Какие музыкальные жанры являются основой джаза. Джаз: что такое, какие направления, кто исполняет.

Мода и стиль 29.08.2018
Мода и стиль

Такой стиль музыки как джаз (по англ. jazz) представляет собой форму музыкального искусства, которая появилась в начале XX века в Америке как результат слияния европейской и африканской культуры и впоследствии распространившаяся по всему миру.

Джаз является именно той восхитительной музыкой, живой, яркой, постоянно развивающейся, которая сохранила в себе тот божественный ритмический талант жителей «Черного» континента, их непревзойденное мастерство игры на различных барабанах, завораживающее звучание их ритуальных и церковных песнопений.

Из блюза возникает буги-вуги и параллельно музыканты заимствуют и трансформируют все больше тем популярной песни Бродвея и других стран. Именно в этот период неизвестный Джордж Гершвин стал известен широкой публике. Этот пианист образования, состоящий из многочисленных работ на грани между классической музыкой и джазом, формирует гениальный синтез этих музыкальных жанров. Оригинальные мелодии Гершвина быстро интегрируют репертуар джазовых музыкантов, чтобы стать джазовыми стандартами. Среди его композиций, которые будут отмечать джаз и классическую музыку, мы можем упомянуть «Рапсодия в синем», «Американский в Париже», вариации «Я получил ритм», Порги и Бесс и его Концерт для фортепиано с оркестром.

А если еще добавить сюда хоровые или сольные церковные песнопения баптистов или протестантов, тогда и образуется тот самый непередаваемый джазовый музыкальный коктейль, в котором, казалось бы, несовместимые вещи, взаимодействуя с друг другом, дарят нам эту восхитительную музыку.

Происхождение джазовой музыки очень незаурядно. Её развитие было динамичным и ярким, этому сопутствовали необычные и даже чудесные события, повлиявшие на становление мирового музыкального искусства.

Джаз-группы, такие как Дюк Эллингтон, граф Бейси или Гленн Миллер, выросли, стали модными в Голливуде, Калифорнии и в Европе. Солисты и их импровизации становились все более важными в этих великих ансамблях, и это давало художнику лучший трамплин для развития своего искусства и карьеры.

Они исполняют многочисленные популярные темы того времени, такие как «Все я», а также те, которые были сделаны из мюзиклов той эпохи, среди композиторов которых были Коул Портер, Ричард Роджерс и Жорж Гершвин. Другой автор песен Алек Уайлдер популярный будет сочинять для нескольких мюзиклов, опер и темы пленочной музыки, таких как «Я буду рядом» или «Луна и песок».

Отличительные особенности музыки в стиле джаз:

  • специфическая полиритимия, которая основана на синкопированных ритмах;
  • биты представлены постоянной пульсацией;
  • в свинге присутствует некоторое отклонение от бита, хорошо прослеживается совокупность приёмов ритмичной фактуры;
  • замечательное свойство импровизации;
  • яркий и красочный гармонический и тембровый музыкальный ряд.

Импровизация как главный элемент джаза

В основе джазовой музыки лежит сочетание импровизации с ранее обдуманной музыкальной мелодией, не обязательно записанной. Импровизацией могут заниматься даже несколько музыкантов в ансамбле, несмотря даже на отчетливое звучание солирующего музыканта. Общий художественный образ музыкальной композиции находится в зависимости от взаимодействия членов ансамбля между собой и их связи со слушателями.

Эта тема быстро станет международным успехом и с тех пор была захвачена бесчисленными другими джазовыми музыкантами. Этот тренинг был и остается одним из самых известных французских джазовых групп в истории джаза. Классически, цыганская джазовая группа состоит из нескольких гитар и двойного баса, к которым можно добавить, помимо других инструментов, скрипку. Этот стиль является результатом смеси цыганской или цыганской музыки, импортированной из Восточной Европы, популярной французской музыки между войнами и стандартами американского джазового колебания того времени, Пример темы Вы положили мисс Джонс.

Помимо особой выразительности и значения ритмичного звучания, африканские корни привнесли данное музыкальное направление и другие характерные черты, такие как: восприятие практически всех инструментов как ударных и на которых можно отбивать ритм, преимущественно разговорные интонации при вокальном исполнении, некоторая имитация разговорной речи в процессе игры на гитаре, фортепиано или разнообразных ударных инструментах.

