).

    Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?

    Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?

    Посмотрите на слайд, прочтите слова.

    декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь

    Ребята, а что это за слова?

    А почему вы так решили?

    Какие надо запомнить буквы в данных словах?

    Что объединяет эти слова?

    Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.

    Какую роль здесь выполняет мягкий знак?

    IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).

    Поработаем в парах.Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?

    Слайд 6 (1).

    У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.

    Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.

    Слайд 6 (2).

    Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.

    Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?

    Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Слайд 7.

    Какие цели стоят перед нами на уроке?

    V. Открытие нового знания (7-8 мин.).

    Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.

    Слайд 8 (1).

    Солю (воду) солью (воду).

    Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?

    Какое имеет значение каждое это слово?

    Сколько букв и звуков в слове солю , а в слове солью ?

    Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. –Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.

    – Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?

    – Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?

    – Посмотрите, между какими буквами стоит ь ?

    Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?

    Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.

    Слайд 8 (2).

    На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.

    Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.

    Прочитайте вслух, пожалуйста.

    Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?

    Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.

    Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?

    Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.

    Физкультминутка. (Для глаз, спины).

    VI. Первичное закрепление (4-5 мин).

    Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?

    Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.

    Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.

    Какую роль здесь играет знак?

    Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).

    А теперь поработаем самостоятельно.Внимание на слайд.

    Слайд 10 (1).

    Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.

    Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.

    Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.

    Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.

    Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше? поднимите красный цвет.

    Физкультминутка.

    VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).

    Посмотрите на доску, вы видите картинки.

    Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.

    Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.

    Всемзадание понятно? Выполняйте.

    Проверим вашу работу на слайде.

    Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.

    IX. Рефлексия деятельности.

    Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.

    Приготовились.

    • Мягкий знак бывает смягчающим.
    • Мягкий знак бывает разделительным.
    • Разделительный мягкий знак стоит после согласного в конце слова.
    • Разделительный мягкий знак разделяет гласный и согласные звуки.

    Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.

    X. Итог урока.

    Что узнали нового о Ь знаке?

    Где стоит разделительный мягкий знак?

    Что было легко? Что было трудно на уроке?

    Какое задание было самым интересным?

    Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

    -Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.

    Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?

    Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.

    У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.

    У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.

    Домашнее задание.

    Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).

    Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.

    Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.

    Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.

    Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после - производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.

    Разделительный мягкий знак в русском языке

    Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам . Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему - разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.

    Этапы изучения материала

    Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:


    Значение разделительного мягкого знака

    Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови - соловьи, солю - солью, песа - пьеса . А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел - мель, кон - конь.

    Написание слов с разделительным мягким знаком

    При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:


    Звуковой анализ слов с мягким знаком

    При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья» . Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а . Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».

    Слова с мягким знаком для звукового анализа

    Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.

    Как переносить слова с разделительным мягким знаком?

    Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное - правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян - это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.

    Как закрепить материал?

    Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.

    Упражнения для закрепления

    Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:

    1. В наборе слов - моль, ткань, листья, гостья, боль, колье - следует определить, в каких словах мягкий знак употребляется для мягкости согласного звука, а в каких он является разделительным.
    2. Необходимо записать транскрипции ко всем приведенным выше словам. Они должны выглядеть так: [мол’], [ткан’], [л‘ист’й’а], [гост’й’а], [бол’], [кол’й’э].
    3. Запишите группу слов с разделительным мягким знаком под диктовку.

    Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

    Выборочные диктанты.

    Записать слова с разделительным мягким знаком.

    1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4) Илья Воробьёв и Кузьма Муравьёв - друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. 8) В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют гнезда. 10) Скоро польёт дождь. 11) Таня шьёт платье. 12) На сосне жильё белки. 13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи голоса. 16) Пчёлы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.

    Проверочные диктанты.

    Осенью в лесу.

    Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)

    Слова для справок: птичьи .

    Зимой в лесу.

    Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)

    Слова для справок: деревьев .

    Зимний лес.

    Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)

    Орфографические минутки.

    1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

    Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

    варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

    Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

    лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

    птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

    2. Записать слова во множественном числе.

    Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;

    лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

    3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй - с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука.

    Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;

    жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;

    Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.

    4. Записать полные имена людей.

    Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

    Работа над предложением и текстом.

    1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.

    Пушистый, накрыл, деревья, снег.

    Снегу, много, следов, видно, на.

    Ночью, вот, проскакал, хорёк.

    Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

    Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

    2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.

    Они едят почки разных деревьев.

    Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

    Зимой бурундуки крепко спят в норе.

    Этот зверёк может разорить гнездо.

    Бурундуки - это лесные зверьки.

    Задания.

    1. Спишите. Вставьте ь, где это следует.

    Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.


    2. Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

    Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел – мель.


    3 .Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.

    Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.

    Образец: деталь – лебедь – день – ноль - лошадь – дельфин – нить - тюлень.

    4 .Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

    Дуб, дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час, год, день, неделя.

    6. Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.

    Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.

    Тест «Проверь себя».

    1. В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

    а) пень, соловьи, метель, морковь;

    б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

    в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

    2 . В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

    а) деньки, крыльцо, брать, мельник;

    б)воробьи, песня, здесь, ночью;

    в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

    3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.

    Наташа - … , Даша - … , Таня - … , Луша - … , Илюша - … , Уля - … .

    4. Поставьте слова во множественное число.

    Друг - … , брат - … , звено - … .

    Дерево - … , сук - … , перо - … .

    Лист - … , колос - … , прут - … .

