О заповедях блаженства.

Рецепты 03.04.2024
Рецепты

познакомиться с заповедями блаженства

Задачи:

  • познакомиться с формулировками заповедей блаженств
  • понять смысл каждой заповеди блаженств
  • захотеть исполнять заповеди блаженств

Использованная литература:

  1. Мекрюков А., свящ., Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1 / Учебное пособие для Воскресных школ. – М., 2014. Уроки 13, 14 «Заповеди блаженства».

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава «Нагорная проповедь».
  2. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Нагорная проповедь».
  3. Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил. [Электронный ресурс] – URL: http://pravsobor.kz/STATII/Prosto_o_glavnom/zapovedi_Blajenstva.html (дата обращения 09.12.2016).

Ключевые понятия:

Словарь урока:

  • Блаженство
  • Заповедь
  • Нищие духом
  • Кроткие
  • Милостивые
  • Праведность
  • Миротворцы

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто такие «нищие духом»?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью тестов: тест первый , тест второй .

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации .

(Мф. 5:3-12)

В Нагорной проповеди, о которой вы уже кое-что узнали, Господь Иисус Христос дал людям очень важные заповеди. Он хотел, чтобы все люди были счастливы. Слово «счастливый» в церковнославянском языке – «блаженный». Поэтому каждая из этих девяти заповедей начинается со слова «блаженны». Поэтому и заповеди люди назвали – заповеди блаженств. Девять заповедей блаженства - это девять ступеней, по которым человек должен пройти, чтобы стать нравственно совершенным. От низшего – к более высокому, от лёгкого – к более трудному. Рассмотрим их подробнее.

1) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Как удивительно: чтобы войти в Царство Божие нужно стать нищим! Очевидно, что эта нищета не имеет никакого отношения к обычной нищете. Нищий духом признаёт себя полностью зависимым от своего Творца. Он понимает, что всё доброе, что в нём есть, дал ему Бог. Да и всем этим добрым он правильно распоряжаться не умеет, и постоянно согрешает. Кто сознаёт себя нищим духом не гордится, не превозносится над другими людьми. Он надеется только на милость Божию. В результате он утверждается в мысли о том, что главное в жизни – это Господь Бог. Итак, первый шаг на пути в Царство Небесное – это сознание своего несовершенства, понимание того, что без Божьего участия нам туда не попасть. Нищета духовная противостоит гордости, самомнению, ложной уверенности в своём превосходстве над другими. На основе нищеты духа в христианине зарождается особое состояние души – смирение.

2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Не всякий плач даёт утешение. «Плачет бессильная злоба; плачет униженная гордость; плачет не удовлетворяемая суетность; плачет оскорбленное самолюбие… и мало ли бывает суетных слез?» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
О чём же надо плакать, чтобы обрести блаженство? Люди, сознающие свою духовную нищету, сожалеют о своей немощи в делании добрых дел. Это сожаление приводит их к плачу о своём нравственном состоянии. Плачущие раскаиваются в своих грехах и стремятся решительно исправить свою жизнь. Такая решимость не позволяет впасть в уныние. Плачущие утешатся тем, что их грехи будут прощены, и это откроет им дверь в Царство Небесное.

3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Сознание своих собственных недостатков и сердечное сокрушение о них приводит человека к пониманию того, что и у других людей также могут быть недостатки, и что к ним надо относиться снисходительно. Человека, который ко всем относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не отвечает злом за зло, называют кротким.
Пример кротости мы видим в первую очередь в личности Иисуса Христа. Хотя земная жизнь Спасителя и протекала среди постоянной борьбы, она всегда была исполнена мира и спокойствия. Обращаясь к нам, Он говорит: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Первые ступеньки, которые ведут к блаженствам, ожидающим нас в Царствии Небесном, – это духовная нищета (или сознание своей зависимости от Бога), плач о своих грехах, кротость, желание спасения своей души, милосердие. Что же дальше?