Виртуозность, проявляемая музыкантами цыганских джазовых групп, явно вдохновлена ​​традицией цыганской народной музыки, которая часто чрезвычайно виртуозна. Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли - первые известные виртуозные представители в истории цыганского джаза, но Они далеко не единственные.

Эти музыканты характеризуются большим техническим мастерством своего инструмента и музыкальными формулами, типичными для цыганского джаза. Насос один: это повторение очень регулярно воспроизводится на гитаре, сопровождающей аккорды. Впервые появляются сложные гармонические последовательности и музыкальные композиции к темпам ада.

Развитие джазовой музыки в дальнейшем стало происходить за счет освоения музыкантами все новых и новых ритмичных и гармонично звучащих моделей джаза.

История возникновения джаза

Как говорилось выше, джаз возник из недр африканской культуры и был «воспитан» в лучших традициях музыки народов «Черного» континента, которых насильно привезли из Африки в земли Нового Света в качестве дешевой рабочей силы и превратили в рабов. Зачастую они не происходили из одного конкретного племени, не знали языка друг друга и не могли понять даже рядом прикованного цепью «собрата по неволе». Но для того чтобы выжить, они научились понимать друг друга, научились быть единым целым народом с общей культурой и традициями, в том числе, и с общим музыкальным искусством. Для исполнения африканских мелодий характерно использование сложных ритмов, танцевальные движения с характерными прихлопываниями и притопываниями. Все они вместе с блюзовыми мелодиями легли в основу нового направления в музыкальном искусстве.

Вообще говоря, тенденция заключается в меньших группах, таких как квартет, квинтет или секстет. Черные музыканты демонстрируют новую концепцию своего искусства. Американский саксофонист Чарли Паркер - великий виртуоз, а также музыкант, который отметил историю джаза. Паркер сочинил знаменитые Мои маленькие замшевые туфли. В течение 40-х годов появились новые музыкальные направления.

Эти мелодии часто воспринимаются джазовыми музыкантами того времени и постепенно становятся стандартами. Гармоничный стиль прохладного джаза действительно отличается от бибопа, часто принимая более умеренные темпы, а также вдохновляясь классической музыкой. В Калифорнии белые музыканты имеют прочную академическую подготовку классического университета, а стиль западного побережья часто является выражением Тонкое сочетание вдохновения от так называемой «классической» музыки и ритмов, гармоний и форм джаза.

Весь процесс взаимодействия африканской и европейских культур, которая тоже подвергалась постоянным изменениям и ассимиляции с культурами других народов, начинался с конца 18 века, продолжался все 19 столетие и, наконец, в начале 20 столетия привел к появлению абсолютно нового направления в музыке того времени. Получается, что в какой-то мере история всего мира практически неотделима от истории возникновения джаза в Америке.

Саксофонист Стэн Гетс - один из великих представителей этой эпохи джазовой истории, а также трубач и певец Чет Бейкер в своих незабываемых интерпретациях таких стандартов, как «Все происходит со мной» или «Мой смешной Валентин». Это будет означать целые поколения музыкантов через его чувство свинга, а также виртуоз необычного. В истории музыки, жесткий боп каким-то образом естественная эволюция бибопа намеренно провокационной по отношению к менее элитарным музыкальным стилем, более консенсуальный и более «мейнстрим». инструментальное джаз бибоп квинтета, как правило, вид с трубой и саксофоном.

Официальное «рождение»

«Родился» джаз как новое музыкальное направление на Юге Соединенных Штатов Америки в городе Новый Орлеан. Начальный этап развития джазовой музыки характеризуется общей импровизацией над одной и той же музыкальной композицией в исполнении главного солиста на трубе, музыканта на кларнете и исполнителя на тромбоне, - и все это на фоне бравурного звучания маршевой музыки в совокупности с ударными инструментами.