    5 . Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

    рога оленя - …

    шкурка белки - …

    лапа зайца - …

    берлога медведя - …

    6. Составь и запиши пословицу из данных слов.

    Без, учен…я, умен…я, нет.

    7 . Подбери к данным словам противоположные по значению.

    Работа – безделье, болезнь - … , скука - … , враги - … , вред - … .

    8. Подбери к данным словам близкие по значению.

    Приятели – друзья, метель - …, дом - … , горе - … , вьюга - … .

    Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

    1
    1) ступен...ка
    2) кан...тик
    3) грус...тить
    4) девоч...ка
    2.
    1) скол...зить
    2) птен...чик
    3) колокол...чик
    4) пис...мо
    3 .
    1) с...темнеет
    2) пол...за
    3) хищ...ник
    4) почис...ти

    4. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
    1) мос...тик
    2) Ол...га
    3) бол...шой
    4) вос...мой
    5. Укажи слово, в котором пишется Ь.
    1) новос...ть
    2) жен...щина
    3) поч...товый
    4) брос...те
    6. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
    1) воз...му
    2) дал...ний
    3) тон...ше
    4) доч...ка
    7. Укажи слово, в котором пишется Ь.
    1) хвос...тик
    2) огон...ки
    3) точ...ный
    4) вин...тик
    8 . Укажи слово, в котором пишется Ь.
    1) песоч...ный
    2) гос...ти
    3) пал...чик
    4) в поез...де
    9. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
    1) апел...син
    2) Кос...тя
    3) ден...ки
    4) встан...те
    10. Укажи слово, в котором пишется Ь.
    1) гроз...ди
    2) овощ...ной
    3) з...десь
    4) л...ды

    Проверочная работа

    по теме «Мягкие и твёрдые согласные».

    2 класс

      Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.

    а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________

      Подчеркни в словах мягкие согласные:

    Пень, сито, ягода, малина.

      Подчеркни в словах твёрдые согласные:

    Лист, гуси, поле, рис.

      Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

    щ, ш, ч, ж, ц, й

    Всегда твёрдые согласные:_____________________________

    Всегда мягкие согласные:_____________________________

      Прочитай слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.

    Сила лось сел сяду сёла

    __________________________________________________________________________

      Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

    Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .

      Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:

      Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.

    Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

    Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

      Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

    Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.

      Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

    Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

      Прочитай предложения, исправь ошибки.

    Йаша и Тола – шорошийэ друзьйа. Пэта нос портфэл. Вэтэр поднал снежнуйу пыл.

      Сделай транскрипцию слов:

    салют ___________________ ель_____________________________

    вьюга____________________ Юля____________________________

    В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

    Три роли одной буквы

    Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

    В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

    Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

    А может быть разделительным.

    Что разделяет мягкий знак?

    Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

    Статья – [стат’й’а´]

    Пьёт – [п’йо´т]

    Вьюга [вйу´га]

    Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

    В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

    Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

    Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

    Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

    Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

    Приведем примеры таких слов:

    • Бульон.
    • Медальон.
    • Шампиньон.
    • Почтальон.
    • Каньон.
    • Котильон.
    • Батальон.
    • Павильон.

    Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

    Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

    38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

    сыно[в’й’á] сыновь я [в’й’ý]га вь юга
    воро[б’й’и́] воробь и ру[жй’ó] ружь ё
    пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень

    • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

    Упражнение 39, с. 19

    39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

    Перья , жильё , братья , ручьи , бельё , крылья , стулья , копьё , друзья , скамья , колья , комья , семья , копья , хлопья , прутья .

    • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

    Упражнение 40, с. 20

    40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.

    → коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

    → муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

    • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

    Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
    Мура-вь и, дру-зь я, обе-зь я-на, сви-нь я, пе-че-нь е, счас-ть е.

    Упражнение 41, с. 20

    41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    1. Целый день сегодня шь ю. Я одела всю семь ю.
    2. Вызывает удивлень е прилежание тюлень е: целый день лежит тюлень , и лежать ему не лень .
    3. Лягушачь я песенка ль ётся из пруда. Лягушонка слушают листь я и трава.

    • Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

    Упражнение 42, с. 21

    42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Храбрый всадник

    Сабля бь ётся на бо ку ,
    Щит есть и ко пь ё .
    Всаднику такому
    Славное жи ть ё !
    - Дайте нам доро гу !
    Бе ре гись ! - кри чу . -
    Я быстрее птицы
    На ко не ска чу .

    Д. Минаев

    • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
    • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

    Разделительный мягкий знак: бь ётся, копь ё, жить ё.
    Безударный гласный в корне: (на) бо кý (бок), ко пьё (кóпья), бе ре ги́сь (бéрежно, берéчься), кри чý (крик), (на) ко не (конь), ска чý (скáчет).
    Доро гу (сочетание -оро-)
    Жи тьё (жи-ши пиши с и).

    Упражнение 43, с. 21

    43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

    Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье . Овсянóе печéнье . Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́ на.

    • Обозначьте в словах ударение.

    Упражнение 44, с. 22

    44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

    Дружба

    Мура вь ишка занемог -
    И бе дняж ка сразу слёг .
    Жук пришёл его проведать :
    - Друг , по ра бы поо бедать !
    Мо ло чко па рное пей!
    Выздо равливай ско рей!

    В. Нестеренко

    • Озаглавьте стихотворение.

    Упражнение 45, с. 22

    45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.



    Рекомендуем почитать

    Наверх