4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Алчущие и жаждущие правды – это те люди, которые желают спасения своей души, помилование, оправдания через веру в Господа Иисуса Христа. Правда – одна. Найти её можно только в Боге. Жить по правде Божией – это значит жить по воле Божией, то есть не так, как хочется, а как Бог велит. Правду Божию следует искать всегда и во всём.

Для поддержания физических сил мы нуждаемся в пище и питье. И душа наша также нуждается в поддержке. Поддержку эту мы можем получить только через Господа. Недаром Он Сам говорит о Себе: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35).

5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Человек, желающий спасения своей души, прекрасно понимает, что спастись он может только милостью Божией. Понимание этого приводит к желанию самому проявлять к другим людям дела милосердия. Будь милостив к другим – тогда Господь простит и твои согрешения! К милости призывает всех Сам Господь: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Милостивые сострадают всем, они всегда готовы помочь нуждающемуся.

Следует помнить, что Богу угодны только такие дела милосердия, которые совершаются от чистого сердца, а не ради тщеславия. Ведь в лице нуждающегося мы оказываем милость Самому Богу. «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17).

6) Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога

В результате труда над самим собой человек может обрести такое состояние души (или сердца), которое свободно от злых мыслей, желаний и намерений. Таких людей называют чистыми сердцем. Душевное настроение чистых сердцем позволяет им почувствовать свою близость к Богу. Это чувство настолько ясное, что его можно сравнить с видением своими глазами.

Увидеть Бога – значит познать Его, понять, каков Он. Уже здесь, на земле, чистые сердцем познают Бога в Его творении, в красоте и гармонии окружающего мира. Они познают Его в словах Священного Писания. Наконец, они познают Его в молитвах и Церковных Таинствах. Уже здесь чистые сердцем живут как бы в постоянном присутствии Божием. И от этого они испытываю истинное блаженство. Ну а будущей жизни они увидят Его «лицом к лицу» (1 Кор. 13:12), как когда-то Адам в раю.

7) Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими

Чистые сердцем стремятся подражать Божиему человеколюбию. Поэтому, когда в отношениях между людьми появляется вражда, они стремятся восстановить мир. Такие люди и сами стараются со всеми жить в мире, и других стараются умиротворять. Миротворцы будут названы сынами Божиими, потому что в этом они похожи на Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю для примирения падшего человечества с Богом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Кроме Христа нет другого источника мира.

8) Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное

Настоящий миротворец стремится к тому, чтобы в отношениях между людьми господствовала правда Божия. Любовь к этой правде приводит человека к готовности мужественно стоять за неё и даже претерпевать гонения. Господь Иисус Христос не скрывает от Своих последователей предстоящих испытаний. И как бы взамен того, чего эти люди лишаются на земле, им обещано Царство Небесное.

9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать за Меня, ибо награда ваша велика на небесах

Последняя заповедь – результат исполнения всех предыдущих. Олицетворением вечной Божией правды является Сам Господь Иисус Христос. Жить по правде – значит быть готовым претерпеть за Него все поношения, клевету, гонения и даже смерть. За подвиг мученичества обещана великая награда на Небесах.

Обратите внимание, что в заповедях Господь не говорит: будьте кроткими, будьте милостивыми и т.д., а говорит: блаженны, то есть хорошо тому, кто будет кротким, милостивым и т.д. Это означает, что Он обращается к нам как к людям, имеющим внутреннюю свободу. Но чем большая предполагается в человеке свобода, тем более высоким нравственным требованиям ему необходимо следовать.

Эти требования очень близки нравственной природе человека. Исполняя их, человек удовлетворяет потребностям своей души и доставляет ей истинное блаженство.

Проверочные вопросы:

  1. Как связаны между собой заповеди блаженств?
  2. Какого человека можно назвать кротким?
  3. Что побуждает человека быть милостивым?
  4. Кто такие «нищие духом»?
  5. Как человек может стать счастливым?