Сложные гармонические сюиты выделяют мелодии, которые часто поют, помогая привлекать более широкую аудиторию. В музыке, которую играют нынешние джазовые и джазовые группы, уже много лет. С 1950-х годов пуэрториканская эмиграция в Соединенные Штаты была интенсивной, принося с собой влияние латиноамериканской музыки; Болеро, калипсо, регги, самба, музыка мариачи, кумбия, джоропо, танго, меренге. Многие кубинцы эмигрировали в Соединенные Штаты после окончания кубинской революции. Группы сальсы появляются в большом количестве и расположены на оси Нью-Йорк - Майами - Гавана - Сан-Хуан.

Первая Jazz-пластинка

Одной из знаменательных и знаковых дат в развитии джазовой музыки стал день 26 февраля 1917 года. Когда в звукозаписывающей студии города Нью-Йорка пять музыкантов, типичных представителей европеоидной расы записали первую джазовую грампластинку. До её появления на свет такое явление, как джаз, считался частью местечкового музыкального фольклора, музыкальной традицией ограниченной части афроамериканского населения Америки.

В Северной Америке это сочетание стилей обычно называют «латинским джазом» или «сальсой», что означает «смесь» или «соус» на испанском языке. Слово «сальса» - это общее название, охватывающее самые разные ритмы и стили. Он структурирован вокруг очень точных ритмических принципов. Фортепиано вращает повторяющийся тип остинато: «монтуно». Оркестр сальсы работает с использованием этих ритмических паттернов из двух мер, повторяющихся по всему фрагменту, за исключением определенных музыкальных перерывов.

Его ритм-секция традиционно состоит из баса или баса, фортепиано, конги, бонго, литавры и клавы. На этой сальса-ритмической основе импровизация пианиста или духового инструменталиста может выполняться в тоне пьесы или из этого тона. Во время импровизации из тональности один говорит тогда в джаз-джазе, что один играет «вне».

После того как эту пластинку услышала вся Америка (кстати это был легендарный ансамбль «Original Dixieland Jazz Band»), все население этой огромной страны было просто потрясено и ошеломлено необычным звучанием. Именно тогда джаз занял свое подобающее место на музыкальном Олимпе и начал своё победное шествие по всему миру.


Пуэрто-Рико, владеющий Соединенными Штатами, адаптировал афро-кубинскую музыку к своим музыкальным традициям и создал специальную сальсу. Бебо Вальдес и его сын Чучо Вальдес вместе со своей группой Иракере - два пианиста, которые особенно отличились в этом стиле.

Модальный джаз появляется в самом конце лет. Двумя основными музыкантами этой записи являются трубач Майлс Дэвис, создатель этого проекта, и пианист Билл Эванс, который будет предлагать инновационные гармонии на время. В 60-х годах Джон Колтрейн и Маккой Тайнер записали одну из эталонных интерпретаций модального джаза «Мои любимые вещи» в одноименном альбоме.

Джаз в начале XX века

Уже в начале 20-х годов ХХ столетия были сформированы основополагающие черты, присущие именно этому стилю музыки:

  • это размеренная пульсация контрабаса и ударных инструментов, создающих эффект свинга;
  • виртуозное исполнение музыкальной композиции;
  • необычная подача вокальной импровизации практически без слов.

В вокале часто используются лишь отдельные слоги, так называемый «скэт», - музыкальный прием, при котором голос выступает в роли определенного музыкального инструмента, не неся при этом практически никакой смысловой нагрузки.

Модальный джаз структурирован вокруг минимума аккордов и требует максимальной мелодической свободы, гармонических и ритмических обогащений со стороны импровизирующих музыкантов. По большей части это древняя или «греческая»мода, наиболее распространенным из которых является дорианский режим, а другие, из которых можно регулярно использовать фригийский, лидийский и миксолидиан тоже. Именно во время модального джаза игра говорит «вне», то есть из тона, соответствующего сопровождающему соглашению, действительно видит день.

Действительно, когда гармонических изменений мало Как и в модальном стиле, для его импровизации очень полезно использовать мелодические вариации, которые доходят до тональности. Свободный джаз, созданный в конце 1950-х и 1960-х годах, характеризовался исчезновением «классического» колебания, отказавшись от темы, гармонической структуры и тона. Свободные джазовые музыканты больше не используют академическую инструментальную технику, чтобы умышленно включать в их игру паразитические звуки и новые звуки.