Второе воскресенье после Пасхи
Евангелие от Матфея 5:1-12

Заповеди блаженства

Пояснение к теме:

Заповеди блаженства - это начало Нагорной проповеди Иисуса, и эти заповеди относятся к основополагающим текстам Нового Завета. То, что это одно целое, речь Иисуса Христа, Его проповедь, которая длится три главы, (Мф. 5-7), мы узнаем из стиха первого, пятой главы Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его». Если мы удалим этот стих, то создастся впечатление, что Иисус удаляется от народа, и говорит все только Своим ученикам. В заключение Нагорной проповеди, (Мф. 7:28), опять мы видим, что вся речь была направлена не только к ученикам, но и ко всему народу. Мы видим, что народ открыто следует за Иисусом, и становится адресатом Его речи: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его».
Заповеди блаженства, это восемь предложений, которые начинаются словами: «Блаженны…». Для этой вводной формулы есть несколько переводов: «блаженны» (М. Лютер); «все могут радоваться» (Благая Весть); «быть счастливым» (Надежда для всех). Для современного перевода понятие древнегреческого глагола «макариос», будет ближе понятие «счастлив», где подразумевается необъятное, невообразимое чувство счастья. Речь не идет о быстром, сверкнувшем как молния, счастье. Здесь описывается то счастье, которое в первом и последнем описании указывает на жизнь земного человека в небесном Царствии. Как же понять эти предложения? Можно различить три понятия: начало Нагорной проповеди Иисуса, слышится как утешение. Это становится понятным, когда мы будем рассматривать тему духовной нищеты и страдания. Следующим отличием является этический призыв о милосердии и мире. И заключительным является особый порядок жизни каждого человека в отдельности, так и жизни целой общины.
Некоторые нюансы отдельных высказываний также многосторонни, как и общее понимание заповеди блаженств. Что можно понимать под словами первой заповеди блаженства, «нищие духом»? Речь не идет о всестороннем и интеллектуальном развитии человека, но, скорее, говорится об образе жизни, которое можно описать, как смирение. Такая трактовка дает смысл последнему стиху из «заповедей блаженств», где речь идёт об изгнанных за правду. В такой же последовательности следует рассматривать и второй стих Нагорной проповеди, о плачущих, где говорится не только о конкретной ситуации, но, прежде всего о том, что бывает, случается или происходит в жизни. Здесь говорится о страданиях в этом, реально существующем мире, в котором живут христиане, где Иисус представляет разницу между этим миром и Царствием Божиим.

Примечание, ситуации детей:
Заповеди блаженства представляют нам формы или рамки, в которых должен жить христианин. Охватить и понять полноту и глубину заповеди блаженств детям очень тяжело. Но, с другой стороны, детям известно понятие счастья, (блаженства), но не во всей той полноте, которая постижима взрослым.
Важным будет здесь представить заповеди блаженства в круге Церковного года. Как время перехода от печали до радости, (Страстная Пятница до Пасхи), здесь открывается нам контраст печали и радости. Радость, которую мы принимаем на Пасху, это та радость, которая ведет нас от земной жизни к небесной. В противоположность этому стоит страдание в Страстную Пятницу, указывая на страдание в нашем мире, которое познают дети по мере своего взросления.
Второе воскресенье после Пасхи: «Господь мой Пастырь», соединяет в центре своем земной мир с миром Божиим: Силой Бога воскресший Христос, становится добрым пастырем Своей общины здесь, в этом мире.
Для этого богослужения предлагается пройти определенные станции, где дети узнают о заповедях блаженств, где также будет отмечен важный смысл этих заповедей.

План проведения:

Подготовка:

Подготовка четырех станций и материал:
В комнате подготовьте три станции, которые будут оснащены картинкой и текстом. Картинки можно подобрать из журналов или газет, наклеив их на плотный картон. Текст напишите на картоне ярким маркером.
1 станция:
Картинка, где изображен нищий, голодные дети.
Текст: Посмотрите сюда. Вы все сыты. У вас достаточно еды. Наверняка вы уже успели сегодня утром хорошо позавтракать. Я сегодня еще ничего не ел, а пил только плохую воду. Я так голоден. Иногда это причиняет мне такую боль, что я не могу ни о чем другом думать, как только о кусочке хлеба.