Блюз и свинг в джазе

Блюзовое звучание тоже занимает в составе джазовой музыки свое значительное место. Уже в более поздний период развития данного музыкального жанра два этих этапа Новоорлеанский и Чикагский назвали общим названием «диксиленд».

В 20-х годах прошлого столетия в американском джазе образовалась завершённая система под названием «свинг», для которого характерно образование нового вида оркестра, так называемого биг-бэнда. Из-за увеличения количества музыкантов в ансамбле уже не получалось создавать коллективную импровизацию и пришлось переходить на записанную на ноты аранжировку музыкального произведения. Таким образом именно тогда началось становление аранжировки как проявление особого композиторского мастерства.

Поскольку гармонические и мелодические принципы больше не являются текущими, музыкальный дискурс полностью разбивается на то, что было составлено и сыграно до тех пор. Свободный джаз - своего рода скобка в истории музыки, для Концепция отрицания гармонии и прошлых музыкальных структур не будет очень долгое время и затронет только относительно небольшую аудиторию. Подталкивая пределы музыки, этот художественный опыт принесет новый импульс джазовому миру, освободив его немного больше от старых музыкальных логик.

Этот переворот обновляет все старые музыкальные узоры до года. Свободный джаз также был возможностью для чернокожих американских музыкантов выражать сильные социальные и человеческие требования в америке, иногда нетерпимой к этническим меньшинствам. Среди музыкантов, с быть показанными в свободном джазе, включая Джона Колтрейна, который станет все больше и больше к этому стилю в последние годы своей жизни или, Сесил Тейлор и Сан Ра пианист, басист и композитор Чарльз Мингус, Саксофонисты Орнетт Коулман, Эрик Дольфи, Арчи Шепп, Альберт Айлер и Джо Манери.

Big band

Такой музыкальный ансамбль как биг-бенд включает три группы инструментов, эдаких определенных секций, которые могут звучать каждый в отдельности как общий многоголосый музыкальный инструмент:

  1. саксофонная секция (в более позднее время ставшая секцией с кларнетом);
  2. так называемая «медная» секция (использование труб и тромбонов);
  3. секция ритма (фортепьяно, гитара, контрабас и ударные музыкальные инструменты).


В 80-е годы появятся новые тенденции, более широкая общественность, например, гладкий джаз. Многочисленные художники будут участвовать в придании этому письму благородства. Это жанр, который трудно описать, но все же очень узнаваем. Хотя мы все знакомы с такой музыкой, действительно ли мы знаем все влияния, которые джаз оказал на современную жизнь? Джаз влияет на наш мозг. По мнению экспертов в области психологии, джаз может снизить наш уровень стресса. Стресс - заклятый враг памяти, но этот монстр может быть избит, слушая джаз.

Это может помочь вам изучить или приобрести новые навыки. Кроме того, слушать джаз - это весело! Его корни восходят к музыке американских рабов 19-го века, для которых музыка часто была эмоциональным облегчением. Джаз также является стимулятором. Во время игры стимулируется много зон мозга джазовых музыкантов, потому что он или она должен обратиться к своему чувству творчества. Музыкант должен использовать свои технические знания, чтобы играть в них, обращая внимание на игру своих соседей и реагируя на постоянную игру обмена.

Соло

В то же время возникла сольная импровизация, созданная на принципах «хоруса» или «квадрата», которая представляет собой вариацию равную по продолжительности т.е числу тактов с основной темой музыкального произведения, проигрываемой на фоне того же аккордового музыкального сопровождения. Именно к нему музыкант-импровизатор и подстраивает свои новые мелодичные пассажи.

Джаз повлиял на современную музыку. Джаз позже развился в течение 20-го века, в основном в афро-американских сообществах на юге Соединенных Штатов. Из-за популярности и энергии джаза он обнаружил, что смешивается с другими стилями, такими как рок и хип-хоп. Фристайл-рэп, в котором певица импровизирует свой текст, является прямым вдохновением джаза.

Каммингс писал без учета формы и без учета классического стиля. Поэзия развивалась в то время, когда джаз набирал популярность. Две формы искусства отвечали друг на друга, создавая форму поэзии, вдохновленную джазом, в которой содержались как явные ссылки на джаз, так и имитируя этот стиль музыки.

Джаз 30-х годов

В 30-е года прошлого столетия, когда американский джаз набирал все больше обороты популярности, очень распространенной стало музыкальное исполнение из 32 тактов. В свинге популярностью стал пользоваться так называемый «риф», который представляет собой фразу из двух или четырех тактов, повторяемой музыкантами на протяжении всей музыкальной импровизации солиста.

Одним из первых таких джазовых ансамблей были знаменитые оркестры под управлением мэтров джазовой музыки Глена Миллера, Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси и Бенни Гудмена. Дюк Эллингтон в 40-е годы прошлого столетия в своем творчестве основывался на традициях крупных циклических форм негритянского и латиноамериканского музыкального фольклора.

Уже в 30-е годы ХХ века джаз в Америке был поставлен на рельсы коммерции, ведь лучше продается то, что имеет большую популярность. Тогда среди истинных любителей и ценителей джаза появилось целое движение, отстаивающее джазовые идеалы еще в начале его зарождения.

Бибоп и боп

Огромную роль в победе этого движения сыграли негритянские бэнды 40-х годов, которые отбросили в своем творчестве все лишние атрибуты популярности: танцевальность мелодий, их эстрадность и песенность. Сама музыкальная тема исполнялась практически однозвучно, практически в первозданном виде, танцевальная составляющая была отброшена полностью.

Такой стиль исполнения джаза, стал абсолютно новой вехой в развитии данного направления, и получил название «бибоп» или «боп». Такие талантливые джазовые музыканты и исполнители, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк и многие другие смело проводили свои музыкальные эксперименты в данном направлении. Это со временем принесло свои плоды, положив начало образованию совершенно нового вида музыкального искусства, который в наше время имеет весьма отдаленные связи с джазовым эстрадно-танцевальном стилем.

В конце 40-х - середине 60-х годов ХХ века развитие джаза как стилевого направления в музыке пошло по двум разным направлениям.

Первое направление состоит из таких стилей как «cool» (с англ. прохладный) и «west coast» (с англ. западное побережье), для которых присущи такие характерные черты как возможность пользоваться опытом как классической, так и современной музыки серьезного толка, такой как концертное исполнение или полифоническое звучание.

Второе направление состоит из стилей «хардбоп» (с англ горячий, энергичный) и близкий ему по манере исполнения «soul-jazz» (с англ душа), они совмещают в себе основы бибопа и традиций старого доброго негритянского фольклора, зажигательные ритмы и мелодии религиозных песнопений американских негров, так называемый спиричуэл.

Два этих основных направления имеют много похожих черт, таких как желание свободной импровизации без обязательного деления на «квадраты» и особая тяга к тому, чтобы свинговать различные музыкальные размеры.


60-е годы в развитии джаза

В начале 60-х годов в джазе начинаются активные экспериментальные действия в области импровизации, которая не имеет границ и ограничений даже в виде привязки к какой-то определенной композиции, такие эксперименты получили название Freejazz.

Все большую популярность среди исполнителей и музыкантов джазовой музыки набирает ладовой принцип, который предполагает постоянный выбор звукового ряда, а не четкое разделение на «квадраты».

Чтобы найти такие звуковые ряды, музыканты ищут их в культуре народов Азии, Африки, в музыкальном наследии стран Европы и в других местах.

Fusion

Когда наступают 70-е годы, приходит время электрогитар и развивается молодежное рок-направление музыки, имеющее в своей основе более мелкое дробление такта, чем это было прежде. Такой стиль музыки назвали Фьюжн (с англ. fusion - сплав).

Слушайте джаз!

Таким образом, получается, что история становления джазовой музыки, - это целая историческая сага о непростом и тернистом пути к своей цели. Это о том, что связывает отдельных людей в единое целое, что заставляет нас двигаться вперед и смело экспериментировать, не боясь осуждения и непризнания окружающих. Это удивительная история огромной любви к музыке, которую люди проносят через всю свою жизнь.

Нам же остается получать огромное удовольствие и неизменно удивляться тем смелым и головокружительным экспериментам джазовых музыкантов, становиться свидетелями образования абсолютно новых музыкальных стилей и направлений, ведь все еще только начинается!