2 станция:
Картинка, где изображен бездомный, зимой.
Текст: Вы не поверите, как же я замерз. Каждую ночь я забираюсь в картонную коробку с тряпками. Но ветер, снег и дождь пробиваются через все щели этой коробки. На моих штанах много заплат и дыр, а мои ботинки вот-вот развалятся. Мою шапку украли на прошлой неделе. Вот бы мне получить сейчас чего-нибудь тепленького...

3 станция:
Картинка, где изображен одинокий человек, одинокий ребенок.
Текст: Я так одинок. Никого у меня нет, даже чтобы поговорить, и никого у меня нет, кого бы я любил, и кто любил бы меня. Все отворачиваются от меня. А вы - у вас есть ваша группа, ваши родители, сестры и братья, друзья, и, наверняка, мягкая игрушка. А я? Я бы тоже хотел, чтобы у меня был кто-то…
Помимо этого, подготовьте рюкзак с хлебом, теплой курткой и мягкой игрушкой.
Четвертая станция будет выглядеть иначе.

4 станция:
Большая подарочная коробка с бантом. В ней находятся: печенье и сладости, теплый плед, маленькая фигурка из дерева, ее также можно вырезать из картона. На фигурке приклеена каточка с надписью: «Я добрый пастырь». Такие же фигурки, но поменьше, по количеству детей. Клей, бумага, фломастеры или маркеры.

Чтение текста:
Прочтите детям заповеди блаженств, Евангелие от Матфея, 5:1-12.
Вступление:
Дорогие дети! Сегодня, на нашем богослужении мы пойдем на прогулку. Эта прогулка будет не на улице, а у нас в нашем помещении. Что мы должны взять с собой в дорогу? (Еду, теплые вещи и игрушку). Так, все это мы упакуем в наш рюкзак. Ну, что же, отправимся в путь? Интересно, кто же повстречается нам на пути, что мы с вами увидим? (Этот вопрос можно задавать непосредственно, на станциях).

1 станция:
Как вы думаете, дети, можем ли мы здесь помочь, есть ли у нас что-то, что могло смягчить его нужду? (Хлеб). Но если мы отдадим свой хлеб, нам самим будет нечего есть... От этого хлеба сможет стать сытым хотя бы один человек, (положите хлеб к станции).

2 станция:
Рассмотрите картинку. Старший ребенок может прочесть текст вслух.
Разве это не ужасно? Можем ли мы здесь помочь? Есть у нас что-то, что мы могли бы отдать? (Куртка). Можем мы это сделать? Не замерзнем ли мы тогда сами? Наверное, мы тоже немного замерзнем, но все равно, у нас дела намного лучше, чем у этого бездомного, который мерзнет здесь каждый день.
Пойдем дальше. Ведь перед нами еще есть путь.

3 станция:
Рассмотрите картинку. Старший ребенок может прочесть текст вслух.
Это действительно не очень хорошо, когда ты совсем одинок. Представьте себе, что у вас никого нет, кого можно было бы погладить, кто варил бы вам еду, с кем можно было бы поговорить. Подарим этому малышу нашу мягкую игрушку из нашего рюкзака? Вы согласны?
Мы с вами прошли определенный путь. Теперь мы и сами проголодались, немного замерзли, и было бы уже хорошо самим оказаться дома, у родителей. Наш рюкзак пуст, мы все раздали. Но, посмотрите, там что-то стоит.