Blues

(меланхолия, грусть) – первоначально – сольная лирическая песня американских негров, впоследствии – направление в музыке.

В 20-е годы ХХ века сформировался классический блюз,в основе которого лежал 12-тактовый период, соответствующий 3-хстрочной стихотворной форме. Изначально блюз представлял собой музыку, исполнявшуюся неграми для негров. После появления блюза на юге США, он начинает распространяться по всей стране.

Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада.

Блюз оказал огромное влияние на формирование джаза и поп-музыки.Элементы блюза использовали композиторы ХХ века.


Archaic Jazz

Архаический (ранний) джаз – Обозначение наиболее старых,традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США.

Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритянских и креольских марширующих оркестров XIX в.

Период архаического джаза предшествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля.


New Orleans

Американской родиной, где возник собственно джаз, считают город песен и музыки – Новый Орлеан.
Хотя ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно. Кроме того, все старые музыканты – джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. В Новом Орлеане сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.

Dixieland

(Страна Дикси) – разговорное обозначение южных штатов США, одна из разновидностей традиционного джаза.

Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рейгтайма и джазовых оркестров приехало с Юга в Чикаго, привезя с собой музыку получившуюв скоре прозвище диксиленд.

Диксиленд – наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 – 1923 гг.

Некоторые историки относят диксиленд только к музыке белых групп, играющих в новоорлеанском стиле.

Музыканты диксиленда искали возрождение классического Новоорлеанского джаза.

Эти попытки оказались успешными.

Boogie Woogie

Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки.

Стиль, который оказался весьма доступным для широкой слушательской аудитории.

Полнозвучный стиль буги-вуги появился из-за возникшей в начале ХХ века необходимости нанимать пианистов взаменоркестров в недорогих кафе типа «хонки-тонк». Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры.

Характерные черты: импровизацационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанемента – моторная остинатная фигурация в партии левой руки, разрыв (до 2-3-х октав) между басом и мелодией, непрерывность ритмического движения, отказ от применения педали.

Представители классического буги-вуги: Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери, Мид Люкс Льюис, Джимми Янкей.


Folk Blues

Архаический акустический блюз, основанный на сельском фольклоре чернокожего населения США, в отличие от классического блюза, имевшего преимущественно городское бытование.

Фолк-блюз – это разновидность блюза, исполняемого, как правило, не на электрических музыкальных инструментах. Он охватывает широкий диапазон игры и музыкальных стилей,может заключать в себе непритязательную, простую музыку, играемую на мандолине, банджо, гармонике и других неэлектрических инструментах, спроектированных по принципу jug bands (т.е. сделанных своими руками).Фолк-блюз создает впечатление неотесанной, несколько неформальной музыки. Словом, это настоящая фолк-музыка,играемая народом и для народа.

В рамках фолк-блюзане было более влиятельного певца, чем Блайнд Лимон Джефферсон, Чарли Пэттон , Олджер Александер.

Soul

(буквально – душа); наиболее популярный стиль музыки в 60-х годах ХХ века, развившийся из культовой музыки американских негров и заимствовший многие элементы ритм энд блюза.

В музыке соул различают несколько направлений, важнейшие из которых – так называемый «мемфисский» и «детройтский» соул, а также «белый» соул, присущий в основном музыкантам из Европы.

Funk

Термин родился в джазе 50-х годов ХХ века. Cтиль «funk» является прямым продолжением музыки «soul». Одна из форм ритм-энд-блюза.

Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке «фанк», были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов.

Для фанка характерны выдвинутая на первый план ритм-секция, остро синкопированная партия бас-гитары, остинатные риффы в качестве мелодико-тематической основы композиции, электронный саунд, взвинченный вокал, быстрый темп музыки.

Джеймс Браун и Джордж Клинтон создали экспериментальную фанк-школу с группами PARLAMENT/FUNKDEIC.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х.


Free Funk

Фри-фанк – смесь авангардного джаза с ритмами фанка.