4 станция:
(Откройте коробку. Расстелите одеяло, пригласите детей сесть, пусть все подкрепятся печеньем и сладостями).
Здесь кто-то о нас хорошо позаботился. У нас есть еда и нам тепло. И здесь есть один сопровождающий. И сейчас у нас такое чувство, что мы больше ни в чем не нуждаемся, потому что и сами многим поделились. И сейчас мы с вами одарены. Это нас всех очень радует. Давайте еще раз послушаем, что Иисус говорил и заповедовал всем людям. (Прочтите заповеди блаженств).
Углубление:
Бог заботится о нас как добрый Пастырь, даже тогда, когда нам кажется, что мы одиноки, когда мы несчастны или нас никто не понимает. Но Он всегда рядом с нами.
Каждый ребенок может оформить свою фигурку, также приклеив листочек со словами: «Господь - добрый Пастырь». Потом фигурки дети могут взять домой.
«Отче наш».
Благословение:
Да благословит и сохранит нас, вселюбящий и милосердный, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Аминь.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

Заповеди Блаженства.

Объяснение Заповедей Блаженства.

Первая Заповедь Блаженства.

"Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное."

Слово "блаженны" значит в высшей степени счастливы.
Нищие духом - это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем - здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. - всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас - это Божье.
Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным. Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает. "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать," - учит нас Священное Писание (Притч.3:34).
Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов. Еще задолго до сотворения нашего мира один из близких к Богу ангелов, по имени Денница, возгордился светлостью своего ума и своей близостью к Богу и захотел стать равным Богу. Он произвел на небе революцию и увлек в непослушание часть ангелов. Тогда ангелы, преданные Богу, изгнали из рая взбунтовавшихся ангелов. Непокорные ангелы образовали своё царство - ад. Так началось зло в мире.
Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. "Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим," - сказал Он Своим ученикам. Очень часто люди очень одаренные духовно являются "нищими духом" - то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот - очень гордыми, любящими похвалы. Господь еще сказал: "Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя - возвысится" (Матф. 23:12).

Вторая Заповедь Блаженства.

"Блаженны плачущие, потому что они утешатся."

Плачущие это те, кто сознает свои грехи и недостатки и кается в них.
Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. "Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть," - говорит св. Апостол Павел. Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привязанности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.
Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попавшим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими людьми злых поступков. Усиление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби. Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.
В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

Третья Заповедь Блаженства.

"Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю."

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но уступают. Кротость есть спокойствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота.
Христианская кротость выражается в терпеливом перенесении обид. Грехами, противоположными кротости являются: гнев, злоба, раздражительность, мстительность.
Апостол учил христиан: "Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).
Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи. Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, "новой земли" (2 Петр. 3:13). Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.
Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

Четвертая заповедь Блаженства.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся."

Алчущие - сильно желаающие есть, голодные. Жаждущие - сильно желающие пить. "Правда" - значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.
В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога.
Алчущие и жаждущие правды - это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше. Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим.
Выражение "алчущие и жаждущие" показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду. Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: "Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2)
Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.
Эта заповедь Блаженства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день нашей жизни становиться чище и лучше. Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы "умножить" свои таланты. Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

Пятая Заповедь Блаженства.

"Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут."

Милостивые - это люди сострадательные к другим, это люди, жалеющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи.
Дела милости бывают материальные и духовные.
Дела милости материальные:
Накормить голодного,
Напоить жаждущего,
Имеющего недостаток в одежде одеть,
Посетить больного.
Часто при храмах существует Сестричество, которое посылает помощь нуждающимся людям в разные страны. Можно свою денежную помощь посылать через церковное сестричество или другую благотворительную организацию.
Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать полицию, чтобы спасти этого человека.
Дела милости духовной:
Подать ближнему хороший совет.
Простить обиду.
Научить незнающего истине и добру.
Помочь грешнику стать на правильный путь.
Молиться за ближних Богу.
Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.
"Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь" (Псалом).

Шестая Заповедь Блаженства.

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога."

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце. Сердце таких людей свободно от привязанности к тленным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаждаемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.
Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов.
Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности, в откровенности человека в отношении к ближнему, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний, и постоянной мысли о Боге и о Его святом Законе.
Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть истоник высочайшего блаженства, то обещание видеть Бога есть обеание высшего блаженства.

Седьмая Заповедь Блаженства.

"Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими."

Миротворцы - это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.
Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми."
Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию - Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.
Апостол Павел говорит: "Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8:17-18).

Восьмая заповедь Блаженства.

"Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное."

Гонимые за правду - это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде евангельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12).
Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.
Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

Девятая Заповедь Блаженства.

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах."

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть.
Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.
Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.
Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.
Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за Имя Христово. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т.е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твёрдое исповедание веры нетлением их тела и чудесами.
Апостол Петр писал: "Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, потому что Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется" (1 Петр. 4:14).

ДЕВять заповедей блаженств

Чтобы утвердиться в надежде вечного спасения, к молитве нужно присоеди- нять собственный подвиг для достиже-ния блаженства. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в Его заповедях о бла- женстве. Таких заповедей девять.

Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, яко тии утешат- ся.

Блаженны кротции, яко тии наследят землю.


Блаженны алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блаженны милостивии, яко тии поми-лованы будут.

Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженны изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженны есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и весел итеся, яко мзда ваша многа на Небесех

( Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-12).

нищими духом . Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение: все, что мы имеем, дарует Бог, и ничего доброго мы не можем сделать без Бо жией помощи и благодати; и таким об- разом считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, нищета духовная есть смирен- номудрие.

Желающие блаженства должны быть плачущими . Плачущие - это те кто со- крушаются и плачут в раскаянии о грехах своих, т. е. сокрушаются о том, что они недостойно служат пред Бо- гом и своими грехами оскорбляют Его величие и заслуживают Его гнев. Пла- чущие утешатся, т. е. получат проще- ние грехов и успокоение совести.

Желающие блаженства должны быть кроткими . Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отноше- нии друг к другу, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследят землю, т. е. Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды . Алчу- щие и жаждущие, правды - это те, ко- торые, подобно пиши и пития для тела, желают спасения для души - оправда- ния через веру в Иисуса Христа. Ал-чущие и жаждущие правды насытятся, т. е. получат желаемое ими оправдание и спасение.

Желающие блаженства должны быть милостивыми . Милостивые - это те, ко- торые оказывают милость и сострада- ние ближнему, или, иначе говоря, кото- рые творят дела милосердия. Дела ми- лости телесной следующие: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в не- обходимой и приличной одежде, посе-тить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому при- готовлению к смерти, странника при- нять в дом и предоставить отдых, по- гребать умерших в убожестве (в бед- ности, нищете). Дела милости духов- ной следующие: увещанием обратить грешника от ложного пути его, неве дующего научить истине и добру, по- дать ближнему добрый и благовремен- ный совет в затруднении или, в случае незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут. Здесь подразумева- ется помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Божием.

Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем . Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, со- гласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые располо-жения сердца проявляет в добрых по- ступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой чистоты человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, из- гоняя из сердца своего всякое незакон-ное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и не престанно сохраняя в сердце памятова- ние о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т. е. получат вы- сочайшую степень Вечного блаженст- ва.

Желающие блаженства должны быть миротворцами . Миротворцы - это те люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и ста- раются по возможности примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности - молить Бога об их примирении. Миротворцам обещает- ся благодатное имя сынов Божиих, по- скольку они своим подвигом подража- ют Единородному Сыну Божию, при- шедшему на землю примирить согре- шившего человека с правосудием Бо жиим.

Желающие блаженства должны быть готовыми потерпеть гонение за правду . Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений им обещается Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть всяческие поно- шения , бедствия, самую смерть за имя Христово. Подвиг, согласно этой запо- веди, называется подвигом мучениче-ским. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т. е. пре-имущественную и высокую степень блаженства.

Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства . Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Что значит быть нищим духом, и почему такие люди являются блаженными ? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека. <...> Почему же не сказал Он: смиренные , а сказал нищие ? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Нищета духовная означает смирение , видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом , со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога. Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения. Все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное . Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.

Вторая заповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны плачущие . Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся (выделено нами. — Авт .)». У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29-30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А высшая Правда , Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «милостивые сами помилованы будут ». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем , то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22-23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное .

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу — о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством . Путь этот высший, он имеет великую награду . Путь этот указан Самим Спасителем. Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.



Рекомендуем почитать

Наверх