Когда Орнетт Коулмен сформировал команду Prime Time, получился "дабл квартет" (состоящий из двух гитаристов, двух басистов и двух барабанщиков, плюс его альт), исполняющий музыку в свободной тональности, но с эксцентричными фанковыми ритмами. Три члена группы Coleman’а (гитарист Джеймс Блад Ульмер, басист Джамааладин Такума и барабанщик Рональд Шеннон Джексон) организовали позже свои собственные фри-фанковые проекты, и фри-фанк был главным влиянием исполнителей м-бэйс, включая альтистов Стива Коулмена и Грега Осби.
Swing

(качание, взмах). Стиль оркестрового джаза , сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.
Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих и запаздывающих) от опорных долей.
Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Свинговый ритм перешел из джаза и в ранний рок-н-рол.
Выдающиеся исполнители свинга: Дюк Эллингтон , Бенни Гудман , Каунт Бейси …
Bebop

Бибоп – джазовый стиль, сложившийся к середине 40-х годов ХХ века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе; боперы создавали новые представления о том, что такое музыка.

Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки основанной на мелодии к менее популярной «музыке для музыкантов» более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов вместо мелодий.

Бибоп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем».


Jazz Progressive

Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр – прогрессивный джаз. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших приемов т.н. симфо-джаза.

Музыканты, исполнявшие прогрессивный джаз, стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии. Наибольший вклад в развитие «прогрессива» внес Стэн Кентон. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром была близка к стилю Сергея Рахманинова, а композиции несли черты романтизма.

Своеобразным апофеозом развития прогрессива можно считать серию записанных альбомов «Artistry», «Майлз впереди», «Испанские рисунки».

Cool

(Прохладный джаз ), один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40 – 50-х годов ХХ века на основе развития достижений свинга и бопа.

Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, стал новатором этого жанра.

Кул-джазу присущи такие черты, как светлая, «сухая» окраска звука, замедленность движения, застывшая гармония, которая создает иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль, но отличаясь при этом смягченным, приглушенным характером.

Саксофонист Лестер Янг впервые ввел в обиход сам термин «кул».

Наиболее известные музыканты кула – Дейв Брубек , Стэн Гетц, Джорж Ширинг, Милт Джэксон, «Шорти» Роджерс.
Mainstream

(буквально – главное течение ); термин по отношению к определенному периоду свинга, в котором исполнители сумели избежать устоявшихся в этом стиле штампов и продолжали традиции негритянского джаза, вводя элементы импровизации.

Для мейнстрима типична простая, но выразительная мелодическая линия, традиционная гармония и четкий ритм с ярко выраженным драйвом. Характерные черты раннего хард-бопа – преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка.

Основные представители хард-бопа – в большинстве своем негритянские музыканты.

Первым из ансамблей этого стиля записался на пластинки квинтет Арта Блейки JAZZ MESSENGERS (1954).

Другие ведущие музыканты: Джон Колтрейн, Сони Роллинс, Хенк Мобли, Макс Роуч…

Fusion

(буквально – сплав, слияние ), современное стилевое направение, возникшее на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора. Начавшись не только от слияния джаза с поп-музыкойи роком, фьюжн, как музыкальный жанр, появился в конце 1960-х под названием джаз-рок.

Среди новшеств, которые вводились с воображением и большой музыкальностью, был отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении.

Другое изменение – в области ритма, – где свинг был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Пульсация, метр больше не являлись существенным элементом в прочтении джаза.

Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он воспринимался на заре своего возникновения.

Jazz Latin

Соединение латинских ритмических элементов присутствовало почти с самого начала в смешении культур, зародившихся в Новом Орлеане. Музыкальное латинское влияние распространилось в джазе не только на оркестры и группы с первоклассными импровизаторами латиноамериканского происхождения, но также и на комбинирующих местных и латинских исполнителей, создавая образцы наиболее захватывающей сценической музыки.

В 50 – 60-е годы ХХ века происходит синтез латинских ритмов (преимущественно боссановы), с бразильскими элементами самбы. Открытый Джоао Гильберто и Антонио Карлосом Джобимом этот стиль стал альтернативой хардбопу и фри-джазу.

Более приемлемые для танца качества полиритмичной музыки латинского джаза значительно расширили аудиторию поклонников этого стиля. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.




Рекомендуем почитать

Наверх